Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Культурное разнообразие секторов экономики и отраслей производства



В то время как этнические группы и функцио­нальные подразделения внутри предприятий демонстрируют значительные различия, опреде-


Глава 15. Вопросы тендерных различий, этноса...



                   
Отрасль Универсализм — партикуляризм I = < § 1 *s Jj < 5 I S Нейтральность — эмоциональность Конкретное — диффузное Достижение — аскрипиия Внутр. направлен. — внешн. направлен. Прошлое га LQ
Строительство 1,5 2,0 2,1
Теле комму ни каиии 2,2 2,0 1,8
Банк и финансы 2,2 1,9 2,0
Правительство 2,0 2,0 1,8
Высшие учебные                  
заведения 2,3 1,9 2,1
Аэронавтика 1,9 2,1 1,9
Напитки 2,2 1,8 2,0
Химическое                  
производство 2,0 2,0 1,9
Текстильное                  
производство 2,2 2,1 1,7
Компьютеры 1,9 2,1 1,9
Электроника 2,0 1,9 2,0
Производство                  
продуктов питания 1,7 1,9 2,0
Металлообработка 1,7 1,9 2,1
Горное дело 1,7 2,1 2,0
Автомобилестроение 1,9 1,8 2,1
Нефть 2,2 2,0 1,8
Фармацевтика 1,9 2,0 2,0
Производство                  
моюших средств 1,7 2,1 2,0
Игрушки/спорттовары 1,9 2,1 1,9

Рис. 15.11. Разнообразие различий среди промышленных отраслей

ленное разнообразие наблюдается и среди про­изводственных групп (см. рис. 15.11). Как и в случае с другими культурными группами, эти различия являются результатом постоянно воз­никающих проблем и дилемм, которые разре­шаются почти автоматически, по ходу дела. Нет ничего удивительного в том, что у группы бан-


494_________________________ Национально-культурные различия. ..

ковских служащих иная временная ориентация, чем, например, у сотрудников фирмы, выпуска­ющей высокотехнологичное электронное оборудо­вание. Не следует ли ожидать, что люди, заня­тые в банковском деле, в большей степени, чем специалисты, работающие в текстильной про­мышленности, склонны к аскрипции статуса?

Одна из наиболее универсальных культур об­наруживается в сфере фармацевтики и транс­портировочного оборудования — нет ли у вас планов склонить их к нарушению? Станет ли для вас сюрпризом, что особенно высокий ин­дивидуализм наблюдается в вузах, тогда как правительственные организации и горные пред­приятия более ориентированы на нужды кол­лектива?

Некоторые весьма любопытные различия от­мечаются в отношении универсализма — парти­куляризма. Работники сферы здравоохранения, вузов и фармацевтической индустрии показы­вают высокий результат в сторону универсализ­ма, в то время как специалисты в производстве моющих средств и в текстильной промышлен­ности в большей степени, чем другие, предпо­читают партикуляризм.

Индивидуализм, как выяснилось, лучше при­живается там, где он помогает найти «выход» продукции или услуг, как, например, в выс­ших учебных заведениях. То, что нефтяные компании, так же как и автомобилестроитель­ные, металлургические и химические предпри­ятия, являются более коллективистскими, объясняется значением в них посменной рабо-


Глава 15. Вопросы тендерных различий, этноса...________________ 495

ты. Смены, или команды, — это неотъемлемая часть производственной культуры.

Работники здравоохранения, легкой промыш­ленности и горного дела более открыты в выра­жении своих чувств по сравнению с коллегами из автомобилестроения и сферы транспортиро­вочного оборудования, компьютеров и электро­ники. Причины этого очевидны.

Хотели бы вы, чтобы государственный чинов­ник, занимающийся пошлинами на импорти­руемые автомобили, был также информирован о деятельности по расширению предприятий бытовых услуг в вашем микрорайоне? Или, если бы вы разрабатывали микрочип, работая в элек­тронной промышленности, был бы ваш диапа­зон знаний и умений столь же широк, как у тех, кто работает на нефтеперегонном предпри­ятии? Совершенно очевидно, что следует ожи­дать достаточно большого диапазона различий в ориентации. Мы наблюдаем склонность к «диффузному» подходу в здравоохранении, аэро­навтике, производстве моющих средств и нефтя­ной промышленности, тогда как «конкретное» более свойственно правительственным структу­рам, электронике, телекоммуникациям и про­изводству продуктов питания.

Анализируя то, каким образом в различных отраслях производства обращаются со статусом, мы обнаружили, что в наибольшей степени ста­тус определяется по достижениям в производ­стве транспортировочного оборудования и про­дуктов питания, в аэронавтике и правитель­ственных структурах. В то же время в горном


496_________________________ Национально-культурные различия. ..

деле, текстильном производстве, здравоохране­нии и производстве моющих средств приоритет отдается «приписываемому» статусу.

Значительны различия в ориентации. Предпри­ятия с ориентацией на внутренний контроль чаще встречаются в сфере производства продук­тов питания, компьютеров, в аэронавтике и ав­томобилестроении. Культуры же, более ориен­тированные на внешний контроль, представле­ны в сфере производства моющих средств (движи­мого службой маркетинга), в горном деле, здраво­охранении и правительственных организациях.

Наконец, наблюдаются весьма значительные различия в отношении ко времени. Некоторые из них очевидны. Анализируя ответы на тест «Круг времени», мы пришли к выводу, что здра­воохранение и текстильное производство ори­ентированы на прошлое. Производство компь­ютеров, аэронавтика и телекоммуникации боль­ше ориентированы на настоящее, что кажется вполне оправданным подходом ввиду быстро ме­няющейся обстановки на рынке. Ориентирова­ны на будущее компании из сфер производства моющих средств, транспортировочного оборудо­вания и автомобилестроения — не столько в от­ношении технологий, сколько в связи с необхо­димостью планировать будущее.

Создание базы данных

Чтобы попытаться ответить на вопрос, откуда берут начало различия в отношении к тем или иным ценностям, мы рассмотрели восемь потен-


Глава 15. Вопросы тендерных различий, этноса... ______________ 497

циальных источников различий: принадлежность к стране (или национальная культура), тип про­изводства, религия, работа (или функциональ­ная культура), возраст респондента, тип корпо­рации, образование и пол. Затем мы измерили относительное количество вариаций (низкая эн­тропия) среди представителей каждой из кате­горий, а также внутри всей базы данных. На­пример, как много различий ассоциируется с тем, что вы — женщина, работающая в энергетике, протестантка и гражданка США? Наиболее или наименее важной переменной является нацио­нальная принадлежность человека? Значимость различных категорий находится в обратной за­висимости от их соответствующей энтропии. Пе­речень категорий в порядке их значимости при­веден в таблице (см. рис. 15.12).

Национальная культура, к которой изначаль­но принадлежал человек, является важнейшим источником различий во взглядах на ценности. Религия играет важную роль в отношении та­ких аспектов культуры, как универсализм, ин­дивидуализм, конкретность/специфичность и достижение. Протестантская религия, к приме­ру, относится к Библии как к закону Божьему, неким закодированным инструкциям для спа­сения души. В этой связи религия приглашает людей трудиться над собственным спасением, чтобы продемонстрировать Богу результаты тру­да, а также отбросить все, кроме самых конк­ретных и простых религиозных символов. Про­фессиональная деятельность также имеет зна­чение. Работаете ли вы в непрерывном произ-

17 3ак. 2438



Национально-культурные различия. .



I е- и 1 з. 1д II 1 s If s § л II II S о X % 1 | ! If U 1 i t В-о б< ч а §■§■ m m i i Ii О CL X М о§
Низкая Страна Страна Страна Страна Страна Страна Страна
  Отрасль Религия Отрасль Отрасль Отрасль Отрасль Отрасль
  Религия Отрасль Работа Религия Религия Работа Религия
  Работа Образо- Религия Возраст Работа Религия Образо-
    вание         вание
  Возраст Возраст Корпо- Пол Возраст Пол Работа
      рация        
  Корпо- Пол Возраст Образо- Образо- Возраст Возраст
  рация     вание вание    
  Образо- Работа Пол Работа Корпо- Образо- Пол
  вание       рация вание  
Высокая Пол Корпо- Образо- Корпо- Пол Корпо- Корпо-
    рация вание рация   рация рация
         

Рис. 15.12. Различия в отношении к ценностям

водстве или же занимаетесь оказанием услуг конкретным клиентам? Работа или функцио­нальное подразделение имеют средний вес, а вот пол, образование и возраст, как правило, мало влияют на различия.

Приведенные данные следует правильно трак­товать. Они означают, например, то, что мужчина вы или женщина, в наше время особого значе­ния в плане конкурентоспособности не имеет, а вовсе не то, что компания, образованная и управ­ляемая в основном женщинами, ни в коем слу­чае не станет конкурентоспособной в будущем. Низкие баллы в отношении корпоративных раз­личий не означают, что корпоративная культу-


Глава 15. Вопросы тендерных различий, этноса...________________ 499

ра не имеет значения. Это значит лишь, что в среднем различия не являются систематически­ми и рано или поздно перестают существовать.

Обычно мы приступаем к изменению условий не ранее, чем различия становятся очевидны­ми. Культуры имеют свойство появляться на нашем горизонте и исчезать в зависимости от обстоятельств. Любое различие, даже самое маленькое, может стать очень значимым в ходе поиска конкурентных преимуществ и следова­ния за первопроходцами в дебри межкультур­ных различий.

Религия, этническая принадлежность и дру­гие переменные могут комбинироваться. Так, например, в юриспруденции, здравоохранении, социальных науках, средствах массовой инфор­мации, вузах и легкой промышленности с боль­шей вероятностью встретишь американских ев­реев, нежели представителей других этнических групп. Эти культуры, становясь большинством или важным меньшинством в некоторых сферах деятельности и отраслях производства, начина­ют усиливать определенные ключевые для них ценности. Данные из нашей базы могут в отдель­ных случаях показать лишь то, что крупные культурные закономерности и национальные культуры играют большую роль, чем меньшие культуры, люди конкретного возраста, общаю­щиеся между собой, или должностные инструк­ции. Культурные закономерности обширного ха­рактера в состоянии обусловить лучшую орга­низацию большего числа культурных ценностей более последовательным образом.


500_________________________ Национально-культурные различия...

ВЫВОДЫ

Необходимо подчеркнуть, что данные, которые мы обсуждали в последней главе, являются усредненными величинами, полученными от респондентов внутри конкретной национальной группы. В этой и предыдущей главах мы рас­смотрели некоторые из причин внутрикультур-ных различий. В частности, мы обнаружили, что этнические различия внутри общества, та­кого как южноафриканское, а также в мень­шей степени — американское, могут быть не меньше, чем различия в международном мас­штабе.

Мы также проанализировали другие потенци­альные источники крупных различий внутри национальных культур: пол, возраст, иерархи­ческий уровень, отрасль производства и функ­циональное подразделение. С большой достовер­ностью мы можем заключить, что национальные различия являются важнейшим источником культурного многообразия, а также что другие факторы отвечают за разнообразие внутри на­циональной культуры.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ,

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.