В то время как этнические группы и функциональные подразделения внутри предприятий демонстрируют значительные различия, опреде-
Глава 15. Вопросы тендерных различий, этноса...
Отрасль
Универсализм — партикуляризм
I = < §
1 *s Jj
< 5 I S
Нейтральность — эмоциональность
Конкретное — диффузное
Достижение — аскрипиия
Внутр. направлен. — внешн. направлен.
Прошлое
га
LQ
Строительство
1,5
2,0
2,1
Теле комму ни каиии
2,2
2,0
1,8
Банк и финансы
2,2
1,9
2,0
Правительство
2,0
2,0
1,8
Высшие учебные
заведения
2,3
1,9
2,1
Аэронавтика
1,9
2,1
1,9
Напитки
2,2
1,8
2,0
Химическое
производство
2,0
2,0
1,9
Текстильное
производство
2,2
2,1
1,7
Компьютеры
1,9
2,1
1,9
Электроника
2,0
1,9
2,0
Производство
продуктов питания
1,7
1,9
2,0
Металлообработка
1,7
1,9
2,1
Горное дело
1,7
2,1
2,0
Автомобилестроение
1,9
1,8
2,1
Нефть
2,2
2,0
1,8
Фармацевтика
1,9
2,0
2,0
Производство
моюших средств
1,7
2,1
2,0
Игрушки/спорттовары
1,9
2,1
1,9
Рис. 15.11. Разнообразие различий среди промышленных отраслей
ленное разнообразие наблюдается и среди производственных групп (см. рис. 15.11). Как и в случае с другими культурными группами, эти различия являются результатом постоянно возникающих проблем и дилемм, которые разрешаются почти автоматически, по ходу дела. Нет ничего удивительного в том, что у группы бан-
ковских служащих иная временная ориентация, чем, например, у сотрудников фирмы, выпускающей высокотехнологичное электронное оборудование. Не следует ли ожидать, что люди, занятые в банковском деле, в большей степени, чем специалисты, работающие в текстильной промышленности, склонны к аскрипции статуса?
Одна из наиболее универсальных культур обнаруживается в сфере фармацевтики и транспортировочного оборудования — нет ли у вас планов склонить их к нарушению? Станет ли для вас сюрпризом, что особенно высокий индивидуализм наблюдается в вузах, тогда как правительственные организации и горные предприятия более ориентированы на нужды коллектива?
Некоторые весьма любопытные различия отмечаются в отношении универсализма — партикуляризма. Работники сферы здравоохранения, вузов и фармацевтической индустрии показывают высокий результат в сторону универсализма, в то время как специалисты в производстве моющих средств и в текстильной промышленности в большей степени, чем другие, предпочитают партикуляризм.
Индивидуализм, как выяснилось, лучше приживается там, где он помогает найти «выход» продукции или услуг, как, например, в высших учебных заведениях. То, что нефтяные компании, так же как и автомобилестроительные, металлургические и химические предприятия, являются более коллективистскими, объясняется значением в них посменной рабо-
Глава 15. Вопросы тендерных различий, этноса...________________ 495
ты. Смены, или команды, — это неотъемлемая часть производственной культуры.
Работники здравоохранения, легкой промышленности и горного дела более открыты в выражении своих чувств по сравнению с коллегами из автомобилестроения и сферы транспортировочного оборудования, компьютеров и электроники. Причины этого очевидны.
Хотели бы вы, чтобы государственный чиновник, занимающийся пошлинами на импортируемые автомобили, был также информирован о деятельности по расширению предприятий бытовых услуг в вашем микрорайоне? Или, если бы вы разрабатывали микрочип, работая в электронной промышленности, был бы ваш диапазон знаний и умений столь же широк, как у тех, кто работает на нефтеперегонном предприятии? Совершенно очевидно, что следует ожидать достаточно большого диапазона различий в ориентации. Мы наблюдаем склонность к «диффузному» подходу в здравоохранении, аэронавтике, производстве моющих средств и нефтяной промышленности, тогда как «конкретное» более свойственно правительственным структурам, электронике, телекоммуникациям и производству продуктов питания.
Анализируя то, каким образом в различных отраслях производства обращаются со статусом, мы обнаружили, что в наибольшей степени статус определяется по достижениям в производстве транспортировочного оборудования и продуктов питания, в аэронавтике и правительственных структурах. В то же время в горном
деле, текстильном производстве, здравоохранении и производстве моющих средств приоритет отдается «приписываемому» статусу.
Значительны различия в ориентации. Предприятия с ориентацией на внутренний контроль чаще встречаются в сфере производства продуктов питания, компьютеров, в аэронавтике и автомобилестроении. Культуры же, более ориентированные на внешний контроль, представлены в сфере производства моющих средств (движимого службой маркетинга), в горном деле, здравоохранении и правительственных организациях.
Наконец, наблюдаются весьма значительные различия в отношении ко времени. Некоторые из них очевидны. Анализируя ответы на тест «Круг времени», мы пришли к выводу, что здравоохранение и текстильное производство ориентированы на прошлое. Производство компьютеров, аэронавтика и телекоммуникации больше ориентированы на настоящее, что кажется вполне оправданным подходом ввиду быстро меняющейся обстановки на рынке. Ориентированы на будущее компании из сфер производства моющих средств, транспортировочного оборудования и автомобилестроения — не столько в отношении технологий, сколько в связи с необходимостью планировать будущее.
Создание базы данных
Чтобы попытаться ответить на вопрос, откуда берут начало различия в отношении к тем или иным ценностям, мы рассмотрели восемь потен-
Глава 15. Вопросы тендерных различий, этноса...______________ 497
циальных источников различий: принадлежность к стране (или национальная культура), тип производства, религия, работа (или функциональная культура), возраст респондента, тип корпорации, образование и пол. Затем мы измерили относительное количество вариаций (низкая энтропия) среди представителей каждой из категорий, а также внутри всей базы данных. Например, как много различий ассоциируется с тем, что вы — женщина, работающая в энергетике, протестантка и гражданка США? Наиболее или наименее важной переменной является национальная принадлежность человека? Значимость различных категорий находится в обратной зависимости от их соответствующей энтропии. Перечень категорий в порядке их значимости приведен в таблице (см. рис. 15.12).
Национальная культура, к которой изначально принадлежал человек, является важнейшим источником различий во взглядах на ценности. Религия играет важную роль в отношении таких аспектов культуры, как универсализм, индивидуализм, конкретность/специфичность и достижение. Протестантская религия, к примеру, относится к Библии как к закону Божьему, неким закодированным инструкциям для спасения души. В этой связи религия приглашает людей трудиться над собственным спасением, чтобы продемонстрировать Богу результаты труда, а также отбросить все, кроме самых конкретных и простых религиозных символов. Профессиональная деятельность также имеет значение. Работаете ли вы в непрерывном произ-
17 3ак. 2438
Национально-культурные различия. .
I е-
и
1 з.
1д
II
1 s
If
s §
л
II II
S о
X %
1 | !
If
U
1 i
t В-о б< ч
а
§■§■
m m
i i
Ii
О CL X М
о§
Низкая
Страна
Страна
Страна
Страна
Страна
Страна
Страна
Отрасль
Религия
Отрасль
Отрасль
Отрасль
Отрасль
Отрасль
Религия
Отрасль
Работа
Религия
Религия
Работа
Религия
Работа
Образо-
Религия
Возраст
Работа
Религия
Образо-
вание
вание
Возраст
Возраст
Корпо-
Пол
Возраст
Пол
Работа
рация
Корпо-
Пол
Возраст
Образо-
Образо-
Возраст
Возраст
рация
вание
вание
Образо-
Работа
Пол
Работа
Корпо-
Образо-
Пол
вание
рация
вание
Высокая
Пол
Корпо-
Образо-
Корпо-
Пол
Корпо-
Корпо-
рация
вание
рация
рация
рация
Рис. 15.12. Различия в отношении к ценностям
водстве или же занимаетесь оказанием услуг конкретным клиентам? Работа или функциональное подразделение имеют средний вес, а вот пол, образование и возраст, как правило, мало влияют на различия.
Приведенные данные следует правильно трактовать. Они означают, например, то, что мужчина вы или женщина, в наше время особого значения в плане конкурентоспособности не имеет, а вовсе не то, что компания, образованная и управляемая в основном женщинами, ни в коем случае не станет конкурентоспособной в будущем. Низкие баллы в отношении корпоративных различий не означают, что корпоративная культу-
Глава 15. Вопросы тендерных различий, этноса...________________ 499
ра не имеет значения. Это значит лишь, что в среднем различия не являются систематическими и рано или поздно перестают существовать.
Обычно мы приступаем к изменению условий не ранее, чем различия становятся очевидными. Культуры имеют свойство появляться на нашем горизонте и исчезать в зависимости от обстоятельств. Любое различие, даже самое маленькое, может стать очень значимым в ходе поиска конкурентных преимуществ и следования за первопроходцами в дебри межкультурных различий.
Религия, этническая принадлежность и другие переменные могут комбинироваться. Так, например, в юриспруденции, здравоохранении, социальных науках, средствах массовой информации, вузах и легкой промышленности с большей вероятностью встретишь американских евреев, нежели представителей других этнических групп. Эти культуры, становясь большинством или важным меньшинством в некоторых сферах деятельности и отраслях производства, начинают усиливать определенные ключевые для них ценности. Данные из нашей базы могут в отдельных случаях показать лишь то, что крупные культурные закономерности и национальные культуры играют большую роль, чем меньшие культуры, люди конкретного возраста, общающиеся между собой, или должностные инструкции. Культурные закономерности обширного характера в состоянии обусловить лучшую организацию большего числа культурных ценностей более последовательным образом.
Необходимо подчеркнуть, что данные, которые мы обсуждали в последней главе, являются усредненными величинами, полученными от респондентов внутри конкретной национальной группы. В этой и предыдущей главах мы рассмотрели некоторые из причин внутрикультур-ных различий. В частности, мы обнаружили, что этнические различия внутри общества, такого как южноафриканское, а также в меньшей степени — американское, могут быть не меньше, чем различия в международном масштабе.
Мы также проанализировали другие потенциальные источники крупных различий внутри национальных культур: пол, возраст, иерархический уровень, отрасль производства и функциональное подразделение. С большой достоверностью мы можем заключить, что национальные различия являются важнейшим источником культурного многообразия, а также что другие факторы отвечают за разнообразие внутри национальной культуры.