Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Добиваться высокого статуса или «приписывать» его?



Во всех обществах одни люди обладают более высоким статусом, чем другие, что служит ос­нованием для того, чтобы относиться к ним с


474_________________________ Национально-культурные различия...

особенным вниманием и уважением. В то вре­мя как в одних культурах статус назначается людям на основании того, чего они достигли, в других его назначают по таким атрибутам, как возраст, социальный класс, пол, образование, должность, место работы и т. п. По этой причи­не даме — владелице художественной галереи, окруженной прекрасными вещами, — обычно свойственны вкус, утонченность и изыскан­ность, какие ей «приписывает» окружение. Иногда трудно сказать, чего она, собственно, добилась — возможно, недавно организовала успешную выставку, — однако для статуса факт ее обладания галереей, пожалуй, важнее всех иных соображений.

С другой стороны, чудо-продавец алюминие­вого сайдинга добивается своего статуса коли­чеством подписанных им контрактов и зарабо­танных премий. Его статус зависит от коммер­ческого успеха. Таким образом, статус достига­ется благодаря успеху в какой-либо деятельно­сти или в решении какой-то задачи или же «при­писывается» человеку, поскольку членам обще­ства, в котором он живет, нравятся именно та­кие, как он.

Культуры, ориентированные на достижение, обосновывают свои иерархии тем, что люди высокого ранга много сделали для нужд орга­низации, потому их властные полномочия, под­крепленные к тому же квалификацией и опы­том, приносят организации пользу.

«Аскриптивные» организации, ориентирован­ные на «приписывание» статуса, обосновывают


Глава 15. Вопросы тендерных различий, этноса...________________ 475

иерархию необходимостью «иметь власть, что­бы решать вопросы». Это может быть «прину­дительная» власть над людьми и власть посред­ством людей, которая подразумевает их учас­тие в осуществлении этой власти. Среди аск-риптивных культур есть значительные вариа­ции на сей счет, и «власть посредством людей» имеет хорошо известные преимущества. Какую бы форму ни принимала власть, она культиви­рует качества, с помощью которых «приписы­вают» статус, и таким образом помогает орга­низации реализовать свои планы через менед­жеров, которые представляют ее.

Аскриптивные культуры имеют слабость к характеристикам, которые естественным обра­зом вызывают восхищение у человека. В пер­вую очередь речь идет о людях постарше и по-мудрее, людях, которые держатся с достоин­ством, красивых и элегантных женщинах, вы­сококвалифицированных экспертах, а также тех, кто осуществляет проекты, которым «при­писывают» большое значение: «Headstart Prog­ram», «Peace Corps», «Equal Opportunity Com­mission» и т. д. и т. п.

В рамках доктрины кадрового менеджмента все более распространяется мнение, что членам этнических меньшинств следует принимать соб­ственную этническую принадлежность такой, какая она есть. Для этого необходимо осуще­ствить аскрипцию («приписывание» статуса): «Я чернокожий американец. Я в состоянии до­биться в жизни всего, чего только может до­стичь чернокожий американец. И я открываю


476_________________________ Национально-культурные различия...

дверь своим братьям-чернокожим и стараюсь быть для них примером».

Среди кадровых менеджеров по кадрам ши­роко распространено мнение, что без такой эт­нической самоидентификации успех членов этнических меньшинств попросту соответство­вал бы идее, доминирующей в стране. Таким образом, преуспевающие черные, испаноамери-канцы или женщины как бы доказывали, что никакой дополнительной помощи меньшин­ствам, из которых они вышли, не требуется; самые способные и удачливые и так найдут до­рогу к успеху.

Это объясняет предпочтение, которое менед­жеры Америки в целом отдают «философии достижения» в противовес «философии аскрип-ции», в сравнении с кадровыми менеджерами из числа участников конференции SHRM. Ре­зультаты опроса представлены на рис. 15.6. Респондентам было предложено такое утверж­дение: «В нашем обществе к мужчинам и жен­щинам относятся по-разному».

Те, кто считает, что отношение к мужчинам и женщинам разное, считают это нормой, дей­ствующей в обществе, те же, кто отрицает су­ществование такой разницы, объясняют более низкую заработную плату женщин и их низкое положение в иерархии компаний неспособнос­тью достигать высоких целей. Справедливый и логичный вывод.

На иллюстрации видно, какая доля респон­дентов не считает разницу в отношении к муж-


Глава 15. Вопросы тендерных различий, этноса...



чинам и женщинам значительной. 43 процента как мужчин, так и женщин полагают, что воз­можности обоих полов в достижении поставлен­ных целей приблизительно равны. Женщины не жалуются на неравное отношение к ним хотя бы потому, что, по крайней мере, какая-то их часть уверена в своей способности достичь целей и видит в этом более верный путь наверх.

Однако значительная часть этнических мень­шинств указывает на существование дискри­минации в отношении женщин, если сравни­вать их мнение с позицией белых американ­цев или американских менеджеров в целом. 69 процентов испаноамериканцев, 62 процен­та коренных американцев и 58 процентов чер­ных и азиатов считают, что правила «игры» обращены против женщин и в немалой степе­ни против них самих.


478_________________________ Национально-культурные различия. ..

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.