До сих пор в этой книге мы вели речь в основном о национально-культурных различиях. В данной главе мы обсудим различия, обнаруженные внутри одного из самых плюралистических обществ в мире — ЮАР.
Можно вспомнить, как однажды в рамках ежегодной дотации в размере 5000 голландских флоринов (или 2500 долларов США) компания «Shell» предлагала помощь по модернизации детсада. Посредством этого гранта «Shell» предполагала удовлетворить часть социальных нужд своих работников. Детсад принадлежал бедной иммигрантской общине. Тем не менее совет общины отказался от денег, поскольку посчитал, что они запятнаны связями «Shell» с правительством апартеида в ЮАР. «Shell» пришлось связаться с Африканским национальным конгрес-
сом (АНК), чтобы пожертвовать небольшую сумму на нужды иммигрантов. Этот пример показывает, что не все дилеммы удается легко разрешить. Некоторые из них разделили мир на части, другие раскололи надвое некогда тесные сообщества, а третьи вбиты клином в наши сердца.
К счастью, в ЮАР времена изменились, и к власти пришел человек, имеющий порыв, смелость и величие, требуемые для того, чтобы примирить культурные полюса. Он является самым что ни на есть ярким примером того, насколько униженным было африканское население страны в свои худшие времена. Поможет ли его пример и политическая мудрость залечить десятилетия несправедливости и унижений, покажет время. Одни люди поднимаются над мщением, другие — нет. Будущее ЮАР — это вопрос достижения баланса.
Одной из первейших задач политики президента Нельсона Манделы является, без сомнения, социальное примирение, объединение разнообразия культур в ЮАРвокруг одной наиважнейшей цели — свободное и демократическое общество, в котором кровопролитие и конфликт являются атрибутами прошлого, а не будущего.
С того момента, как Мандела произнес свою знаменитую речь в ходе инаугурации, его политика была и остается очень четкой. Белое население страны воспринимается как необходимый фактор процветания экономики ЮАР в будущем. Более того, Мандела сделал все, что в его силах, дабы убедить иностранных инвесторов, что примирение между народами, населя-
Глава 13. Южно-Африканская Республика: «радужная» нация 439
ющими страну, может стать основой стабильности в Южно-Африканской Республике. Африканеры получили президентские гарантии, что ни их язык, ни культура не будут подвергаться притеснениям в отместку за прошлое. Не следует также забывать, что некоторые видные африканеры, как, например, бывший вице-президент страны Фредерик Биллем де Клерк, достиг совершеннолетия уже после введения режима апартеида и еще в молодости подвергал сомнению справедливость концепции, которая легла в основу системы, доставшейся ему по наследству. Переход к правлению темнокожего населения произошел без кровопролития и стал результатом совместных усилий черных и белых. Комитету правды и примирения под руководством архиепископа Десмонда Туту было поручено изучить вопрос о нарушении прав человека в годы апартеида.
Одним из результатов этого процесса стала амнистия для тех, кто чистосердечно признался и раскаялся в содеянном. Хотя некоторые люди выражали опасение, что, когда подробности станут достоянием общественности, результатом будет недовольство, данный подход — уникальная попытка достижения межкультурного примирения.
В контексте призыва президента Манделы к социальному примирению «Trompenaars Hamp-den-Turner Group» приняла приглашение от своего представительства и партнера в Южно-Африканской Республике. В тесном сотрудничестве с Луисом ван де Мерве, представителем
«Trompenaars Group» в ЮАР, мы произвели картирование культур в стране в соответствии с нашей семимерной моделью.
Результаты подтвердили, что на ЮАР можно смотреть как на микрокосм всего мира. Не только черные африканцы, различные племена, языки, образование и т. п., но также и белые люди, потомки поселившихся здесь европейцев, могут быть обнаружены в этой удивительной части света. Культуры колонизаторов не смогли полностью подавить аборигенные африканские традиции. Страна вынуждена была экспериментировать с новыми формами совместного существования различных культур; это также справедливо и в отношении бизнеса. Именно в бизнесе принципы, на которых построено примирение, подвергаются жесточайшему тестированию.