Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формирование последовательностей



Когда мы рассматриваем одновременно цен­ности разных культур, нам кажется, что они противоречат друг другу. Невозможно быть од­новременно правым и неправым, практиковать универсализацию и партикуляризацию, руко­водствоваться принципами направленности вовне или принципами направленности во­внутрь. Одно очевидным образом исключает второе.

Однако вполне возможно сначала поступить неправильно, а затем исправить ошибку; рас­смотреть частный случай (партикуляризм), а впоследствии обобщить его на все виды ситуа­ций; следовать трендам и динамике, навязыва­емым извне, а затем направить усилия на до­стижение своей цели. Поэтому важным элемен­том разрешения дилемм является расположе­ние требуемых процессов в виде последователь­ности.


Глава 13. Разрешение межкулътурных противоречий



В качестве примера приведем следующие слу­
чаи, которые могут встретиться в вашей прак­
тике: или:

Волны/циклы

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что происходит с нашими ценностями, когда, вмес­то того чтобы предположить, что они являются физическими телами (как, например, сталки­вающиеся бильярдные шары), мы считаем, что это волнообразные объекты? Здравый рассудок спешит сопоставить с ценностями такие поня­тия, как «золотые монеты», «драгоценности» или «слитки». Можно попробовать придать им вид волн: морских, электромагнитных, звуко­вых, световых и т. д. Разница в восприятии многих вещей будет весьма значительная.

Возьмем, к примеру, цикл сна и бодрствова­ния, представленный на рис. 13.4.


430_________________________ Национально-культурные различия...

Или же музыкальные звуки различной час­тоты (рис. 13.5).

Если взять две волны различной частоты, 50 Гц и 60 Гц соответственно, посредством гар­монизации двух высокочастотных волн их мож­но скомбинировать таким образом, что полу­чится волна частотой всего 10 Гц. Высокочас­тотная волна теперь оказалась как бы «внут­ри» низкочастотной волны. Если две ценности представить в виде двух звуковых волн, нече­го удивляться, что их гармоничное сочетание может представлять собой еще более красивый звук.

Если принять волнообразную форму как спо­соб выражать ценности и признать, что ценнос­ти чередуются, вроде сна и бодрствования, от-


Глава 13. Разрешение межкультурных противоречий________________________ 431_

дыха и возбуждения, ошибок и их исправле­ния, то мы можем изобразить решение дилем­мы в волнообразном виде между координатны­ми осями, как на рис. 13.6.

Здесь мы сначала совершаем ошибку, затем исправляем ее, снова совершаем ошибку, опять исправляем и т. д. Весь процесс получил назва­ние системы корректировки ошибок.Мы избе­гаем как катастрофических ошибок (например, прогнозируя некий процесс с помощью моде­ли), так и «смирительной рубашки», иными словами, требования не допускать ошибок во­все. Можно предположить, что если мы хотим научиться чему-либо как можно скорее, боль­шое количество малых ошибок, своевременно корректируемых, возможно, есть наилучший способ.

Разумеется, «ошибка» — понятие относитель­ное. Если 35 процентов нашей работы назвать «ошибками», тогда для совершенствования име­ются большие резервы. Если же считать ошиб­ками какие-нибудь 5 процентов деятельности, можно вообще их не учитывать и даже не упо­минать.

Идея обучения посредством исправления оши­бок настолько важна, что мы включили ее в той или иной форме во все свои дилеммы, осо­бенно это касается семи аспектов культуры. Предположим, нам нужно составить некий вол­нообразный график, отражающий взаимоотно­шения между универсализацией и партикуля­ризацией. График мог бы иметь такой вид, как, например, на рис. 13.7.


Национально-культурные различия..


Глава 13. Разрешение межкультурных противоречий_____________ 433

Этот график демонстрирует исключения из пра­вил, которые обнаруживают и регистрируют, а потом учитывают в измененных правилах. Ни­какой научный закон не застрахован от не под­дающихся объяснению аномалий. Никакой пра­вовой акт не в состоянии избежать оппозиции к нему. Ни одна корпоративная процедура не мо­жет не учитывать возникновения какого-то ко­личества исключительных обстоятельств. При возникновении кризисной ситуации старые пра­вила пересматривают либо попросту создают но­вые. Главный принцип заключается в том, что правила должны быть открыты для «ревизии», если мы хотим их усовершенствовать. С другой стороны, мы не могли бы в полной мере оценить уникальность или выдающиеся качества чего-либо, если бы не знали, каковыми являются об­щепринятые стандарты.

Мы использовали идею корректировки оши­бок, представив волнообразные процессы в виде циклов. Эта идея выражена в предположении, что мы периодически совершаем ошибки или заходим в тупик, а затем делаем вторую попыт­ку или совершаем новый цикл, стремясь к улуч­шению по обеим осям координат.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.