Как ни парадоксально, западные и другие ориентированные вовнутрь менеджеры, пытающиеся навязать свои методы партнерам, ориентированным вовне, часто «преуспевают» больше, чем сами того ожидают, именно потому, что, по крайней мере, некоторые из сторонников
Глава 10. Как мы относимся к природе_________________________ 305
культуры, ориентированной вовне, привыкли испытывать сильное влияние со стороны внешних факторов и поступают так, как «велит» им среда.
Однако было бы ошибкой полагать, что принятьруководство извне есть то же самое, что внедрить его в собственный мир или даже просто с успехом его использовать. Некоторым ориентированным вовне культурам претят споры и конфронтация, но это не значит, что полученная извне директива соответствует нормам и стандартам конкретной культуры. Источник власти воспринимается как «естественный», но будет отвергнут, если менеджер ведет себя «неестественно», например, если навязывает свою волю ради собственных интересов, а не стремится к высшей цели — благу организации. По-другому ориентированные культуры часто смотрят на природу как на «бытие хорошего качества». Поэтому если ваши поступки будут интерпретированы как враждебные, вас немедленно лишат статуса «человека, наделенного природными силами».
Фоне Тромпенаарс посетил габонский филиал одной французской нефтяной компании. В то время филиал был в состоянии кризиса, а программа по наведению порядка в управлении филиала воплощалась в жизнь из рук вон плохо. Когда французских менеджеров спросили о возможных причинах кризиса, они лишь пожали плечами.
Габонцы, казалось, были полностью согласны с предложенной программой и разработан-
ными практическими мероприятиями, которые стали результатом длительных дискуссий и планирования. Но когда план надо было воплощать на практике, ничего не получилось. Сотрудники работали как прежде. После тщательного расследования выяснилось, что габонцы действительно приступили к внедрению запланированных изменений, однако не считали себя вправе руководить их осуществлением. Сигнал к началу действий поступил от французского руководства, которое в глазах габонцев являлось «естественным» уполномоченным органом, который может отдавать соответствующие распоряжения. Когда никакого сигнала не поступало, никто ничего не делал. Мысль о том, что можно самостоятельно осуществить изменения, для представителей данной культуры была неприемлема.
Нечто подобное происходило и с внедрением системы «каждому по производительности его труда», которое было начато в МСС. Эта система предполагает, что каждый сотрудник может работать так, чтобы объемы продаж компьютеров постоянно росли.
Такую предпосылку попытался оспорить азиатский менеджер.
Мистер Ажава из Индонезии выдвинул два возражения, адресовав их мистеру Джонсону.
«Принцип „каждому по производительности его труда" не работает на нашей территории. В результате его внедрения покупатели ока-
Глава 10. Как мы относимся к природе_________________________ 307
зываются затоплены предложениями товара, который они не хотят приобретать и который им на самом деле совершенно не нужен. Более того, когда не все получается у наших сотрудников, не следует подгонять их или обвинять. Бывают времена хороших и плохих продаж. Оплата за количество проданных компьютеров не меняет объективных тенденций».
Его замечания не произвели большого впечатления на мистера Джонсона и его западных коллег. «Мы в головном офисе хотим предложить что-то, что действительно стимулировало бы людей. Вы хотите сказать, что награда за успех никак и ни на что не влияет? Вы же не можете отрицать, что какая-то связь все же существует». На что мистер Ажава возразил:
«Разумеется. Но это влияние нивелируется в результате экономических взлетов и падений. Более того, клиентам необходимо всемерно помогать и защищать их от передряг. Не очень умно, на мой взгляд, принуждать клиентов покупать больше, чем им нужно. Иными словами, в трудные времена надо облегчать жизнь клиенту, а в хорошие — использовать момент вместе с ним, чтобы получалось так: и нам прибыль, и ему польза».
Многие из восточных и латиноамериканских коллег выразили солидарность с мистером Ажавой. Джонсон на мгновение потерял самообладание: «Почему же никто из вас не предложит метод, который по-настоящемуработает?»
В данном случае индонезийцы, воспринимая внешние силы как довлеющие над ними, стремятся жить в гармонии с клиентами и со всем миром, чтобы вместе преодолевать трудные времена. У них тоже есть стимулы, однако такие, которые не расходятся с нормами их культуры, а именно: умелая адаптация к взлетам и падениям, которые они воспринимают как естественные и не определяемые степенью их рвения к работе.
Они, вероятно, рассматривают турбулентности как достаточно трудную задачу для всех членов коллектива, без того, чтобы обвинять тех, кто потерпел поражение, или дарить награды тем, кому повезло больше. Любой из этих двух подходов отрицательно сказывается на моральном духе коллектива, поскольку усугубляет и без того произвольный характер потока событий, а также подталкивает продавцов искать прежде всего собственной выгоды, нежели выгоды покупателя.
С другой стороны, механистический взгляд представляет продавца как человека, идущего напролом к своей цели, словно ледокол. Испытание для хороших инженеров — все сделать правильно с первого же раза и подтвердить предложения практическими результатами. Порядочная компания неизменно обещает «посадить вас на место водителя».
Идеальные механизмы беспрекословно подчиняются воле своих операторов и помогают им в преодолении естественных преград на пути к их личным целям.
Глава 10. Как мы относимся к природе_________________________ 309