Отношение к природе во многом определяется тем, какова наша повседневная жизнь и как мы ведем свой бизнес. В некоторых культурах отмечается стремление полностью покорить природу, в других — отдаться ее власти, в третьих же — жить в гармонии с ней. Природа одновременно находится под контролем человека и спо-
Национально-культурные различия. ..
собна неожиданно «проявить характер», став хозяином, а не рабом. Обе ситуации нестабильны и нежелательны, поскольку природа, целиком подчиненная человеку, может оказаться не в состоянии обеспечить его жизнь на Земле.
Эпоха
Восприятие природы
Продуктивные функции
Философия
Контроль
Древний мир
Органическое
Искусство: формировать образы
Естественная: природный мир
Внешний контроль над человеком
Ренессанс
Механистическое
Техника: преобразовывать объекты
Механическая: технический мир
Внутренний контроль человека над миром
Современность
Кибернетическое
Прикладная наука: развивать мир
Научная: социальный мир
Сочетание внешнего и внутреннего контроля
Взаимоотношения между компанией и рынком во многом аналогичны взаимоотношениям между человеком и природой. Товар может иметь успех не только потому, что мы хотим, чтобы он был прибыльным, но также потому, что некоторые свойства, которые мы ему придали, приносят удовлетворение покупателям. Он может иметь успех по причинам иным, нежели
Глава 10. Как мы относимся к природе__________________________ 303
те, которые происходят изнутри нас,т. е. по
причинам, связанным с тем, как думают другиелюди из нашего окружения. Способны ли мы выбирать направление по совету клиентов, если оно отличается от изначального? Имеем ли мы силу воли пересмотреть свои взгляды, когда становится очевидным, что предпочтения наших клиентов в корне отличаются от наших собственных?
Одним из важных логических следствий направленности вовне является теория эволюции. По мнению биологов-эволюционистов, именно окружающая среда решает, какие существа наиболее приспособлены, а какие нет, поэтому, кому выжить, решает рынок, а не менеджеры. В мире бизнеса речь идет не о выживании сильнейших, которое обусловлено борьбой организаций между собой, а о выживании тех, кто наилучшим образом может сформировать полезные для обеих сторон отношения с внешними обстоятельствами. Возможно, именно по этой причине экономически процветающие нации придерживаются традиции, ориентированной вовне культуры. В то время как убеждение, что среда целиком и полностью определяет наше будущее, способно привести к фатализму или отказу от активной деятельности, мнение, что мы все несем ответственность, может привести к обвинению других в своих ошибках, взгляду, что «побежденный сам виноват», и отсутствию сочувствия к тем, кому не повезло.
Важным аспектом направленности вовнутрь является понятие деловой стратегии, т. е.не-
кий план действий, цель которого — вырвать у конкурентов преимущество и победить. Эта метафора пришла к нам из лексикона военных, и совершенно ясно, что либо компания преуспевает в своем стратегическом намерении, либо среда «съедает» ее. Кажущееся отсутствие интереса в стратегическом планировании было отмечено Генри Минцбергом. Кроме того, он весьма сильно критиковал пресловутый «милитаристский» дух стратегического планирования. Минцберг отмечал, что в любой организации те, кто взаимодействует с клиентами, всегда имеют под рукой стратегию по борьбе с каждодневными проблемами.Поэтому функция высшего руководства — рассмотреть эти спонтанно возникающие стратегии и отличить, наградить тех, кто показал себя ценным работником. Это направленный вовне процесс, предусматривающий утилизацию стратегий, уже инициированныхв низах организации. Он является еще одним примером нашей потребности в том, чтобы среда формировала нас.