Большая часть литературы на тему личных достижений рассматривает ориентацию на достижение как часть модернизации, ключ к финансово-экономическому процветанию. Теория учит: если вы стали награждать людей за достижения в бизнесе, процесс будет бесконечным. Люди упорно работают, чтобы заслужить уважение у своих собратьев по культуре, и вы получаете «общество, находящееся в процессе бесконечных достижений» — так Дэвид Макклел-ланд, профессор Гарварда, определил американское общество конца 1950-х годов. Только нации, осуществляющие эмпирическое исследование на тему «что работает лучше?» и придающие статус тем работникам, кто применяет наилучшие подходы в бизнесе, могут добиться процветания экономики своей страны.
В этом — суть протестантизма (стремление к богоугодной жизни, ориентация на тех героев, которые собственными достижениями добились религиозных привилегий) и капитализм как его движущая сила.
Согласно такой точке зрения, нации, которые «приписывают» статус, являются экономически отсталыми, поскольку причины, по которым они придают человеку статус, не способствуют коммерческому успеху. Католические культуры, отдающие предпочтение более пассивному образу жизни; индуизм, приравнивающий практические достижения к самообману; или буддизм, который учит отрешению от мирских сует, — все это формы «приписываемого» статуса, которые, как полагают некоторые ученые, мешают экономическому успеху. «Приписывание» статуса в основном рассматривается как особенность слаборазвитых стран. Более того, кто-то даже назвал такую форму бытия «опасной для экономического здоровья».
Чтобы измерить, насколько широк диапазон преференций в отношении личных достижений или «приписывания» человеку статуса в разных странах, мы использовали следующие утверждения, предложив респондентам оценить их по пятибалльной шкале (1 — совершенно согласен; 5 — абсолютно не согласен).
A. Самая важная вещь в жизни — это думать и поступать так, как подсказывает вам ваше сердце, даже если вы при этом не достигаете поставленных целей.
B. Уважение, которое заслуживает человек, за висит от его (или ее) родословной.
На рис. 8.1 и 8.2 представлена процентная доля респондентов, которые не согласны с каж-
Глава 8. Как мы присваиваем статус___________________________ 215
дым из этих утверждений. Страны на рис. 8.1, в которых лишь меньшинство не согласно с «достижением целей», являются, вообще говоря, «атрибутивными». Представители менее десяти стран — англоязычных и Скандинавских — отдают предпочтение достижению целей. Без сомнения, США являются страной, где статус объясняют не происхождением, а достижением; это доказывает и рис. 8.2: 87 процентов американцев не согласны с тем, что своим статусом человек должен быть обязан происхождению. Ряд стран, проявивших себя как «атрибутивные» в первом случае (например, Чехия), во втором поддержали оппозицию утверждению, что статус основывается на родословной, — причины, по которым «приписывают» статус, значительно варьируются от страны к стране.
Оба графика доказывают, что существует зависимость между процентным количеством приверженцев протестантизма в стране и ориентацией на достижение цели; между католицизмом, буддизмом и индуизмом и предпочтением «приписанного» статуса. Следует отметить, что при этом отсутствует зависимость между предпочтением статуса по достижению или статуса по происхождению и возрастом, полом или уровнем образования респондентов, если брать нашу базу данных в целом, хотя для отдельных стран характерна подобная зависимость.
Полученные данные позволяют также сделать вывод, что аргументов в пользу тезиса о ключевом значении ориентации на достижение для экономического процветания становится все
меньше. Во-первых, в протестантских странах количество жителей больше не растет так стремительно, как раньше. В католической Бельгии, например, ВВП на душу населения немного больше, чем в протестантских Нидерландах. Католические Франция и Италия в последние годы демонстрировали лучший экономический рост, чем Великобритания и некоторые протестантские страны Скандинавии. В Японии, Южной Корее, Тайване, Сингапуре и Гонконге широко распространены буддизм и конфуцианство. Однако нельзя сказать, что японская традиция продвигать по карьерной лестнице согласно выслуге лет привела к тому, что японские корпорации безнадежно отстали от других мировых корпораций. Короче говоря, не существует свидетельств того, что одна из двух ориентации обеспечивает более высокий уровень развития, как считали теоретики модернизма.
В некоторых весьма успешно развивающихся странах практикуют «приписывание» статуса людям, технологиям или производствам, что, как считается, оказывает позитивное влияние на развитие экономики, и в результате люди и целые отрасли получают стимул к развитию. Иными словами, «аскрипция» работает на «достижение» в процессе социально-экономического движения к общим целям.