Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Статус по заслугам и экономическое развитие



Большая часть литературы на тему личных до­стижений рассматривает ориентацию на дости­жение как часть модернизации, ключ к финан­сово-экономическому процветанию. Теория учит: если вы стали награждать людей за до­стижения в бизнесе, процесс будет бесконечным. Люди упорно работают, чтобы заслужить ува­жение у своих собратьев по культуре, и вы по­лучаете «общество, находящееся в процессе бес­конечных достижений» — так Дэвид Макклел-ланд, профессор Гарварда, определил американ­ское общество конца 1950-х годов. Только на­ции, осуществляющие эмпирическое исследова­ние на тему «что работает лучше?» и придаю­щие статус тем работникам, кто применяет наи­лучшие подходы в бизнесе, могут добиться про­цветания экономики своей страны.

В этом — суть протестантизма (стремление к богоугодной жизни, ориентация на тех героев, которые собственными достижениями добились религиозных привилегий) и капитализм как его движущая сила.


214 ________________ Национально-культурные различия. ..

Согласно такой точке зрения, нации, которые «приписывают» статус, являются экономичес­ки отсталыми, поскольку причины, по которым они придают человеку статус, не способствуют коммерческому успеху. Католические культу­ры, отдающие предпочтение более пассивному образу жизни; индуизм, приравнивающий прак­тические достижения к самообману; или буд­дизм, который учит отрешению от мирских сует, — все это формы «приписываемого» ста­туса, которые, как полагают некоторые ученые, мешают экономическому успеху. «Приписыва­ние» статуса в основном рассматривается как особенность слаборазвитых стран. Более того, кто-то даже назвал такую форму бытия «опас­ной для экономического здоровья».

Чтобы измерить, насколько широк диапазон преференций в отношении личных достижений или «приписывания» человеку статуса в разных странах, мы использовали следующие утверж­дения, предложив респондентам оценить их по пятибалльной шкале (1 — совершенно согласен; 5 — абсолютно не согласен).

A. Самая важная вещь в жизни — это думать и
поступать так, как подсказывает вам ваше
сердце, даже если вы при этом не достигаете
поставленных целей.

B. Уважение, которое заслуживает человек, за­
висит от его (или ее) родословной.

На рис. 8.1 и 8.2 представлена процентная доля респондентов, которые не согласны с каж-


Глава 8. Как мы присваиваем статус___________________________ 215

дым из этих утверждений. Страны на рис. 8.1, в которых лишь меньшинство не согласно с «до­стижением целей», являются, вообще говоря, «атрибутивными». Представители менее деся­ти стран — англоязычных и Скандинавских — отдают предпочтение достижению целей. Без сомнения, США являются страной, где статус объясняют не происхождением, а достижени­ем; это доказывает и рис. 8.2: 87 процентов аме­риканцев не согласны с тем, что своим стату­сом человек должен быть обязан происхожде­нию. Ряд стран, проявивших себя как «атрибу­тивные» в первом случае (например, Чехия), во втором поддержали оппозицию утверждению, что статус основывается на родословной, — при­чины, по которым «приписывают» статус, зна­чительно варьируются от страны к стране.

Оба графика доказывают, что существует за­висимость между процентным количеством при­верженцев протестантизма в стране и ориента­цией на достижение цели; между католициз­мом, буддизмом и индуизмом и предпочтением «приписанного» статуса. Следует отметить, что при этом отсутствует зависимость между пред­почтением статуса по достижению или статуса по происхождению и возрастом, полом или уров­нем образования респондентов, если брать нашу базу данных в целом, хотя для отдельных стран характерна подобная зависимость.

Полученные данные позволяют также сделать вывод, что аргументов в пользу тезиса о ключе­вом значении ориентации на достижение для экономического процветания становится все


Национально-культурные различия...


Глава 8. Как мы присваиваем статус


218_________________________ Национально-культурные различия. ..

меньше. Во-первых, в протестантских странах количество жителей больше не растет так стре­мительно, как раньше. В католической Бель­гии, например, ВВП на душу населения немно­го больше, чем в протестантских Нидерландах. Католические Франция и Италия в последние годы демонстрировали лучший экономический рост, чем Великобритания и некоторые протес­тантские страны Скандинавии. В Японии, Южной Корее, Тайване, Сингапуре и Гонконге широко распространены буддизм и конфуциан­ство. Однако нельзя сказать, что японская тра­диция продвигать по карьерной лестнице соглас­но выслуге лет привела к тому, что японские корпорации безнадежно отстали от других ми­ровых корпораций. Короче говоря, не существу­ет свидетельств того, что одна из двух ориента­ции обеспечивает более высокий уровень раз­вития, как считали теоретики модернизма.

В некоторых весьма успешно развивающихся странах практикуют «приписывание» статуса людям, технологиям или производствам, что, как считается, оказывает позитивное влияние на развитие экономики, и в результате люди и целые отрасли получают стимул к развитию. Иными словами, «аскрипция» работает на «до­стижение» в процессе социально-экономическо­го движения к общим целям.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.