Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КАК МЫ ПРИСВАИВАЕМ СТАТУС



В каждом обществе некоторые из его членов имеют более высокий статус, чем все осталь­ные, который означает, что эти люди и их дея­тельность заслуживают особого внимания. Тог­да как в некоторых странах статус предостав­ляется людям как признание их заслуг, в дру­гих странах статус присваивается по причине возраста человека, принадлежности к опреде­ленному классу, по признаку пола, полученно­го человеком образования и т. п. Первый вид статуса называется достигнутым,а второй — приписанным(он является результатом аскрип-ции— приписывания согласно какому-либо атрибуту). В то время как достигнутый статус касается поступковчеловека, приписанный — касается того, кемчем— по определенной шкале ценностей) являетсячеловек.

Когда мы говорим о конкретном человеке, в немалой степени на наше мнение о нем влия­ют его успехи по работе (скажем, человек в те-


210_________________________ Национально-культурные различия. ..

чение последних пяти лет работает старшим менеджером по продажам в престижном Вос­точном регионе). Также на наше мнение могут влиять:

■ возраст (он опытный менеджер)

■ пол (он мужественный)

■ связи в обществе (друзья на высоких по­стах)

■ образование (с отличием окончил колледж)

■ профессия (электроника — это будущее)

Хотя в некоторых случаях статус «приписы­вается» по соображениям, логически не связан­ным с эффективностью в бизнесе, таким, как пол, цвет кожи или происхождение, в других случаях соображения, по которым «приписы­вается» статус, вполне логичны и справедли­вы: возраст и опытность, образование и профес­сиональные качества. Кроме того, образование и профессиональные качества связаны с учебой и профессиональной подготовкой человека и поэтому не относятся напрямую к его текущим достижениям. Людям может «приписываться» статус по соображениям их образованности, поскольку в обществе бытует мнение, что успе­хи в учебе непременно приведут к успеху в про­фессиональной деятельности. Такое положение вещей находит свое выражение в стремитель­ной карьере и практике, когда молодой чело­век, получивший блестящее образование, сразу оказывается на вершине иерархической лест­ницы в организации.


Глава 8. Как мы присваиваем статус___________________________ 211

А теперь давайте вернемся к мистеру Джон­сону, который, как вы помните, пытается успо^ коить покинувших заседание итальянских ме­неджеров. Синьоры Джиалли и Паули покину­ли комнату заседания в гневе на то, что их пред­ложение о внесение модификаций в схему опла­ты труда мистер Бергман из Нидерландов на­звал «глупостью». Для того чтобы спасти си­туацию, мистер Джонсон был вынужден на вре­мя переквалифицироваться в дипломаты. Как молодой Генри Киссинджер (Джонсону всего 35 лет), он посещает то одну, то другую сторону с целью разрешить спор между ними. Но чем дальше, тем больше он чувствовал себя Дон Кихотом с его ветряными мельницами, а не Киссинджером.

Итальянцы по-прежнему не могли успокоиться. Один из них сказал с явным неодобрением: «Американский культ молокососов: мальчишки, которые думают, что знают все на свете». Поэтому когда сеньор Муноз, ме­неджер по кадрам из Испании, предложил свою помощь в разрешении конфликта, Джонсон с радостью согла­сился. Он подумал, что, возможно, испанец скорее найдет обший язык с итальянцами, поскольку их куль­туры ближе. Кроме того, сеньор Муноз был лет на два­дцать его старше, так что заподозрить его в неопытно­сти было трудно.

От души надеясь, что Муноз преуспеет, исполняя свою миссию, Джонсон был тем не менее изумлен, когда увидел, что испанский менеджер всего через несколь­ко минут вошел в комнату с итальянцами. По мнению Джонсона, Муноз не был самым лучшим менеджером


212_________________________ Национально-культурные различия. ..

по кадрам, однако то, что он прекрасно умел улажи­вать конфликты, было несомненно. В то же время сра­зу стало ясно, что испанец теперь целиком разделяет позицию итальянцев: что система оплаты труда по прин­ципу «каждому по производительности его труда» тре­бует доработки. Проблемой, как считал сеньор Муноз (и итальянцы разделяли эту точку зрения), было то, что в рамках рассматриваемой системы преуспевающие продавцы будут зарабатывать больше, чем их началь­ники. Нельзя позволять подчиненным подрывать авто­ритет босса. В дополнение сеньор Муноз отметил, что у него в Испании работники, скорее всего, попросту отказались бы принижать начальника; может быть, на­шелся бы один или два, которым безразличны интере­сы коллектива, они могли бы так поступить, но этим они вынудили бы руководителя попросту подать в от­ставку. Более того, поскольку менеджер по продажам несет ответственность за высокую производительность труда в коллективе, которым он руководит, не странно ли, если не сказать больше, что компания будет преми­ровать кого угодно, но только не начальника?

После этого все участники совещания отправились отобедать, но у Джонсона совершенно не было аппе­тита.

Как видим, в различных нациях людям при­дается статус по разным причинам. Слова сень­ора Муноза больше подействовали на итальян­цев по той же причине, по какой слова Джонсо­на не подействовали: они почувствовали ува­жение к возрасту и опытности испанца в гораз­до большей степени, чем в отношении личных качеств Джонсона, которые позволили ему еде-


Глава 8. Как мы присваиваем статус___________________________ 2L3

лать стремительную карьеру в своей компании. Многие англосаксы, включая мистера Джонсо­на, считают, что приписывать человеку статус по иным причинам, нежели личные качества, в условиях современного бизнеса недопустимо. Однако действительно ли ориентация на лич­ные достижения является необходимым усло­вием экономического успеха?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.