Эксплисит-культура отражает то, что образует более глубинный слой всякой культуры: нормы и ценности отдельно взятой общности людей. Нормы— это совместное знание членами общности того, что «хорошо», а что «плохо». Нормы могут получить развитие до формального уровня, превратившись в законы, а на неформальном уровне — являться формой общественного контроля. С другой стороны, ценностиформируют само определение, что «хорошо», а что «плохо», и, таким образом, тесно связаны с идеалами, едиными для общности людей.
Рис. 3.1. Модель культуры
Культура бывает стабильной, когда нормы, принятые в сообществе людей, отражают их же коллективные ценности. Когда этого не наблюдается, то, скорее всего, рано или поздно возникнет дестабилизирующее напряжение. Много
Глава 3. Смысл культуры_______________________________________ 5^
лет на примере стран Восточной Европы мы наблюдали, как нормы, насаждаемые коммунистической идеологией, не отвечали реальным ценностям в обществе. Распад социалистического альянса — вполне закономерный результат.
Нормы на сознательном или же подсознательном уровне толкают вас к тому, чтобы поступать так, как «следует поступать», ценности — так, как «вы хотели быили даже мечталипоступать». Конкретная ценность является критерием, определяющим выбор между существующими альтернативами. Это понятие отдельного человека или общности людей о том, к чему им хочется стремиться. Например, в одной культуре актуальной была бы следующая ценность: «Умение людей упорно работать является залогом процветающего общества». Однако поведенческой нормой, диктуемой сообществом, может быть: «Не работай больше других, поскольку тогда от всех вас будут ожидать лучших результатов и в итоге всем будет только хуже». Это тот случай, когда нормы отличаются от ценностей.
Одни японцы могут ответить, что кланяются оттого, что им приятно встречаться с людьми, — таков элемент их ценностей. Другие могут сказать: «Потому что все так делают». В этом случае речь идет о норме поведения.
Залогом того, что культурная традиция развивается и совершенствуется, является стабильное, близкое к гармонии соответствие между нормами и ценностями. Почему различные общества, сознательно или подсознательно, по-
разному определили для себя, что хорошо и что плохо, что правильно и что неправильно?
«Сердцевина»: предпосылки относительно человеческого бытия
Чтобы ответить на вопрос об основных различиях между культурами в плане исповедуемых ими ценностей, необходимо обратиться к самому смыслу бытия.
Самая главная ценность, которую исповедуют люди, — право на выживание. Из истории, а также из сегодняшнего опыта мы знаем о народах, борющихся с природными стихиями: голландцы сражаются с наводнениями; швейцарцы — со снежными лавинами; жители Центральной Америки и Африки — с засухой.
Каждый из этих народов так сумел организовать дело, что эффективно противостоит натиску окружающей среды теми средствами и силами, которые у него есть. Постоянные проблемы с течением времени разрешаются почти автоматически. Слово «культура» имеет тот же корень, что и слово «культивировать», означающее «обрабатывать почву» — один из способов воздействия человека на природу. Большинство проблем повседневной жизни решаются столь нехитрым образом, что решения, как таковые, не фиксируются нашим сознанием, забываются. Если бы они не стирались из памяти, мы попросту сошли бы с ума. Представьте, что вы вспоминаете о своей потребности в кислороде каждые 30 секунд. Способы, посредством которых мы решаем проблемы, перестают быть час-
Глава 3. Смысл культуры_______________________________________ 55
тью сознательного и становятся частью нашей системы абсолютных предпосылок относительно нашего существования, бытия.
Чтобы проверить, является ли что-либо базовой предпосылкой, надо выяснить, вызывает ли конкретный вопрос смущение или раздражение. Например, вы могли заметить, что некоторые японцы делают более низкий поклон, чем другие. И снова, если вы спросите, почему они так поступают, ответом может быть: «Мы сами не знаем, но многие так делают» (норма), или что таким образом они хотят показать свое уважение человеку, который выше по должности (ценность). Типичный голландец спросил бы в таком случае: «А зачем вам уважать людей за их должности?» Наиболее вероятной реакцией японца на такой вопрос было бы крайнее удивление или улыбка, за которой может прятаться раздражение. Когда вы оспариваете справедливость базовых предпосылок в беседе с теми, кто их придерживается, вы ставите перед ними вопросы, которые им даже не приходили в голову. С одной стороны, постановка таких вопросов помогает углубиться в исследование культуры народа, но с другой — способна спровоцировать отрицательную реакцию. Попробуйте, будучи в США или Нидерландах, задать кому-нибудь вопрос, почему все люди равны, и вы увидите, что мы имеем в виду.
Люди объединяются в группы и коллективы таким образом, чтобы повысить эффективность в решении проблем. Поскольку различные общности людей исконно развивались в разных
географических регионах, набор логических предпосылок у них также различен.
Мы видим, что конкретная культура организации, или функциональная культура, есть выражение того, как общности людей организовывались в течение многих лет, чтобы совместно решать возникавшие перед ними проблемы и задачи. Изменения в культуре происходят оттого, что люди со временем осознают неэффективность определенных способов решения тех или иных задач.
Из этого фундаментального отношения к своему (естественному) окружению человечество обрело понимание истинного смысла жизни. Однако этот глубочайший смысл бытия вышел за рамки сознательного исследования и перешел в разряд очевидного, что явилось результатом побед человека над природой, которые стали обыденными. В этом смысле культура есть что угодно, но не естественная среда.