Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Задание 20. Вставьте пропущенные слова



«Наблюдение – это целенаправленное систематическое __________(А) объекта. Концентрируя внимание на объекте, наблюдатель опирается на имеющиеся у него некоторые __________(Б) о нём, без которых нельзя определить цель наблюдения. Наблюдение характеризуется активностью __________(В), его способностью к отбору нужной информации, определяемой целью исследования. В научном наблюдении взаимодействие между субъектом и объектом опосредуется __________(Г) наблюдения: приборами и инструментами, с помощью которых ведётся наблюдение. Микроскоп и телескоп, фото- и телеаппаратура, радиолокатор и генератор ультразвука, многие другие приспособления превращают объекты, недоступные органам чувств человека, – микробы, элементарные частицы и т.п. – в эмпирические __________(Д). Как метод научного познания наблюдение даёт исходную __________(Е) об объекте, необходимую для его дальнейшего исследования».

 

1) восприятие 2) знания 3) объекты 4) информация 5) познание 6) наблюдатель 7) средства 8) методы 9) истина  

 

«Субъектами познания являются как отдельный человек, так и всё общество. В процессе своей познавательной деятельности человек получает __________(А) об окружающем мире и о себе. Результаты __________(Б) окружающего мира и самого человека, полученные в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира, составляют знания. Они определяются __________(В) общества, фиксируются в языке и одновременно являются предпосылкой развития и производства новых знаний. Существует __________(Г), которое опирается на здравый смысл и опыт повседневной деятельности. Оно является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей. Усилиями учёных вырабатывается __________(Д), сущность которого состоит в понимании действительности в её прошлом, настоящем и будущем. Наиболее общими объектами познавательной деятельности являются природа, общество и человек. Им соответствуют естественнонаучное, социальное и __________(Е) знания».

 

1) мышление 2) истина 3) практическое 4) гуманитарное 5) научное знание 6) познание 7) информация 8) обыденное (житейское) знание 9) потребности  

 

Часть 2

Как известно, объективная истина есть содержание знаний, не зави­сящее ни от человека, ни от человечества; это - адекватное отражение субъектом окружающего мира. Общая характеристика истины применима к любой форме познания - и к естественнонаучному, и к социальному от­ражению. Однако, отмечая общность, следует видеть и специфику прояв­ления истины в отражении общественных явлений. Необходимо учиты­вать особенности и объекта, и субъекта познания, и их отношений...

Объективная истина в общественных науках, как и в естествозна­нии, одна. Иначе быть не может, если строго придерживаться критерия научности в социальном познании. Но очевидно также и то, что процесс постижения объективной истины столь же труден, сколь и бесконечен. Развитие социального знания идет путем борьбы противоположных взглядов, концепций и теорий, путем их систематического пересмотра. Единственный объективный критерий истины - это практика...

При этом надо всегда иметь в виду, что критерием истины является не единичный опыт, не единовременный акт проверки, а общественная практика в ее историческом измерении.

Однако практика является относительным критерием социальной истины в том смысле, что она указывает истинность знания только для определенных исторических условий. Критерий практики настолько «определенен», чтобы отличать объективные знания от субъективных мнений и идеалистических заблуждений, чтобы стимулировать творче­ское развитие социального познания, и в то же время настолько «неопре­деленен», чтобы не позволять знаниям человека превратиться в «абсолют».

Задание 21. Понимание текста. Какие два определения объективной истины даны авторами?

Задание 22. Понимание текста. О каких двух особенностях практики как критерия истины в общественных науках говорится в тексте?

Задание 23. Конкретизация материала текста.Охарактеризуйте, опираясь на знание курса, особенности объекта, субъ­екта и результатов социального познания.

Задание 24. Аргументация суждений. Приведите три примера, подтверждающие три любых утверждения авто­ров (по вашему выбору). В каждом случае напишите сначала утвержде­ние, а затем - соответствующий пример

Задание 27. Задача

1. Учёные одного из университетов США отобрали 25 до­бровольцев, которые согласились провести в лаборатории изуче­ния сна 12 дней. Одним давали спать по 6 часов, а другим — по 8 часов в сутки. Было установлено, что у тех, кто спал по 6 ча­сов, повышался в крови уровень веществ, связанных с заболева­ниями сердечно-сосудистой системы. Какой из методов научного познания нашёл отражение в данном сообщении? Какой уровень научного знания представ­лен в нём? Аргументируйте свой ответ.

 

2. Как-то А. Эйнштейн с женой посетили крупную амери­канскую обсерваторию. Осматривая телескоп, имеющий зеркало диаметром 2,5 метра, жена учёного поинтересовалась предназ­начением столь грандиозного прибора. Директор пояснил, что этот инструмент необходим, чтобы узнать строение Вселенной. «А мой муж обычно делает это на обороте старого конверта», — сказала супруга учёного. Назовите два метода научного исследования, о которых идёт речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них.

 

3. Исходя из непосредственных наблюдений, люди долгое время считали, что Земля — плоское и покоящееся тело, а Солнце движется по небосводу. Какой вывод о роли наблюдений в формировании научной картины мира можно сделать на основе это­го факта?

Задание 29. Эссе

1. Нам следовало бы стремиться познавать факты, а не мнения, и, напротив, находить место этим фактам в системе наших мнений (Г. Лихтенберг).

2. Знание – орудие, а не цель. (Л. Толстой)

3. Наука – это кладбище гипотез. (А. Пуанкаре)

4. Наука — это организованное знание. (Г. Спенсер).

5. Точное знание общества принадлежит к числу наших самых недавних приобретений (Э. Гидденс).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.