В управленческой теории положения о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к конкретной организации, появились в конце 50-х годов. Они явились важнейшим вкладом системного подхода в науку управления, поскольку выявили необходимость рассматривать организацию как целое, состоящее из взаимосвязанных частей, в свою очередь связанных с внешним миром. Ситуационный подход позволил расширить теорию систем за счет разработки концепции, согласно которой наиболее подходящий в данной ситуации метод определяется конкретными внутренними и внешними факторами, характеризующими организацию и влияющими на нее соответствующим образом.
Внешняя среда характеризуется:
· взаимосвязанностью факторов: силой, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы;
· сложностью: числом и разнообразием факторов, значимым образом влияющих на организацию;
· подвижностью: относительной скоростью изменения среды;
· неопределенностью: относительным количеством информации о среде и уверенностью в ее точности.
Внешние факторы – это в основном неконтролируемые силы, которые воздействуют на решения менеджеров и их действия и, в конечном счете, на внутреннюю структуру и процессы в организации. Они так многочисленны и взаимосвязаны, что менеджер часто затрудняется при выборе тех, которые наиболее важны для принятия решений. Рассматривая эту проблему с точки зрения перспективы, полезно представить внешнее влияние на предприятие как совокупность двух основных сфер: среды косвенного воздействия и среды прямого воздействия.
2. Факторы среды косвенного воздействия
Среда косвенного воздействиясостоит из факторов, которые берут начало за пределами предприятия и обычно независимы от внутренней ситуации, сложившейся на нем. Она включает следующие компоненты.
1) Экономическое воздействие– это влияние на деятельность предприятия, возникающее в результате таких факторов, как производство, распределение и потребление товаров и услуг в тех регионах, где функционирует данное предприятие.
Так как структура потребления более всего определяется изменением рыночных сегментов, необходимо, чтобы каждое предприятие понимало экономические тенденции, влияющие на производство. Предприятие должно учитывать как на национальном, так и на международном уровнях доступность кредитов, уровень дохода, предрасположенность населения к расходованию накопленных средств. Реальная процентная ставка Центрального банка, уровень инфляции и тенденции роста национального продукта являются дополнительными факторами, которые менеджер также должен учитывать при ведении дел.
2) Политико-правовое воздействие– ограничения в процессе принятия решения, являющиеся результатом правовых и управленческих рамок, внутри которых предприятие должно или желало бы действовать. Эти рамки налагают на фирму обязанности по защите потребителей и окружающей среды посредством торговых соглашений, антитрастовых законов, налоговых программ, установления минимального уровня зарплаты, регулирования цен и норм выбросов в окружающую среду, а также посредством административного воздействия и других акций.
Эти законы по практическим и регулятивным функциям носят ограничивающий характер, а, следовательно, имеют тенденцию к сокращению потенциальных доходов предприятия. Однако другие политические и правовые законодательные акты разрабатываются с тем, чтобы возместить убыток от действия вышеназванных ограничивающих законодательных актов, и направлены на защиту предприятия и поддержание его прибыли. Это, например, правительственные субсидии или льготные кредиты на промышленные исследования. Таким образом, политико-правовые воздействия имеют двоякий характер: помимо наложения ограничивающих санкций, они могут быть направлены на поддержание, стимулирование деятельности предприятия.
3) Социально-культурное воздействие, как и другие, подвержено динамике, поскольку люди неизменно пытаются контролировать или приспосабливать к себе окружающую действительность в соответствии со своими желаниями и нуждами.
Социально-культурные условия влияют на решения менеджера. Так, они определяют, как потребители примут товар и какой товар они хотели бы принять. Социально-культурные рамки определяют восприятие рекламы, взгляды служащих на равные возможности при найме и веру конкурентов в этичные отношения.
4) Демографический прогноз.Популярный и удобный путь, позволяющий предсказать возникновение и упадок деловой активности, – анализ демографических данных с целью составления проекта основных тенденций, которые будут преобладать в будущем. Демографический прогноз описывает население с точки зрения будущих покупателей товаров и услуг. Несмотря на эти недостатки, демографические исследования являются мощным источником информации для составления прогнозных проектов при оценке различных факторов, которые могут повлиять на производство.
5) Технологическое воздействие.Бизнес должен идти в ногу с технологическим прогрессом на всех стадиях производства: обработки сырья, дизайна, собственно производства, обслуживания, продвижения продукта к покупателю.
Технологические инновации и структурно-технологические сдвиги очень важны в производстве. Технологические инновации – это развитие новых методов, процессов, продуктов, технологий на научной основе. Иногда их называют «исследования и достижения». Недавние достижения включают в себя лазерную технологию, полупроводники и уничтожение отходов путем сжигания в океане. Структурно-технологический сдвиг – поворот научных разработок в сторону производства потребительских товаров, например, использование волокнистых оптических кабелей в телекоммуникациях, применение микроволновых антенн для телефонной связи на большом расстоянии.
6) Экологическое воздействие.Невозобновимые ресурсы, такие, как каменный уголь, нефть, серебро и некоторые другие полезные ископаемые, должны использоваться благоразумно до тех пор, пока не будут найдены либо созданы их заменители. Вторичному использованию невозобновимых полезных ископаемых должно уделяться особое внимание. Обнадеживающим является то, что при грамотном управлении такие ресурсы, как леса, пашни, могут быть не только пополнены, но и расширены.Вопросы утилизации отходов и др. не должны оставаться без внимания менеджеров. Как ответственные лица менеджеры должны рассматривать некоторые взаимосвязанные вопросы при принятии решений.
3. Факторы среды прямого воздействия
Влияние на предприятие оказывает также среда прямого воздействия.Ее факторы действуют на предприятие, когда оно пытается привлечь или приобрести необходимые ресурсы или продать товар и услуги с хорошей прибылью. Наиболее влиятельные условия среды прямого воздействия следующие.
1) Конкурентная позиция.Попытка изучить дела фирмы-конкурента – сверхсложный и часто дорогостоящий процесс. Среди данных, которые должны быть собраны и оценены по основным конкурентам, – доля на рынке, ширина производственной линии, эффективность продаж, основные преимущества товаров, конкурентоспособность цен, эффективность рекламы, удобство расположения и новизна, мощность и производительность, опытность, стоимость материалов, финансовая позиция, качество продукции, преимущества в разработке и развитии новых товаров, уровень квалификации персонала и общий имидж. Обладая этой информацией, предприятие будет в состоянии правильно оценить собственную позицию на рынке.
2) Потребители. Чтобы лучше планировать операции предприятия, предвидеть изменения емкости рынков и вовремя перераспределять ресурсы, необходимо изучать модели потребительского спроса.
При создании портрета потребителя используются четыре основных типа информации: географический, демографический, психографический, поведенческий.
Важно уяснить границы географического района, в котором есть или могут быть ваши покупатели. Географическое расположение обычно определяется национальными, религиозными, сельскими, городскими или столичными границами, плотностью населения и климатом. Почти каждый товар или услуга обладают определенными качествами, делающими его более привлекательным для жителей определенного района.
Демографические переменные – факторы, обычно используемые для дифференциации групп потребителей: возраст, пол, размер семьи, стадия жизненного цикла, доход, религия, образование, национальность, социальный класс.
Личность и стиль жизни потребителя часто лучше объясняют поведение покупателя, чем географические переменные. Изучение психологии покупателя – важный компонент деятельности менеджера. Психографические переменные, которые используются довольно часто, включают в себя уровень общительности, автономность, консерватизм, авторитаризм, лидерство и амбициозность потребителей.
Другой тип информации, который может быть использован при создании портрета потребителя, – данные о поведении покупателей. Это набор факторов, используемых для объяснения или предсказания некоторых аспектов его поведения. Информация об уровне потребления, поиск выгоды и верности фирме и т. д. могут значительно помочь менеджерам при разработке деловой стратегии, направленной на получение максимальной прибыли.
3) Правительственное воздействие.Правительство в различной степени оказывает воздействие на все иностранные предприятия. Независимо от того, ведете ли вы свой бизнес, например в Японии или в странах Западной Европы, на вас будет воздействовать торговая структура этой страны. Так же, как у себя на родине, деловая активность будет ограничена рамками закона. Вы должны играть по чужим правилам, и вашей обязанностью является их знание.
Лучше сразу установить, каким авторитетом и властью обладает каждый департамент, чтобы не потратить много времени впустую. Кроме того, чем более централизованно принятие решений, тем больше должно быть применено различных рекламных подходов, направленных на людей, которые ответственны за принятие решений, даже если придется игнорировать интересы конечного пользователя или поставщика.
4) Трудовые ресурсы.Способность предприятия привлечь и сохранить служащих – бесспорный ключ к успеху. Поэтому необходимо рассмотреть три аспекта, которые непосредственно влияют на успех в привлечении талантливых, умелых и обязательных служащих.
Во-первых, это деловая репутация работодателя. Фирма, которая солидно выглядит, действует в регионе уже несколько лет, заинтересована в благосостоянии своих служащих, пользуется уважением и ценится за свой вклад в общее повышение благосостояния, с большей вероятностью сможет привлечь и удержать ценных работников, чем ее соперник, который демонстрирует меньше подобных качеств.
Во-вторых, местный уровень занятости. В зависимости от того, какого уровня развития достиг этот деловой район, предложение обученного и опытного персонала может меняться. Новое производственное предприятие, набирающее обученных служащих в процветающем и развитом индустриальном районе, очевидно, столкнется с большими проблемами, чем такое же предприятие, расположенное там, где наблюдается экономический спад и где подобная фирма недавно сократила своих служащих.
В-третьих, наличие и доступность необходимых знаний и навыков. Некоторые навыки людей настолько специализированны, что им приходится переселяться в другое место для того, чтобы найти подходящую работу и получать вознаграждение, соответствующее их умениям. С другой стороны, намного меньше вероятность того, что человек с обычными знаниями и навыками захочет переезжать на какое-либо расстояние для того, чтобы получить скромное повышение в зарплате или сделать маленький шаг вверх по служебной лестнице.
Границы рынка труда довольно узки для непрофессиональных рабочих и канцелярского персонала. Предприятия вынуждены нанимать их на месте, а иногда сталкиваются и с дефицитом таких работников.
Менеджеры тщательно следят за тенденциями на рынке трудовых ресурсов. Они заинтересованы в развитии у рабочих тех знаний и профессиональных навыков, дефицит которых будет в наибольшей степени ощущаться в будущем.
5) Заинтересованные лица.Влиятельных людей и группы, которые заинтересованы в действиях предприятия, называют заинтересованными лицами. Обычно в эту группу включают тех, кто оказывает влияние на менеджера, например конкурентов, поставщиков, потребителей, служащих, правительство. В понятие «заинтересованное лицо» включают следующие сильные источники влияния на менеджера.
Общество в целом.Оно требует, чтобы предприятие принимало участие и делало вклад в общественную жизнь, выделяло солидную часть средств на поддержку правительства, назначало твердые цены на товары и услуги, разрабатывало технологии в своей области бизнеса, вело себя законно и этично.
Местная общественность.Требует, чтобы предприятие обеспечивало постоянную занятость и твердую оплату труда, поддерживало местное правительство, принимало участие в благотворительных и культурных акциях и исполняло взятые на себя обязательства по отношению к обществу.
Акционеры.Как и непосредственные владельцы бизнеса, акционеры требуют участия в распределении прибыли, дополнительных вкладах и преимуществах при ликвидации фирмы. Они также имеют право голосовать своими акциями на ежегодных съездах акционеров компании, проверять документацию, перемещать акции, участвовать в выборах и выдвигать кандидатов в совет директоров.
Профсоюзы.Добиваются своего признания в качестве полноправного участника организации.
6) Поставщики и кредиторы.Крепкие и надежные отношения между предприятием, поставщиками и кредиторами – необходимое условие его процветания. Компания зависит от источников финансовой поддержки, услуг, материалов и оборудования. Более того, предприятие иногда вынуждено просить своих кредиторов и поставщиков о таких услугах, как быстрая доставка, либеральные условия кредита или ненормированный заказ. В этих случаях необходимо, чтобы предприятие имело развитые, прочные и взаимовыгодные отношения с поставщиками. Понимая важность прочных отношений с поставщиками и кредиторами, менеджер должен оценить, каких выгод ищут поставщики и кредиторы от сотрудничества с предприятием. Обычно они следующие.
Поставщики заинтересованы в своевременной выплате кредита, который они дали, и усилят профессиональные и прочие отношения с предприятием в условиях личного контакта и деловой практики, связанной с покупкой и получением предприятием товаров и услуг.
Кредиторы хотят своевременной выплаты процентов и возврата капитала от своих инвестиций, безопасности залогов, а также надеются на сравнительный приоритет при ликвидации предприятия.
Неудачи могут быть как на уровне косвенного, так и на уровне прямого воздействия на предприятие. Косвенное воздействие – слишком крупный, сложный и мощный фактор, чтобы фирма могла его контролировать или влиять на него. Среда прямого воздействия, на которую менеджеры могут оказывать конструктивное влияние, часто не определяет финансовую деятельность компании.
Таким образом, ключ к успеху – быть в курсе событий сферы косвенного воздействия, предсказывать их влияние на отрасль, пытаться руководить предприятием таким образом, чтобы в наибольшей степени использовать внешние воздействия с пользой для своего предприятия.
Контрольные вопросы и задания
1. Сформулируйте понятие внешней среды.
2. Назовите основные факторы среды прямого воздействия.
3. Назовите основные факторы среды косвенного воздействия.
4. В чем различие среды прямого и косвенного воздействий?