Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ИГРА «КУДА СПРЯТАЛСЯ ЖУЧОК?»



Оборудование: макет кукольной комнаты (коробка размером 50 см х 50 см) с изображенными по бокам окнами и дверью). В комнате расставлена кукольная мебель (шесть пред­метов): диван, телевизор, шкаф, круглый стол, кресло и пись­менный стол; план комнаты - лист бумаги, на котором в соот­ветствующих местах черточками отмечено расположение окон и двери и с помощью кругов, квадратов и прямоугольников изображены предметы кукольной комнаты; красный кружок и такого же размера бумажный жучок, которого можно спря­тать под любым предметом кукольной комнаты (рис. 68).

Ход занятия. На столе педагога расположена куколь­ная комната - здесь живет кукла Маша. К ней в комнату влетел жучок, и нужно Маше помочь отыскать его. Педагог показы­вает план кукольной комнаты и поясняет каждое обозначение.

Затем предлагает детям установить соответствие обозначений на плане предметам кукольной мебели.

Предварительно педагог прячет жучка в кукольной комна­те под определенный предмет, соответственно кладет метку (красный кружок) на изображение этого предмета на плане. Ребенок пробует найти по плану жучка. Если он ошибается и показывает не тот предмет, педагог вызывает следующего ре­бенка. Игра повторяется 3-4 раза с разным местонахождением жучка в кукольной комнате. Можно также изменить расста­новку мебели и, соответственно, план комнаты.

 

ИГРА «ГДЕ МАША?»

Оборудование: план комнаты, в которой проводится игра, выполненный в определенном масштабе (например 1:10); на плане начерчены стены комнаты, обозначены окна и дверь, показаны (с соблюдением масштаба) находящиеся здесь пред­меты мебели: маленькая кукла Маша, которую можно спрятать под любым предметом мебели; маленький красный кружок, с помощью которого можно отметить на плане, где спряталась Маша.

Ход занятия. Педагог говорит детям: «Кукла Маша ре­шила поиграть и спряталась где-то в комнате. (Педагог перед началом игры прячет куклу под каким-либо предметов мебе­ли). Но Маша оставила рисунок этой комнаты (показывает де­тям ее план) и отметила, где она спряталась: на плане это место обозначено красным кружком ». Ребенок решает поставленную задачу, пользуясь планом. На первых порах план следует со­риентировать соответственно реальному расположению окон и дверей. Следующий шаг-определение ребенком собственного места в комнате («Я сижу на этом стуле»), а после этого- на­хождение отмеченного на плане предмета.

Необходимость в таких действиях постепенно отпадает, и ребенку достаточно будет посмотреть на план, чтобы сразу отыс­кать нужное место в комнате. Ребенок ищет по плану куклу Машу, а остальные наблюдают. Если ребенок ошибся, то кук­лу Машу ищет следующий. Игру следует организовать так, чтобы каждый ребенок «смог» найти куклу. При повторном проведении игры кукла Маша прячется под разными предме­тами. Может быть также изменена расстановка мебели и, соот­ветственно, план комнаты. Количество предметов не должно превышать шести.

ИГРА «НЕ ОШИБИСЬ!»

Оборудование: мяч.

Ход занятия. Педагог предлагает детям вспомнить, где у них правая рука, и поднять ее. Затем он говорит: «Все предме­ты, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находят­ся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы види­те в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначают слова «впереди меня» и «позадименя»? (Уточняетэти понятия). А сейчас мы поиграем. (Дети садятся за стол). Я буду начинать рассказывать, называть предметы нашей комнаты, а вы будете добавлять слова «справа», «слева», «позади», «впереди», отве­чать, где этот предмет находится. Педагог продолжает: «Стол сто­ит (бросает мяч одному из играющих). - Позади. - Полочка с цве­тами висит... (бросает мяч другому ребенку). - Справа. - Дверь от нас ... - Слева». Если ребенок ошибся, педагог предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет. Он спра­шивает: «Какая рука у тебя ближе к окну? - Правая. - Значит, где находится от тебя окно? - Справа».

Примечание. При повторении игру можно провести и так: педагог произносит слова («слева», «справа», «впереди», «по­зади»), а дети говорят, какие предметы находятся в названном направлении. Для проведения игры детей не следует сажать в кружок, их лучше посадить с одной стороны стола так, чтобы предметы по отношению к ним были расположены одинаково. В более старших группах детей можно сажать в кружок.

 

ИГРА «ЛОВИ И БРОСАЙ!»

Оборудование: мяч.

Ход занятия. Педагог говорит детям, что сегодня они будут играть в такую игру, которая заставит их быстро ловить и бросать мяч. Он разделяет детей на две группы и ставит их в две шеренги друг напротив друга, на расстоянии 1,5-2 м. Предлагает детям запомнить, кто где стоит. Затем педагог объясняет: «Посмотрите, кто стоит впереди вас, кто - слева, а кто~справа. По моему сигналу (команде) - «вперед», «вверх», «вниз», «влево», «вправо» ребенок, у которого будет мяч, дол­жен бросить его играющему, стоящему в определенном месте. Когда я скажу «вверх» (или «вниз»), надо подбросить мяч вверх (соответственно вниз) и самому его поймать. Если я говорю «вправо» (или «влево», или «вперед»), надо бросать мяч игра­ющему, который стоит справа (или слева, или впереди)». Пер­вым начинает бросать мяч педагог, демонстрируя детям свои действия в соответствии с сигналами - «верх», «вперед» . За­тем дети продолжают игру по сигналам педагога, который бы­стро дает разные команды. Если ребенок ошибается несколько раз, педагог становится за его спиной и помогает ему ориенти­роваться в пространстве по сигналу, опираясь на схему соб­ственного тела. Б это время сигналы (команды) дает ребенок, назначенный педагогом.

Примечание. При повторном проведении игра может про­водиться на участке детского сада.

 

Раздел 3

Формирование соотношения между словом и образом

Умение правильно представить ситуацию по ее словесному описанию является необходимой предпосылкой развития об­разных форм мышления и речи ребенка. Оно лежит в основе формирования механизма мысленного оперирования образами воссоздающего воображения. В дальнейшем это позволяет со­вершать адекватные действия по инструкции, решать интел­лектуальные задачи, планировать. Таким образом, это умение составляет фундамент качественной, целенаправленной произ­вольной деятельности.

Именно взаимосвязь между словом и образом составляет основу для развития элементов логического мышления.

 

Серия 1

Задания на формирование умений находить игрушку или предмет по словесному описанию, закрепление представлений об окружающем

 

ЗАДАНИЕ «ОТГАДАЙ!»

Оборудование: игрушки: мяч, матрешка, елочка, ежик, зайчик, мышка.

Ход занятия. Педагог показывает детям красивую ко­робку и говорит: «Давайте рассмотрим, что там лежит». Педа­гог рассматривает с детьми все игрушки и просит их запомнить. Затем он закрывает игрушки салфеткой и говорит: «Сейчас я


расскажу про какую-то одну игрушку, а вы отгадаете, о какой игрушке я говорю». Педагог рассказывает стихотворение: «Круглый, резиновый, катится, его бьют, а он не плачет, толь­ко выше, выше скачет». В случае затруднения он открывает сал­фетку и повторяет описание игрушки при непосредственном восприятии ее детьми. После того как ребенок выберет игруш­ку по описанию, его просят рассказать о ней: «Расскажи об этой игрушке. Какая она?»

Занятие продолжается, педагог рассказывает о других иг­рушках: «Деревянная, одета в платочек и сарафан, у нее есть подружки, они похожи друг на дружку, а всего одна игруш­ка. Растет в лесу зеленая, колючая, на Новый год, на празд­ник, к нам в комнату придет. Колючий, на спине много иго­лок, живет в лесу, любит грибы и яблоки. Летом серый, зимой белый, никого не обижает, а сам всех боится, живет в лесу, любит морковку. Серенькая, маленькая, с ушками и длинным хвостом, живет в норке и боится кошки».

Ребенок отгадывает игрушку, обосновывает свой выбор. В случае затруднения педагог повторяет описание игрушки и задает ребенку вопросы: «Какие слова ты услышал и догадал­ся, что это зайчик? Какой зайчик?» и т.д.

ЗАДАНИЕ «НАЙДИ МЯЧ!»

Оборудование: пять мячей: красный маленький, боль­шой красный с белой полосой, большой синий, маленький зе­леный с белой полосой, большой зеленый с белой полосой.

Ход занятия. Детям показывают по одному все мячи и просят их запомнить. Затем педагог закрывает все мячи сал­феткой. После этого он дает описание одного из мячей в виде рассказа. Он говорит: «Вова принес мяч в детский сад. Мяч был большой, красный, с белой полосой. Найдите мяч, который при­нес Вова. Мы с ним поиграем». Педагог открывает салфетку и просит ребенка выбрать мяч, о котором он рассказал. В случае затруднения или ошибочном выборе педагог повторяет описа­ние мяча, при этом мячи остаются открытыми. Если этот при­ем не помогает ребенку, то надо использовать уточняющие воп­росы: «Какой мячик по величине принес Вова? Какого цвета? Что было нарисовано на мяче? Какая по цвету полоска?»

После того как ребенок выберет мяч, его просят рассказать, какой он выбрал мяч, т.е. в речевом высказывании обосновать свой выбор. Затем дети становятся в круг и играют с этим мя­чом. Игру можно продолжить, предложив детям описание дру­гого мяча. Такими приемами педагог привлекает внимание де­тей к рассмотрению и анализу внешних признаков игрушек, что, в свою очередь, способствует соединению этих признаков с собственной речью ребенка.

ЗАДАНИЕ «В ЗООПАРКЕ»

Оборудование: трафареты, изображающие животных: зайца, крокодила, жирафа; прямоугольники, изображающие клетки; игрушки: заяц, крокодил, жираф и строительный на­бор - кирпичики.

Ход занятия. Педагог предлагает детям помочь «посе­лить» животных в клетки зоопарка, он говорит: «В зоопарке свободны три клетки, они разные по размеру: одна - малень­кая, низкая; другая - большая и очень высокая; третья - боль­шая и очень длинная. В зоопарк привезли животных: кроко­дила, зайца и жирафа. Помогите поселить этих животных в удобные для них клетки. Расскажите, какое животное в ка­кую клетку надо «поселить». В случае затруднения педагог предлагает детям построить клетки из кирпичиков и поселить животных в эти клетки. После практической деятельности де­тей просят рассказать, каких животных в какие клетки они «поселили» и почему.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.