Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности современных молодежных миграций

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДЫМИ МИГРАНТАМИ

Мигрантом называют человека, покинувшего место своего постоянного проживания более чем на шесть месяцев под влиянием выталкивающих или притягивающих факторов.

Под выталкивающими факторами понимается совокупность обстоятельств, препятствующих свободной и безопасной жизни человека (политические репрессии, экологические катастрофы, военные действия, национально-этнические вооруженные конфликты и другие). Притягивающие факторы, напротив, демонстрируют стремление к улучшению жизни (переезд в экономически развитые регионы, в центры образования).

Миграционные движения разнообразны по структуре и содержанию. Если в основе лежит стремление улучшить свою жизнь, то движение осуществляется под влиянием притягивающих факторов, и мигранта называют добровольным. Если индивид, стремясь сохранить свою жизнь и здоровье, жизнь и здоровье своей семьи от негативных воздействий, перемещается на новую территорию под влиянием выталкивающих факторов, то его называют вынужденныммигрантом: беженцем, перемещенным лицом или вынужденным переселенцем (употребляется только в Российской Федерации)

В зависимости от направления движения миграции могут быть внутренними(индивид не пересекает границ своего государства) и внешними (связаны с пересечением границ одного или нескольких иностранных государств). А в зависимости от степени законности пребывание внешних мигрантов в стране становится либо легальным, либо нелегальным.

Подавляющее большинство добровольных мигрантов это молодежь (как правило, их возраст — до 35 лет). Молодые люди являются наиболее динамичной социальной группой, которая целенаправленно стремится улучшить свою жизнь. Период молодости связан с поиском идентичности (Э. Эриксон), интенсивной социализацией (И. С. Кон), профессиональным становлением и поиском спутника жизни.

Характерные черты, свойственные молодым мигрантам.

Во-первых, целеустремленность, стремление в сжатые сроки получить для себя максимальное удовлетворение потребностей (в широком смысле слова). Покидая родительский дом, молодые люди вынуждены самостоятельно себя обеспечивать, а часто еще и поддерживать свою семью, поэтому они берутся за любую работу, которая может приносить им доход.

Во-вторых, готовность к ограничениям и лишениям в процессе достижения поставленных целей. Молодые мигранты способны жить при минимальном комфорте, в не приспособленных для проживания помещениях, ограничивая себя в питании, пренебрегая личной гигиеной и т. п.

В-третьих, затруднительное материальное положение, так как расходы у молодых мигрантов в несколько раз выше, чем у их сверстников (оплата жилья, питание, транспортные расходы, расходы на одежду, обувь, предметы первой необходимости), а возможности получения доходов примерно равны.

В-четвертых, большое значение для данной категории имеют тесные эмоциональные контакты с новым окружением. Молодые люди стремятся найти среди новых знакомых эмоциональную поддержку, легко заводят друзей. Но часто эти контакты имеют и социально-экономический контекст, связанный со стремлением закрепиться на новом месте (например, вступление в брак с жителем данной местности).

Наиболее сложным периодом молодых мигрантов ученые называют период адаптации к новому месту жительства. Существует тенденция рассмотрения адаптационного процесса мигрантов в контексте так называемой кривой провеса адаптации. В соответствии с этой кривой Г. Триандис выделяет пять этапов процесса адаптации мигрантов.

Первый этап — "медовый месяц", характеризуется энтузиазмом, приподнятым настроением и большими надеждами мигрантов.

На втором этапе непривычная среда начинает оказывать свое негативное воздействие. Возникает чувство дискомфорта, взаимного непонимания с местными жителями и неприятия ими. Все это приводит к разочарованию, замешательству, фрустрации и депрессии. В этот период "чужак" пытается убежать от реальности, общаясь исключительно с земляками и обмениваясь с ними впечатлениями.

На третьем этапе симптомы дезадаптации могут достигать критической точки, что проявляется в серьезных болезнях и чувстве полной беспомощности. Не сумевшие успешно адаптироваться к новой среде молодые люди пытаются вернуться домой. Однако намного чаще мигранты получают социальную поддержку окружения и преодолевают межкультурные различия — изучают язык, знакомятся с местной культурой.

Четвертый этап — депрессия медленно сменяется оптимизмом, ощущением уверенности и удовлетворения. Человек чувствует себя более приспособленным и интегрированным а жизнь общества.

Пятый этап характеризуется полной адаптацией, которая подразумевает относительно стабильные изменения личности в ответ на требования среды.

В целом у молодых мигрантов, только покинувших родительский дом, адаптация приходится на период становления личности, активных поисков себя в окружающем мире; приспособление к новому окружению происходит у них легче, чем в более зрелом возрасте.

Одним из популярных среди молодежи видов миграций являются маятниковые миграции. Их сущность заключается в том, что человек совершает регулярные поездки из одного пункта, где он живет, в другой — где он работает или учится. Регулярность поездок, совершаемых в течение рабочей недели, — основание для их уподобления маятнику. Маятниковая миграция — это канал, с помощью которого люди стремятся улучшить условия работы и повседневной жизнедеятельности, несмотря на административные ограничения, с помощью которых сдерживается приток населения в крупнейшие города.

Молодые мигранты ввиду особенностей их положения на новом месте жительства являются, с одной стороны, социально уязвимой, а с другой — потенциально важной для развития территорий категорией населения. Поэтому государство обращает особое внимание на меры социальной поддержки молодых мигрантов.

Социальная работа с молодыми мигрантами строится в соответствии с основными направлениями Государственной молодежной политики, согласно которой молодежь является особой категорией населения, нуждающейся в государственной поддержке.

Приоритетными задачами в области социальной поддержки молодых мигрантов можно назвать:

o создание условий для получения профессионального образования (квотирование мест в средних специальных и высших учебных заведениях для особо нуждающихся мигрантов и жителей сельской местности);

o социально-экономическую поддержку (стипендии, пособия, льготы);

o медико-социальную поддержку (медицинское страхование, льготное медицинское обслуживание, бесплатная экстренная медицинская помощь, организация диспансеризации);

o социально-правовую поддержку (юридические консультации, правовое просвещение);

o информационную поддержку (создание молодежных информационных служб и бесплатных консультационных пунктов);

o помощь в трудоустройстве (молодежные биржи труда, организация дополнительных рабочих мест для молодых специалистов);

o поддержку молодой семьи (льготное ипотечное кредитование, снижение налогового бремени, выплата компенсаций и пособий при рождении ребенка и на период декретного отпуска);

o социально-психологическую поддержку в период адаптации к новому месту жительства (работа психологических служб в учебных заведениях и на некоторых предприятиях, молодежные телефоны доверия);

o профилактику асоциальных явлений (наркомании, алкоголизма, проституции, преступных действий) в среде молодых мигрантов;

o контроль нелегальной миграции (организация регулярных рейдов службами правопорядка, проверка паспортного режима, выдворение нелегальных мигрантов из страны);

o социально-культурную поддержку (деятельность национально-культурных объединений и диаспор, общественных организаций).

Таким образом, социальная поддержка молодых мигрантов направлена на создание условий для их успешной интеграции в новое общество. Под интеграцией мигрантов понимается длительный процесс адаптации к новому месту жительства, решение широкого круга социальных проблем: поиск жилья, постоянного источника дохода, круга общения, обретение конкретного социального статуса в обществе, восстановление и создание новых естественно-антропологических связей, осознание себя полноправным членом данного общества и др. Итогом данного процесса является полноправное участие индивида в жизнедеятельности на новой территории.

Содержание и основные направления социальной работы с молодыми мигрантами

Социальная поддержка молодых мигрантов является новым и активно развивающимся направлением социальной работы. Государство стимулирует миграции молодежи с целью получения образования и трудоустройства. Поэтому приоритетными направлениями социальной поддержки являются поддержка студентов-мигрантов в средних специальных учебных заведениях и вузах, легальных трудовых мигрантов на рынке труда; контроль нелегальной трудовой молодежной миграции.

Принимая решение об участии в трудовой миграции, молодой человек часто не имеет достоверной и полной информации о будущем месте работы. Основным фактором, оказавшим окончательное влияние на принятие решения о поездке на заработки, выступают неформальные источники, составляющие непосредственное, ближнее окружение потенциального трудового мигранта.

Проблемы трудовой миграции:

1. Большое значение для процесса социальной адаптации и интеграции в принимающее общество оказывает правовой статус (легальный — нелегальный) нахождения трудового мигранта. Подавляющее большинство молодых трудовых мигрантов находится на принимающей территории нелегально.

2. Проблема, связанная с наличием медицинской страховки и медицинским обслуживанием в случае получения производственной травмы или болезни.

3. Существенным фактором, влияющим на процесс адаптации и интеграции трудовых мигрантов в принимающее общество, являются жилищные условия, в которых они находятся и проводят определенную часть своей жизни.

4. Молодые трудовые мигранты имеют негативный опыт социальных взаимодействий и с местным населением. Трудовые мигранты нередко выступают в качестве замкнутой общины, противостоящей принимающему обществу.

5. Другой существенной причиной, оказывающей влияние на нетерпимость принимающего общества, является опасение, что трудовые мигранты отнимают у местного населения работу.

6. Молодые трудовые мигранты имеют ограниченные контакты с институтами гражданского общества (кроме правоохранительных органов по вопросам регистрации и легализации пребывания на данной территории). Это объясняется в том числе и тем, что трудовые мигранты не ожидают помощи ни от государственных органов принимающей стороны, ни от структур гражданского общества. Они рассчитывают только на себя, своих ближних.

Государственная социальная поддержка молодых трудовых мигрантов направлена в первую очередь на оказание помощи легальным молодым мигрантам, трудоустраивающимся либо на государственные предприятия и организации, либо в те отрасли экономики, которые малопривлекательны для коренного населения. В отношении нелегальных трудовых мигрантов государственная миграционная политика направлена на выявление, контроль и выдворение их из страны. Но, учитывая тот факт, что легально может трудоустроиться лишь незначительная часть трудовых молодых мигрантов (ввиду отсутствия соответствующего образования, квалификации, опыта работы), государственные меры социальной поддержки данной категории мигрантов не могут быть названы достаточными.

Таким образом, отличительными особенностями молодых трудовых мигрантов являются: недостаток жизненного опыта; низкая профессиональная квалификация (либо ее отсутствие); низкая правовая грамотность и компетентность; авантюризм; социальная незащищенность.

Миграции с целью получения образования являются одним из государственно поддерживаемых миграционных потоков. Данные миграции имеют свои особенности.

Во-первых, распределение их по территории государства жестко задано. Большое число студентов-мигрантов сосредоточено в крупных городах, где находятся средние специальные и высшие учебные заведения.

Во-вторых, данные миграции имеют строгие ограничения по времени — на период обучения.

В-третьих, мигранты примерно равны по возрастным показателям. Следовательно, эти миграционные движения в большинстве своем носят легальный и легко контролируемый характер, а студенты-мигранты испытывают круг сходных проблем, в решении которых им организуется целенаправленная помощь и поддержка.

Собирательный социальный образ студента-мигранта, основываясь на исследованиях Н. Н. Загрядской, можно представить как совокупность некоторых черт.

Во-первых, в ситуациях, которые не являются экстремальными, студенты-мигранты стремятся к безопасности, обеспечивающей охрану достигнутого и возможность дальнейших достижений. Это связано, помимо всего прочего, с тем, что психическая деятельность имеет ярко выраженный адаптивный характер.

Во-вторых,студенты-мигранты тяготеют к такому уровню уверенности, который дает им возможность предвидеть будущее. Иными словами, у молодого человека возникает требование видеть четкую перспективу становления себя как специалиста и быть уверенным в том, что требования, предъявляемые и процессе обучения в вузе, повлекут большее, быть может, предельное напряжение интеллектуальных и нравственных сил, однако будут соответствовать его возможностям.

В-третьих, студенты-мигранты стремятся к обретению чувства собственного достоинства и значимости. Удовлетворение этих потребностей, основанное на объективной оценке достижений, — едва ли не кратчайший путь к росту знаний студента, его добросовестности.

В-четвертых, студенты-мигранты стремятся достигнуть внутренней эмоциональной гармонии. Это, в свою очередь, требует трактовать процесс обучения в вузе не только как изучение определенных наук, но и как деятельность, формирующую способность творчески мыслить, чувствовать, оценивать, действовать, словом, направленную на выработку активной жизненной позиции будущего специалиста с высшим образованием.

Для организации социальной поддержки различных категорий студентов в вузах создаются специальные подразделения — отделы социальной работы. Их деятельность определяется уставом учебного заведения и включает в себя несколько направлений: планирование и организация социальной защиты и социальной помощи различным категориям студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого персонала; координация деятельности различных государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся категориям студентов, аспирантов и сотрудников; контроль, учет и комплексный анализ деятельности по защите прав, предоставления льгот и преимуществ, компенсационных выплат различным категориям нуждающихся; оказание консультативной помощи по различным вопросам социальной защиты студентам, аспирантам и сотрудникам; организация помощи в трудоустройстве выпускникам и студентам. Кроме того, права студентов защищает студенческий профсоюз.

Виды социальной поддержки студентов-мигрантов:

1. Важным видом социальной поддержки студентов-мигрантов является их жилищное обеспечение на период учебы в вузе.

2. Другой формой социальной поддержки студентов можно назвать введение компенсаций за транспортные расходы в виде льготных проездных билетов на городские и пригородные (для студентов, включенных в маятниковые миграции) маршруты.

3. Одной из важных форм социальной поддержки студентов-мигрантов является их социально-экономическая поддержка, осуществляемая в форме стипендиального обеспечения. Кроме стипендии студенты-мигранты имеют право на другие формы материальной социальной поддержки.

4. Студентам очной формы обучения (в первую очередь остронуждающимся) один раз в год может быть выделена единовременная материальная помощь на основании заявления студента и согласия профсоюзного комитета.

5. Студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по очной форме обучения, ежегодно выплачивается пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей. Предусмотрены компенсации в связи с удорожанием питания в студенческих столовых, оплаты льготного проезда на железнодорожном, авиационном, речном и автомобильном транспорте, оплаты санаторно-курортного лечения. Они могут быть выделены студенту по решению администрации учебного заведения, по согласованию со студенческой профсоюзной организацией в зависимости от материального положения студента.

6. За успехи в учебной, научной, спортивной, культурно-массовой деятельности, победы в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях, за активную общественную и организаторскую деятельность в студенческих коллективах, социальной сфере, культурно-массовых мероприятиях, руководство студенческими группами, за успешное выполнение индивидуальных учебных планов и другую деятельность по овладению своей специальностью (согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования) студентам может быть назначена персональная надбавка или премия по представлению деканатов, общественных организаций, руководителей подразделений по согласованию с профкомом студентов и при наличии бюджетных средств.

7. Новой формой социальной поддержки студентов вынужденных мигрантов является дополнительное квотирование для них мест в профессиональных учебных заведениях.

8. Учебные заведения ведут непрерывный поиск форм социальной поддержки студентов-мигрантов. Одной из них является организация социально-психологической поддержки данной категории студентов. В качестве основных целей социально-психологической поддержки студентов-мигрантов выделяют: психологическое обеспечение свободного и гармоничного развития личности в процессе адаптации к изменившимся социальным условиям жизнедеятельности; предупреждение негативных тенденций в психологии студентов-мигрантов; преодоление трудностей личностного роста; коррекция отклоняющегося поведения; устранение конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с окружающими.

9. Другой формой социальной поддержки мигрантов является деятельность молодежных общественных объединений и студенческих землячеств. В последние годы роль интегратора усилий подобных организаций берет на себя Всероссийская ассоциация иностранных студентов. Основными направлениями ее деятельности являются поддержка студентов-мигрантов в период адаптации; социально-правовая помощь; адресная помощь остронуждающимся студентам-мигрантам; организация общения и взаимодействия между студентами-иностранцами из различных вузов и др.

Итак, социальной работе по отношению к студентам-мигрантам в среднеспециальных и высших учебных заведениях уделяется большое внимание как на федеральном, так и на региональном уровне, а также на уровне конкретного учебного заведения. В целом категорию студентов-мигрантов можно назвать наиболее социально защищенной группой молодых мигрантов.

Таким образом, социальная работа с молодыми мигрантами направлена на поддержку и адресное оказание помощи отдельным категориям легально проживающих на территории Российской Федерации молодых мигрантов, таких как внутренние и внешние студенты-мигранты и молодые специалисты. Она основана на принципах государственной молодежной и миграционной политики. Основными направлениями социальной работы с молодыми мигрантами можно назвать социально-экономическую, индивидуальную правовую, социально-психологическую помощь и поддержку легальных трудовых мигрантов и студентов- мигрантов.

Особая позиция государства сложилась в отношении нелегальных мигрантов. Подразделения Федеральной миграционной службы совместно со службами правопорядка и специалистами социальных учреждений осуществляют выявление, регистрацию и выдворение из страны представителей данной категории мигрантов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.