Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТРЕНИНГ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ (АССЕРТИВНОСТИ)



Тренинг уверенности в себе часто называют также тре­нингом ассертивности. Термин «ассертивность», с недавних пор вошедший в словарь российских психологов, в английс­ком языке является производным от глагола «assert», что значит «утверждать, заявлять, отстаивать». Как психотера­певтический метод тренинг ассертивности примыкает к ме­тодам поведенческой психотерапии.

Ассертивность (уверенность) подразумевает честное, от­крытое и эффективное выражение собственных чувств, от­стаивание прав личности, без нарушения при этом прав дру­гих людей, принятие ответственности за свою жизнь. Мно­гие жизненные ситуации требуют уверенного поведения, а иначе приводят к повышению уровня стресса, поэтому тре­нинг ассертивности полезен практически для любого чело­века, но для людей, долгое время находящихся в зависимом положении, как в случае вынужденной миграции, он может оказаться особенно важным.

Традиционный процесс социализации часто приводит к усвоению таких схем поведения, которые заставляют чело­века пренебрегать своими собственными чувствами и инте­ресами и ориентируют его на требования, желания и просьбы других людей. Опыт, в результате которого у человека фор­мируется неуверенное поведение, может быть разным, но типичными его механизмами являются порицание, позитив­ное или негативное закрепление и моделирование (Гремлинг, Ауэрбах, 2002). Порицание означает, что в прошлом уверен­ное поведение человека критиковалось или высмеивалось, поэтому он стал бояться прямо выражать свое мнение. Пози­тивное закрепление происходит в результате одобрения и похвалы окружающих неуверенного поведения человека. Не­гативное закрепление возникает в том случае, если пассив­ное, неуверенное поведение помогает человеку избежать кон­фликтов с окружающими. Моделирование означает, что мно-

Методы психологической помощи

гие паттерны неуверенного поведения усваиваются в резуль­тате наблюдения за поведением значимых окружающих, осо­бенно родителей. Цель пассивного поведения — скрывать собственные чувства, чтобы избежать конфликта, угодить окружающим и считаться приятным человеком. Результатом такого поведения является ущемление прав личности други­ми людьми, что иногда приводит к скрытому гневу или оби­де, которые могут проявляться во вспышках агрессии. Пыта­ясь преодолеть возникший дискомфорт, человек иногда на­чинает манипулировать другими людьми, избегает всяческой критики, даже справедливой. Человек, ведущий себя агрес­сивно, отстаивает свои права за счет других людей, хотя, возможно, сам и не осознает этого.

Очевидно, что подобное поведение не способствует ни душевному комфорту, ни эффективному межличностному общению. Уверенное поведение — та «золотая середина» меж­ду пассивным и агрессивным стилем, обучить которой при­зван тренинг ассертивности. Его целями являются осознание человеком своих прав как личности, умение различать пас­сивность, уверенность и агрессию и обучение вербальным и невербальным навыкам уверенного поведения в различных жизненных ситуациях.

Основные компоненты, с которыми ведется работа в про­цессе тренинга ассертивности, — это чувства, мысли и по­ведение. Работа с эмоциональной составляющей предпола­гает проведение упражнений, которые позволяют расслабить­ся и эффективно снизить напряжение и тревогу, улучшают регуляцию отрицательных эмоциональных состояний. Так на­зываемое когнитивное переструктурирование направлено на изменение неадекватных мыслей, иррациональных убежде­ний, мешающих проявлению уверенности в себе. Поведен­ческие навыки ассертивности, отрабатываемые в процессе тренинга, включают умение начать, поддержать и закончить разговор, обратиться с просьбой, грамотно сказать «нет», адекватно выразить позитивные или негативные чувства. Груп­повой формат работы позволяет участникам, во-первых, от­работать навыки в безопасной, доброжелательной обстанов­ке и, во-вторых, получить конструктивную обратную связь об эффективности их поведения. Методы психологической помощи

Единой программы тренинга уверенности в себе не сущест­вует, и каждый ведущий руководствуется в основном свои­ми предпочтениями. Приведем краткое описание программы тренинга ассертивности, разработанной Сью Бишоп, аме­риканским специалистом по организационному развитию (Бишоп, 2001).

Каждый элемент тренинга (игровое упражнение, дискус­сия, просмотр видеоматериалов и т.п.), по мнению С. Би­шоп, должен включать пять компонентов:

— Введение (информация).На этом этапе ведущий тре­нинга рассказывает о целях и процессе проведения элемен­тов тренинга, дает теоретическую информацию, необходи­мую для усвоения данного элемента.

— Собственно элемент программы тренинга.Участники прово­дят дискуссию, смотрят фильм, заполняют опросник и т.п.

— Обсуждение переживаний, вызванных упражнением.Не­обходимо специально выделенное время для того, чтобы учас­тники могли обсудить то, что они увидели и узнали, какие чувства возникли у них в процессе выполнения упражнения.

— Акцентирование ключевых моментов обучения.Тренер еще раз обращает внимание участников на цели проведен­ного упражнения и на достигнутый им эффект. С. Бишоп подчеркивает важность этой части упражнения, которая, к сожалению, часто недооценивается ведущими тренингов. Участники должны четко понимать, какое место то или иное упражнение занимает в целостной программе тренинга, как оно способствует достижению поставленных целей.

— Практическое применение приобретенных знаний и на­выков.В процессе тренинга важно претворить любое теоре­тическое знание в практические навыки и умения, поуп­ражняться в их применении в безопасной обстановке груп­повой работы. Именно тогда тренинг будет эффективным.

«Уверенность (ассертивность) подразумевает принятие ответственности за свою жизнь, чувства и действия. Она мо­жет потребовать изменений — в восприятии себя и в отно­шениях с другими. Участникам следует осознать как преиму­щества, так и опасности, связанные с развитием уверенно­сти. Эффективный тренинг, конечно, гарантирует, что первые из них перевесят последние!» (Бишоп, 2001. С. 10).

Предложенная Сью Бишоп программа состоит из восьми основных блоков, которые включают теоретическую часть и разнообразные упражнения, позволяющие применить полу­ченные знания на практике и отработать навыки ассертив-ного поведения.

1. Первая часть — вводные упражнения — задает тон все­му процессу тренинга. Во время этого этапа участники зна­комятся друг с другом, а также с целями, ожиданиями и требованиями программы. Устанавливаются стандарты груп­повой работы. Участники обсуждают начальные вопросы, свя­занные с понятием уверенности, и получают первую воз­можность преодолеть застенчивость и потренировать навыки уверенного поведения.

2. На следующем этапе ведущий разъясняет участникам разницу между уверенным, пассивным, агрессивным и ма-нипулятивным поведением. Группа обсуждает ситуации, в которых необходимо уверенное поведение, участники опре­деляют для себя те области жизни, в которых они хотели бы стать более уверенными. Оцениваются модели поведения, используемые в настоящее время и рассматриваются альтер­нативные способы.

Обратная связь в группе позволяет участникам лучше по­нять собственные потребности, ожидания и чувства в ситуа­циях общения. Специальные упражнения позволяют найти удобный способ, при помощи которого можно начать слож­ный разговор, выстроить фразы, открывающие беседу. Но­вые навыки репетируются и отрабатываются в группе.

3. Третий блок направлен на более глубокое понимание себя. Участники выясняют, как их поведение может влиять на других людей, обсуждают, почему неуверенное поведе­ние не способствует достижению здоровья и благополучия личности. В процессе упражнений участники выявляют свои положительные и отрицательные качества, представляют их Другим членам группы, оценивают объективные возможнос­ти коррекции негативных черт собственного характера и выделяют те недостатки, которые они хотели бы прорабо­тать на данном тренинге. В малых группах обсуждаются стра­тегии повышения уверенности. 358

Психическое здоровье мигранта

Далее участники определяют для себя те сферы деятель­ности, в которых они уже достаточно эффективны, и те, в которых им еще предстоит приобрести уверенность. Рассмот­рение различных ситуаций помогает осознать, что ассертив-ное поведение — это лишь один из способов реагирования, который не во всех ситуациях является самым эффективным и адекватным. Обсуждаются различные способы поведения и выбор наиболее подходящего для разных типов ситуаций. Участники приходят к более глубокому пониманию барье­ров, препятствующих уверенному поведению, и учатся ме­тодам преодоления этих барьеров. Обратная связь помогает понять, насколько эффективны те или иные способы пове­дения, над чем еще нужно поработать.

На данном этапе работа ведется как с вербальными, так и с невербальными характеристиками поведения. Участни­кам предоставляется возможность почувствовать разницу между невербальными проявлениями, вызывающими нега­тивное впечатление у окружающих, и невербальными про­явлениями, демонстрирующими позитивный образ «Я». Груп­па предоставляет каждому участнику невербальную обрат­ную связь относительно эффективности его или ее поведения. 4. На четвертом этапе участники углубляются в проработ­ку ранних переживаний и критических точек развития лич­ности. Ведущий объясняет, что ряд проблем, которые связа­ны с недостатком уверенности или агрессивностью, могут относиться к приобретенным типам поведения. Участники обсуждают влияние воспитания на поведение (в частности, модели мужского и женского поведения), роль «принижаю­щих» родительских высказываний, выявляют так называе­мые «самоисполняющиеся пророчества». Осознание позитив­ных и негативных стереотипов и того, как наше поведение зависит от ожиданий других людей, помогает выстроить более эффективное взаимодействие. Участники выявляют собствен­ные негативные убеждения о себе, иррациональные уста­новки, препятствующие уверенному поведению, и учатся изменению негативных мыслей на рациональные суждения. Этот блок упражнений включает и работу с критикой: разъясняется ее необходимость в качестве обратной связи по поводу своего поведения и обсуждается отличие критики и

Методы психологической помощи

f

"•№

уничижения. Отрабатываются навыки выслушивания и адек­ватного реагирования на критику и способы эффективной борьбы с уничижительными замечаниями.

5. Следующая часть тренинга посвящена умению эффектив­но выразить просьбу и отказ. Участники развивают уважение к собственным правам и правам другого человека, приходят к осознанию, что признание прав — двусторонний процесс. Уп­ражнения этого этапа направлены на тренировку навыков от­каза, просьбы и возражения, то есть утверждения своих прав. Обратная связь членов группы помогает осознать собственные поведенческие модели и их эффективность. Обсуждаются раз­личные варианты реагирования в сложных ситуациях.

6. На шестом этапе работа переходит к более сложным, «запутанным» ситуациям. Проводится анализ различных стра­тегий совладания с конфликтом, разбор реальных жизнен­ных случаев. Участники обсуждают субъективные и объек­тивные составляющие конфликта, учатся строить мысли и утверждения таким образом, чтобы превращать их из нега­тивных наблюдений за событиями в позитивные продуман­ные утверждения. Потенциальные проблемы рассматривают­ся как новые возможности. Происходит знакомство со спо­собами улучшения коммуникативных навыков и повышения чувства собственной ценности.

7. Седьмой блок содержит различные варианты релакса­ционных техник, с помощью которых участники учатся рас­слабляться и контролировать свое состояние, находят в себе необходимые внутренние силы, могут успокоить агрессив­ные чувства и уменьшить стресс. Знакомство с разнообраз­ными техниками релаксации позволяет участникам выбрать наиболее подходящий для них способ, в зависимости от их личных особенностей и потребностей.

8. Завершает тренинг высказывание и выслушивание ком­плиментов, анализ чувств, возникших в процессе тренинга, итогов и личных достижений. Участники расширяют сети личных контактов: на добровольной основе обмениваются адресами и телефонами. Упражнения этого этапа дают участ­никам стимул для продолжения совершенствования навыков ассертивного поведения. Члены группы получают также «па­мятку» по планированию поведения в сложных ситуациях. 360

Психическое здоровье мигранта

информационные методы работы

Представляем текст еще одной брошюры серии «Психо­логическая библиотечка мигранта», выпускаемой Центром «Гратис» и подготовленной специально для беженцев и лиц, ищущих убежища, из Афганистана.

«Если Ваш ребенок боится...»

Каждый человек когда-нибудь испытывал страх. Страх — это важное и по­лезное чувство, позволяю­щее человеку выжить, быть осторожнее и осмотритель­нее. Но сильный, частый и необоснованный страх мо­жет приносить вред.

Дети переживают страх сильней, чем взрослые. Ведь ребенок меньше знает окру­жающий мир, и ему трудно

бывает отделить вымысел от реальности. Поэтому в темноте детям может мерещиться вампир, а за дверью — чудовище.

Иногда ребенок говорит: «Я ничего не боюсь!» Чаще всего так делают мальчики, считающие, что «мужчина не должен бояться». Иногда ребенок просто не хочет признаться себе в своем страхе: боится своего страха. Нередко дети, которые хва­стаются своим бесстрашием, боятся не меньше других.

Чтобы лучше понимать ребенка и помогать ему справляться со страхами, родителям важно знать, чего боятся дети в раз­ном возрасте. Дети до 3 лет боятся остаться без мамы, их пуга­ют незнакомые люди, врачи, которые делают уколы. После 3 лет возникает страх одиночества, темноты и замкнутого прост­ранства. Дети больше узнают о мире. Вскоре им становить­ся известно, что человек не вечен. Поэтому от 5 до 7 лет у них появляется страх смерти. После 8 лет дети часто боят­ся социальных ситуаций, предъявляющих высокие тре­бования к ним, — ответ у доски, общение с противо-

Методы психологической помощи

»

*

„„ 1

~^r^s

*r

положным полом. В большинстве случаев эти страхи с возрас­том проходят. Но иногда они могут быть очень сильными, дли­тельными, что накладывает отпечаток на характер ребенка. В этом случае родителям нужно внимательнее присмотреться к себе. Известно, что частые семейные ссоры, конфликты, не­правильное воспитание может вызывать стойкие страхи у ре­бенка. Тогда следует обратиться к специалистам.

Что же делать родителям, если ребенок сильно испугался, часто видит страшные сны, боится темноты, привидений? Мы предлагаем вам следующие советы.

1. Не ругайте и ненаказывай-те ребенка, если он чего-то бо-ится. Иначе ребенок может зам-кнуться в себе, стать пугливым и скованньш- Не чувствуя вашей поддержки и участия, ребенок не сможет довериться вам и ос­танется один на один со своим

страхом и тревогой. Ему будет казаться, что он не такой как все, трусливый, что папа и мама не могут им гордиться.

2. Поговорите с ребенком о его страхе. Попробуйте спокойно выяснить, чего ребенок боится. Часто после таких рассказов страх уменьшается. Важно, чтобы ребенок не «боялся своего страха» и не думал, что вы будете его осуждать.

При этом необходимо помнить, что не стоит специально заставлять ребенка рассказывать о своих страхах. Иногда страх настолько силен, что ребенку очень тяжело даже думать о нем. Ваша настойчивость будет только усиливать страх.

Не нужно начинать ваш разговор со слов «не бойся». Лучше расскажите ребенку о том, чего вы боялись сами, когда были маленькими, чего боитесь сейчас. Это даст ему ощущение, что он «не одинок в своем страхе».

3. Предложите ребенку «по­играть со страхом». Например, попросите его нарисовать то, чего он боится. Рисование соб­ственного страха — лучший спо­соб для ребенка справиться с тревогой, ведь нарисованный «вампир» уже не так страшен как представляемый в темной комнате. Его можно порвать, за­черкнуть, с ним можно поиг­рать. Ребенок начинает пони362

Психическое здоровье мигранта

Методы психологической помощи

мать, что он сам создает свои страхи, — значит, он может сам от них избавиться. Попросите ребенка рассказать вам о том, что он нарисовал. Может быть, он придумает какую-нибудь историю. Внимательно выслушайте все, что будет говорить ребенок. Задавайте вопросы, интересуйтесь, но не осуждайте и не оценивайте («это ерунда», «так не бывает»). Можно попросить ребенка самому стать своим страхом — походить, пого­ворить, как привидение или вам­пир. В этой игре могут принять уча­стие братья и сестры, бабушка и дедушка.

4. Не рассказывайте в присутствии детей страшные истории, не запугивайте и не угрожайте им. Чувствительные и впечатли­тельные дети легко «заражаются» страхами своих родителей. Они начинают острее чувствовать опасность мира, а себя ощущать слабыми и беспомощными. Очень важно предупреждать детей о реальных опасностях, но не запугивать их специально («Бу­дешь плохо себя вести — отдам милиционеру»). Воспитание с помощью угроз и запугиваний может привести к возникнове­нию серьезных психологических проблем у ребенка.

Существуют сказки и истории, в которых описано, как люди справлялись со своим страхом. Они могут помочь вашему ребенку преодолеть свой страх. Такие истории Ч можно найти в книжках, а можно "' придумать самим. Пример такой специально «выдуманной» сказки вы найдете ниже. Прочитайте ее своим детям. После чтения обсу­дите с ними, в чем смысл этой сказки. Попросите их нарисовать картинки-иллюстрации к сказке. Сказка «Как страх помог Олегу и Тамаре» «В одном месте в красивом доме с цветочным садом жила семья: папа, мама и двое детей: Олег и Тамара. Папа с мамой очень любили своих детей и гордились ими, но одно их огорча­ло — оба ребенка очень всего боялись: боялись волка, боялись темноты, боялись остаться без света, боялись остаться одни дома и еще много чего.

 

Когда они ложились спать, Олег клал рядом с собой игру­шечный пистолет, который, несмотря на то, что был игру­шечным, очень громко стрелял. А Тамара — большой игрушеч­ный нож. И каждый раз, засы­пая в своих кроватках, они дол­го крутились, прислушиваясь к каждому шороху, представляя себе в темноте то привидения, то вампиров.

Однажды вечером мама с папой уложили детей спать и ушли ненадолго в гости к бабушке. "Может быть, они забыли за­крыть ворота", — прошептал сестре Олег, потому что вскоре в саду, а затем рядом с дверью послышались какие-то уж слиш­ком громкие шорохи и шажки. Дети потихоньку приоткрыли дверь в сад и тут же захлопнули. Там ходила большая черная собака с опущенным хвостом. Дети придвинули к двери сту­лья, коробки и залезли под кровать Тамары. Но вдруг страшная мысль пришла к ним: "А мама с папой? Что будет с ними, когда они увидят собаку? Может быть, она бешеная и искусает их?" Дети затряслись от страха и тихонько заплакали.

Потом как-то сразу Олег взял свой пистолет, а Тамара нож. "Я прогоню ее", — сказал Олег. "А я напугаю ее", — сказала Тамара. Дети разобрали завал около двери и вышли в коридор. Олег загрохотал пистолетом, а Тамара застучала ножом по сте­не, потом по двери. "Пошла вон!", — закричали они хором. И собака выскочила, а дети заперли за ней дверь.

Вскоре пришли родители. Они были очень встревожены. Соседка предупредила, что от их дома бежала большая черная собака. Дети рассказали им все, что было. Родители обрадовались: "Мы гордимся такими детьми!"

"Но как же вам удалось прогнать та­кую страшную собаку?" — удивленно спросили они. А дети отвечали: "Наш страх нам помог. Мы просто очень боя­лись за вас"».

Психическое здоровье мигранта

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Как влияет ситуация вынужденной миграции на психи­ческое здоровье?

2. Назовите основные расстройства психического здоро­вья у вынужденных мигрантов.

3. В чем особенности психологических проблем детей-бе­женцев? Расскажите о расстройствах психического здоровья у детей в ситуации вынужденной миграции.

4. Раскройте содержание понятия «кризис идентичности».

5. Как связаны между собой психическое здоровье и ус­пешность адаптации? Какие факторы оказывают влияние на сохранение и поддержание психического здоровья?

6. Как влияют личностные особенности на успешность адаптации человека в ситуации миграциии?

7. Раскройте роль социальной поддержки в процессе адап­тации вынужденного мигранта.

8. В чем различия между механизмами психологической защиты и стратегиями совладания? Расскажите о защитных механизмах и стратегиях совладания личности в ситуации вынужденной миграции.

9. Опишите основные методы, используемые для восста­новления и поддержания психического здоровья вынужден­ных мигрантов.

10. Какие диагностические процедуры помогают выявить расстройства психического здоровья?

рекомендуемая литература

1. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: пере-

осмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита//Психологический журнал. 1994. №1. С. 3—16.

2. Дорожевец А.Н. Когнитивные механизмы адаптации к кризисным

событиям // Журнал практического психолога. 1998. № 4. С. 3—17.

3. Кискер К.П., Фрайбергер Г., Розе Г.К., Вульф Э. Психиатрия, психо-

соматика, психотерапия. М.: Алетейа, 1999.

4. Леонова А.Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика неблагоприят-

ных функциональных состояний человека. М.: Издательство МГУ, 1987.

5. Любан-Плоцца Б., Пёльдингер В., Крёгер Ф., Ледерах-Хофман К.

Психосоматические расстройства в общей медицинской прак-

Практикум

тике. СПб.: Психоневрологический институт им. В.М. Бехте­рева, 2000.

6. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. М.:

Медицина, 1996.

7. Психическое здоровье беженцев. К.: Сфера, 1998.

8. Риман Ф. Основные формы страхов: исследование в области глу-

бинной психологии. М.: Алетейа, 1998.

9. Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-

аналитический бюллетень РОКК. 2001. № 2.

.'IЧАСТЬ 4

СЛУЖБА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ВЫНУЖДЕННЫМ МИГРАНТАМ: ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ, ПРОБЛЕМЫ

Практика показывает, что при организации служб пси­хологической помощи необходимо учитывать четыре блока проблем, три из которых соответствуют основным сферам взаимодействия психолога-консультанта: внутри самой служ­бы, в системе организаций, оказывающих поддержку миг­рантам, и непосредственно с мигрантами как клиентами. Четвертый блок определяется сложностью и высокой стрес-согенностью взаимодействия с клиентами, находящимися в кризисных ситуациях, и связан с психологическими, лич­ностными проблемами самих психологов. На проблемах, за­дачах и принципах, соответствующих этим четырем бло­кам, мы и остановимся в данной, заключительной части пособия.

специфика организации деятельности коллектива службы психологической помощи

Персонал психологической службы.Главный ресурс службы психологической помощи — это ее персонал. Большое зна­чение имеет квалификация специалистов, непосредственно взаимодействующих с мигрантами. В штат психологической службы должны входить психологи, имеющие подготовку в области психологии личности, клинической, социальной, возрастной психологии, этнопсихологии. Наш опыт показы­вает необходимость выделения «детской» и «взрослой» спе­циализаций. Поэтому следует подбирать психологов с соот­ветствующим практическим опытом. По возможности жела­тельно в штате службы иметь психоневролога или психиатра, так как часто требуются дополнительные медицинские зак-

Специфика организации деятельности коллектива...

лючения, а если клиенты — беженцы из дальнего зарубе­жья, в штате должны быть переводчики.

В предыдущих частях пособия раскрыта специфика рабо­ты с вынужденными мигрантами и показана большая слож­ность задач, стоящих перед психологом. Поэтому необходим тщательный отбор сотрудников, которые должны обладать не только соответствующей профессиональной подготовкой, но и определенными личными качествами. Будущих сотруд­ников, не имевших ранее опыта работы с мигрантами, нуж­но подробно ознакомить со спецификой оказания помощи данной категории лиц. Психологу, начинающему такую ра­боту, следует тщательно проанализировать свою мотивацию и принять хорошо осознанное решение. Лучше всего заду­маться об этом в самом начале: в поисках ответа возрастают личностные и профессиональные возможности психолога.

Взаимодействие внутри коллектива.Специфика работы в службах психологической помощи требует особого внима­ния к организации взаимоотношений в коллективе. Как пра­вило, сотрудники служб очень плотно загружены; чаще все­го специалисты работают в нескольких местах. Тем не менее, в график работы обязательно должны быть включены опре­деленные мероприятия, обеспечивающие профессиональные контакты и взаимоподдержку внутри организации: регуляр­ные супервизии, семинары по отдельным направлениям ра­боты, конкретным проблемам, обсуждение эмпирических материалов, а также неформальные встречи коллектива.

Часто полезно, а иногда необходимо, обсуждать эмоции, возникающие в ходе работы, с членами коллектива. Для пре­дотвращения ошибок в профессиональной деятельности нуж­но постоянно выносить на обсуждение проблемные вопросы, например диагностические заключения по случаям. Это ка­жется очевидным, но на практике часто не осуществляется в силу разных причин, например перегруженности работой.

Как правило, такие проблемные вопросы разбираются на специально организованных встречах — супервизиях: один из психологов выносит на обсуждение результаты своей ра­боты, и коллега или группа коллег помогают лучше увидеть Удачные моменты и упущения, определить то направление, в котором следует продвигать терапевтический процесс. Су368 Служба психологической помощи вынужденным мигрантам

Специфика организации деятельности коллектива...

первизии необходимо встраивать в структуру работы органи­зации в качестве обязательного компонента. Важное значе­ние супервизии имеют и для оценки первичных консультаций. Они нередко помогают избежать диагностических ошибок.

Сочетание научной и практической работы.Взаимодействие внутри коллектива особенно интенсивно осуществляется в процессе исследовательской работы. Проведение эмпиричес­ких исследований, анализ их результатов — необходимое условие успешности практической деятельности психолога и важный принцип работы по оказанию психологической поддержки вынужденным мигрантам. В качестве основных направлений эмпирических исследований можно выделить следующие.

1. Психодиагностические исследования. Их главная цель — изучение психического состояния мигрантов. Такие знания необходимы для оптимизации индивидуальной консульта­ционной и психотерапевтической работы. Психодиагности­ческие исследования могут проводиться как в процессе пси­хологической работы с клиентами, так и по ее завершению с целью коррекции действий психолога и его самоконтроля. Создание психодиагностического инструментария — это за­дача всего коллектива психологов. Помимо подбора методик, здесь большое значение имеет их разработка, модификация и апробация. В случае работы с мигрантами из дальнего зару­бежья важная роль в такой работе принадлежит переводчику. Сам процесс перевода, решение сложных проблем культур­ной валидизации невозможны без тесного взаимодействия психолога и переводчика. Важной задачей психодиагности­ческих исследований выступает также оценка эффективнос­ти оказываемой помощи.

2. Социально-психологические исследования общин мигран­тов. Как правило, такие исследования осуществляются в местах компактного проживания мигрантов. Они направле­ны на достижение двух основных целей. Во-первых, на изу­чение процессов адаптации мигрантов к новой жизненной ситуации и социокультурной среде. Во-вторых, на разработ­ку адекватных методов информирования и мотивирования данной категории лиц на получение профессиональной пси­хологической помощи.

На основе психодиагностических и социально-психологи­ческих исследований осуществляется и корректируется выбор направлений работы с мигрантами. В практикумах 1—3 частей пособия представлен ряд методов, которые в совокупности можно рассматривать как программу эмпирического исследо­вания психологии мигрантов (см. также Психология беженцев и вынужденных мигрантов, 2001).

3. Разработка психокоррекционных программ и групповых тренингов. При работе с вынужденными мигрантами необхо­димы специально разработанные или соответствующим об­разом адаптированные психокоррекционные программы. Та­кая работа должна осуществляться психологом или группой психологов в соответствии с их квалификационными воз­можностями. С целью оказания психологической поддержки как можно большему количеству мигрантов особое внима­ние должно уделяться разработке программ групповой рабо­ты малого (групповые тренинги, охватывающие 6—10 чело­век) и большого (специальные социально-психологические групповые мероприятия, охватывающие более 10 человек) формата.

Желательно, чтобы результаты эмпирических исследова­ний были оформлены в виде статей и опубликованы в науч­ных журналах, сборниках, бюллетенях. Это хорошая возмож­ность поделиться своим опытом, особенно ценная в услови­ях дефицита исследований и практических разработок в области психологии вынужденной миграции. Такая форма научно-методической работы, как выпуск информационно-аналитического бюллетеня психологической службы, явля­ется эффективной формой научно-практического сотрудни­чества психологов (см. подробнее см. с. 438—443).

Помещение для психологического консультирования.Же­лательно, чтобы у службы психологической помощи име­лось отдельное помещение, в котором были выделены ком­наты для индивидуальных консультаций, работы с детьми и групповых занятий. На практике данное условие бывает сложно осуществить, и все виды психологической работы с вынужденными мигрантами нередко ведутся в единствен­ной комнате, которая имеет и другое функциональное на­значение. 370 Служба психологической помощи вынужденным мигрантам

В то же время психологу необходимо помнить, что к поме­щению, где проводится психологическая работа, предъявляет­ся ряд определенных требований. Первое условие, которое нужно обеспечить при подготовке кабинета для психологического кон­сультирования — это надежная изолированность пространства, в котором проходит встреча с клиентом. Нужно добиться мак­симальной звуконепроницаемости для соблюдения обязатель­ного принципа конфиденциальности, беседу консультанта с клиентом не должны слышать посторонние. Клиент, особенно на первых встречах, находится в состоянии повышенной тре­вожности, и для его успокоения и создания основы для эф­фективного контакта необходимо не допускать проникнове­ния внешних шумов в консультационную комнату. Следует за­претить посторонним входить в комнату во время консультации и прерывать ее ход. Обычно для этого на дверь вешают специ­альную табличку с предупреждением.

Комната должна быть небольшая, но достаточно простор­ная для передвижения. Желательно, чтобы стены были окра­шены в спокойные тона (предпочтение отдается цветам зе­лено-голубой и песочно-серой гаммы — см. Леонова, Кузнецо­ва, 1993). В кабинете также можно повесить одну-две картины с нейтральным сюжетом. Пол лучше выстелить мягким по­крытием или ковром.

В обстановку консультационной комнаты входит стол и несколько стульев или кресел, а также кушетка или диван для проведения релаксации. Целесообразно включить в ин­терьер кабинета комнатные растения, которые не только оформляют помещение, но и создают хороший микрокли­мат (там же); желателен кондиционер. Нужно предусмот­реть возможность регулировать освещение в комнате. Комна­та должна иметь хорошее естественное освещение и жалюзи или шторы на окнах.

При работе в местах проживания вынужденных мигран­тов иногда создается ситуация, когда консультацию по раз­ным причинам (в основном, из-за тяжелого физического состояния человека) нужно провести в жилой комнате клиен­та. В этом случае перед консультантом стоит особая задача — обеспечить построение психологического пространства кон­сультации в сложных «полевых» условиях. Деталями, напо-

Сдужба психологической помощи в системе... 371

минающими, что здесь проводится профессиональная работа, а не просто встреча двух знакомых, могут служить, напри­мер, элементы деловой одежды консультанта (Papadopoulus, 1998). Это создаст необходимые условия для установления и соблюдения оптимальной дистанции между консультантом и клиентом.

служба психологической помощи в системе

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.