Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МИГРАЦИЯ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ ДЕПРИВАЦИИ И ИЗОЛЯЦИИ



Как уже упоминалось, самой адекватной стратегией ак­культурации мигрантов признается стратегия интеграции. Однако, ее успешность зависит не только от установок и личного выбора самих мигрантов. Стратегия интеграции мо­жет быть реализована лишь при условии открытости и при­знания со стороны группы большинства по отношению к людям другой расы, национальности, культуры. При этом мигрантам необходимо приспособиться к основным ценно­стям общества, а общество должно, в свою очередь, при­способить свои социальные институты к потребностям групп меньшинства. На практике этот процесс проходит крайне болезненно для мигрантов и чреват возникновением непро­стых экономических, социальных и психологических про­блем для принимающего населения. Поэтому в комплексе проблем, характерных для мигрантов, важное место занима­ют психологические последствия депривации и изоляции.

Термин «депривация» вошел в психологию благодаря ан­глийскому психоаналитику Джону Боулби, который считал, что результатами неудовлетворенных в раннем детстве по­требностей в материнской любви и заботе становятся задер­жки в эмоциональном, физическом и интеллектуальном раз-

Миграция как переживание депривации и изоляции

витии ребенка. В социологии и социальной психологии этот термин стал использоваться в сравнительных исследованиях различных социальных слоев общества. В современной науке можно выделить два аспекта исследования социальной деп­ривации, которые представляются очень важными для по­нимания психологических проблем вынужденных мигрантов. Первый связан непосредственно с понятием социальной изоляции как важной характеристики депривации. В этом случае социальная депривация определяется как недостаточ­ность контактов с окружающей средой, влияющая на пси­хическое состояние человека и определяющая нарушение уже сложившихся механизмов социальной адаптации, которые могут привести к депрессии, тяжелым неврозам и психозам. Многолетняя работа авторов с беженцами и вынужденными мигрантами показывает: чем выше их изоляция в новой со­циокультурной среде, тем более серьезными и менее подда­ющимися коррекции становятся их психические расстрой­ства, что находит самые разные подтверждения. Например, есть данные, что количество психиатрических диагнозов ра­стет в зависимости от длительности и характера изоляции мигрантов (Fumham, Bochner, 1986).

Второй аспект отражен в широко известной в социальных науках теории относительной депривации Т. Гурра. Ее суть состоит в придании решающего значения проблеме реализа­ции базовых потребностей человека и значимости субъек­тивного восприятия расхождений между ценностными ожи­даниями и нереализованными возможностями, между ожи­даемым удовлетворением потребностей и действительным их удовлетворением (Gun, 1993). Эмпирические исследования показывают, что для вынужденных мигрантов характерна высокая степень фрустрации как базовых потребностей, так и потребностей более высокого уровня, а также высокая сте­пень расхождения между ожиданиями и реальной ситуацией.

Степень депривации и изоляции, которую переживают мигранты, в большой степени зависит от социальных пара­метров принимающего общества. В изучении их взаимосвязи со стратегиями адаптации мигрантов западными учеными накоплен значительный опыт. Уже упоминалось, что на ус­пешность интеграции мигрантоБ существенно влияет сама 154

Встреча с новой культурой

миграционная политика принимающих стран. В последние десятилетия большинство иммигрантов и беженцев прибы­вают на Запад из стран Азии, Африки и Латинской Амери­ки, переживших колониализм, расизм и дискриминацию. Хотя официально современная западная идеология отверга­ет идею иерархии культур и цивилизаций и иммигранты от­крыто не оцениваются по национальным и расовым призна­кам, в основе политики некоторых стран лежит скрытый национализм и расизм.

В период всплеска расистских установок в США среди американских мигрантов второго поколения, чьи родители прибыли из разных частей мира, было проведено исследова­ние социальной дистанции. Его результаты показали, что в 77% случаев социальная дистанция устанавливалась на ос­новании расовых характеристик, в 17% — на основании про­фессиональной деятельности, в 15% — по национальному признаку и в 5% — на основании религиозной принадлеж­ности. Были выявлены существенные различия в том, какое значение уделялось этим факторам людьми из разных куль­тур. Мигранты второго поколения, чьи родители прибыли из Южной и Восточной Европы, по сравнению с теми, чьи родители прибыли из Северной и Западной Европы, больше значения придавали профессии и религии; последние боль­ше внимания уделяли расовому и национальному призна­кам (Triandis& Triandis, 1960).

Одной из важных причин этого может быть политика стран происхождения респондентов. Так, сравнение бри­танской и французской концепции иммиграции показало, что в Великобритании коренные жители и иммигранты де­лятся по расовому признаку, тогда как во Франции диффе­ренциация осуществляется на основе таких факторов, как религия и обычаи. Соответственно, различия между корен­ными жителями и иммигрантами во Франции менее значи­мы по сравнению с Великобританией (Al-Issa, 1995). Таким образом, концепции разных стран в отношении иммигра­ции могут способствовать и поддерживать ассимиляцию мигрантов, как, например, во Франции, или препятство­вать ей, сохраняя границы между этническими группами, как в Великобритании.

Миграция как переживание депривации и изоляции

Показано, что не только стратегии адаптации, но и со­стояние психического здоровья мигрантов зависит от поли­тики, проводимой в отношении иммиграции. В ряде иссле­дований сравнивалось психическое здоровье мигрантов в стра­нах, которые относительно давно придерживаются политики мультикультурализма (Великобритания и Канада), и в стра­нах, где долгое время придерживались политики ассимиля­ции (Франция и США). В частности, было обнаружено, что пакистанцы в Великобритании относительно редко страда­ют психическими расстройствами по сравнению с мусуль­манами из Северной Африки, оказавшимися во Франции в сходной ситуации (Rack, 1982; Vega & Rumbant, 1991).

Фернхем и Бочнер выделили еще два важных параметра \/ принимающего общества, облегчающих или затрудняющих адаптацию мигрантов (Furnham, Bochner, 1986). Это — культур­ная дистанция и отчетливость различительных признаков (раса, культура, язык, религия) между принимающим обществом и культурами мигрировавших этнических групп, степень внут­ренней гомогенности принимающего общества. Считается, что в культурно и этнически однородных обществах, например в \ странах типа Японии, которые состоят из людей, имеющих преимущественно одинаковую этническую идентичность, боль­ше препятствий для мигрантов на пути адаптации. В поликуль­турных странах, таких как, например, США, в которых этни­ческая мозаичность общества — его важная характеристика, и где у людей развивается высокая чувствительность к их соб­ственной и чужой культурной принадлежности, адаптация мигрантов проходит менее болезненно.

Исследования взаимоотношений между мигрантами и местным населением выявили еще ряд аспектов, проливаю­щих свет на проблему адаптации. Среди линий анализа наи­более актуальны следующие: ролевая и статусная структуры в контексте сценария «хозяева и гости», нацеленность на постоянное или, наоборот, временное взаимодействие; диф­фузное или компактное расселение мигрантов; численное соотношение меньшинств и большинства; степень включен­ности в общество (участник или наблюдатель) и наличие социальной ниши для мигрантов; степень распространенности мигрантофобии.

Встреча с новой культурой

Оказываясь в новой социокультурной среде, в процессе взаимодействия с принимающим населением мигранты все­гда испытывают затруднения, обусловленные различиями в традициях, обычаях, установках, поведении, ценностных ориентациях, сформировавшихся в разных условиях. У мест­ного населения непохожесть мигрантов вызывает непонима­ние и раздражение, приводя к возникновению взаимной нетерпимости и конфликтам. Всплеск миграционных процес­сов в последние годы в России способствовал тому, что в обществе распространилось новое негативное социальное явление, особая разновидность ксенофобии — мигрантофобия. Неприятие со стороны принимающего населения при­водит к возникновению у беженцев и вынужденных пересе­ленцев изоляционистских установок и ориентации на «сво­их». Объединение мигрантов в группы зачастую ускоряет и усиливает процесс их превращения в устойчивый объект не­гативных социальных установок.

Мигрантофобию в России нельзя назвать массовой и по­всеместной, тем не менее она достаточно заметна и высту­пает в качестве важного социально-психологического факто­ра, еще более интенсифицирующего процессы внугригруппо-вой мобилизации мигрантов и, как следствие, усиливающего социальную напряженность в обществе.

Существование на территории России различных катего­рий вынужденных мигрантов создает необходимость деталь­ного изучения и анализа их взаимоотношений с принимаю­щим населением, условий, в том числе психологических, для их адаптации, а также поиска путей принятия мигрантов местными жителями и установления между ними добросо­седских отношений.

Как показывают исследования и практика, проблемы во взаимооотношениях с местным населением возникают как у русских мигрантов, приезжающих в Россию из различных точек бывшего СССР, так и у беженцев из стран дальнего зарубежья, не знающих русского языка и русской культуры.

Известно, что в Москве беженцы из стран Центральной Азии и Африки, отличающиеся по внешнему виду от мест­ного населения, являются постоянным объектом негатив­ных высказываний и агрессивных действий. Межкультурное

Миграция как переживание депривации и изоляции

взаимодействие осложняется тем, что беженцы из дальнего зарубежья в большинстве своем находятся в полной соци­альной изоляции от местного населения. Имеющиеся кон­такты кратковременны и носят эпизодический характер, за­частую они ограничены общением с правоохранительными органами, представителями общественных организаций и покупателями на рынках, где беженцы подрабатывают. Только единицы имеют друзей и близких знакомых среди местного населения (как правило, те, кто преяде учился в Советском Союзе). Поэтому иностранные мигранты, даже после многих лет пребывания в России, практически не знают русского языка, не имеют представления о местных обычаях и тради­циях, не знакомы с правилами поведения, принятыми в стра­не пребывания. Продолжая следовать нормам собственной культуры, афганцы и африканцы вызывают непонимание и неприязнь у местного населения.

Исследования показали, что психологические проблемы, обусловленные депривацией и изоляцией, в большей степе­ни характерны для мигрантов, проживающих в компактных поселениях. Опросы, на основе которых был сделан этот вывод, проводились в поддерживаемых УВКБ ООН центрах временного размещения беженцев в подмосковных поселках Вербилки и Зеленоградский, а такж$ в Москве. Четыре цен­тра временного размещения были открыты в Московской области в 1993 году Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) для лиц, ищущих убежи­ща, из дальнего зарубежья на территории Российской Феде­рации. Предполагалось, что прожившие беженцев в центрах продлится до определения их правового статуса, когда Фе­деральная миграционная служба в соответствии с законом Российской Федерации решит вопрос о предоставлении им статуса беженца. К сожалению, этот процесс затянулся на многие годы, и УВКБ ООН постепенно приступило к зак­рытию центров временного размещения.

Помощь беженцам, живущим компактно в центрах вре­менного размещения, всегда связана с решением специфи­ческих проблем, и вопрос о том, насколько оправдано такое расселение, не имеет однозначного ответа. Поселение бежен­цев и лиц, ищущих убежища, компактным способом, бес-158

Встреча с новой культурой

спорно, имеет на первых порах ряд преимуществ для людей, оказавшихся в чужой стране, без средств к существованию, крыши над головой, без знания языка и культуры. Центры временного размещения предоставляют иностранным бежен­цам возможность жить среди людей из одной с ними стра­ны, говорящих на одном языке, соблюдающих одни обы­чаи, имеющих сходные судьбы и проблемы. В ряде исследо­ваний было показано, что наличие социальной поддержки со стороны общины снижает рост психических и психосома­тических заболеваний у мигрантов и облегчает адаптацию в новой среде (Fumham, Bochner, 1986,). Жизнь в таких центрах повышает у беженцев чувство защищенности и безопаснос­ти. Так, многие проблемы с милицией и местными властя­ми, возникающие у жителей центров, улаживаются через представителей ООН или сотрудников организаций, являю­щихся их партнерами. Наличие в центрах медицинского пер­сонала предоставляет возможность в любое время обратить­ся за первой медицинской помощью. Беженцам не нужно также решать проблемы, связанные с образованием детей, так как УВКБ ООН заботится о том, чтобы дети, прожива­ющие в центрах, посещали детский сад и школу. В каждом Центре есть социальный работник, к которому всегда мож­но обратиться с любой просьбой, и, кроме того, во главе каждой общины беженцев обычно стоят лидеры, доводящие необходимую информацию до представителей помогающих организаций. Таким образом, у рядовых членов общин нет необходимости решать многие вопросы самостоятельно, что частично снимает с них бремя забот.

Однако компактное расселение беженцев, несомненно, облегчающее их жизнь в первый период пребывания в чужой стране, в дальнейшем может привести к развитию целого ряда негативных последствий как для общины в целом, так и для отдельно взятой личности. Скопление в одном месте людей, находящихся в тяжелом положении, переживших множество страданий, неустроенных и обделенных, приво­дит к так называемому «эффекту гетто» (Бурдье, 1993). Он выражается в деградации личности, ухудшении взаимоотно­шений между людьми, росте иждивенческих настроений. Как показало наблюдение за ситуацией, сложившейся в одном

Миграция как переживание депривации и изоляции

из Центров временного размещения (Зеленоградский), су­ществующем уже много лет, негативными результатами про­живания среди своих стали, с одной стороны, замкнутость на общине, отсутствие контактов с местным населением, а с другой — проблемы внутри самой общины, где возникают ежедневные ссоры, скандалы, драки, формируются конф­ликтующие группировки. Беженцы живут в небольших ком­натах семьями до 10 человек. Практически полное отсутствие личностного пространства, теснота, скученность повышают агрессивность, конфликтность людей. Условия, в которых проживают беженцы, не позволяют считать их жилища до­мом в полном смысле слова, а ведь именно дом служит тер­риториальным ядром пространственного мира личности, предназначенным для удовлетворения особых потребностей человека (Голд, 1990).

Дом, помимо того, что дает крышу над головой, выпол­няет целый ряд важных функций в жизни человека, среди которых Дж. Портеус выделяет три. Первая функция состо­ит в обеспечении безопасности, физической неприкосно­венности его обитателей, что обычно гарантируется уста­новлением границ и правил, регулирующих способы про­никновения в дом. Вторая функция дома заключается в повышении тонуса человека, что достигается посредством свободного формирования и трансформации внутренней среды своего жилища и поддержания ее в должном порядке. Третья функция — обеспечение индивидуальности, кото­рая создается в процессе оформления и заполнения его зна­комыми и близкими человеку вещами. Индивидуальность, неповторимость обстановки важна для развития детей, она влияет на формирование личностных особенностей жите­лей дома (Porteous, 1976, 1977).

Комнаты, в которых в течение нескольких лет проживают беженцы в центрах временного размещения, не выполняют ни одного из перечисленных предназначений. В любой мо­мент туда может наведаться милиция, у жителей нет уверен­ности, что их не выселят независимо от их желания; тесно­та, маленькие размеры комнат не позволяют расположить в комнате вещи в нужном порядке. Практически у всех бежен­цев утеряны их реликвии, предметы, которые могли бы сде-160

Встреча с новой культурой

лать жилище индивидуальным, а отсутствие средств и не­определенность положения не позволяют обзавестись новы­ми. Такая ситуация, несмотря на наличие крыши над голо­вой, сближает беженцев, живущих в центрах временного раз­мещения, с бездомными, у которых «недостаток безопасности в сочетании со стрессом, вызываемым неполным удовлетво­рением жизненно важных потребностей, отчасти объясняет озлобленность и агрессивность» (Голд, 1990, с. 106).

Перекладывание на других чувства ответственности за свою жизнь и жизнь семьи приводит к тому, что у беженцев из центров временного размещения возникает эффект «вы­ученной беспомощности», вызываемый пассивностью по­ведения, потерей личного контроля над ситуацией. Этот эффект, характерный для людей, которые не в состоянии управлять своей жизнью (хронических больных, обитате­лей интернатов, домов для престарелых), способствует сни­жению жизненных сил, ослаблению здоровья, сокращению продолжительности жизни. Привычка к поддержке со сто­роны УВКБ ООН привела к тому, что активность бежен­цев, живущих в лагерях, направлена, в основном, на предъявление требований к помогающим организациям, а не на самостоятельный поиск возможных выходов из ситу­ации. Естественно, многие трудности иностранных вынуж­денных мигрантов связаны с неурегулированностью их пра­вового положения в России, однако сравнение беженцев, живущих в центрах временного размещения, с теми, кто находит жилье самостоятельно, показывает, что последние проявляют гораздо больше активности в решении собствен­ных проблем.

В любом случае, даже несмотря на негативные психологи­ческие последствия, временное размещение беженцев в спе­циальных центрах может быть оправдано уже тем, что ока­зывается единственной возможностью дать людям крышу над головой и позволяет им выжить физически. Но для того, что­бы человек выжил как личность, необходимы специальные действия помогающих организаций, которые бы стимулиро­вали силу собственного «Я» человека: поощрение активнос­ти беженцев, их участия в принятии решений, возможности влиять на жизненные события.

формы и методы культурно-ориентированной ... помощи 161

Отношения русскоязычных вынужденных мигрантов с местным населением также складываются не лучшим обра­зом: не оправдываются надежды на теплый прием на исто­рической родине. Русские вынужденные мигранты характе­ризуют представителей местного населения в Центральной России как равнодушных, холодных, ленивых, завистливых, лицемерных, грубых, продажных, невнимательных. Лишь совсем немногие отмечают у местных жителей положитель­ные качества: отзывчивость, добродушие, порядочность. В свою очередь, в глазах местных жителей вынужденные пере­селенцы выглядят агрессивными, раздражительными, не­рвными, недоброжелательными, недоверчивыми, неуверен­ными, забитыми, приспособленцами, высокомерными, наглыми. Подобные представления отражают высокую сте­пень взаимного неприятия и обостряют отношения между мигрантами и местными жителями, являясь важнейшим фак­тором, осложняющим социокультурную адаптацию. Таким образом, высокий уровень относительной депривации у вы­нужденных мигрантов, определяемый резким несоответстви­ем между их потребностями и ожиданием их удовлетворе­ния, с одной стороны, и скудными возможностями реаль­ной жизненной ситуации, с другой, еще более повышается под влиянием ощущения социального вакуума, которое почти всегда возникает у данной категории лиц в новых социо­культурных условиях. Отсутствие полноценного общения и взаимодействия с местным населением приводит к возник­новению характерного для большинства мигрантов чувства отчужденности, ненужности и бесполезности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.