Жизнь должна быть только приятной, в ней нет места боли, горю, страданиям.
Каждый человек должен сопереживать и помогать беженцам.
Отрицательные эмоции и чувства не зависят от человека, они возникают только из-за внешних обстоятельств.
Человек - хозяин своей жизни.
Не бывает жизни без несчастий и горя.
У многих людей есть серьезные проблемы, они тоже страдают и нуждаются в сочувствии.
Человек способен сам справляться со своими эмоциями и контролировать свое поведение.
Методы психологической помощи
Человек может самостоятельно изменить направление своих мыслей, посмотреть на жизнь с другой стороны.
БУДЬТЕ СРЕДИ ЛЮДЕЙ
Взаимная поддержка очень важна в трудной ситуации и снижает уровень стресса. Общая беда сближает людей. Людям вместе легче переносить невзгоды.
> Не отказывайтесь от помощи и поддержки других людей.
> По возможности оказывайте другим помощь и поддержку.
> Участвуйте в групповых мероприятиях (праздниках, собра-
ниях, встречах).
> Используйте любую возможность для дружеского общения.
> Объединяйтесь вокруг общего дела.
Говорите с людьми: разговор — важнейшее лечение от стресса.
> Рассказывайте о себе тем, кто вызывает у Вас доверие и го-
тов Вас выслушать.
> Говорите о том, что Вы чувствуете, а не только о том, что
случилось.
> Делитесь своими переживаниями с теми, кто оказался в та-
кой же тяжелой ситуации.
УЧИТЕСЬ РЕЛАКСАЦИИ - УМЕНИЮ РАССЛАБЛЯТЬСЯ Когда Вы раздражены и взволнованы, ваши мышцы напряжены. При релаксации расслабляются мышцы, и снижается эмоциональное напряжение — уменьшается беспокойство, тревога, возбуждение.
Чтобы овладеть релаксацией, нужна тренировка. Но есть и очень простые способы, доступные каждому человеку. > Сделайте паузу в середине дня. Спокойно посидите или полежите в течение 10 минут, ни о чем не думая. Медленно выпейте 1—2 стакана воды.
Миграция как переживание жизненных ситуаций
> Возьмите какой-нибудь мелкий предмет и внимательно его
рассмотрите. Разглядывайте его до тех пор, пока не сможете представить его в деталях с закрытыми глазами.
> Если хочется поплакать, не сдерживайте себя. Постарайтесь
уединиться и дайте волю слезам.
> Расположитесь удобно. Сделайте глубокий вдох и выдох, по-
дышите спокойно. Вспомните какое-нибудь приятное место, в котором вы бывали раньше. Представьте, что вы сейчас там. Почувствуйте звуки, запахи, вспомните свои ощущения. Ощутите радость от своего хорошего настроения. Через десять минут глубоко вздохните и откройте глаза.
> Упражнение по снятию напряжения «Сверху-вниз: от глаз до
ног»
I. Плавно повращайте глазами — два раза в одном направлении, а затем два раза в другом. Пять секунд смотрите на далекий предмет, а потом на близкий, расположенный на одной
линии. Крепко зажмурьтесь, а затем расслабьтесь.
2. Несколько раз широко зевните.
3. Расслабьте- шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону.
4. Поднимите плечи до уровня ушей и медленно опустите.
5. Расслабьте запястья и поводите ими.
6. Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук.
7. Три раза глубоко вздохните.
8. Мягко прогнитесь в позвоночнике вперед-назад и из стороны в сторону.
9. Напрягите и расслабьте ягодицы.
10. Напрягите и расслабьте икры ног.
II. Покрутите ступнями.
12. Сожмите пальцы ног так, чтобы ступни изогнулись вверх.
Существует множество способов уменьшения стресса. Вы познакомились только с самыми простыми из них. Вы можете научиться и более сложным и эффективным приемам — медитации, аутотренингу, самомассажу. В этом случае Вам нужна профессиональная помощь психолога.
Методы психологической помощи
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Раскройте понятия «стресс» и «травма».
2. Охарактеризуйте травматический опыт вынужденных мигрантов.
3. Какое влияние оказывает травматический опыт на психику пострадавшего?
4. Охарактеризуйте формы, фазы и проявления горя.
5. Как влияет травматический опыт на систему базовых убеждений личности?
6. Назовите основные критерии посттравматического стрессового расстройства. Какие методы используются для диагностики ПТСР?
7. Каковы особенности ПТСР у детей? Как можно выявить ПТСР у ребенка?
8. Опишите механизмы и последствия организованного насилия.
9. Какие основные методы используются при оказании психологической помощи людям, пережившим травматический опыт? Кратко охарактеризуйте их.
рекомендуемая литература
1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Издательство МГУ,
1984.
2. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. М.: Шанс, 1992.
3. Леонова А.Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стресса. М.: Из-
5. Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-
аналитический бюллетень РОКК, 2001. № 2.
6. Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-
аналитический бюллетень. 2001. № 3.
7. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 1999.
8. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979.
9. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического
стресса. СПб.: Питер, 2001.
10. ФранклМ. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
11. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
Миграция как переживание перемен и культурных различий 129
ЧАСТЬ!
ВСТРЕЧА С НОВОЙ КУЛЬТУРОЙ: ВТОРАЯ СТАДИЯ ТРАВМАТИЗАЦИИ ВЫНУЖДЕННЫХ МИГРАНТОВ
Слово «вынужденный» сопровождает мигранта и после переселения. Другая культура вынуждает его отказаться от прежнего образа жизни, принять иные социальные нормы, правила и способы поведения. Этот процесс называется социокультурной адаптацией (от лат. adaptatio — приспособление).
Покинув ставший небезопасным для него родной и привычный мир, с тяжелым грузом утрат, с подорванным физическим и психическим здоровьем, мигрант сталкивается с новыми трудностями, кажущимися ему непреодолимыми. Что он переживает в процессе адаптации к новой среде? В первую очередь — кардинальные изменения в самом широком диапазоне. Меняется все: от природы и климата до одежды и пищи, от социальных, экономических и психологических отношений с миром и другими людьми до отношений в собственной семье. Самая важная часть изменений — культурные: другой язык, обычаи, традиции, ритуалы, нормы и ценности. В этом чуждом, непонятном мире невозможно не почувствовать себя лишним, никому не нужным скитальцем. Местные жители с опаской и недоверием принимают приезжих. Невидимые социальные границы не менее прочно, чем каменные стены, изолируют мигрантов, замыкая их в губительном одиночестве. А ведь этим людям, как никому другому, помимо материальной и социальной помощи, так необходимы человеческая поддержка и участие.
Главная цель данной лекции — раскрыть особенности социокультурной адаптации мигрантов в новой среде. В связи с этим мы остановимся на трех аспектах процесса переживания ситуации вынужденной миграции: переживании перемен, культурных различий, депривации и изоляции.
Даже при благоприятных условиях адаптация — трудный, стрессогенный процесс. Она считается успешной, если человек
/
реализует свой личностный потенциал, свои возможности и способности и справляется с возникающими психологическими и социокультурными проблемами. Адаптация — один из основных критериев разграничения нормы и патологии в психической деятельности человека. Этот процесс включает в себя не только приспособление, но и согфотйвление, не только самоизменение, но и стремление изменить среду. Уровни и формы успешной адаптации весьма разнообразны, и ее результаты в различных сферах могут сильно отличаться.
\/\ В качестве основных показателей успешности социокуль-ной адаптации мигрантов можно выделить следующие: установление позитивных связей с новой средой, решение
ежедневных житейских проблем (школа, семья, быт, работа) г участие в социальной и культурной жизни принимающего общества; удовлетвррительное психическое состояние и физическое здоровье,* адекватность в общении и в межкультурных отношениях, целостность и интегрированность личности. В первой части лекции остановимся на особенностях процесса социокультурной адаптации мигрантов и анализе переживания ими перемен, культурных различий, изоляции и социальной депривации. Во второй части будут представлены культурно-ориентированные формы и методы психологической помощи мигрантам в решении практических проблем социокультурной адаптации.