Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мысли, усиливающие стресс Мысли, снижающий стресс



Невозможно изменить себя и свою жизнь.

Жизнь должна быть только приятной, в ней нет места боли, горю, страданиям.

Каждый человек должен сопереживать и помогать беженцам.

Отрицательные эмоции и чувства не зависят от человека, они возникают только из-за внешних обстоятельств.

Человек - хозяин своей жизни.

Не бывает жизни без несчастий и горя.

У многих людей есть серьезные проблемы, они тоже страдают и нуждаются в сочувствии.

Человек способен сам справляться со своими эмоциями и контролировать свое поведение.

Методы психологической помощи

Человек может самостоятельно изменить направление сво­их мыслей, посмотреть на жизнь с другой стороны.

БУДЬТЕ СРЕДИ ЛЮДЕЙ

Взаимная поддержка очень важна в трудной ситуации и сни­жает уровень стресса. Общая беда сближает людей. Людям вме­сте легче переносить невзгоды.

> Не отказывайтесь от помощи и поддержки других людей.

> По возможности оказывайте другим помощь и поддержку.

> Участвуйте в групповых мероприятиях (праздниках, собра-

ниях, встречах).

> Используйте любую возможность для дружеского общения.

> Объединяйтесь вокруг общего дела.

Говорите с людьми: разговор — важнейшее лечение от стресса.

> Рассказывайте о себе тем, кто вызывает у Вас доверие и го-

тов Вас выслушать.

> Говорите о том, что Вы чувствуете, а не только о том, что

случилось.

> Делитесь своими переживаниями с теми, кто оказался в та-

кой же тяжелой ситуации.

УЧИТЕСЬ РЕЛАКСАЦИИ - УМЕНИЮ РАССЛАБЛЯТЬСЯ Когда Вы раздражены и взволнованы, ваши мышцы напря­жены. При релаксации расслабляются мышцы, и снижается эмоциональное напряжение — уменьшается беспокойство, тре­вога, возбуждение.

Чтобы овладеть релаксацией, нужна тренировка. Но есть и очень простые способы, доступные каждому человеку. > Сделайте паузу в середине дня. Спокойно посидите или поле­жите в течение 10 минут, ни о чем не думая. Медленно вы­пейте 1—2 стакана воды.

Миграция как переживание жизненных ситуаций

> Возьмите какой-нибудь мелкий предмет и внимательно его

рассмотрите. Разглядывайте его до тех пор, пока не сможе­те представить его в деталях с закрытыми глазами.

> Если хочется поплакать, не сдерживайте себя. Постарайтесь

уединиться и дайте волю слезам.

> Расположитесь удобно. Сделайте глубокий вдох и выдох, по-

дышите спокойно. Вспомните какое-нибудь приятное мес­то, в котором вы бывали раньше. Представьте, что вы сей­час там. Почувствуйте звуки, запахи, вспомните свои ощу­щения. Ощутите радость от своего хорошего настроения. Через десять минут глубоко вздохните и откройте глаза.

> Упражнение по снятию напряжения «Сверху-вниз: от глаз до

ног»

I. Плавно повращайте глазами — два раза в одном направ­лении, а затем два раза в другом. Пять секунд смотрите на дале­кий предмет, а потом на близкий, расположенный на одной

линии. Крепко зажмурьтесь, а затем рас­слабьтесь.

2. Несколько раз широко зевните.

3. Расслабьте- шею, сначала покачав го­ловой, а затем покрутив ею из стороны в сторону.

4. Поднимите плечи до уровня ушей и медленно опустите.

5. Расслабьте запястья и поводите ими.

6. Сожмите и разожмите кулаки, расслаб­ляя кисти рук.

7. Три раза глубоко вздохните.

8. Мягко прогнитесь в позвоночнике впе­ред-назад и из стороны в сторону.

9. Напрягите и расслабьте ягодицы.

10. Напрягите и расслабьте икры ног.

II. Покрутите ступнями.

12. Сожмите пальцы ног так, чтобы ступни изогнулись вверх.

Существует множество способов уменьшения стресса. Вы познакомились только с самыми простыми из них. Вы можете научиться и более сложным и эффективным приемам — меди­тации, аутотренингу, самомассажу. В этом случае Вам нужна профессиональная помощь психолога.

Методы психологической помощи

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Раскройте понятия «стресс» и «травма».

2. Охарактеризуйте травматический опыт вынужденных мигрантов.

3. Какое влияние оказывает травматический опыт на пси­хику пострадавшего?

4. Охарактеризуйте формы, фазы и проявления горя.

5. Как влияет травматический опыт на систему базовых убеждений личности?

6. Назовите основные критерии посттравматического стрес­сового расстройства. Какие методы используются для диаг­ностики ПТСР?

7. Каковы особенности ПТСР у детей? Как можно выя­вить ПТСР у ребенка?

8. Опишите механизмы и последствия организованного насилия.

9. Какие основные методы используются при оказании психологической помощи людям, пережившим травматичес­кий опыт? Кратко охарактеризуйте их.

рекомендуемая литература

1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Издательство МГУ,

1984.

2. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. М.: Шанс, 1992.

3. Леонова А.Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стресса. М.: Из-

дательство МГУ, 1993.

4. Психическое здоровье беженцев. К.: Сфера, 1998.

5. Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-

аналитический бюллетень РОКК, 2001. № 2.

6. Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-

аналитический бюллетень. 2001. № 3.

7. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 1999.

8. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979.

9. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического

стресса. СПб.: Питер, 2001.

10. ФранклМ. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

11. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

 

 

Миграция как переживание перемен и культурных различий 129

ЧАСТЬ!

ВСТРЕЧА С НОВОЙ КУЛЬТУРОЙ: ВТОРАЯ СТАДИЯ ТРАВМАТИЗАЦИИ ВЫНУЖДЕННЫХ МИГРАНТОВ

Слово «вынужденный» сопровождает мигранта и после пе­реселения. Другая культура вынуждает его отказаться от пре­жнего образа жизни, принять иные социальные нормы, пра­вила и способы поведения. Этот процесс называется социо­культурной адаптацией (от лат. adaptatio — приспособление).

Покинув ставший небезопасным для него родной и при­вычный мир, с тяжелым грузом утрат, с подорванным фи­зическим и психическим здоровьем, мигрант сталкивается с новыми трудностями, кажущимися ему непреодолимыми. Что он переживает в процессе адаптации к новой среде? В пер­вую очередь — кардинальные изменения в самом широком диапазоне. Меняется все: от природы и климата до одежды и пищи, от социальных, экономических и психологических отношений с миром и другими людьми до отношений в соб­ственной семье. Самая важная часть изменений — культур­ные: другой язык, обычаи, традиции, ритуалы, нормы и ценности. В этом чуждом, непонятном мире невозможно не почувствовать себя лишним, никому не нужным скитальцем. Местные жители с опаской и недоверием принимают при­езжих. Невидимые социальные границы не менее прочно, чем каменные стены, изолируют мигрантов, замыкая их в губительном одиночестве. А ведь этим людям, как никому другому, помимо материальной и социальной помощи, так необходимы человеческая поддержка и участие.

Главная цель данной лекции — раскрыть особенности со­циокультурной адаптации мигрантов в новой среде. В связи с этим мы остановимся на трех аспектах процесса пережива­ния ситуации вынужденной миграции: переживании пере­мен, культурных различий, депривации и изоляции.

Даже при благоприятных условиях адаптация — трудный, стрессогенный процесс. Она считается успешной, если человек

/

реализует свой личностный потенциал, свои возможности и способности и справляется с возникающими психологически­ми и социокультурными проблемами. Адаптация — один из основных критериев разграничения нормы и патологии в пси­хической деятельности человека. Этот процесс включает в себя не только приспособление, но и согфотйвление, не только самоизменение, но и стремление изменить среду. Уровни и формы успешной адаптации весьма разнообразны, и ее ре­зультаты в различных сферах могут сильно отличаться.

\/\ В качестве основных показателей успешности социокуль-ной адаптации мигрантов можно выделить следующие: установление позитивных связей с новой средой, решение

ежедневных житейских проблем (школа, семья, быт, работа) г участие в социальной и культурной жизни принимаю­щего общества; удовлетвррительное психическое состояние и физическое здоровье,* адекватность в общении и в меж­культурных отношениях, целостность и интегрированность личности. В первой части лекции остановимся на особеннос­тях процесса социокультурной адаптации мигрантов и ана­лизе переживания ими перемен, культурных различий, изо­ляции и социальной депривации. Во второй части будут пред­ставлены культурно-ориентированные формы и методы психологической помощи мигрантам в решении практичес­ких проблем социокультурной адаптации.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.