Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОРГАНИЗОВАННОГО НАСИЛИЯ



1. Первая мировая война.Психиатры впервые описали сим­птомы военного невроза: изнеможение, паника, замешатель­ство и разнообразные соматические жалобы. Предложена концепция «шока от контузии» (shell-shock), объясняющая симптомы как следствие психических травм, полученных при взрывах бомб и интенсивном артиллерийском обстреле. Пред­ложены и первые методы реабилитации таких расстройств. Выработаны принципы неотложной психотерапевтической помощи: «находиться поблизости, немедленно оказать по­мощь, вселять в больного надежду на быстрое восстановле­ние», что очень близко к предложенному немного позднее методу «дебрифинга» — методу неотложной терапии жертв катастроф. Обобщение Фрейдом опыта работы с «военными неврозами» положило начало разработке этой темы в психо­анализе.

2. Вторая мировая война.Стрессу солдат. Описаны симп­томы психической травмы, полученной в ходе боевых дей­ствий и названной «combat exhaustion» (дословно — изнемо­жение от боевых действий, переводится также как «военный психоз»). Эта психиатрическая категория предложена для различения этиологии психоневрозов и конверсионной ис­терии, наблюдающихся в военное время, от соответствую­щих заболеваний мирного времени. Если последние обычно возникают вследствие неразрешенных внутренних конфлик­тов, то основной причиной военной психопатологии счита­ется внешний стресс. В дальнейшем описаны долговремен­ные последствия таких травм: многие демобилизованные стра­дали хроническим расстройством сна, навязчивыми снами, гиперсензитивностью к шуму и депрессией.

Хронические расстройства у бывших военнопленных. В пос­левоенный период обнаружилось, что пережившие плен и заключение в ходе войны отличаются высоким риском пси­хосоматических и психических расстройств. Наиболее частые жалобы: тревожность, расстройство сна, депрессия и раз-

Организованное насилие и психическое здоровье...

личные психосоматические симптомы. То, насколько долго сохраняются симптомы, их тип и количество зависело от времени, проведенного в заключении и типа стресса, полу­ченного в тюрьме или концлагере. Долгосрочное исследова­ние бывших узников немецких и японских лагерей в ходе Второй мировой войны и бывших в заключении в ходе войны в Корее выявило высокий риск депрессии, значительно выше, чем среди обычных людей. Наиболее высокий риск отмечен у прошедших через японские и корейские лагеря и тюрьмы, что во многом объясняется экстремальными условиями на грани выживания.

Политические узники и КЛ-синдром. Систематические ис­следования в первое десятилетие после войны привели к концепции КЛ-синдрома (KZ-syndrome), включающего та­кие симптомы, как апатия, депрессия, раздражительность, нарушения сна, сопровождающиеся трудностями в работе и семейной жизни. В ряде исследований показано влияние лич­ностных факторов и стратегий совладания на последующие посттравматические реакции.

  • Геноцид — Холокост. Геноцид — уничтожение целой этни­ческой группы — случался неоднократно в истории челове­чества. Но Холокост отличался своим масштабом, бюрократи­ческой и технологической организацией. Симптомы жертв Холокоста близки к симптомам у представителей других наци­ональностей, переживших заключение в концлагере, но есть и некоторые дополнительные особенности. Геноцид выходит за границы насилия над конкретным человеком: мучительные воспоминания являются частью коллективной памяти, и по­этому не могут быть проработаны только в индивидуальной терапии. Часто этот опыт слишком мучителен для того, чтобы о нем говорить. Когда израильские и немецкие психиатры встре­чались после войны, можно было наблюдать феномен, когда все, не сговариваясь, «хранили молчание» об этом травмати­ческом опыте, что в какой-то мере сохранилось до наших дней. Болезненные воспоминания часто выливаются в хронические личностные расстройства, нарушенные отношения с детьми, что порождает проблемы в следующем поколении. Проявления антисемитских взглядов ведут к быстрой реактивации симпто­мов у переживших Холокост.

Миграция как переживание жизненных ситуаций

Организованное насилие и психическое здоровье...

I 1*1

Травматический опыт других участников войны. Опыт по­бежденных стран также осмыслялся психологами и психиат­рами. В отношении нацистского германского общества инте­рес представляют размышления о роли безоговорочно при­нимаемой большинством идеологии и националистических убеждений. В таких условиях нет места для принятия возмож­ности психологических срывов у солдат и мирного населе­ния. Доминировал образ неуязвимого героя-воина, преодо­левающего любой стресс.

Последствия атомной бомбардировки японских городов — травматический опыт, к которому было обращено присталь­ное внимание, в том числе психологов и психиатров. Лифтон описал уникальное переживание «смерти в жизни» сразу после взрыва — ощущения конца света и уничтожения жизни на зем­ле, переживание прихода смерти.

3. Корейская война.В ходе изучения опыта прошедших через заключение во время этой войны впервые описано «промывание мозгов», применявшееся тоталитарными ре­жимами Кореи и Китая. В дальнейшем эта тема стала предме­том исследований последствий психологических пыток и тоталитарных методов навязывания идеологии.

4. Вьетнамская война.В ходе войны во Вьетнаме среди американских солдат отмечалась меньшая психиатрическая заболеваемость, чем во Второй мировой войне. Это объясня­ется хорошей организацией психиатрических служб, а также тем, что солдаты знали, что срок их призыва ограничивает­ся одним годом. После войны ветераны все больше и больше оказывались в фокусе внимания специалистов в области пси­хического здоровья, поскольку их травматический опыт об­ладал уникальными особенностями.

Во-первых, это было связано с негативным отношением к этой войне, превалировавшим в обществе, что порождало у ветеранов чувство вины, переживание предательства со стороны общества, ощущение себя «козлами отпущения», тревожность при проявлении эмоций в близких отношениях.

Во-вторых, отмечено широкое распространение нарко­тиков на этой войне. По данным исследований, около поло­вины солдат пробовало наркотики во время войны и 20% были опиатно-зависимыми. Вместе с тем, дальнейшие ис-

следования показали значительно более высокие показатели ремиссии, чем у других наркозависимых. Это говорит не толь­ко о том, что наркотики занимали важное место в культуре военной жизни американских солдат во Вьетнаме, но и о том, что опиатная зависимость отличается лучшими прогно­зами, когда порождается подобными специфическими со­циокультурными стрессовыми факторами.

В ряде исследований изучалась связь типа полученного стресса с характером посттравматических симптомов. Так, показано, что опыт боевых действий, по-видимому, связан с симптомами повторного переживания, в то время как опыт участия в актах насилия связывается с симптомом отрица­ния (Laufer et ai, 1985)*.

Показано, что значительная часть ветеранов Вьетнамс­кой войны страдает хроническим ПТСР (15% — спустя 15 лет после войны).

5. Другие формы организованного насилия.Большой ин­терес представляет изучение психологических последствий пыток на опыте жертв латиноамериканских диктаторских режимов. Реабилитация после такой травмы — очень труд­ный и болезненный процесс для пережившего и крайне слож­ная профессиональная задача для терапевта. Адекватными здесь представляются методы пересказа травматической ис­тории — вербального или символического — в атмосфере предельной терпимости и сензитивности. Жертва пыток яв­ляется символом социальной патологии, поэтому процесс исцеления такой травмы должен иметь качества публичнос­ти. Это достигается, например, «методом свидетельства», основная идея которого состоит в том, что «частная» боль должна быть трансформирована в общую, «публичную боль» (Doerr-Zegeers et ai, 1990; Cienfuegos & Monelli, 1983).

Подводя итог столетнего изучения последствий органи­зованного насилия, Н. Лавик приводит выводы, важные для разработки общих принципов терапии психологических по­следствий организованного насилия.

  • Мы не приводим выходные данные источников, на кото­рые ссылаются авторы реферируемых в разделе «Хрестоматия» текстов.

Миграция как переживание жизненных ситуаций

II

Организованное насилие — феномен, порожденный че­ловеком. Поэтому сама природа такой травматизации напря­мую связана с нарушением нравственных норм. Человеку, прошедшему через опыт, сочетающий в себе психологичес­кий стресс и осуществление неправедных действий, требу­ется больше, чем «чисто» психологическое понимание. Надо соответствующим образом постичь этическую и экзистенци­альную природу такого типа травмы и учитывать это в про­цессе лечения и реабилитации. Очень важно, чтобы тема спра­ведливости не ограничивалась кругом жертв, их семьи и дру­зей, но чтобы существовали официальные и публичные процедуры, осуждающие организаторов и исполнителей на­силия. Безнаказанность чинивших насилие нарушает чувство реальности и препятствует восстановлению доверия и обре­тению внутреннего покоя.

практикум

диагностика

методы исследования ПТСР

Для диагностики ПТСР разработано большое количество методик, представляющих собой, как правило, опросники и структурированные интервью. Утверждения и вопросы дан­ных методик напрямую связаны с реакцией на пережитое событие. В связи с этим важно помнить, что особое значе­ние имеет предварительное установление контакта с чело­веком, подвергшимся травмирующему воздействию. Отсут­ствие определенного уровня доверия между психологом и респондентом может негативно сказаться на результатах диагностики.

Комплекс клинико-психологических и психометрических методик, наиболее часто использующихся для диагностики ПТСР за рубежом, в том числе Шкала для клинической ди­агностики ПТСР (CAPS — Clinical-administered PTSD Scale), Миссисипская шкала ПТСР (Mississippi Scale), Шкала оценки тяжести воздействия травматического события (IES-R — Impact of Event Scale-Revised), апробированы и адаптирова­ны к российской выборке в лаборатории психологии пост-травматического стресса и психотерапии Института психо­логии Российской Академии наук (Тарабрина, 2001). Остано­вимся на наиболее часто используемых для диагностики ПТСР методиках.

Миссисипская шкала ПТСР (Mississippi Scale for Combat-Related PTSD),Keane, Caddell, and Taylor, 1988) предназна­чена для оценки степени выраженности ПТСР. Шкала со-102

Миграция как переживание жизненных ситуаций

держит 39 утверждений, отражающих состояние людей, пере­живших травматическую ситуацию. Примеры утверждений: «У меня нет чувства вины за все то, что я делал в прошлом», «Если случается что-то, напоминающее мне о прошлом, это выводит меня из равновесия и причиняет мне боль». Каждое из утверждений оценивается по шкале от 1 до 5 в зависимо­сти от того, насколько оно верно для респондента (от «со­вершенно неверно» до «совершенно верно»). Итоговый балл, полученный при подсчете результатов, отражает степень воз­действия травматического опыта на человека. Симптомы ПТСР объединены в опроснике в следующие группы: навяз­чивые воспоминания, депрессивность, трудности общения, эмоциональная неустойчивость, проблемы с памятью, на­рушения сна, личностные трудности. Недостаток методики в том, что нормативных данных, позволяющих сделать вывод о наличии или отсутствии ПТСР, не существует. В различных источниках приводятся лишь данные о том, что итоговый балл выше 100 свидетельствует о выраженном влиянии пе­ренесенной травмы на человека.

Шкала оценки тяжести воздействия травматического со­бытия (Impact of Event Scale-Revised — IES-R)основана на работах М.Горовица и направлена на выявление симп­томов трех основных критериев ПТСР: навязчивости, из­бегания, повышенной возбудимости. Методика состоит из 22 утверждений, каждое из которых оценивается по 4-бал­льной шкале (никогда, редко, иногда, часто). Примеры утверждений: «Я не мог спокойно спать по ночам», «Я чув­ствовал постоянное раздражение и гнев», «Я старался не думать о случившемся». Испытуемого просят вспомнить ка­кую-либо случившуюся с ним стрессовую ситуацию, на­звать ее, указать дату события и оценить, насколько часто он испытывал каждое из переживаний, отраженных в ут­верждениях, в течение последних семи дней. Уровень ПТСР расценивается как высокий при достижении суммарного балла 30—35.

Шкала клинической диагностики ПТСР (Clinical-Administered PTSD Scale - CAPS)(Blake et al, 1990; 1995) представляет

Диагностика

собой структурированное диагностическое интервью для вы­явления интенсивности и частоты встречаемости симптомов ПТСР и степени их влияния на жизнедеятельность обследуе­мого. Частота и интенсивность каждого из 17 симптомов оце­нивается по 5-балльной шкале. Критерии С, D и Е оценивают­ся только в том случае, если они не проявлялись до травмы.

Проведенные многочисленные исследования с использо­ванием вышеназванных и других методов диагностики выяви­ли различия, зависящие от культурной и национальной при­надлежности испытуемых. Исследователи пришли к выводу, что диагностика ПТСР требует специального культурно обус­ловленного подхода. Данный факт способствовал тому, что появился целый ряд методик, культурно валидизированных опросников и шкал, разработанных специально для диагно­стики последствий травматических событий у отдельных куль­турных и национальных групп. Так, для индокитайских бе­женцев, живущих в США (кхмеров, лаосцев и вьетнамцев), была разработана Индокитайская шкала измерения ПТСР (Mollica et al., 1987). На основе Опросника депрессии Бека создана Вьетнамская шкала депрессии для вьетнамских бе­женцев, с использованием свойственных вьетнамской куль­туре выражений и идиом (Kinzie et al., 1982).

Опросник выраженности симптомов ПТСР у вынужденных мигрантов.Большинство рассмотренных опросников разра­ботаны в соответствии с критериями DSM-III-R. На основе перечисленных методик и другого методического материа­ла, связанного с диагностикой ПТСР, а также критериев DSM-IV был разработан специальный опросник для оценки выраженности симптомов ПТСР у вынужденных мигрантов. Авторы разработки — Г. Солдатова, Л. Шайгерова и П. Черка­сов. Результаты исследования, проведенного с помощью дан­ного опросника в 6 регионах России по Программе РОКК «Миграция населения», позволили оценить подверженность посттравматическим симптомам различных групп вынужден­ных мигрантов в зависимости от пола и возраста, событий, предшествующих миграции, условий на новом месте житель­ства (Солдатова, Черкасов, Шайгерова, 2000).

Миграция как переживание жизненных ситуаций

Бланк опросника

инструкция: Ответьте, пожалуйста, на первые два пункта опросника

1. С Вами произошли трагические события (отметьте все из случившегося с Вами):

1.1 гибель близких людей  
1.2 серьезная физическая травма  
1.3 угроза собственной жизни  
1.4 свидетельство гибели других людей  
1.5 внезапный вынужденный отъезд  
1.6 полная или почти полная потеря имущества  
1.7 другое (что именно)

2. Во время перенесенных событий Вы испытали:

2.1 сильный страх или ужас

2.2 беспомощность

2.3 шок

2.4 унижение

2.5 потрясение

Если Вы дали хотя бы один утвердительный ответ по каждому из вышеприведенных пунктов, переходите к следующему пункту опросника.

3. Ответьте, пожалуйста, как часто с Вами случается следующее.

  никогда иногда часто
1. Я не могу отогнать от себя нахлынувшие мучительные воспоминания о событии.      
2. Я стараюсь не думать о случившемся и ни с кем не говорить об этом.      

Диагностика

3. Окружающие люди кажутся мне чужими и перестали меня интересовать.      
4. Я вижу причиняющие боль и страдания сны о событии.      
5. Иногда я действую или чувствую себя так, словно событие вновь повторяется.      
6. Я не могу вспомнить некоторые важные моменты, связанные со случившимся.      
7. Мне трудно сосредоточиться.      
8. Если что-то вдруг напоминает мне о случившемся, у меня возникает сильное эмоциональное возбуждение.      
9. Мне бывает трудно заснуть или проснуться.      
10. Я часто испытываю раздражение и гнев.      
11. Когда что-нибудь напоминает мне о перенесенных событиях, у меня возникают неприятные физиологические ощущения.      
12. Я потерял интерес ко многим делам, которые раньше казались мне важными.      
13. Я стараюсь избегать действий, мест или людей, которые пробуждают воспоминания о событии.      
14. Я плохо сплю по ночам.      
15. Мои чувства потеряли былую яркость.      
16. Я перестал строить планы на будущее.      
17. Я сильно вздрагиваю от неожиданных звуков или прикосновений.      

4. Отметьте, пожалуйста, тот ответ, который Вам подходит: Большинство из симптомов, отмеченных Вами, длятся от одного месяца до трех.

Большинство из симптомов, отмеченных Вами, длятся свыше трех месяцев.

Миграция как переживание жизненных ситуаций

5. На предложенной шкале отметьте, пожалуйста, насколько сильно имеющиеся у

Вас симптомы мешают Вам в жизни: В работе

не мешают совсем--------------------------------------

В семейных отношениях

не мешают совсем..................................

В отношениях с людьми

не мешают совсем----------------------------------------------очень сильно мешают

Ключи к опроснику

очень сильно мешают

• очень сильно мешают

Номера утверждений

Критерий В(должны присутствовать один или более ответов из 3 пункта)

1, 4, 5, 8, 11

Критерий С(должны присутствовать три или более

Номера утверждений

ответов из 3 пункта)

Критерий D(должны присутствовать два или более

Номера утверждений

ответов из 3 пункта}

шкала базовых убеждений (world assumption scale — WAS)*

Концепция базовых убеждений о благосклонности и ос­мысленности окружающего мира, дружелюбности или враж­дебности людей и ценности собственного «Я» разрабатыва­лась на основе изучения того, что говорят пережившие трав­му о себе, об окружающих людях и о том, как они понимают устройство мира (Janoff-Bulman, 1989, 1992).

Шкала базовых убеждений — опросник, состоящий из 32 утверждений, отражающих оценку восьми основных кате­горий:

* Публикуется с любезного разрешения автора методики Ронни Янов-Бульман.

Диагностика

1) благосклонность мира (BW, benevolence of world),

2) доброта людей (ВР, benevolence of people),

3) справедливость мира (J, justice),

4) контролируемость мира (С, control),

5) случайность как принцип распределения происходя­щих событий (R, randomness),

6) ценность собственного «Я» (SW, self-worth),

7) степень самоконтроля (контроля над происходящими событиями) (SC, self-control),

8) степень удачи, или везения (L, luckiness). Инструкция: Отметьте степень своего согласия или несог­ласия с каждым из утверждений по 6-балльной шкале:

«1» — «совершенно не согласен»,

«2» — «не согласен»,

«3» — «скорее не согласен»,

«4» — «скорее согласен»,

«5» — «согласен»,

«6» — «полностью согласен».

1. Неудача с меньшей вероятностью постигает достойных, хороших людей.

2. Люди по природе своей недружелюбны и злы.

3. Кого в этой жизни постигнет несчастье — дело случая.

4. Человек по натуре добр.

5. В этом мире гораздо чаще происходит что-то хорошее, нежели плохое.

6. Течение нашей жизни во многом определяется случаем.

7. Как правило, люди имеют то, что заслуживают.

8. Я часто думаю, что во мне нет ничего хорошего.

9. В мире больше добра, чем зла.

10. Я вполне везучий человек.

11. Несчастья случаются с людьми из-за ошибок, которые они совершили.

12. В глубине души людей не очень волнует, что происхо­дит с другими.

13. Обычно я поступаю таким образом, чтобы увеличить вероятность благоприятного для меня исхода дела.

14. Если человек хороший, к нему придут счастье и удача.

15. Жизнь слишком полна неопределенности — многое зависит от случая.

Диагностика

16. Если задуматься, то мне очень часто везет.

17. Я почти всегда прикладываю усилия, чтобы предотв­ратить несчастья, которые могут случиться со мной.

18. Я о себе невысокого мнения.

19. В большинстве случаев хорошие люди получают то, чего заслуживают в жизни.

20. Собственными поступками мы можем предотвращать

неприятности.

21. Оглядывая свою жизнь, я понимаю, что случай был ко

мне благосклонен.

22. Если принимать меры предосторожности, можно из­бежать несчастий.

23. Я предпринимаю действия, чтобы защитить себя от

несчастий.

24. В общем-то, жизнь — это лотерея.

25. Мир прекрасен.

26. Люди в большинстве своем добры и готовы прийти на

помощь.

27. Я обычно выбираю такую стратегию поведения, кото­рая принесет мне максимальный выигрыш.

28. Я очень доволен тем, какой я человек.

29. Если случается несчастье, то обычно это потому, что люди не предприняли необходимых мер для защиты.

30. Если посмотреть внимательно, то увидишь, что мир

полон добра.

31. У меня есть причины стыдиться своего характера.

32. Я удачливее, чем большинство людей.

Обработка результатов. К каждой из 8 шкал относятся по 4 утверждения (см. «ключ»). Значение по каждой из шкал определяется средним арифметическим баллов по соответствующим утверждениям. Для прямых утверждений это баллы, отмеченные респондентом, а для обратных (по­меченных в «ключе» знаком минус) — реверсивные значе­ния (противоположные отмеченным относительно сере­дины шкалы, т.е. «1» соответствует «6», «2» — «5», «3» —

«4» и так далее).

Первичные категории убеждений могут также оценивать­ся как 3 обобщенные направления отношений:

1. Общее отношение к благосклонности окружающего мира: вычисляется как среднее арифметическое между BW и ВР (благосклонность мира и доброта людей).

2. Общее отношение к осмысленности мира, то есть конт­ролируемости и справедливости событий: вычисляется как среднее арифметическое между показателями J (справедли­вость мира), С (контролируемость мира) и реверсивным R (случайность).

3. Убеждение относительно собственной ценности, спо­собности управления событиями и везения: вычисляется как среднее арифметическое между SW (ценность «Я»), SC (са­моконтроль) и L (везение).

Ключ:

BW 5, 9, 25, 30

ВР -2, 4, -12, 26

J 1, 7, 14, 19

С 11, 20, 22, 29

R 3, 6, 15, 24

SW -8, -18, 28, -31 SC 13, 17, 23, 27

L 10, 16, 21, 32

Данный опросник позволяет сравнивать базовые убежде­ния у разных групп людей, например, переживших различ­ные виды травматического опыта. Он может быть использо­ван и в индивидуальной работе: если показатели по какой-либо шкале у человека сильно занижены, то это следует учесть при оказании психологической поддержки. В норме показа­тели по всем шкалам выше середины.

диагностика ПТСР удетей

Исследования (в частности, Yule, Williams, 1990) показы­вают, что проблемы при ПТСР у детей от 8 до 16 лет схожи С проблемами взрослых, однако диагностика их обычными Методами, используемыми для взрослых, может быть зат-|&Днена. При диагностике ПТСР у детей важно выявить спе-рйфические особенности травмы или насилия, которому $6двергался ребенок. Мы должны найти ответы на следую-вопросы:

Миграция как переживание жизненных ситуаций

 

1. Насколько реальна в представлении ребенка была угро­за его жизни или опасность серьезных повреждений.

2. В какой степени ребенок был вовлечен в насилие и ка­кие аспекты травмы были наиболее пугающими.

3. Насколько велика в представлении ребенка была опас­ность, угрожавшая значимым для него людям.

4. Реальная степень опасности ситуации.

5. Реакция значимых для ребенка людей на травматичес­кое событие (Хусейн, Холкомб, 1997).

Методы диагностики ПТСР у детей можно разделить на четыре основных блока:

Структурированное интервью с детьми.Есть несколько форм для проведения подобных интервью. Объединяет их то, что все они основаны на диагностических критериях DSM. Непосредственное интервью с ребенком относительно трав­матического события представляется как необходимым, так и наиболее эффективным подходом, так как интервьюиро­вание родителей упускает субъективные симптомы.

Структурированное интервью с родителями.Ранние исследо­вания травм детей показали, что родители и учителя часто не­дооценивают степень серьезности проблем, возникающих у детей после травмы. Причин этому может быть несколько: взрос­лые не знакомы с симптомами ПТСР, они могут неверно ис­толковать симптомы онемения (молчаливости) как признаки упрямства, или они не хотят признать наличие проблем у де­тей, которых, как им казалось, они защитили от вредоносного воздействия ситуации. Тем не менее, родители могут обеспе­чить дополнительную полезную информацию о своих травми­рованных детях. Интервью с детьми раскрывает больше субъек­тивные симптомы, а с родителями — объективные.

Опросникиизмеряют сопутствующие расстройства — деп­рессию, тревожность, низкую самооценку или общие пове­денческие нарушения. Что касается измерения ПТСР, на се­годняшний день наилучшим опросником считается Шкала Влияния События Горовица.

Психофизиологическая оценка.Как показывает исследо­вание реакции испуга (Omilz, Pynoos, 1989), психическая трав­ма может вызывать долговременные физиологические рас­стройства.

Методы психологической помощи

Н. Гармези и М. Руттер (Garmezy, Rutter, 1985) сделали ряд интересных наблюдений, которые нужно иметь в виду при диагностике травмированных детей. Они утверждают, что частью процедуры диагностики должно быть изучение взаи­мосвязи ситуации и личности. В частности, исследователи подметили, что в экстремальных ситуациях, когда взрослы­ми ценится мужество и храбрость, дети меньше жалуются на страхи. Стресс у детей должен интерпретироваться в контек­сте стрессогенного события и родительской реакции на трав­му, поскольку ребенок в состоянии стресса воспроизводит модель реакции, характерной для значимых взрослых.

методы психологической помощи

практический опыт проведения арт-терапевтической работы

С ДЕТЬМИ-БЕЖЕНЦАМИ

Достоинства арт-терапии делают ее одним из наиболее успешных методов в психологической работе с детьми бе­женцев.

Психологический стресс, вызванный вынужденной миг­рацией, часто подавляет творческие способности детей. Арт-терапия позволяет вновь вдохновить ребенка на создание художественных произведений, стимулирует и развивает его творческую активность, помогает снять стресс, разобраться с прошлым и настоящим, облегчает переход в новую куль­туру (Макарова, 1996).

Д. Калманович и Б. Ллойд, проводившие арт-терапевти-ческие занятия в лагерях для беженцев в бывшей Югосла­вии, отметили, что участие в процессе художественного твор­чества помогло некоторым детям повысить самооценку, для кого-то «явилось важным этапом на пути осознания своего внутреннего мира», для других «было связано с катарсисом, представляя им безопасное пространство для выражения своих чувств. Кроме того, всем беженцам, независимо от возраста, художественные сессии давали возможность собираться вме­сте и общаться друг с другом, что, с учетом условий их жиз­ни, имело большое значение» (Калманович, Ллойд, 2000).

Арт-терапевтическая работа с детьми мигрантов прово­дится психологами Научно-практического центра психоло-112

Миграция как переживание жизненных ситуаций

гической помощи «Гратис» уже более двух лет. Основной ак­цент делается на групповой работе, поскольку общение в среде сверстников стимулирует большую творческую актив­ность, создает атмосферу психологической безопасности, облегчает контакт с психологом. Отличия групповой арт-терапевтической работы от индивидуальной, по мнению А. Ко-пытина, заключаются в том, что она «предполагает особую демократичную атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников группы, меньшую степень их зависимости от арт-терапевта; во многих случаях требует оп­ределенных коммуникативных навыков и способности адап­тироваться к групповым нормам» (Копытин, 2000).

На занятиях используются два основных арт-терапевтических метода: терапия рисунком и театрализованная арт-терапия. Терапия рисункомпроводится с детьми от 4 до 12 лет и включает рисование, лепку из глины, пластилина и т.п. За­нятия проходят в течение 2,5 часов, один раз в неделю и заключаются в рисовании на специально заданные темы и обсуждении этих тем в процессе рисования и после него, с использованием уже готовых работ. Группа открыта для сво­бодного посещения, дети могут присоединиться к работе в любое время, что создает свободную, раскрепощенную ат­мосферу и способствует снижению тревожности.

Психолог центра «Гратис» О.'Хухлаев выделяет ряд прин­ципов, на которых основаны групповые арт-терапевтичес-

кие занятия.

7. «Рисование» как регулируемый арт-терапевтический про­цесс. Изобразительное творчество — инструмент очень тон­кой психотерапевтической интервенции. В отличие от обыч­ной психотерапии, арт-терапевт вмешивается в процесс опос­редованно — через тему, заданную для рисования. Темы подбираются с учетом проблем, которые, по мнению тера­певта, необходимо проработать с данными участниками груп­пы. Приведем примеры тем, которые используются для ра­боты с детьми из семей мигрантов, и целей, на достижение которых она направлена:

1) «Страх», «Радость», «Обида», «Дружба», «Грусть», «Веселье», «Интерес», «Скука» и т.п. — осознание и отреаги-рование актуальных эмоциональных переживаний;

Методы психологической помощи

ИЗ

2) «Автопортрет», «Герб души», «Что я люблю», «Что я ненавижу», «Россия», «Родина», «Прошлое-настоящее-бу­дущее», «Мой дом» и др. — развитие идентичности;

3) «Дом», «Семья», «Чего я боюсь», «От чего мне груст­но», «От чего мне обидно», «Сон» — осознание и отреагирование потенциально «проблемных» сфер;

4) «Счастье», «Праздник», «Любимый сказочный герой», «Мечта» — актуализация психологических «ресурсов».

Рисуя, ребенок осознает свои переживания, закладывает основу для проработки психологических проблем, и этот процесс становится одним из наиболее важных аспектов арт-терапевтической деятельности.

2. Диалог— основа адаптации. Одно из наиболее ярких достоинств арт-терапии — возможность невербального об­щения, что облегчает налаживание межличностных контак­тов. При адекватной организации группы индивидуальный рисунок теряет эгоцентрическую направленность и стано­вится формой коммуникации, стимулирующей процессы адаптации.

3. Искусство как отреагирование. В процессе работы за­метно, как эмоция, связанная, например, со страхом, через создание ряда «страшных» рисунков ослабевает и эмоцио­нальное состояние ребенка меняет свою направленность.

Однако, отмечает О. Хухлаев, отреагирование достигает своей цели только при адекватной работе процесса вообра­жения. Иногда вместо катартического эффекта у ребенка воз­никает аутостимуляция, и процесс рисования «проблемной области» не только не снижает напряжения, а, наоборот, ведет к возникновению новых негативных переживаний. Ре­бенок «зацикливается» на определенных сюжетах, формах, сочетании красок. Задача психолога в этом случае — помочь ребенку преодолеть рамки аутостимуляции, накладываемые на воображение, побудить ребенка к творческому измене­нию рисунка (Хухлаев, 2001).

4. Постоянство психотерапевтических отношений. Нема­ловажным терапевтическим фактором для детей-беженцев, которые пережили отрыв от корней, утрату привычного мира и находятся в ситуации неопределенного настоящего и еще более неопределенного будущего, является создание стабиль-114

Миграция как переживание жизненных ситуаций

ных межличностных взаимоотношений, поэтому наиболее эффективной оказывается именно длительная и регулярная

работа.

Театрализованнная психотерапия.Для афганских подрос­тков 14—15 лет в подмосковном Центре временного прожи­вания беженцев «Зеленоградский» организована студия пси­хологического театра, где ребята разыгрывают свои авторс­кие постановки. Как и в других арт-терапевтических методах, акцент здесь делается на побуждении детей к личной актив­ности, свободному самовыражению и самостоятельному твор­ческому процессу. Большая роль в таком театре отводится импровизации, спонтанности. Совместная работа над спек­таклем, регулярные репетиции позволяют ребятам при мак­симуме самостоятельности почувствовать свою ответствен­ность за успех общего дела.

В отличие от традиционного театра, основное внимание в театрализованной психологической работе направлено не на внешние формы, а на внутренние переживания участников. Разработанная психологами центра «Гратис» структура пси­хологической театральной работы состоит из двух частей: тренинга и собственно постановки спектакля, причем ос­новное значение придается именно тренингу, а не конечно­му результату, представленному на публику.

После полугода работы в театральной студии ребята под­готовили спектакль, составленный из коротких сценок по мотивам афганских народных рассказов. Он прошел с боль­шим успехом, и участники, и зрители получили огромное удовольствие от представления. Премьера усилила интерес детей к работе группы, повысила уровень доверия родителей к психологу (Хухлаев, 2001).

Активизация внутренних сил и потенциала адаптивности у детей во время арт-терапевтических занятий, удовольствие, с которым дети посещают сессии и занимаются творчеством, подтвердили, что арт-терапия — успешный и ценный ме­тод, использование которого позволяет достигать не только непосредственного быстрого психотерапевтического эффек­та, но также и глубоко прорабатывать ценностные и смыс­ловые личностные структуры детей и подростков.

Методы психологической помощи

упражнения на релаксацию

Для тех, кто находится в состоянии стресса, часто испы­тывает напряжение и тревогу, очень важно умение расслаб­ляться. Существуют специальные упражнения, облегчающие физическое и психологическое расслабление, которым мо­жет обучиться каждый, нужна лишь практика и терпение.

Ниже представлены два упражнения на релаксацию. Одно из них (упражнение 1) составлено на основе приемов, ис­пользуемых как отечественными, так и зарубежными психо­логами (Колодзин, 1992; Леонова, Кузнецова, 1993; Пезешкиан, 1996; Психическое здоровье беженцев, 1998).

Несколько простых упражнений на релаксацию приво­дятся в книге «Психическое здоровье беженцев» — пособии для тех, кто работает с беженцами, изданном Всемирной организацией здравоохранения (1998). Предлагаем одно из них, доступное каждому и не требующее специальной под­готовки (упражнение 2).

Упражнение 1

Инструкцию для выполнения упражнения можно записать на магнитофон, произнося текст медленно и четко, или по­просить прочитать другого человека. Затем, когда вы хорошо освоите все элементы, вы сможете обходиться без внешней инструкции. Паузы между предложениями составляют 4-6 се­кунд, при переходе от одной части тела к другой — от 10 до 30 секунд. Каждый этап упражнения можно выполнять по несколь­ко раз. Весь сеанс релаксации должен занимать около 15 минут.

Предварительная инструкция

Выберите удобный момент, чтобы вам никто не мешал, и найдите спокойное место. Устройтесь поудобнее. Освободи­тесь от туго облегающей, стесняющей одежды.

Когда начнете упражнение, следите, чтобы ритм дыхания был естественным для вас. Важно знать, что для глубокого и полного вдоха необходимо заполнить воздухом нижние доли легких. При таком вдохе живот не втягивается, а выпячивается. Потренируйтесь отдельно, чтобы уловить правильное ощущение.

Во время выполнения упражнения напрягайте мышцы на­столько сильно, чтобы вы чувствовали напряжение мускула-туры, не испытывая, однако, при этом боли и дискомфорта. 116

Миграция как переживание жизненных ситуаций

Подключите воображение, мысленным взором «просматри­вайте» все свое тело и отмечайте состояние мышц. Обратите внимание на то, как вы будете ощущать свои мышцы до и после упражнения.

Основная инструкция:

Итак, сядьте удобно; руки лежат на животе или бедрах или покоятся вдоль тела... Закройте глаза... Сконцентрируй­тесь на звуках моего голоса... Посторонние звуки восприни­маются все равнодушнее... Вам ничто не мешает... Вы рас­слабляетесь, насколько можете...

Сделайте глубокий вдох и выдох... Сосредоточьте внима­ние на своем дыхании... Вы дышите в удобном для вас рит­ме, но стараетесь выдох делать чуть продолжительнее, чем вдох... Дыхание спокойное и равномерное... Внутренним взо­ром следите, как воздух попадает в ноздри и проходит в лег­кие... При вдохе живот и грудная клетка расширяются, при выдохе сужаются... Следите за своим дыханием... (пауза)

Теперь сконцентрируйтесь на ваших ступнях и икрах... Прежде чем начать, поставьте обе ступни плотно на пол. Теперь, продолжая касаться пальцами ног пола, поднимите обе пятки так высоко, как только это возможно... выше, еще выше... еще чуть-чуть... Задержитесь в таком положе­нии, почувствуйте напряжение... А теперь расслабьте ноги, пусть они мягко упадут на пол... Почувствуйте совсем другое ощущение в икрах и стопах, это ощущение расслабления... Возможно, вы ощущаете тяжесть, легкое покалывание в но­гах... Приятное тепло разливается по стопам и икрам...

Теперь, продолжая пятками касаться пола, носки ног поднимите как можно выше... выше, еще выше... еще... За­держитесь в таком положении, почувствуйте напряжение... А теперь расслабьтесь... Почувствуйте, как расслабляются мышцы, ощутите приятное тепло и покалывание... Получи­те удовольствие от расслабления.

Мышцы нижней части ног становятся мягкими, тяжелы­ми, теплыми, расслабленными... (пауза).

Теперь сосредоточьте свое внимание на мышцах бедер... Вытяните ноги перед собой, выпрямите их... Напрягите мыш­цы бедер сильней, еще сильней... еще немного... Задержите ноги в таком положении... Почувствуйте напряжение... А теперь рас-

Методы психологической помощи

слабьте, пусть ноги мягко упадут на пол. Ощутите, как мышцы бедер расслабляются, становятся теплыми и тяжелыми...

Чтобы расслабить противоположную группу мышц, пред­ставьте, что вы «зарываете» ноги в пол, как в песок. Упирайтесь ногами в пол, сильней, еще сильней... еще чуть-чуть... Задер­житесь в таком положении... А теперь расслабьтесь. Почувст­вуйте приятное тепло, разливающееся по ногам, возможно, легкое покалывание... Насладитесь чувством расслабления... Ноги стали тяжелыми, мягкими, теплыми, расслабленными... (пауза).

Вдохните и напрягите мышцы ягодиц... сильней, еще не­много... Почувствуйте, как мышцы становятся напряженны­ми и твердыми... Теперь свободно выдохните и расслабьте мышцы... Почувствуйте знакомое тепло и тяжесть... Мышцы становятся тяжелыми и мягкими, расслабляются... (пауза)

На вдохе прогнитесь в пояснице, ощутите напряжение... На выдохе — расслабьтесь... Почувствуйте, как напряжение уходит из этой области... (пауза)

Теперь, вдохнув, напрягите мышцы брюшного пресса... еще сильней, еще немного... Почувствуйте напряжение... Вы­дохните и расслабьтесь... Ощутите приятную тяжесть расслаб­ления... (пауза)

Теперь напрягаем мускулатуру грудной клетки... Глубоко вздохните («неправильно», только верхней частью легких, так, чтобы напряглись мышцы грудной клетки)... Задержи­тесь и почувствуйте напряжение... А теперь выпустите воздух и расслабьтесь... Почувствуйте, как напряжение уходит из этой области... Дыхание ровное и спокойное...

Теперь перейдем к рукам... Обратите свое внутреннее вни­мание на кисти рук... Сожмите оба кулака так сильно, на­сколько возможно... еще, еще немного... Почувствуйте на­пряжение... А теперь расслабьте кисти... Почувствуйте, как по ним разливается приятное тепло... Возможно, вы ощутите легкое покалывание в кончиках пальцев...

А сейчас одновременно растопырьте пальцы обеих рук как можно шире... еще, еще... ощутите напряжение... И рас­слабьте... Мышцы становятся мягкими, тяжелыми... Кисти рук расслабляются, вы чувствуете приятное тепло... (пауза)

Тепло поднимается выше, к плечам... Напрягите мышцы плеч, стараясь поднять их как можно выше... Еще выше... 118

Миграция как переживание жизненных ситуаций

Теперь отведите плечи вперед, потом назад, почувствуйте напряжение... И расслабьтесь... Насладитесь приятным чув­ством тяжести и тепла.

Почувствуйте, какими тяжелыми и расслабленными ста­ли ваши руки... (пауза)

Теперь медленно отклоните голову назад, напрягите мыш­цы шеи... Почувствуйте напряжение шейных мышц... А те­перь верните голову в исходное положение, расслабьте шею... Ощутите, как уходит напряжение... Медленно подвигайте го­ловой вперед вправо влево в исходную точку... Теперь пол­ностью расслабьтесь... Голова находится в удобном, спокой­ном и расслабленном положении. Почувствуйте, как напря­жение уходит из области шеи... (пауза)

Перейдем к лицу... Обратите мысленный взор на свое лицо... Теперь напрягите лицевую мускулатуру: сожмите губы, нахмурьте брови, почувствуйте напряжение... И расслабьтесь... Теперь улыбнитесь настолько широко, насколько возможно, при этом подняв брови... Ощутите напряжение... И расслабь­тесь... Почувствуйте, как расслабляются все мышцы лица, ка­кими они становятся тяжелыми и мягкими... Ощутите лицом мягкое приятное тепло... Только в области лба сохраняется легкая приятная прохлада... Представьте, какое спокойное и умиротворенное у вас сейчас выражение лица... Запомните это ощущение... (пауза).

Почувствуйте, каким тяжелым и расслабленным стало все ваше тело... Нигде нет никакого напряжения, мышцы мяг­кие, тяжелые и расслабленные... Приятное тепло «заливает» вас, как мягкая волна... Окиньте внутренним взором все ваше тело... Вы чувствуете расслабление, начиная со лба, затем оно переходит на глаза, ниже, на щеки... Тяжесть расслабления охватывает нижнюю часть лица... шею... спускается к плечам... рукам... захватывает грудную клетку, живот, спину... Рас­слабляются ваши ноги, начиная с бедер, достигая икр и ступ­ней... Все тело тяжелое и расслабленное... Насладитесь этим приятным чувством (пауза 1—2 мин)...

А теперь, после расслабления и отдыха, мы можем посте­пенно вернуться в окружающий мир. Я прошу вас снова со­средоточить внимание на дыхании. Вы дышите в удобном для вас ритме, но стараетесь вдох делать чуть продолжитель-

Методы психологической помощи

нее, чем выдох... С каждым вдохом вы чувствуете новый при­лив энергии, наполняющей все ваше отдохнувшее тело... Я буду медленно считать до десяти, и с каждым счетом вы будете чувствовать, что сознание становится все более и бо­лее ясным, а тело — свежим и энергичным... Когда я досчи­таю до 10, вы откроете глаза и почувствуете прилив бодрос­ти и желания действовать...

Один — почувствуйте, как теплой энергией наполняются ваши ноги, два — ощутите прилив сил в руках, три — с каждым вдохом вы ощущаете прилив сил и энергии во всем теле, четыре — сознание ясное, пять — настроение хоро­шее, бодрое, шесть — вы замечательно расслабились и от­дохнули, семь — вы полны сил и энергии, восемь — вам хочется потянуться всем телом, девять — глубоко вздохните, десять — откройте глаза!

Упражнение 2

• Сядьте поудобней, по возможности в тихом месте, обе

ноги должны опираться о пол всей ступней.

• Закройте глаза.

• Дышите свободно через нос.

• Сосредоточьте внимание на ваших мускулах и почув-

ствуйте, как они становятся немного более расслаб­ленными с каждым выдохом. Делайте это в течение двух-трех минут.

• Теперь представьте себе, что с каждым вдохом вы вос-

принимаете энергию и здоровье. Каждый раз, когда вы выдыхаете, вы освобождаетесь от напряжения и стрес­са. Делайте это две-три минуты.

• Теперь вспомните какое-нибудь приятное и красивое

место, которое вы посещали в прошлом. Представьте себе, что вы теперь там. Позвольте вашему сознанию отдохнуть там, в этом месте.

• Когда другие мысли посещают вашу голову, наблюдай-

те за ними, позволяйте им войти и наблюдайте, как они снова выходят. Вы видите, что мысли приходят и легко выходят сами по себе. Даже неприятные и беспо­коящие мысли выходят, если вы не сосредоточивае­тесь на них.

Миграция как переживание жизненных ситуаций

• Вы прекрасно отдыхаете в приятном месте. Вспоминай-

те, как оно выглядит, какие там звуки, какие у вас там были чувства. Позвольте другим мыслям приходить и уходить, скользя по поверхности вашего сознания.

• По прошествии 10 минут попрощайтесь с этим прият-

ным местом, но помните, что вы вернетесь в него снова.

• Вздохните глубоко и откройте глаза.

информационные методы работы

В данном параграфе мы предлагаем вашему вниманию текст брошюры, подготовленной центром «Гратис», в качестве од­ного из методов, позволяющих вынужденным мигрантам са­мостоятельно справляться с симптомами стресса.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.