Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПСИХОЛОГ КАК «ПОСРЕДНИК» МЕЖДУ



разными культурами (вместо предисловия)

Перед вами одна из первых книг о психологической по­мощи людям, оказавшимся в зазоре между разными культу­рами. В современной науке, политике и социальной практи­ке людей, вынужденных покинуть родину, называют миг­рантами.

В полной трагедий человеческой истории они фигуриро­вали под различными именами. Таких людей называли то изгнанниками, то изгоями, то вечными странниками, то скитальцами. Исторические катаклизмы порой срывали с насиженных мест не тол отдельных людей, но и целые народы. И начинались странствия в историческом, социаль­ном и географическом пространстве, которые порой имели начало, но не имели конца. Хрестоматийным примером та­ких мытарств в пространстве и времени является судьба на­рода Израиля, с которым тесно ассоциируется понятие «ди­аспора». Это понятие после геноцида армян в начале XX века также прочно срослось с судьбой армянского народа. В пос­ледние годы XX века все чаще стали говорить о «русской Диаспоре» на территории бывшего Советского Союза. Какие бы примеры мы ни приводили, каждый раз культура уходи­ла у людей из-под ног, и они превращались из «своих» в «чужих» и отправлялись на опеки иной родины, иной куль­туры, веря и не веря, что обретут землю обетованную, тем самым, вновь найдут свое Я -

Для того, чтобы привести странников на новую землю и помочь им обрести новую ясноть истории в разных обли-Психологическая помощь мигрантам

чьях являлся «посредник», тот, посредством которого, с помощью которого изгнанные люди и народы отыскивали свое место в мире. Этим «посредником» мог быть Моисей, выведший иудеев из рабства египетского. В роли «посредника» для греков выступил неутомимый Одиссей, который, как бы ни мешали боги, верил, что найдет путь в родную Итаку. Верил и, пройдя через все барьеры, вернулся в свой дом. Можно было бы продолжить ряд мифических и реальных «посредников» в сказочных сюжетах или исторических собы­тиях, но в этом нет нужды

Нужда есть в другом. В том, чтобы понять, что в XX веке фигура «посредника» становится профессией. К числу про­фессиональных «посредников» (их иногда называют «медиато­рами») относятся дипломаты, судьи, арбитры, консультан­ты, советники. Относятся к числу профессиональных «по­средников» и практические психологи, помогающие мигрантам, этим изгнанникам XX и XXI века, пережить жизнь в зазоре между культурами и пристать к желаемому берегу. Психолог как «посредник» между культурами (между, по точному выражению Ё.А. Климова, «конфликтующими ре­альностями»), должен найти стратегию психологической помощи, при которой бы ослаб или даже совсем исчез барь­ер «свои — чужие». Для этого психолог вынужден вырастить особую посредническую культуру — культуру толерантнос­ти, позволяющую мигрантам и людям страны, принявшей мигрантов, понять и принять друг друга, а не воспринимать появление мигрантов как нашествие варваров. Психолог как «посредник» обречен работать одновременно на два фронта. Если он окажется не в силах помочь преодолеть мигрантофобию (страх перед мигрантами) коренным жителям, столк­нувшимся с мигрантами страны, то риск роста социальной напряженности в стране возрастет. Если же психолог как «по­средник» потерпит неудачу в общении с мигрантами, пони­мании и принятии мигрантами той культуры, в которой они оказались, то мигранты могут выступить как носители груп­пы социального риска.

Теориям, искусству и ремеслу «посредничества» посвя­щено немало исследований в психологии личности, соци­альной психологии, этнопсихологии, конфликтологии, со-

Психолог как «посредник» между разными культурами 5

циологии, политологии и социальной антропологии. В боль­шинстве теорий посредничества преобладают представления о «посреднике» как фигуре, призванной для разрешения раз­личных политических, религиозных, расовых, этнических, профессиональных, межличностных и внутриличностных конфликтов. Подобного рода подходы, разрабатываемые в рамках тех или иных интерпретаций парадигмы конфликта, накопили богатейшие методы и техники разрешения конф­ликтов. Вместе с тем, сама исходная ориентация на конф­ликт как базовую модель межгруппового взаимодействия в широком смысле слова явно или неявно порождает оппози­ции, противопоставления, столкновения во взаимоотноше­ниях между людьми.

Принципиально иным путем идет разработка моделей, исходной ориентацией которых является установка на соци­альное конструирование культуры толерантности, то есть культуры, поддерживающей гарантию разнообразия и осно­ванной на позитивном поиске продуктивного компромисса между непохожими друг на друга людьми, социальными груп­пами и народами. В соответствии с Декларацией принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1955 году, толерант­ность определяется как ценность и норма гражданского общества проявляющаяся в праве бытьразличными всех инди­видов гражданского общества; обесценение устойчивой гар­монии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми,

разлипающимися по внешности, языку, верованиям.....

В том случае, если за систему отсчета при деятельности зарождающихся психологических служб помощи мигрантам принимается многополюсная когнитивно сложная толеран­тная реальность, то миссия психолога как «посредника» на­полняется иным смыслом. Психолог выступает как носитель культуры толерантности, потенциально способной стать уни­версальной общечеловеческой культурой и своего рода про­странством для диалога между различными национальными культурами. На необходимость зарождения идеологии толе­рантности указывают в своей книге «Конфликты в общест-Психологическая помощь мигрантам

ве: от противостояния к согласию» Э.Р. Тагиров и Л.С. Тронова: «Духовный ренессанс связан с развитием альтернатив­ности. Мировая цивилизация оказалась перед дилеммой: либо самоустранение от вызова времени, либо продолжение уни­версального процесса эволюции. Иначе говоря, ей предстоит пройти испытание на зрелость, решить тест на разнообразие идей, мнений, подходов, взглядов. Отсюда важно быть тер­пимым ко всему иному, дополняющему мое в системе разнообразий. С социально-психологической точки зрения это невозможно без преодоления идеологической засоренности или клановой ограниченности и поддерживающей их двойствен­ной (с делением на "своих" и "чужих", "белых" и "крас­ных") морали. В итоге тест на зрелость, тест на разнообразие становится тестом на терпимость и уважение» (Э.Р. Тагиров, Л.С. Тронова, 1996. С.11-12).

В итоге и служба психологической помощи мигрантам является службой поддержки разнообразия, службой проек­тирования культуры толерантности, а не только службой разрешения споров и конфликтов. Чем более зрелой станет наша цивилизация, тем, образно говоря, шире будет в ней ареал культуры толерантности, и тем вероятнее мигранты пройдут успешную адаптацию к иной культуре — культуре, которая станет для них обетованной землей.

Именно в направлении социального конструирования, проектирования службы психологической помощи мигран­там как службы формирования культуры толерантности в России ведутся многолетние исследования доктора психоло­гических наук, известного социального психолога и психолога личности Г.У. Солдатовой и ее коллектива. Эти исследования проводятся в русле первой гуманистической федеральной программы Правительства Российской Федерации «Форми­рование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (на 2001—2005 гг.)». По­добные исследования, как и книга «Психологическая помощь мигрантам», помогают вырасти новому поколению практи­ческих психологов как «посредников» между различными культурами и архитекторов культуры толерантности в откры­том гражданском обществе.

Александр Асмолов

введение

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.