Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Саногенное мышление и автоматизмы мышления



Автоматизмы играют двоякую роль: с одной стороны они облегчают решение умственных задач, а с другой - способствуют возникновению эмоционального стресса. Хорошие умственные привычки делают наше мышление эффективным и точным. Плохие привычки - порождают конфликт и стресс.

Первая задача самосовершенствования состоит в том, чтобы научиться различать в себе привычки, ведущие к патогенному мышлению от привычек саногенного мышления и, соответственно, сознательно сдерживать первые и культивировать вторые. Но для этого нужно уметь их различать, а это предполагает обучение интроспекции.

 

Значение интроспекции

Автоматизм умственных привычек продолжается до тех пор, пока они не становятся предметом сознания. Для облегчения анализа разберем акт интроспекции простейшей умственной операции счета. Я знаю, что дважды три - шесть без всяких размышлений. То, что именуется "знаю" на самом деле - автоматизм памяти. Сегодня на вопрос "Сколько будет дважды три", я просто отвечу "шесть". Я забыл, в результате каких действий получен ответ.

Обратимся к прошлому. В школе я пользовался для счета пальцами или палочками: "Я сосчитаю два раза по три. Полученный результат разложу и если буду считать по одному, то сосчитаю до шести. Значит дважды три будет шесть".

Посмотрим какую роль играют числа в осознании счета. Числа 2, 3, 6 оказывается наименованиями результатов разных программ счета. Число два говорит о том, что я дважды повторил акты счета, число 3 - трижды и так далее. Счет порождает число. В числах нет ничего кроме обозначений программ счета. Это в корне уничтожает- всякую мистику чисел, излюбленное занятие современных пифагорейцев.

Склонность думать о двоице, троице или шестерке как о чем-то большем, чем простые программы счета, отличающихся числом циклов счета появляется от незнания того, в результате каких умственных операций эти числа появились.

Аналогична саногенная интроспекция эмоций. Только в этом случае объектом сознательного внимания будут не счет, а иные умственные операции, порождающие определенную эмоцию. Усвоение саногенного мышления состоит именно в усвоение интроспекция эмоции.

Если обида состоит в приписывании другому человеку неадекватной программы поведения, то – мы устраняем обиду, как только поймем неуместность или не реалистичность моих ожиданий, а также и то, почему поведение другою отклоняется от них.

Я могу страдать оттого, что не принимаю себя таким, каков я есть на самом деле. Я могу, например, избавиться от стресса признав, что я ошибаюсь, принимая себя хорошим родителем. Я, оказывается, не всегда хороший родитель. Бывают обстоятельства, когда я плох. Если я это признаю это мне легче будет справиться со стыдом.

Саногенное осмысление своего поведения позволяет изжить автоматизмы черт личности. Мне легче сдержать свою справедливую агрессию, если смогу на секунду подумать: "Ребенок совершил проступок, он и так наказан чувством вины, и мне незачем применять двойное наказание за один проступок! Ведь этого не допускает ни один уголовный кодекс мира!" Однако для такого хода мысли мне нужно мыслить саногенно.

 

Отделение эмоции от Я

Чтобы мыслить эмоцию, а не просто ее переживать, нужно уметь совершать две операции: отделить эмоцию от своего Я и сделать ее объектом восприятия.

Я-включение - это на жаргоне психологов отождествление себя с тем, что происходит. Если я отождествляю себя с некоторым ходом мысли, чувством, то эти мысли и чувства при этом заряжаются энергией и программируют мое поведение. Если же я отделяю от себя чувство или мысль, то это похоже на то, что я передал управление по выполнению программы чувства или мысли другому. Получается, что чувствуя- и мыслит другой, а не я. Если это получилось хорошо, чувства и мысли, перестав быть моими, теряют свою энергию.

Это нетрудно проверить. Стоит вам начать говорить о себе в третьем лице, как ваше эмоциональное состояние меняется. Передав мысли и чувства другому, я одновременно передаю ему и энергетические ресурсы для них. Сказанное делает- понятным следующее.

Когда я делаю объектом интроспекции свою эмоцию, происходит отделение этой эмоции от моего "Я". Интроспекция отнимает энергию от эмоции, ослабляет ее и делает возможным объективное размышление над нею. Одним из главных навыков саногенного мышления является умение отделять мысли и чувства от себя. Это именуется объективацией. Те умственные упражнения, которые разработаны нами, делают возможным эффективное обучение интроспекции.

Отделить мысль от себя - значит сделать ее объектом восприятия. Мы можем воспринимать предметы только потому, что заранее имеем образцы этих предметов. Когда я ищу иголку в стоге сена, я ее найду, так как видел и знаю, что ищу. Но чтобы созерцать свою эмоцию, я должен иметь образцы тех умственных операций, которые порождают эмоцию. Таких образцов в обыденном сознании нет. Большинство психологов не могут ответить па вопрос: "Каковы образцы кодов эмоций, например, обиды или зависти?" Люди не знают их и поэтому не в состоянии мыслить свои эмоции, а могут только переживать их, то есть находятся в их власти. Объективация эмоции предполагает предварительное приобретение представления о том, как эмоция устроена, то сеть какие умственные операции ее порождают.

Следовательно, для того, чтобы мы могли наблюдать эмоции, то есть прослеживать программы умственных действий, которые порождаю т эмоцию, мы должны знать "устройство" этих эмоций. Мы можем получить знание об этом из современной научной психологии, которая исследовала все основные умственные акты точными методами. Этих методов не было во времена Фрейда, Юнга и тем более во времена святых отцов христианства, которые след за Нилом Сорским разрабатывали "умное делание", нужное для овладения стихиями чувства.

Знание любого поведения предполагает знание программ, образующих это поведение. Человек, знающий как устроены умственные программы, приобретает небывалую способность к интроспекции собственных эмоций. Именно изучение этих программ и составляет суть обучения саногенному мышлению.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.