Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ошибка в присваивании операции



Любое поведение возникает вследствие того, что той инстанции нашего ума, которое управляет поведением, присваивается определенное оперативное значение, которая сначала проявляется в виде намерения, когда синтезируется соответствующая программа поведения, а потом, после запуска, осуществляется реальное поведение. Ошибка присваивания операции возникает, когда сходные обстоятельства признаются разными или, наоборот, различные ситуации - сходными. В тех случаях, когда операция выбирается автоматически, по привычке, на осознанно, то человек не замечает ошибки, особенно когда в уме сравниваются ситуации настоящего с ситуациями из прошлого. Человек жалуется на необъяснимый страх перед широкими щелями в полу и особенно перед просветом между границей перрона и вагона электрички. Будучи маленьким он испытывал ужас темноты и отделения от матери и каждый раз видел щель между своей кроваткой и кроватью родителей. Его ум научится присваивать фобическое значение этой щели, за которой в темноте иногда происходило что-то непонятное и страшное. Эта ошибочная операция присваивания значения сохранилась и автоматически осуществляясь сегодня вызывает страх. Большинство фобий, предрассудков, предубеждений и суеверий происходят вследствие этой бессознательной ошибки ложного присваивания значения. Саногенное мышление направлено на то, чтобы эту бессознательную ошибку сделать осознанной и не повторять ее. Рассмотрим этот механизм подробнее на другом примере.

Человек жалуется на беспричинно возникающий страх перед удовольствием.

- Если у меня произошло что-то приятное, то я боюсь что за это я буду наказан последующими неприятностями. Поэтому я избегаю радостей жизни, - жалуется клиент.

Расспрос показывает, что если в прошедшем детстве ситуации, определявшиеся организмом как возможность получения удовольствия сопровождались наказанием или осуждением, и если это повторялось достаточно часто, то возникает связь между удовольствием и страхом наказания. После того, как этот процесс научения забыт и перестает осознаваться, то эта связь воспроизводится как иррациональный специфический страх возмездия за удовольствие, который проявляется в том, что ожидание удовольствия любого рода вызывает страх.

Фрейд, по своему обыкновению выражался эксцентрично, назвал этот вид страха кастрационным комплексом, так как считал, что первичным источником страха перед удовольствием у мальчика является страх перед кастрацией. Для обоснования этого суждения он с необыкновенной легкостью и безосновательностью построил теорию первобытного стада-гарема человекообразных существ во главе со свирепым самцом-вождем, который угрожал всем подросткам кастрацией. Этот страх якобы сохранился и бессознательном и проявляется как кастрационный комплекс. На самом же деле страх может и не быть связанным с угрозой кастрации. В формировании комплекса возмездия за удовольствие могут принимать участие любые страхи. Главное, что эта последова-тельность "удовольствие-наказание", повторяясь, приводит к противоестественному синте-зу эмоции удовольствия с эмоцией страха.

Этот страх может у взрослого проявляться в разных обстоятельствах, но особенно он неприятен в сексуальной ситуации. Женщина может оказаться фригидной лишь только потому, что настоящая ситуация в ее уме принимается тождественной с подобными ситуациями прошлого, где благодаря родителям, она после какого-либо удовольствия достаточно часто получала стыд или вину, а иногда боль. Эта связь между двумя эмоциями, всплывая из глубин бессознательного, блокирует возможности получения полового удовольствия женщиной. Поскольку этот изначальный страх безобъектный, то он может приобретать характер плавающей тревоги, которая может при сопутствующих обстоятельствах в некоторых случаях кристаллизироваться даже в фобию, которая имеет место, например, при вагинизме.

Травма, полученная в автомобильной катастрофе может создать фобию закрытых пространств, так как закрытым пространствам прошлого и настоящего присваивается одно н то же травмирующее значение. Сегодня закрытое пространство ничем мне не угрожает, но из глубин бессознательного ума непроизвольно всплывает иррациональный страх, связанный с закрытым пространством. Во всех этих примерах мы видам, что ситуации прошлого и настоящего отождествляются, хотя они различны.

Такого рода ошибки возможны только вследствие автоматизма операции присваивания, характерного для нашего бессознательного, которое не различает ситуации прошлого от подобных ситуаций в настоящем. Осознание же этих привычных умственных актов, порождающих комплексы, в результате саногенного мышления приводят к устранению их.

 

Автоматизмы мышления

Автоматизмы это поведения, осуществляемые бессознательно. Привычки могут быть выгодны для выживания и не выгодны. В первом случае мы их не замечаем, а во втором случае ищем ложные объяснения, которые услужливо предлагаются психическими защитами. Жизнь идет и с контрастным изменением обстоятельств, выгодные автоматизмы становятся невыгодными. Но поскольку автоматизмы не осознаются, то организм не в состоянии их изменить и приспособить к новой ситуации.

В основе патогенного мышления лежат умственные автоматизмы, которые активизируются, но уже не соответствуют новым обстоятельствам, так как обстоятельства изменились.

Эмоции, потребности, социальные стереотипы представляют собою психические образования закрепленные привычками и наше сознание не может их охватить в целостности, и поэтому значительная часть поведения осуществляется бессознательно. Сознание суживается и концентрируется на чем-то одном, упуская другое, расширение сознания предполагает осознание автоматизмов ума и соответственно приобретение способности контролировать действие эмоций, потребностей и социальных стереотипов.

Расширение сознания состоит в том, что человек начинает осознавать те элементы поведения, которые при автоматизме он не осознавал. Когда я прошу человека с застарелой обидой ответить на вопрос: "Как должен был бы вести себя другой человек, чтобы он на него не обиделся", то я стимулирую в нем осознание, тех ожидании, под которые он подгоняет другого человека. Отвечая на мой вопрос этот человек вынужден осознавать те программы поведения, которые он бессознательно и привычно приписывал ему и обижался, когда поведение другого человека не соответствовало его ожиданиям. Своим вопросом я способствую расширению его сознания и сосредоточения его на том месте, где его ум совершал свои действия автоматически.

Осознавая свои ожидания, обижающийся человек может прийти к выводу, что его ожидания не реалистичны. Он поймет суть своей обиды, скорректирует свои ожидания, признает их нереалистичными. В результате он начинает понимать, что обидчик не может соответствовать его ожиданиям, вследствие чего его обида теряет свою энергию. Усвоив основы саногенного мышления этот человек сам может ставить себе подобные вопросы и проникать в бессознательную часть своего ума уже без моей помощи.

Овладев саногенным мышлением человек прекращает вредную и бесполезную автоматическую работу ума и нейтрализует эмоцию. Он может контролировать эмоцию. "Стоит сейчас мне начать правильно думать о своей обиде, как она начинает ослабевать, - пишет мне один из учеников. - Раньше было наоборот. Чем больше я думал о своей обиде, тем сильнее обижался". Представим подробнее, что происходит в застарелой обиде. При каждом сегодняшнем намеке на обстоятельства, имевшие место в прошлой обиде, ум включает автоматизмы, вырабатывающие обиду. Что это значит? С унылым постоянством повторяются те же умственные операции, которые имели место в прошлом при обиде.

Опишем подробнее автоматизм выработки обиды.

• Вначале ум приписывает программы поведения другому человеку. Это естественно и привычно, так как любое общение предполагает предвидение того, что намеревается делать другой человек. Тогда легче к нему приспосабливаться.

• Воспринимает поведение другого человека.

• Оценивает это поведение, сличая его с программой, которая ему приписана ожиданиями ума. Акт сличения реальны и поведения с этой с ожидаемой программой обнаруживает рассогласования того и другого. Это стимулирует активизацию аффективных центров мозга. Возникает эмоция, которую мы называем обидой.

Поскольку обида причиняет боль, включаются средства защиты. которые уже нам известны. Кроме, переживания, внешних выразительных движений, включается программа агрессии против обидчика. Это еще не все.

Поскольку обиженный - воспитанный человек, то происходит еще и сдерживание агрессии против обидчика. Сдерживание имеет свои пределы. С определенного момента агрессия трансформируется в агрессивные мысли. Далее агрессия активизирует еще и психосоматические реакции организма, которые должны обеспечить успешную драку. Вот далеко не полный перечень цепи автоматизмов, порождаемой обидой. Все это происходит в вашем "компьютере", именуемом мозгом.

Длительно действующая эмоция истощает. При застарелой обиде ум работает вхолостую, зря, разрушая тело и душу. Буксующая машина тратит бензин, масло, изнашивает детали, пока некто разумный не выключит ее для сохранения в целости механизма машины. Механизм же эмоций человека никто не может выключить, разве только сон, беспамятство, или появление более сильной эмоции. Следует точно знать, что патогенно мыслящий человек сам не может выключить эмоцию, он ее скорее стимулирует.

Только саногенное мышление ослабляет эмоцию, сделав ее автоматизмы сознательными, и тем сохраняет здоровье носителю этих дурных привычек.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.