Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Художественное своеобразие комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»



Цель:

Осмыслить особенности проблематики и поэтики комедии

 

План

1. Что можно сказать об особенностях комедии, основываясь на афише (списке действующих лиц)

2. Художественное время и пространство действия комедии. В чем своеобразие ее хронотопа в сравнении с организацией времени и пространства в комедиях классицизма? Внесценическое пространство «Горя от ума».

3. Развитие сюжета, его основные этапы. Кто из героев комедии определяет движение сюжета, его повороты? Каково соотношение динамики и нравоописательности в структуре произведения? Чем объяснить особенности поведения Чацкого? Софьи? Как истолковывает И. А. Гончаров «мильон терзаний» Чацкого? Согласны ли Вы с его точкой зрения?

4. Принцип индивидуализации речи и его проявление в комедии. «Вольный» стих, его особенности и художественная необходимость.

5. В чем смысл названия комедии? Чем продиктовано изменение названия в процессе работы над произведением? Является ли Чацкий alter ego автора?

 

Критическая и научная литература

1. Гончаров И. А. Мильон терзаний (любое издание) (конспект)

2. Медведева И. «Горе от ума» А.С. Грибоедова. М., 1974 (выписки по теме занятия)

3. Фомичев С. А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: Комментарий. М.,1983 ((выписки по теме занятия)

4. Пиксанов Н. К. Творческая история «Горе от ума». М., 1971 (общее знакомство, выписки по теме занятия).

Занятие 5

Две поэмы Пушкина: «Кавказский пленник» и «Медный всадник»

Цель:

Осмыслить художественный мир поэм в творчестве Пушкина, выявить пути эволюции жанра

План

1. Поэма Пушкина «Кавказский пленник» (1821). Романтический конфликт, его преломление. Пленник и черкешенка. Роль любовной темы в раскрытии основного конфликта поэмы. Автор и герой в поэме. Идейно-композиционная роль «Посвящений».

2. В чем своеобразие конфликта «Медного всадника» в сравнении с конфликтом «Кавказского пленника»? Проблема «личность/государство» и особенности ее развертывания в сюжете.

 

Литература:

Тексты

Пушкин А.С. «Кавказский пленник» «Медный всадник»

Научная литература

1. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин: Из истории романтической поэмы. Л., 1978.С. 43 – 50, 51-66, 79 – 90,134 – 141, 161 –167 (выписки)

2 Архангельский А.Н. Стихотворная повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». М., 1990 (выписки)

3. Скатов Н. Н. Русский гений. М., 1987 (выписки).

4. Соколов А.Н. Очерки по истории русской поэмы ХVIII – первой половины ХIХ века. М., 1956 (выписки).

Занятие 6

Оценка образов Онегина и Татьяны в критике и литературоведении

Цели:

1. Совершенствовать навыки работы с критической статьей и монографией, умение четко выделять основную мысль авторов;

2. Развитие способностей самостоятельного прочтения текста, умения видеть сильную и слабую сторону критической или исследовательской концепции.

План

1.Оценка образов Онегина и Татьяны Белинским и Достоевским. Основные линии спора.

2.Выделите основные точки зрения, существующие в отечественной науке в истолковании образов Татьяны и Онегина.

3.Опираясь на текст романа, оцените существующие трактовки. Выскажите свою точку зрения.

Литература:

1. Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина. Ст. 8, 9 (любое издание) (выписки, раскрывающие суть оценок критика

2. Достоевский Ф. М. Речь о Пушкине (выписки, раскрывающие позицию Достоевского) ).

3. Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957 (выписки).

4. Лебедев Ю. В. Русская литература ХIХ века: В 2 ч. Ч. 1. М., 2002 (выписки из раздела о «Евгении Онегине», обоснование своей точки зрения на характер взаимоотношений Онегина и Татьяны).

6. Непомнящий В. С. Поэзия и судьба. Статьи и заметки о Пушкине. М., 1983 (выписки).

Занятие 7

«Герой нашего времени» как философско-психологический роман

 

Цель

раскрыть своеобразие жанровой природы романа «Герой нашего времени» как философско-психологического произведения

План

1. Художественная структура романа. Почему Лермонтов отказывается от линейно-биографической организации материала? Философское и психологическое начало произведения, их проявление в композиции.

2. Печоринские представления о человеке и смысле жизни. Нравственно-философские поиски героя.

3. Формы психологического анализа в романе.

 

Литература:

1. Белинский В.Г. «Герой нашего времени» (любое издание).

1. Эйхенбаум Б.М. Герой нашего времени // История русского романа. М.;Л. 1962. Т. 1 (выписки).

3. Виноградов И. Философский роман М. Ю. Лермонтова // Русская классическая литература. Разборы и анализы. М., 1969 (конспект).

4. Уманская М. «Роман судьбы» или «роман воли»?// Русская литература. 1967. № 1 (выписки).

5. Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман ХIХ века. Л., 1982.С. 33–45 (выписки).

Занятие 8

«Мертвые души» Н. В. Гоголя

(проблематика, жанровое своеобразие, композиция, стиль)

 

Цели:

1. Постижение особенностей художественного мира «Мертвых душ».

2. Формирование навыков анализа эпического произведения.

 

План

1. Социальная и духовно-нравственная проблематика «Мертвых душ». Идея противоречия «действительности русской жизни» ее «плодовитому зерну». Гоголь о замысле своего произведения в «Четырех письмах к разным лицам по поводу "Мертвых душ"».

2. Композиция поэмы. Способ развития сюжета. «Миражная интрига». Дорога как композиционный стержень повествования. Роль «Повести о капитане Копейкине» в структуре произведения.

3. Творческий метод и стиль Гоголя: сочетание конкретности художественного анализа с духовно-историческими обобщениями. Характер обрисовки персонажей в поэме. Однозначность внешнего облика и его внутренняя нюансировка (покажите на материале эпизода «Чичиков у Собакевича»).

4. Жанровая природа «Мертвых душ». Романные и поэмные начала, их проявленность в тексте произведения. Стилевое выражение «поэмного» начала в финале первого тома (авторское отступление о Руси-тройке).

 

Литература

Тексты

Гоголь Н. В. Мертвые души. Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых душ».

Научная литература

1. Мочульский К. Гоголь, Соловьев, Достоевский. М., 1995. (выписки о своеобразии Гоголя-писателя, его месте в русской литературе).

1. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1978.С. 274–353.

2. Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мертвые души». Л., 1987 (выписки)

Примечание. Проблема жанра встала еще перед современными Гоголю критиками, точки зрения которых обстоятельно рассматриваются в курсе «История русской литературной критики». На данном этапе различные критические позиции кратко излагаются преподавателем.

 

 

3. Контроль за изучением дисциплины

3.1. Задания для самостоятельной работы студентов (называются в разделе «Формы и содержание промежуточного, текущего и итогового контроля»)

3. 2. Вопросы к экзамену

 

1. Своеобразие русской литературы и литературной жизни первой трети ХIХ века. Емкость и универсальность созданных ею художественных образов. Проблема периодизации.

2. Романтизм, его исторические, философские, эстетические предпосылки. Типологические признаки романтизма. Национальное своеобразие русского романтизма.

3. Основные вехи жизни и творчества В.А. Жуковского. Своеобразие поэзии Жуковского.

4. Становление и развитие жанра элегии в творчестве В.А. Жуковского. «Философия» прошлого в элегиях Жуковского.

5. Место жанра баллады в творчестве В.А. Жуковского. Особенности баллад Жуковского.

6. Анализ монографии Г.А. Гуковского «Пушкин и русские романтики».

7. Басни И.А. Крылова. Творческое переосмысление зарубежных и отечественных традиций, проблематика и поэтика басен.

8. Поэзия К.Н. Батюшкова, ее художественное своеобразие (жанры, темы, стиль)

9. А.С. Грибоедов как драматург. Художественное своеобразие комедии «Горе от ума». Статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний».

10. Гражданский романтизм декабристов. Творчество К.Ф. Рылеева.

11. Место А.С. Пушкина в истории русской литературы. Периодизация творчества.

12. А.С. Пушкин. Лирика лицейского и петербургского периодов. Тематическое и стилистическое разнообразие творчества.

13. А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». Покажите, чем определяется ее художественный уровень.

14. А.С. Пушкин. Лирика периода южной ссылки: мотивы изгнания, разочарования, стремления к свободе.

15. «Южные поэмы» А.С. Пушкина как романтические произведения. Характерные черты жанра. Автор и герой в поэмах.

16. А.С. Пушкин. Михайловский период и его значение в жизненной и творческой судьбе поэта. Основные мотивы лирики.

17. Переосмысление романтического героя в поэме А.С. Пушкина «Цыганы».

18. Художественное своеобразие трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Национально-историческая и нравственно-философская проблематика. Народ и власть в пьесе.

19. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина: проблематика, жанровое, сюжетно-композиционное, стилевое своеобразие.

20. Проблематика, образная система романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Онегин и Татьяна в последних главах романа.

21. Образ Петра Первого в творчестве А.С. Пушкина. Поэма «Полтава».

22. А.С. Пушкин. Лирика Болдинской осени.

23. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина как единое художественное целое. Проблематика и система образов.

24. А.С. Пушкин. «Повести Белкина» – начало русской реалистической прозы. Своеобразие сюжета и композиции.

25. А.С. Пушкин. Лирика последних лет. Социальная и философская проблематика поэмы «Медный всадник».

26. Историческая и социальная проблематика романа А.С. Пушкина «Дубровский».

27. Реальность и фантастика в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». Образ Петербурга. Тема власти денег. Германн как новый тип героя.

28. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина: глубина исторической, философской и социальной проблематики. Центральные образы.

29. Литературно-общественное движение 1825 – 1842годов, его своеобразие.

30. Творчество поэтов «пушкинской поры». Анализ творчества одного из поэтов (по выбору студентов)

31. А.В. Кольцов, своеобразие его поэтической индивидуальности.

32. Проза 1820–1830-х годов: проблематика и поэтика. Светские повести А.А. Бестужева-Марлинского («Испытание», «Фрегат "Надежда"»), В.Ф. Одоевского «Княжна Мими». Трансформация канонов светской повести в «Княжне Мери» М.Ю. Лермонтова.

33. Место М.Ю. Лермонтова в истории русской литературы. Личность и особенности художественного мировоззрения.

34. Тематическое и жанровое своеобразие лирики М.Ю. Лермонтова.

35. «Песня про царя Ивана Васильевича…» М.Ю. Лермонтова: жанровое своеобразие, центральные образы, трагизм конфликта.

36. Драматургия М.Ю. Лермонтова. Проблематика и художественное своеобразие драмы «Маскарад».

37. Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение.

38. Романтический конфликт и особенности его художественного воплощения в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

39. Развитие реализма в творчестве М.Ю. Лермонтова. Сатирическая поэма «Тамбовская казначейша». Жанровое своеобразие романа «Княгиня Лиговская».

40. М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» как философско- психологический роман. Особенности сюжета и композиции.

41. М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Система образов. Образ Печорина.

42. Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Художественное своеобразие сборника.

43. Н.В. Гоголь. «Миргород» как цикл. Проблематика и художественное своеобразие.

44. Н.В. Гоголь. «Петербургские повести»: образ Петербурга, углубление социальной проблематики, сочетание реальности и фантастики.

45. Драматургия Н.В. Гоголя. Жанровое своеобразие комедии «Женитьба».

46. Н.В. Гоголь. «Ревизор». Новаторство драматургических принципов. Система характеров. Образ Хлестакова. «Хлестаковщина» как черта других персонажей.

47. «Театральный разъезд…» Н.В. Гоголя как теоретическое обобщение художественного опыта Гоголя-комедиографа.

48. Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». Замысел и творческая история. Своеобразие жанра, композиции, стиля.

49. Н.В. Гоголь. «Мертвые души». Система образов первого тома. Чичиков как тип и характер.

50. Н.В. Гоголь. «Мертвые души». Система образов второго тома. Чем, на Ваш взгляд, объяснить то, что поэма осталась незавершенной?

51. Духовные и эстетические искания Н.В. Гоголя 1840-х годов. Книга «Выбранные места из переписки с друзьями». Докажите, что в ней писатель обозначил новый путь русской литературы.

52. Русская литература первой трети XIX века в литературоведческих исследованиях.

 

Примечание. Каждый билет состоит из двух вопросов и задания по конкретному анализу текста, которое выдается непосредственно на экзамене.

 

Автор-составитель программы ___________________ Н.В. Капустин






 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.