Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Романтическое мироощущение



И его выражение в поэзии В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова

Цель:

Углубить представление о романтизме, его жанровой системе, разнообразии творческих индивидуальностей авторов

План

1. Что такое элегия? Каковы ее основные признаки? Почему элегия становится одним из ведущих жанров романтизма? «Невыразимое», «Лалла Рук», «Таинственный посетитель» Жуковского, «На развалинах замка в Швеции», «Умирающий Тасс» Батюшкова как элегии нового типа. Как проявилось в этих стихах романтическое мироощущение авторов?

2. Сравните стихотворения «Теон и Эсхин» Жуковского и «Странствователь и Домосед» Батюшкова. Как проявляется разница во взгляде поэтов на сходные жизненные проблемы?

3. Что объединяет поэзию Жуковского и Батюшкова, что различает?

 

Критичекая и научная литература:

1. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статьи 2, 3 // Собр. соч.: В 9 т. М., 1981. Т. 2 (выписки о своеобразии творческих индивидуальностей Жуковского и Батюшкова).

2. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965 (выписки о своеобразии творческих индивидуальностей Жуковского и Батюшкова)

4. Страшнов С.Л. Анализ поэтического произведения в жанровом аспекте. Иваново, 1983.С. 13 – 27 (выписки о жанровых особенностях элегии).

5. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974 (главы «Школа гармонической точности» и «Поэзия действительности», конспект).

Задания

1.Используя справочную и теоретическую литературу, указанную книгу С. Л. Страшнова, определите важнейшие признаки элегического жанра, выясните, как менялись представления о жанровом содержании элегии? (См. также: Григорьян К.Н. «Ультраромантический род поэзии» (Из истории русской поэзии) // Русский романтизм. Л., 1978. С. 79 – 118. Почему жанр элегии назван «ультраромантическим»?

Занятие 2

Жанр баллады в литературе первой трети ХIХ века

(В.А. Жуковский, П.А. Катенин, А.С. Пушкин)

Цели:

1. Определить место жанра баллады в русской поэзии первой трети ХIХ века.

2. Выявить общее и индивидуальное в балладах Жуковского, Катенина, Пушкина.

 

План

1. Жанр баллады, его природа. Почему эта художественная форма занимает значительное место в творчестве Жуковского, Катенина, Пушкина?

2. Художественная концепция произведений этих авторов. Как реализуется она в выборе героев, ситуаций, стиле?

3. Русскость, народность, историзм баллад Жуковского, Катенина, Пушкина. За счет чего они достигаются?

4. Своеобразие стиля баллад Жуковского, Катенина, Пушкина.

 

Литература:

Тексты:

Жуковский В. А. «Людмила», «Светлана», «Эолова арфа».

Катенин П. А. «Ольга», «Наташа», «Убийца».

Пушкин А. С. «Жених», «Утопленник».

Критичекая и научная литература

1. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина Статьи 2, 5 //Собр. соч.: В 9 т. М., 1981. Т. 2, 6 (выписки)

2. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965. С. 69–75 (конспект)

3. Иезуитова Р.В.»Жених» А.С. Пушкина // Стихотворения Пушкина 1820 – 1830-х годов. Л., 1974. С. 35 – 56 (выписки)

4. Поэтический строй русской лирики. Л., 1973.С. 38 – 53 (выписки)

5. Страшнов С.Л. Молодеет и лад баллад. М., 1991.С. 4 – 18 (выписки о специфике жанра)

Задание:

1. Определите жанровые признаки баллады; выясните, чем литературная баллада отличается от фольклорной? Отработайте по справочной литературе понятия «баллада», «сюжет лирического произведения», «народность», «историзм».

2. Проведите типологический анализ «Людмилы» Жуковского и «Ольги» Катенина. Объясните принципиальные различия в эстетической позициях авторов и поэтике произведений.

 

Занятие 3

Судьба элегии в творчестве А.С. Пушкина

Цель:

1. Выяснить своеобразие пушкинских элегий, наметить некоторые пути их эволюции

План

1. Жанр элегии в творчестве молодого Пушкина: «Желание», «Элегия» (а) какие традиционные мотивы элегии «школы гармонической точности» отразились в этих стихотворениях? Сравните их со стихотворениями Жуковского «Песня» («Мой друг, хранитель-ангел мой.../, «Певец» и Батюшкова «Воспоминания», «Мой гений», «Пробуждение»; б/ каковы способы создания элегического настроения, роль пейзажа, образ поэта.

2. «Погасло дневное светило 1820: а/ в чем своеобразие трактовки темы романтического бегства; почему насильственное изгнание поэт осмысляет как изгнание добровольное? б/ какова идейно-композиционная роль пейзажа в стихотворении; в/ мотив возрождения души, его место в идейном содержании стихотворения; г/ элегия «Погасло…» и подготовка конфликта романтической поэмы в творчестве Пушкина.

3. Настроения в элегиях Пушкина 1830-х годов. «Элегия» 1830: а/ как Пушкин переосмысливает мотивы и стиль романтической элегии? б/ в чем проявилась диалектика лирической мысли поэта, какое воплощение она получила в композиционном и образном строе стихотворения.

Критическая и научная литература:

1. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья 5 // Собр. соч.: В 9 т. М., 1981. Т. 6 (выписки)

2. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965. С. 249 – 298 (конспект)

3. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974 (главы «Школа гармонической точности» и «Поэзия действительности», конспект).

4. Поэтический строй русской лирики. Л., 1973.С.78–96 (конспект).

Занятие 4

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.