Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Список текстов для обязательного изучения



А.А. Шаховской Новый Стерн; Урок кокеткам, или Липецкие воды.

В.А. Озеров Дмитрий Донской.

В.Т. Нарежный Два Ивана, или Страсть к тяжбам.

И.А. Крылов ПЬЕСЫ: Модная лавка; Урок дочкам. БАСНИ: Ворона и лисица; Ворона и Курица; Ларчик; Парнас; Волк и Ягнёнок; Синица; Мартышка и Очки; Лягушки, просящие Царя; Вельможа и Философ; Мор зверей; Волк на псарне; Стрекоза и Муравей; Лжец; Орёл и Пчела; Щука и Кот; Петух и Жемчужное зерно; Обоз; Слон на воеводстве; Осёл и Соловей; Слон и Моська; Кот и Повар; Огородник и Философ; Муха и Дорожные; Квартет; Листы и Корни; Лебедь, Щука и Рак; Тришкин кафтан; Лев на ловле; Конь и Всадник; Крестьяне и Река; Демьянова уха; Чиж и Голубь; Зеркало и Обезьяна; Слон в случае; Две Бочки; Волк и Журавль; Лисица и Виноград; Сочинитель и разбойник; Совет Мышей; Свинья под Дубом; Рыбья пляска; Пёстрые Овцы; Щука; Бритвы; Пушки и Паруса; Волк и Кот; Лещи; Волки и Овцы; Кукушка и Петух; Вельможа.

К.Н. Батюшков ЛИРИКА: Мечта. Выздоровление. Видение на берегах Леты. Элизий. Весёлый час. Привидение. Вакханка. На смерть супруги Ф.Ф. К/окошкин/а. Мои пенаты. К Дашкову. На развалинах замка в Швеции. Таврида. Мой гений. Воспоминания. Пробуждение. К другу. Умирающий Тасс. Из греческой антологии. Подражания древним. «Ты знаешь, что изрёк…». Странствователь и домосед. СТАТЬИ: Речь о влиянии лёгкой поэзии на язык.

В.А. Жуковский ЛИРИКА: Майское утро; Сельское кладбище; Дружба; Вечер; К ней; Певец; Певец во стане русских воинов; Славянка; Кто слёз на хлеб свой не ронял; Песня /Кольцо души-девицы/; Весеннее чувство; Песня / Мой друг, хранитель-ангел мой/; Песня /Минувших дней очарованье/; На кончину её величества королевы Виртембергской; Невыразимое; Лалла Рук; Море; 9 марта 1823; Я Музу юную, бывало; Таинственный посетитель; ночной смотр; /А.С. Пушкин/; Царскосельский лебедь.

БАЛЛАДЫ: Людмила; Светлана; Ивиковы журавли; Баллада, в которой описывается, как одна старушка ехала на чёрном коне вдвоём и кто сидел впереди; Эолова арфа; Алина и Альсим; Теон и Эсхин; Двенадцать спящих дев; Рыцарь Тогенбург; Лесной царь; Перчатка; Суд божий над епископом; Элевзинский праздник.

П.А. Катенин ЛИРИКА: Грусть на корабле; Отечество наше страдает; Мир поэта; Сонет /Кто принял в грудь свою язвительные стрелы/. БАЛЛАДЫ: Наташа; Убийца; Леший; Ольга; Мстислав Мстиславович.

Ф.Н. Глинка Плач пленных иудеев; Сон русского на чужбине; Жатва; Песнь узника.

В.Г. Кюхельбекер ЛИРИКА: Жизнь; Поэты; К Ахатесу; Участь поэтов; Тень Рылеева; 19 октября 1936 года. ПОЭМЫ: Ижорский. СТАТЬИ: О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие.

К.Ф. Рылеев ЛИРИКА: К временщику; А.П. Ермолову; Видение; Гражданское мужество; На смерть Байрона; Я ль буду в роковое время; Стансы; /К А. Бестужеву/; К N.N. /Ты посетить, мой друг, желала/; Вере Николаевне Столыпиной; Бестужеву. ДУМЫ: Олег Вещий; Глинский; Курбский; Смерть Ермака; Борис Годунов; Иван Сусанин; Пётр Великий в Острогожске. ПОЭМЫ: Войнаровский; Наливайко; Гайдамаки; Палей.

Д.В. Давыдов Голова и ноги; Бурцову; Призвание на пунш; Гусарский пир; Песня /Я люблю кровавый бой/; Элегия IV /В ужасах войны кровавой/; Элегия VIII /О пощади/; Песня старого гусара; Ответ.

А.С. Грибоедов Горе от ума.

А.С. Пушкин ЛИРИКА: К другу стихотворцу; Пирующие студенты; К Батюшкову; Воспоминания в Царском Селе; Городок; Лицинию; Угрюмых тройка есть певцов; Уныние; Моему Аристарху; Певец; Друзьям /Богами вам ещё даны/; Амур и Гименей; Эпиграмма /На Карамзина/; К Каверину: Забудь, любезный мой Каверин; В.Л. Пушкину /Что восхитительней, живей/; Разлука / В последний раз, в сени уединенья/; Простите, верные дубравы; Вольность; Ода; К портрету Жуковского; К Н.Я. Плюсковой; Сказки. Noёl; К Чаадаеву /Любви, надежды/; В.В. Энгельгардту; Деревня; Домовому; Всеволожскому; Погасло дневное светило; Чёрная шаль; Редеет облаков летучая гряда; Муза; Я пережил свои желанья; Дельвигу; Из письма к Гнедичу / В стране, где Юлией венчанный/; Кинжал; Нереида; Наполеон; Гречанка верная! Не плачь, - он пал героем; К Овидию; Песнь о вещем Олеге; Таврида; Из письма к Я.Н. Толстому / Горишь ли ты, лампада наша/; Послание цензору; Узник; Царь Никита и сорок его дочерей; Птичка; Кто, волны, вас остановил; Ночь; Демон; Свободы сеятель пустынный; Телега жизни; Прозерпина; Полу-милорд, полу-купец; Из письма к Вульфу /Здравствуй, Вульф, приятель мой/; Разговор книгопродавца с поэтом; К морю; Фонтану Бахчисарайского дворца; Ненастный день потух…; Подражания Корану; Сожжённое письмо; Ода его сият. Гр. Дм.Ив. Хвостову; Желание славы; Храни меня, мой талисман; Андрей Шенье; К*** /Я помню чудное мгновенье/; Если жизнь тебя обманет; Вакхическая песня; Цветы последние милей; 19 октября; Жених; Сцена из Фауста; Зимний вечер; Под небом голубым страны своей родной; Песни о Стеньке Разине; Признание; Пророк; И.И. Пущину /Мой первый друг/; Стансы /В надежде славы и добра/; Зимняя дорога; Няне; О муза пламенной сатиры; Во глубине сибирских руд; Арион; Поэт / Пока не требует поэта/; 19 октября 1827; Друзьям / Нет, я не льстец/; Воспоминание /Когда для смертного умолкнет шумный день/; Дар напрасный, дар случайный; Не пой, красавица, при мне; Ворон к ворону летит; Анчар; Поэт и толпа; Е.П. Полторацкой /Когда помилует нас бог/; Подъезжая под Ижоры; На холмах Грузии лежит ночная мгла; Жил на свете рыцарь бедный; Дорожные жалобы; Зима; Что делать нам в деревне?; Зимнее утро; Я вас любил…; Брожу ли я вдоль улиц шумных; Кавказ; Что в имени тебе моём?; Сонет /Суровый Дант не презирал сонета/; К вельможе; Поэту /Поэт, не дорожи любовию народной/; Мадонна; Бесы; Элегия /Безумных лет угасшее веселье/; Царскосельская статуя; На перевод Илиады; Прощание /В последний раз твой образ милый/; Румяный критик мой, насмешник толстопузый; Заклинание; Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы; Герой; Для берегов отчизны дальней; Моя родословная; Два чувства дивно близки нам; Клеветникам России; Эзо; К*** /Нет, нет, не должен я, не смею, не могу/; Подражания древним; Осень /Отрывок/; Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит; Песни западных славян; Вновь я посетил; Пир Петра Первого; Мирская власть; Подражание итальянскому /Как с дерева сорвался предатель ученик/; Напрасно я бегу к сионским высотам; Из Пиндемонти; Отцы пустынники и жёны непорочны; Когда за городом задумчив я брожу; Я памятник себе воздвиг нерукотворный; На статую играющего в свайку; На статую играющего в бабки; Золото и булат; Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем; Воды глубокие; О нет, мне жизнь не надоела.

ПОЭМЫ: Руслан и Людмила. Кавказский пленник. Гавриилиада; Бахчисарайский фонтан. Братья разбойники. Цыганы. Граф Нулин. Полтава. Домик в Коломне. Анджело. Медный всадник.

СКАЗКИ: все. Роман в стихах «Евгений Онегин».

ПЬЕСЫ: Борис Годунов. Маленькие трагедии (все).

ПРОЗА: Арап Петра Великого; Повести покойного Ивана Петровича Белкина; История села Горюхина; Рославлев; Пиковая дама; Дубровский; Капитанская дочка; Путешествие в Арзрум.

СТАТЬИ: О предисловии г. Лемонте к переводу басен И.А. Крылова; О народности в литературе; О народной драме и драме «Марфа Посадница»; Александр Радищев.

Д.В. Веневитинов К Пушкину; Поэт; Жизнь; Три розы; К моему перстню; Я чувствую, во мне горит; Поэт и друг; Люби питомца вдохновенья.

А.С. Хомяков Поэт; Клинок; России /Гордись! – тебе льстецы сказали/; Давид; Подвиг есть и в сраженье.

С.П. Шевырёв Я есмь; Мысль; Петроград; Чтение Данта.

П.А. Вяземский Устав столовой; Прощание с халатом; Первый снег; Послание к Тургеневу с пирогом; Уныние; Негодование; Коляска; Русский бог; Катай-валяй; Дорожная дума /Колокольчик однозвучный/; Ещё тройка; Все сверстники мои давно уж на покое.

А.А. Дельвиг К мальчику; К Пушкину; Элегия /Когда, душа, просилась ты/; Вдохновение. Сонет; Романс /Прекрасный день, счастливый день/; Купальницы; Русская песня /Соловей мой, соловей/; Идиллия /Некогда Титир и Зоя, под тенью двух юных платанов/; Не осенний частый дождичек; Смерть, души успокоенье!; Конец золотого века.

Н.М. Языков Песни 1-10. Гимн; К халату; Элегия /Свободы гордой вдохновенье/; Евпатий; Элегия /Ещё молчит гроза народа/; Элегия /О деньги, деньги! Для чего/; К няне А.С. Пушкина; Песня /Когда умру, смиренно совершите/; Пловец; Водопад; Д.В. Давыдову /Давным давно люблю я страстно/; Морское купанье; Сампсон; К ненашим.

Е.А. Баратынский ЛИРИКА: Разлука; Признание; Водопад; Разуверение. Череп; Уверение; Последняя смерть; Смерть; Мой дар убог…; Фея; Муза; В дни безграничных увлечений…; На смерть Гёте; К чему невольнику мечтания свободы; Болящий дух врачует песнопенье; Последний поэт; Предрассудок! он обломок…; Приметы; Недоносок; Осень; Благословлен святое возвестивший; Были бури непогоды; Всё мысль да мысль! Художник бедный слова; Рифма; На посев леса; Пироскаф. ПОЭМЫ: Эда; Бал; Цыганка.

А.В. Кольцов.Сельская пирушка; Песня пахаря; Не шуми ты, рожь…; Косарь; Горькая доля; Лес; Раздумья селянина; Первая песня Лихача Кудрявича; Последний поцелуй; Стенька Разин; Хуторок; Деревенская беда; Что ты спишь, мужичок?; Разлука; На заре туманной юности.

А.А. Бестужев-Марлинский Страшное гаданье. Замок Эйзен. Испытание. Фрегат «Надежда»; Мореход Никитин.

В.Ф. Одоевский Сказка о мёртвом теле. Сильфида. Саламандра. Княжна Зизи. Княжна Мими. Город без имени.

А.Погорельский Лафертовская маковница. Чёрная курица или подземные жители.

А. Полежаев Стихотворения. Сашка. Чир-Юрт

М.Ю. Лермонтов ЛИРИКА: Жалоба турка; Мой демон /1829/; Монолог; Предсказание; Поле Бородина; Земля и небо; Мой демон /1830-1831/; Звуки; 1831 июня 11 дня; Небо и звёзды; Ангел; К*** /Я не унижусь пред тобою/; Нет, я не Байрон, я другой; Я жить хочу! Хочу печали; Желанье /1832/; Два великана; Для чего я не родился; Парус; Он был рождён для счастья, для надежд; Русалка; Умирающий гладиатор; Из-под таинственной, холодной полумаски; Смерть Поэта; Ветка Палестины; Бородино; Узник; Сосед; Когда волнуется желтеющая нива; Молитва /Я, матерь божия/; Расстались мы, но твой портрет; Не смейся над моей пророческой тоскою; Спеша на север издалека; Кинжал; Она – поет и звуки тают; Гляжу на будущность с боязнью; Дума; Поэт; Не верь себе; Казачья колыбельная песня; Три пальмы; Дары Терека; Памяти А.И. Одоевского, М.А. Щербатовой; Журналист, читатель и писатель; На буйном пиршестве задумчив он сидел; Есть речи – значенье; Как часто пестрою толпою окружен; И скучно, и грустно; Соседка; Воздушный корабль; Горные вершины…; Отчего; Благодарность; Тучи; Сон; Валерик; Завещание; Родина; На севере диком…; Прощай, немытая Россия; Утес; Спор; Свиданье; Листок; Они любили друг друга так пылко и нежно; Тамара; Нет, не тебя так пылко я люблю; Выхожу один я на дорогу; Морская царевна; Пророк.

ПОЭМЫ. Кавказский пленник; Боярин Орша; Сашка; Песня про царя Ивана Васильевича…; Тамбовская казначейша; Беглец; Демон; Мцыри; Сказка для детей.

ДРАМЫ. Страшный человек; Маскарад. ПРОЗА. Вадим. Княгиня Лиговская; Герой нашего времени; Ашик-Кериб; Кавказец; Штосс / У графа В. был музыкальный вечер/.

Н.В. Гоголь. ПОВЕСТИ. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород; Невский проспект; Нос; Портрет; Шинель; Записки сумасшедшего.

ПОЭМА. Мертвые души / 1 и 2 тома/.

КОМЕДИИ. Игроки; Женитьба; Ревизор; Театральный разъезд после представления новой комедии.

СТАТЬИ. Несколько слов о Пушкине; В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность. Четыре письма разным лицам по поводу «Мертвых душ».

В.Г. Белинский. Литературные мечтания; О русской повести и повестях г Гоголя; Стихотворения Кольцова; «Горе от ума»; «Герой нашего времени», сочинение М. Лермонтова; «Похождения Чичикова, или Мертвые души»; Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя «Мертвые души»; Иван Андреевич Крылов; Сочинения Александра Пушкина; Стихотворения М. Лермонтова; Письмо Гоголю.

Издания текстов:

При изучении текстов можно пользоваться любыми изданиями. Профессионал, однако, должен отчетливо осознавать, что качество подготовки и подачи текста (вступительная статья, комментарии и пр.) бывают неодинакового уровня. Далее называются наиболее качественные и авторитетные издания, перечень которых заимствуется из УМК, подготовленного профессором П. М. Тамаевым для студентов 2 курса филологического факультета ИвГУ (УМК по дисциплине История русской литературы. 1800–1830-е годы. Иваново, 2008). Библиографические описания сопровождают сделанные профессором П. М. Тамаевым аннотации.

 

1. Шаховской А.А. Стихотворения. Комедии. Л., 1961 (Б-ка поэта. Большая. сер.). 2. Нарежный В.Т. Проза // Сочинения: В 2 т. М., 1963. В 1-м томе напечатан роман «Российский Жилблаз. Или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова». Во 2-ой том вошли повести «Бурсак», «Мария», «Два Ивана, или Страсть к тяжбам». Издание открывается содержательной статьей Ю.В. Манна.

3.Творчество поэтов-радищевцев // Поэты-радищевцы. Л., 1979 (Б-ка поэта. Большая сер.).

4. Крылов И.А. Басни // Полн. собр. соч.: В 3 т. М., 1944 – 1946. Одно из самых авторитетных и полных отечественных изданий. В третьем томе помещены басни. Приводится свод вариантов различных басен.

5. Батюшков К.Н. Опыты в стихах и прозе. М., 1977 (Литературные памятники). Здесь воспроизводится текст прижизненного издания «Опытов», книге предпослана содержательная статья И.М. Семенко, дан обширный библиографический, историко-литературный и реальный комментарий.

6. Жуковский В.А. Лирика, баллады, поэмы, сказки…// Сочинения: В 3 т. М., 1980. Все тексты (лирика, баллады, поэмы, сказки) подробно прокомментированы. Содержательной представляется вступительная статья И.М. Семенко.

7. Катенин П.А. Избранные произведения. М.;Л., 1965 (Б-ка поэта. Большая сер.). Сборник включает почти все стихотворения и пьесы Катенина Тексты тщательно прокомментированы.

8. Глинка Ф.Н. Избранные произведения. Л., 1957 (Б-ка поэта. Большая сер.). В настоящее издание вошли лучшие произведения 1812 – 1830-х годов. Принцип расположения текстов – жанрово-хронологический.

9. Декабристы. Избранные произведения: В 2 т. М., 1987.

10. Рылеев К.Ф. Полн. собр. стихотворений. Л., 1971.(Б-ка поэта. Большая сер.). Наиболее полное на сегодняшний день издание.

11. Давыдов Д.В. Стихотворения. Л., 1971. (Б-ка поэта. Большая сер.). В издание вошла вся лирика. Даны развернутые примечания.

12. Грибоедов А.С. Сочинения в стихах. Л., 1967 (Б-ка поэта. Большая сер.). Вошли все стихотворные пьесы Грибоедова. Книга открывается содержательной статьей И.Е. Медведевой. Составлены обширные примечания, содержащие сведения о судьбе рукописей Грибоедова, истории постановки комедии «Горе от ума».

13. Горе от ума. М., 1969, 1987 (Лит. памятники). Издание подводит итог многолетним трудам Н.К. Пиксанова по подготовке текста «Горе от ума». Книга развивает текстологические принципы исследователя.

14. Пушкин А.С. Полн. Собр. соч.: В 16 т. М.;Л., 1937-1950. Фундаментальное издание Пушкина. Произведения печатаются по отдельным видам и жанрам, а внутри каждого раздела – по годам. В полутомах (книгах) к отдельным томам содержатся все черновые варианты.

15. Веневитинов Д.В. Стихотворения. Проза. М., 1980 (Лит. памятники). Настоящая книга впервые воспроизводит первое собрание сочинений Веневитинова в стихах и прозе 1829-1831 годов. Особую ценность представляет публикация писем поэта. Кроме того, впервые публикуются рисунки поэта, позволяющие по-новому осмыслить его творческий облик.

16. Хомяков А.С. Стихотворения и драмы. Л., 1969 (Б-ка поэта. Большая сер.). В сборник вошли лирические стихотворения, трагедии «Ермак», «Димитрий Самозванец».

17. Шевырев С.П. Стихотворения. Л., 1939 (Б-ка поэта. Большая сер.). В книге наиболее полно представлен период поэтической деятельности Шевырева 1825 –1831 годов, самый ценный и плодотворный в художественном отношении.

18. Вяземский П.А. Сочинения: В 2 т. М., 1982. Главное достоинство издания – обширные комментарии, в которых дается развернутая историко-литературная оценка текстов.

19. Дельвиг А.А. Сочинения. Л., 1986. В книгу вошли стихотворения (полностью), немногочисленная проза, а также избранные литературно-критические статьи поэта. К достоинствам издания принадлежит публикация писем Дельвига.

20. Языков Н.М. Полн. собр. соч. Л., 1964 (Б-ка поэта. Большая сер.). Самое последнее и полное научное издание.

21. Баратынский Е.А. Стихотворения. Поэмы. М., 1982 (Лит. памятники).

22. Кольцов А.В. Сочинения: В 2 т. М., 1958 (Б-ка поэта. Большая сер.).

23. Бестужев-Марлинский А.А. Сочинения: В 2 т. М.,1981. Это наиболее полное отечественное издание. Литературно-критическая проза помещена во втором томе.

24. Одоевский В.Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1981.

25. Лермонтов М.Ю. Сочинения: В 6 т. М.;Л., 1954 – 1957. Научное комментированное издание. Произведения расположены по жанрово-хронологическому принципу.

26. Гоголь Н.В. Полн. собр. соч.: В 14 т. М., 1937 – 1952. Это самое полное собрание гоголевских произведений. Каждый том состоит из трех разделов: основной текст; другие редакции варианты.

27. Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 9 т. М., 1994.

28. Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. М., 1976 – 1982.

Учебники и учебные пособия:

 

История русской литературы ХIХ века (1800-1830е годы): Учеб. пособие. М., 1989.

История русской литературы ХIХ века (1800-1830-е годы): В 2 ч. М., 2001.

Русская литература ХIХ век. От Крылова до Чехова: Учеб. пособие. СПб., 2001.

Лебедев Ю.В. Русская литература ХIХ века: В 2 ч. Ч. 1. М., 2002.

Лебедев Ю.В. История русской литературы ХIХ века: В 3-х ч. Ч. 1. 1800–1830-е годы. М., 2007.

Лотман Ю.М. Учебник по русской литературе. М., 2000.

Ревякин А.И. История русской литературы ХIХ века. Первая половина. М., 1976.

Соколов А.Н. История русской литературы ХIХ века. Первая треть. 5-е изд. М., 1985.

 

 

5.2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

 

Научно-исследовательская литература:

 

Берковский Н.Я. О мировом значении русской литературы. Л., 1974.

Вацуро В. Э. Лирика пушкинской поры: «Элегическая школа». СПб., 1994.

Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974.

Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики М., 1965.

Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М., 1966.

История русской поэзии: В 2 т. Л., 1968. Т. 1.

История романтизма в русской литературе: В 2 т. М., 1979.

История русской литературы: В 4 т. Л., 1981.Т. II.

Русская повесть ХIХ века. История и проблематика жанра. Л., 1973.

История русской драматургии: В 2 т. Л., 1982. Т. 1.

Кибальник С.А. Русская антологическая поэзия. Л., 1990.

К истории русского романтизма М., 1973.

Кожинов В.В. Стихи и поэзия. М., 1980.

Купреянова Е.Н., Макогоненко Г.П. Национальное своеобразие русской литературы: Очерки и характеристики. Л., 1976.

Поэтический строй русской лирики. Л., 1973.

Проблемы романтизма. М., 1971. Вып. 2.

Русская философская поэзия. М., 1976.

Маймин Е.А. О русском романтизме. М., 1975.

Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976.

Троицкий В.Ю. Художественные открытия русской романтической прозы 20-30-х годов ХIХ века. М., 1985.

Литературное наследие декабристов. Л., 1975.

Евангельский текст в русской литературе ХVIII–ХХ веков. Петрозаводск,1994 (и последующие выпуски).

Эйхенбаум Б. О поэзии. Л., 1969.

Литература об отдельных авторах:

О В.А. Жуковском

Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина (статья вторая) (любое издание)

Веселовский А.Н. В.А.Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения. Пг., 1918.

Бессараб М.Я. Жуковский. Книга о поэте. М., 1976.

Афанасьев В.В. Жуковский. М., 1986.

Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975.

Касаткина В.Н. «Здесь сердцу будет приятно…: Поэзия Жуковского. М., 1995.

О К.Н. Батюшкове

Касаткина В.Н. Предромантизм в русской лирике М., 1987.

Кошелев В.А. Константин Батюшков. Странствия и страсти. М., 1987.

Шайтанов И.О. Развитие образа. О стихотворении Батюшкова «Вакханка» // Русская речь. 1973. № 4.

О И.А. Крылове

Белинский В.Г. Иван Андреевич Крылов (любое издание).

Степанов Н.Л. Крылов. М., 1963.

Архипов В.А. И.А. Крылов Поэзия народной мудрости. М., 1974.

Коровин В.И. Басни Крылова. М., 1998.

О поэтах-декабристах

Архипова А.В. Литературное дело декабристов. Л., 1987.

Литературное наследие декабристов. Л., 1975.

Касаткина В.Н. Поэзия гражданского подвига. Литературная деятельность декабристов. М., 1987.

Соколов А.Н. Очерки по истории русской поэмы ХVIII – первой половины ХIХ века. М., 1955. Главы: Концепция поэмы у декабристов. Декабристская поэма.

Об А.С. Грибоедове

Гончаров И.А. Мильон терзаний: Критический этюд (любое издание).

Орлов В.Н. А.С. Грибоедов. М., 1967.

Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума». 2-е изд. М., 1971.

Медведева И. «Горе от ума» М., 1974.

Лебедев А.А. Грибоедов: Факты и гипотезы. М., 1980.

Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: Комментарий. М., 1983.

Об А.С. Пушкине.

Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина (любое издание).

Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей М., 1994.

Анненков П.А. Материалы для биографии А.С. Пушкина. М., 1984.

Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина (любое издание).

Бонди С.М. О Пушкине. М., 1983.

Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. М., 1974.

Гаспаров Б.М. Поэтический язык Пушкина как факт истории русского литературного языка. СПб., 1999.

Грехнев В.А. Лирика Пушкина: О поэтике жанров. Горький, 1985.

Гуковский Г.А Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957.

Кошелев В.А. Первая книга Пушкина. Томск, 1995.

Кошелев В.А. «"Онегина" воздушная громада…» СПб., 1999.

Красухин В.А. «Вся жизнь, вся судьба...» Перечитывая Пушкина. М., 1993.

Лежнев А.З. Проза Пушкина: опыт стилевого исследования. М.,1966.

Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. М., 1980.

Он же. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя. Л., 1983.

Он же. А. С. Пушкин: Исследования и статьи. М., 1996.

Пушкин в русской философской критике. М., 1990.

Макогоненко Г.П. Творчество Пушкина в 1830-е годы. М., 1974.

Набоков В.В. Комментарий к "Евгению Онегину" Александра Пушкина. М., 1999.

Небольсин С. Пушкин и европейская традиция. М., 1999.

Непомнящий В.С. Поэзия и судьба: Статьи и заметки о Пушкине. М., 1987.

Непомнящий В.С. А.С. Пушкин. Русская картина мира. М., 2000.

Онегинская энциклопедия. Т.1.М., 2000.

Палиевский П.В. Пушкин как классическая мера русского стилевого развития // Теория литературных стилей. Типология стилевого развития Нового времени. М., 1976.

Петрунина Н.Н. Проза Пушкина: Пути эволюции. Л., 1987.

Проскурин О. А. Литературные скандалы пушкинской эпохи. М., 2000.

Пушкин в русской философской критике. М., 1990.

Скатов Н.Н. Русский гений. М., 1987.

Слонимский А. Мастерство Пушкина. М., 1963.

Томашевский Б. В. Пушкин. Т.1: Лицей, Петербург. М., 1990.

Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. М., 1969.

Устюжанин Д.Л. Маленькие трагедии А.С. Пушкина. М., 1974.

Фомичев С. А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. Л., 1986.

О Лермонтове

Белинский В.Г. Статьи о Лермонтове (любое издание).

Висковатый П.А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. М., 1987.

Михайлова Е.Н. Проза Лермонтова. М., 1957.

Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова М.; Л., 1964.

Коровин В.И. Творческий путь Лермонтова. М., 1974.

Мануйлов В.А. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Комментарий. Л., 1975.

Лермонтовская энциклопедия. М., 1981.

Марченко А.М. Подорожная по казенной надобности: Лермонтов. Роман в документах. М., 1984.

Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова. М., 1985.

Герштейн Э. Судьба Лермонтова. М., 1986.

Щеблыкин И.П. Лермонтов: Жизнь и творчество. М., 1995.

О Кольцове

Белинский В.Г. О жизни и сочинениях Кольцова (любое издание)

Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 1994.

Скатов Н.Н. Поэзия Алексея Кольцова. Л., 1977.

О Гоголе

Аксаковы, А.Григорьев, В. Розанов о Гоголе.

Белинский В.Г. Статьи о Гоголе.

Воропаев В.А. Н.В. Гоголь: Жизнь и творчество. М., 1998.

Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.; Л., 1959.

Золотусский И.С. Гоголь М., 1979 (ЖЗЛ).

Он же Поэзия прозы. Статьи о Гоголе. М., 1987.

Манн Ю.В. Поэтика Гоголя М., 1978.

Он же. Гоголь. Труды и дни: 1809–1845. М., 2004.

Он же. Гоголь. Завершение пути: 1845 – 1852. М, 2009.

Николаев Д.Н. Сатира Гоголя М., 1984.

Маркович В.М. Петербургские повести Н.В. Гоголя Л., 1989.

Мочульский К. Духовный путь Гоголя// Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.

Терц А. В тени Гоголя. М., 2003.

 

 

Справочно-библиографическая литература:

История русской литературы ХIХ века. Библиографический указатель / под ред. К.Д. Муратовой. М.; Л., 1962.

История русской литературы ХIХ века. Библиографический указатель М.; Л., 1993.

Русские писатели: Биобиблиографический словарь. М., 1971.

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1962.

Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

Словарь литературоведческих терминов. М., 1974.

Философский энциклопедический словарь. М.,1983.

Мифы народов мира: в 2 т. М., 1987.

Библейская энциклопедия: В 4 т. М., 1990.

Мифологический словарь М.,1992.

Русские писатели: Библиографический словарь: В 2 т. 1990.

Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины: Энциклопедический словарь. М.,1996.

Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М.,1995.

Христианство: Энциклопедический словарь. М., 1993–1995.Т.1–3.

Русские писатели ХI – начала ХХ века: Библиографический словарь. М., 1995.

Энциклопедия литературных героев. Л., 1997.

Соловьев О.Ф. Масонство: Словарь-справочник. М., 2001.

Христианство и новая русская литература ХVIII–ХХ вв.: Библиографический словарь. 1800–2000. СПб.,2002.

 

 

5.3. Другие источники информации по изучаемому курсу.

В процессе освоения курса студенты должны посещать выставки новых поступлений в библиотеку ИвГУ и научную областную библиотеку, а также следить за публикациями в журналах «Русская литература», «Вопросы литературы», «Новое литературное обозрение», «Русская словесность» и др.

 

 

II. Методические рекомендации студентам по изучению дисциплины.

 

1. Изучение литературы невозможно без изучения текстов произведений. Необходимо планомерно и внимательно прочитать рекомендуемые тексты, обращая внимание не только на фабулу произведений, но и на их композицию, стиль, жанровые особенности, принципы создания образов, общее и различное в изображении человека и мира, выразительные подробности и детали.

2. Для усвоения курса недостаточно того круга сведений, который содержится в учебниках, в связи с чем рекомендуется научная литература. Ее изучение должно осуществляться в строгом соответствии с теми рекомендациями, какие даны для подготовки к практическим занятиям, коллоквиумам, в общем процессе работы над предметом.

3. При подготовке отчетных видов работы (коллоквиум, чтение наизусть, реферат, письменная работа) нужно руководствоваться рекомендациями, содержащимися в настоящем учебно-методическом комплексе.

4. Общий итог работы над курсом подводится на экзамене. Отвечая на вопросы билета, включающего два вопроса, студентам необходимо:

а) показать знание текстов и умение их анализировать (особое внимание нужно обратить на конкретный анализ текста, который выдается непосредственно на экзамене);

б) хорошо представлять особенности литературного процесса первой трети XIX века;

в) иметь ясное представление о творческих индивидуальностях создателей русской литературы изучаемого этапа;

г) включать в ответ необходимые сведения из рекомендованной к курсу научной литературы.

 

III. Учебно-методические материалы

1. Содержание лекционного курса (по темам)

Тема 1 Своеобразие русской литературы первой трети ХIХ века

Емкость и универсальность созданных писателями художественных образов. Факторы, определившие развитие литературы рассматриваемого этапа. Выход эстетического сознания эпохи на культурно новый уровень, связанный с возрастанием национальной самоидентификации русского искусства и литературы. Осознание вопроса о языке, «слоге» как центральной проблемы допушкинской эпохи русской литературы. Борьба вокруг карамзинистских реформ литературного языка. Возникновение и деятельность литературных кружков и обществ, их программные установки. Возрастание роли журналистики в литературном процессе. Основные журналы, их общественные, литературные и эстетические программы, центральные вопросы журнальной полемики.

Соотношение «уходящих» и нарождающихся литературных направлений и течений: классицизма (поздний Державин, поэты-«радищевцы» – И. Пнин, И. Борн, В. Попугаев; эпигоны Хераскова и т. д.), сентиментализма (Н. Карамзин, И. Дмитриев, молодой В. Жуковский и др.), натуралистического бытописательства (В. Нарежный), романтизма (В. Жуковский, К. Батюшков, В. Каменев и др.), реализма (И. Крылов-баснописец, А. Грибоедов), «переплетение» их в творчестве отдельных писателей – В. Озерова (классицизм и сентиментализм), К. Батюшкова (классицизм и романтизм), В. Жуковского (сентиментализм и романтизм) и др. Доминантные линии движения литературы от первых десятилетий к началу сороковых годов.

Тема 2 Становление и утверждение русского романтизма

Исторические, социально-психологические и эстетические предпосылки формирования романтизма в западноевропейских литературах, определяющее влияние на этот процесс Великой французской революции 1789-1793 гг. и связанной с ней переоценки просветительской идеологии. Исторические события (война 1812 г. и последовавшая за ней внутренняя реакция) и условия (не оправдавшие себя надежды на отмену крепостного права, всеобщее разочарование, отсутствие «третьего сословия», радикализм дворянской революционности), повлиявшие, наряду с европейским влиянием, на формирование русского романтизма и его отличие от французского и германского.

Современные представления о временных рамках романтизма, его эволюции от первых романтических веяний до оформления романтизма как целостной эстетической системы. Основные параметры этой системы: идеал и действительность, характеры и обстоятельства, духовный мир романтического героя и эмпирика жизни, герой и характер, конкретность и абстрактность художественного изображения жизни и человека, «земное» и «небесное», слово и музыка, истолкование категорий историзма и народности, открытия в области психологизма, жанровое и стилевое новаторство. Основные течения в русском романтизме 1-й пол. XIX в. (гражданское, психологическое, лирико-созерцательное, философское, историческое и др.). Относительность определения этих направлений и возможность их совмещения в творчестве одного и того же художника-романтика.

Тема 3 Творчество В.А.Жуковского.

Личность поэта. Влияние биографических факторов (происхождение, положение в семье, учеба в Благородном университетском пансионе, история любви к Маше Протасовой) на формирование мироотношения и индивидуальных особенностей творчества. Участие в «Дружеском литературном обществе». Первые прозаические и стихотворные произведения («Мысли при гробнице», «Майское утро» и др.).

Элегии, песни-романсы и дружеские послания как основные жанры начального периода творчества Жуковского. Эволюция от сентиментальной элегии к романтической («Сельское кладбище» – «Вечер» – «Славянка»). Нарастание романтических тенденций в песнях и посланиях. Соотношение «словесных» и «музыкальных» (ритмико-интонационных) средств выразительности в поэзии Жуковского. Романтический психологизм Жуковского, метафоричность языка поэзии как средства расширения пределов внутренней жизни человека в поэзии, его «души». Личностный характер лирики (придание личностного смысла тому, что в старой поэзии считалось «внешним», «всеобщим»: истины, добра, морали, религии, гражданского долга, патриотизма). Анализ с этой точки зрения патриотических и гражданских стихотворений поэта («Певец во стане русских воинов», послание императору Александру I и др.). Медитативные элегии как выражение «поэзии мысли» («На кончину ее величества королевы Виртембергской» и др.). Поэтика таинственного и чудесного в лирике Жуковского и роль этих мотивов в становлении романтизма в его творчестве.

Баллады Жуковского как наиболее очевидное и яркое выражение его романтических устремлений, их роль в развитии описательного стиля молодой русской поэзии. Особенности Жуковского как переводчика: умение «чужое» сделать «своим».

Усиление мистических влияний в творчестве Жуковского после рокового 1817г., когда он «все потерял». Педагогическая деятельность Жуковского как воспитателя наследника престола. Работа над переводами эпических произведений («Слово о полку Игореве», «Одиссея» и др.), просветительское значение этих произведений. Сказки и «Ундина» Жуковского.

Роль Жуковского как предшественника Пушкина, как зачинателя романтического психологизма в русской поэзии. Участие Жуковского в жизненной судьбе Пушкина.

Тема 4 Творчество К.Н. Батюшкова

Культ личной свободы, жизненных радостей и связанные с ним эпикурейские и анакреонтические мотивы в лирике поэта. Оппозиционное звучание этих мотивов в 10-е годы XIX в.

Сквозной лейтмотив мечты («Мечтанье есть душа поэтов и стихов») как отражение романтических устремлений поэта. Батюшков и Жуковский: единство общей тенденции к романтизму и разные пути ее реализации, выражающиеся в том, что Батюшков, продолжая вместе с Жуковским элегическую линию сентиментализма, в то же время в своем стремлении к ясности и строгости поэтических форм опирался на достижения классицизма. В связи с этим – проблема творческого метода Батюшкова («неоклассик», «предромантик», «романтик»?), ее решения в современных исследованиях творчества поэта.

Влияние М.Н. Муравьева, впервые обосновавшего достоинство поэзии малых лирических форм и неофициальных, интимных тем («Опыт о стихотворстве») и создавшего их первые образцы, на формирование эстетического и структурно-содержательного феномена «легкой поэзии» Батюшкова. Преобладание в ней романтических представлений о поэте и поэзии, «благородной субьективности» (Белинский), независимости и неподкупности «певца». Интерес Батюшкова к французской «легкой поэзии» (Парни).

Элегии Батюшкова. Выражение в них сложных психологических состояний, трагически окрашенного чувства («Элегия», 1815 г.), психологизация пейзажей («Мечта», 1802, «Вечер. Подражание Петрарке», 1810). «Переходные» жанры в поэзии Батюшкова, содержащие элементы оды, баллады, элегии («На развалинах замка в Швеции», элегии-послания). Патриотические мотивы лирики Батюшкова, отражающие события войны 1812 г. («Переход русских войск через Неман», «Переход через Рейн» и др.).

Нарастание трагических мотивов в творчестве поэта в конце 10-х гг., связанных с духовным кризисом и болезнью.

Прозаические опыты Батюшкова, их значение как «материалов для поэзии» и влияние на становление стиля русской прозы.

Батюшков как непосредственный предшественник А.С. Пушкина.

Тема 5Гражданский романтизм декабристов. Поэзия К. Ф. Рылеева.

Связь мировоззрения, эстетических взглядов и творчества декабристов с русским и западноевропейским просветительским и романтическим движением. Гражданский романтизм декабристов. Утверждение ими национальной самобытности русской литературы. Особое понимание народности и историзма.

Особенности метода и стиля декабристской поэзии: соотношение элементов романтизма, классицизма и просветительского реализма. Характерные жанры, герои, конфликты декабристской поэзии.

Литературно-критическая деятельность декабристов (предисловие К. Рылеева к «Думам», годовые критические обзоры Н. Бестужева в «Полярной звезде», статья В. Кюхельбекера «О направлении нашей поэзии…»).

Значение творчества Рылеева в развитии русского романтизма. Ранняя лирика, политическая сатира, послания в его творчестве. «Думы» как особый жанр творчества Рылеева, их литературный генезис, специфика историзма в трактовке героев, особенности метода и жанрово-композиционной структуры. Поэма «Войнаровский» как типичный образец романтической декабристской поэмы; ее пафос, проблематика, образная система, композиционная структура. Особенности словоупотребления и стиха. Незавершенные поэмы Рылеева. Агитационные песни К. Рылеева и А. Бестужева. Место и значение творчества Рылеева в истории русской литературы.

Тема 6Басенное творчество И.А. Крылова

Значение драматургического опыта Крылова (комедии «Модная лавка», «Урок дочкам») для творчества поэта-баснописца. Басня как жанр. Традиции басенного творчества в мировой и русской литературе. Новаторство басен Крылова на фоне этой традиции. Проблематика крыловских басен, отражение в них событий общественно-политической и литературной жизни. Отечественная война 1812 г. в баснях Крылова. Народность басен: концентрация в них многовекового опыта народной жизни, народных представлений о добре и зле, народной морали и т. д. Реалистическая характерность образов, сюжетов, конфликтов, поэтической речи, своеобразие стиха. Значение басен Крылова для развития русского литературного языка.

Тема 7 А.С. Грибоедов. Художественный мир комедии «Горе от ума»

Личность. Учеба в университетском благородном пансионе и Московском университете. Отечественная война 1812 года и ее роль в формировании мировоззрения писателя. Дипломатическая деятельность Грибоедова, его связи с декабристским движением. Литературно-эстетические позиции Грибоедова, их своеобразие, отношение к «архаистам» и «новаторам». Участие в кружке «младоархаистов».

Ранние комедии Грибоедова («Своя семья, или замужняя невеста», «Студент» и др.), их значение для дальнейшего творчества.

«Горе от ума». Творческая история комедии. Ее жанровые особенности как «высокой комедии». Конфликт «Горя от ума» и его воплощение в системе персонажей и композиционной структуре, отражение в нем злободневных противоречий русской жизни 10-х – 20-х годов XIX в. Проблематика «Горя от ума». Образ Чацкого. Проблема ума в комедии.

Драматургическое мастерство Грибоедова. Особенности композиционной структуры, воспроизводящей развитие действия комедии «как в жизни» (ускорение и замедление темпа действия, психологическая мотивация мизансцен, взаимозависимость композиционных линий – «горя от ума» и «горя от любви» и т. д.). Афористичность языка и особенности свободного стиха комедии.

Сценическая жизнь грибоедовской комедии, ее роль в развитии русской драматургии и русского театра. Незавершенные драматургические произведения Грибоедова (замысел трагедии «1812 год», отрывки из трагедий «Грузинская ночь» и «Родамист и Зенобия»). Значение творчества Грибоедова в развитии русской литературы.

Тема 8 Новые тенденции в литературной жизни 1825– 1830-х годов

Восстание декабристов и его последствия. Царствование Николая I, его внутренняя политика и идеология. Теория официальной народности («православие, самодержавие, народность»).

Новые формы общественной и духовной деятельности: от тайных обществ и политики – к философским кружкам («любомудры»). Влияние немецкой идеалистической философии (Шеллинг, Гегель) на русскую интеллигенцию 1830– 40-х гг. Кате­гории «историзма» и «народности» в философии и культуре. Культурная роль Московского университета. Кружки Станкевича и Герцена. Проникновение идей утопического социализма. «Философические письма» П.Я. Чаадаева и их влияние на общественную и духовную жизнь 1830–40-х гг. За­падники и славянофилы.

Судьбы романтизма. «Величавый романтизм» как официозное искусство (Н.В. Кукольник). Изменение культур­ной среды и зарождение «массовой» литературы (Ф.В. Булгарин, О.С. Сенковский). Литература как отрасль промышленности. Пре­обладание прозы над поэзией. Реализм.

Тема 9 Творчество А. С. Пушкина

Основные этапы творческого пути Пушкина. Лицейские годы, их роль в становлении творчества поэта. Жанровое своеобразие. Литературные ориентации лицейского творчества Пушкина («Городок»). Вольнолюбивые и сатирические мотивы в лицейских стихах («Лицинию», «Воспоминания в Царском Селе» и др.). Элегические и анакреонические мотивы.

Первый петербургский период творчества (1817 – 1820). Активное участие в литературной жизни («Арзамас», «Зеленая лампа»). Отражение идеологии русского и французского просветительства в творчестве Пушкина этого периода (ода «Вольность»). Поэзия гражданского романтизма («Деревня», первое послание «К Чаадаеву», «К Ю.Я. Плюсковой», «Ноэль» и др.), ее проблематика и структурно-стилевые особенности. Поэма «Руслан и Людмила», ее фольклорно-сказочные истоки, демократизация языка, пародийность, литературно-эстетическая полемика вокруг поэмы.

Творчество Пушкина периода южной ссылки (1820-1824). Новые тенденции эволюции пушкинского романтизма: от усиления революционных настроений в духе декабристской идеологии («Кинжал», «К Давыдову», «Наполеон») до разочарования и переоценки ее в результате духовного кризиса 1823–24 годов («Кто, волны, вас остановил…», «Демон», «Свободы сеятель пустынный…», «Недвижный страж дремал на царственном пороге…», «Гречанка верная! Не плачь…»). Воплощение романтического мироотношения в психологической и пейзажной лирике этого периода («Погасло дневное светило…», «Я пережил свои желанья…», «Узник», «К морю» и др.). Антологические мотивы.

Юношеские романтические поэмы Пушкина. Проблемы пушкинского «байронизма» в них. Отражение общей для «молодежи XIX столетия» болезни «преждевременного старения души» в «герое века» Пленнике («Кавказский пленник»). Близость фабулы первой южной поэмы и «Евгения Онегина». Проблематика «Бахчисарайского фонтана» и «Братьев-разбойников». Особенности романтической характерологии и поэтики южных поэм, их оценка в критике 20-х гг. XIX в. Начало работы над «Евгением Онегиным». Творчество Пушкина в Михайловском. Продолжение работы над «Евгением Онегиным». Завершение работы над поэмой «Цыганы». Ее «переходной характер»: развенчание романтического байронического героя, осмысление руссоистского мотива «естественной» свободы, реалистический характер социально-психологической мотивации поведения и поступков героев. Романтическое и реалистическое начала в поэме. Трагедия «Борис Годунов». Споры о «главном лице», «главном герое» произведения. Современные трактовки этого вопроса. Размышления Пушкина о шекспировских характерах, «законах» драмы. Воплощение «судьбы человеческой, судьбы народной» в развитии действия «Бориса Годунова». Роль образов Пимена и юродивого Николки в трактовке проблем вины и кары. Реалистический историзм Пушкина в «Борисе Годунове». Смысловое наполнение заключительной ремарки «народ безмолвствует» (различие трактовок). Композиция, роль языка и стиха в трагедии. «Граф Нулин» и роль шутливой повести в становлении реалистического стиля Пушкина. Смысл «странных сближений» в свете пушкинского историзма.

Лирика «Михайловского» периода, отражение в ней общечеловеческих ценностей («Сожженное письмо», «Я помню чудное мгновенье», «Вакхическая песня»). Роман в стихах «Евгений Онегин» как первый русский реалистический роман. Образ «героя времени» и его соотношение с героями романтических поэм Пушкина (Пленник, Алеко). Герой и автор. Образ Татьяны и проблема национального народного характера. Реальное и художественное время в романе, эволюция пушкинского метода и характерологии от первой к последним главам. Противопоставление и соотношение, противоречия как конструктивный принцип Пушкина. Проблема «литературности» и «жизненности» в художественном целом романа. Концепция, жанр, поэтика, стиль, структура романа.

Возвращение из ссылки. Пушкин и Николай I. Отклики аудиенции у царя в стихотворениях «Стансы», «Герой», «К друзьям», «Послание в Сибирь», «Арион». Тема Петра I в творчестве Пушкина этого периода. Поэма «Полтава» и традиции историко-романтической поэмы XVIII в. о Петре I. Жанр, композиция, стиль поэмы. Незаконченный роман «Арап Петра Великого».

Творчество Пушкина 30-х гг. Лирический цикл о роли и назначении поэта. («Пророк», «Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа», «Эхо», «Памятник»). Отражение в нем эстетического самосознания зрелого Пушкина. Философско – нравственная проблематика лирики этого периода, поиск нравственного идеала, осмысление идеи «самостояния человека» («Мирская власть», «Из Пиндемонти», «Странник», «Когда за городом задумчив я брожу…», «Не дай мне бог сойти с ума…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Безумных лет угасшее веселье…», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Пора, мой друг, пора…», «…Вновь я посетил…», «Я вас любил…», «Осень»). «Повести Белкина» – состав цикла, проблематика, особенности организации повествования в них, поэтики, жанра, творческого метода; «маленькие трагедии» – состав, проблематика, «европейский мир» и европейская история в изображении Пушкина. Особенности жанра, композиции, характерологии.

Поэма «Медный всадник». Философское осмысление эпохи Петра I и русской истории. Символика образов, функция фантастического в поэме. Образ Евгения в контексте «личность и государство». Сказки Пушкина, их народность и историчность, символика персонажей и образов. «Песни западных славян». Вопрос о протеизме поэта. Расцвет прозы Пушкина в 30-е годы. Проблема «русского бунта» в «Дубровском» и «Капитанской дочке», героя-дворянина и его роли в крестьянском восстании. Жанровые особенности и композиция романа. Повесть «Пиковая дама»: новый тип героя, особенности композиционной структуры, жанра и поэтики. Фантастическое и сновидное, их функции в повести. Тема поэта и светской «толпы» в «Египетских ночах». Исторические труды Пушкина («История Пугачева» и материалы к истории Петра I). Литературно-критическая и издательская деятельность поэта. Значение Пушкина в развитии русской и мировой литературы.

Тема 10. Творчество М. Ю. Лермонтова

Раннее творчество поэта: многожанровость (лирика, поэмы, драмы, роман). Романтическая субъективность, напряженность чувства, драматизм личности и ее противостояние обществу и миропорядку. Тип романтического героя лермонтовской ранней лирики, его близость героям поэм, драм, прозы (незавершенный роман «Вадим»).

Лирика Лермонтова: основные темы, мотивы, проблематика, характер лирического героя. Мотив преодоления одиночества в лермонтовской лирике: поиски пути выхода из одиночества в обретении «души родной» (любовная лирика и дружеские послания), в единстве с природой (пейзажная лирика), в религии (религиозные мотивы в лирике), в истории (историческая тема в лирике), в единении с народом и страной («простые люди» в лирике, «Родина»). Религиозные мотивы в творчестве поэта. Особенности эстетического самосознания Лермонтова в стихотворениях о назначении поэта и поэзии.

Поэмы Лермонтова: типы героев и конфликтов в зрелых романтических поэмах («Мцыри», «Беглец», «Демон»), особенности их проблематики, поэтики, жанра. «Демон» как образец романтической философской поэмы. Демонический герой Лермонтова и попытки преодоления демонизма в «Сказке для детей». Реалистические поэмы («Тамбовская казначейша», «Песня про купца Калашникова…»), особенности проблематики и поэтики каждой из них. Историзм Лермонтова в «Песне про купца Калашникова…», связь его с устным народным творчеством, проблема метода. «Тамбовская казначейша» как предтеча «натуральной школы».

Драматургия Лермонтова: близость ее проблематики к поэмам, типы героев и конфликтов, черты романтизма и реализма в «Маскараде». Символика масок, карточной игры, особенности драматургической композиции и поэтики.

Проза Лермонтова: опыт романтического исторического романа как этап разработки демонического образа («Вадим»). Незаконченный роман «Княгиня Лиговская». Многоплановость тематики и проблематики, сюжетно-композиционная структура, роль массовых сцен в романе. Печорин и Красинский. Женские образы. Вопрос о художественном методе романа. Роман «Герой нашего времени». Образ Печорина в системе персонажей романа и проблема «лишнего человека». Отражение эпохи 30-х годов в личности, мышлении, мировоззрении и судьбе Печорина, в философско-эстетической проблематике романа. Преемственность и принципиальное различие двух «героев времени» – Онегина и Печорина. Жизненная философия Печорина. Особенности повествования (система рассказчиков). Функции двух хронологических движений в композиции романа. Художественный психологизм. Проблема метода. Очерк «Кавказец» как предтеча «натуральной школы».

Тема 11 Творчество А. В. Кольцова, его своеобразие

Жизненная и литературная судьба поэта. Роль А. С. Пушкина, Н. В. Станкевича, В.Ф. Одоевского в становлении эстетики и поэтического мастерства Кольцова. Основные жанры его поэзии. Кольцов как классик песенного творчества, развитие и совершенствование им традиции «русских песен» (Нелединский-Мелецкий, Дельвиг, Цыганов). Крестьянская жизнь, труд, русская природа в песнях Кольцова («Песни пахаря», «Косарь», «Раздумье селянина», «Урожай» и др.). Стихотворения Кольцова о Пушкине («Лес», «Соловей»). Философские думы как отражение интеллектуальных и духовных исканий поэта («Великая тайна», «Молитва»), неорганичность этого жанра для его творчества. Особенности поэтики песен Кольцова: фольклорная образность, музыкальность, пластичность. Народные песни («Хуторок» и др.), романсы русских композиторов на тексты Кольцова (Глинка, Варламов, Римский-Корсаков, Рахманинов и др.). Традиции А.В Кольцова в творчестве Н. А. Некрасова, И.С. Никитина и других русских поэтов.

Тема 12 Творчество Н. В. Гоголя

Гоголь и Пушкин. Одновременное появление в печати первых прозаических циклов Пушкина («Повести И.П. Белкина», октябрь 1831г. и первая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки», сентябрь 1831г.) как свидетельство начавшегося в русской литературе перехода от поэзии к прозе и важный этап на пути перерастания романтической повести в реалистический роман. Общее и различное в философско-эстетических ориентациях Пушкина и Гоголя. Развитие и трансформация Гоголем пушкинского реализма.

Ранний романтический период творчества Гоголя. Поэтические опыты («Италия», «Ганс Кюхельгартен»). Успех «Вечеров на хуторе близ Диканьки», их оригинальность, сочетание в них «веселости, поэзии и народности» (Пушкин), их резкое отличие от «простонародных» повестей 30-х годов. Сказовая основа повестей, народное просторечие как средство и предмет изображения. Историческое, условное время и современность в «Вечерах…». Народно-поэтическая природа и художественные функции фантастики в гоголевских повестях. Особенности организации повествования (система рассказчиков) и художественного метода.

Украинские повести сборника «Миргород». Проблематика, нарастание реалистического осмысления действительности, средства сатирического ее изображения. Сюжетно-композиционная структура «Старосветских помещиков» и «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». «Тарас Бульба» как «эпизод эпопеи» героического прошлого украинского казачества. Отражение историософии Гердера и исторической романтики Вальтера Скотта в эпическом изображении героев и событий. Отголоски народно-героического эпоса в стиле повести.

«Петербургские повести» как цикл. Их место и значение в «петербургском тексте» русской литературы. Обманчивость внешнего блеска столицы – сквозная тема цикла. Жанровое своеобразие повести «Невский проспект», соотношение в ней автора, рассказчика и героя. Антиромантический ракурс решения проблемы художника и общества, искусства и действительности в повести «Портрет». «Записки сумасшедшего» и «Шинель». Фантастический эпилог «Шинели», его истолкование. Особенности сюжетно-композиционной структуры, хронотопа, характерологии, стиля и метода в «Петербургских повестях».

Драматургия Гоголя («Владимир III степени», «Женитьба»). Комедия «Ревизор»: история замысла, создания и сценического воплощения. Традиционность фабулы, типажа действующих лиц и оригинальность, глубина гоголевской «идеи» комедии. Ее сущность и художественное воплощение в сюжетно-композиционной структуре, системе образов, в гротесковых мизансценах, в развязке и «немой сцене». Хлестаков как идейный центр комедии, его «фантасмагоричность», отражение его сущности в других героях комедии (Городничий, Осип, Анна Андреевна). Совмещение в комедии «сборного города всей темной стороны» и «душевного города». Проблема зрителя в гоголевских суждениях о театре.

Поэма «Мертвые души». Замысел и воплощение. Проблема жанра. Связь социальной и нравственно-психологической проблематики. Особенности гоголевской характерологии. Автор, его функции в идейно-художественной структуре поэмы. Символические образы и их роль в воплощении авторского замысла. Композиция и поэтика «Мертвых душ». Значение гоголевской поэмы для последующего развития и самоопределения русского реализма.

«Выбранные места из переписки с друзьями» как выражение нравственно-религиозной программы обновления русского общества. Особенности истолкования «Выбранных мест…» в современной Гоголю критике и современном литературоведении. Духовная драма Гоголя, ее истоки и следствия. Значение творчества Гоголя для русской и мировой литературы.

2. Тематика практических занятий

1. Романтическое мироощущение и его выражение в поэзии В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова.

2. Жанр баллады в литературе первой трети ХIХ века (В.А. Жуковский, П.А. Катенин, А.С. Пушкин).

3.Жанр элегии в творчестве А.С. Пушкина.

4. Художественное своеобразие комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

5. Две поэмы Пушкина: «Кавказский пленник» и «Медный всадник»

6. Оценка образов Татьяны и Онегина в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (по материалам критических и литературоведческих работ).

7. «Герой нашего времени» как философско-психологический роман.

8. «Мертвые души» Н. В. Гоголя (проблематика, жанровое своеобразие, композиция, стиль)

Занятие 1

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.