Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ДАЛЬНЕЙШАЯ АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ



ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Диалоги. Коварные вопросы. Какого цвета колечко? Расскажи мне о кошке. Понятие об общем и частном. Дальнейшее освоение литературной лек­сики. Что растет у вас на огороде? Говорите внятно, чтобы было по­нятно

 

Вполне понятно, что, только накопив достаточный запас представлений и наблюдений, расширив свой кругозор, владея довольно-таки обширным словарем, включаю­щим в себя в том числе и литературную лексику, ребенок с синдромом Дауна может приступить к работе над все более сложными речевыми конструкциями, которые позволили бы ему свободно изъясняться уже в дошкольном и млад­шем школьном возрасте.

При этом многое зависит от уровня речевой культуры окружающих ребенка людей. Насколько развита ваша собственная речь, дорогие родители, как разговариваете между собой вы сами? Что вас интересует, какие темы вы обсуждаете? Теперь уже можно совершенно свободно употреблять в разговоре с ребенком незнакомые ему слова иобороты, он достаточно развит, чтобы понять их по контексту. И книги мы уже читаем ему так же, как читали бы их нормальному ребенку, — почти без сокращений.

Напомню, в основе распространенных предложений, которыми дети с синдромом Дауна оперируют к 5—6 годам, лежат цепочки, возникшие из соединений существительных и совершенно определенных, отобранных нами глаголов, некоего ядра, к которому последовательно при­соединялись всё новые и новые звенья.

Занимаясь глаголами, мы уже составляли предложения, хотя и достаточно однотипные. Вначале было: «Мальчик сидит, держит ложку и ест». Затем: «Маленький маль­чик сидит на стуле, держит в руке ложку и с аппетитом ест кашу». Я говорю ребенку: «Коля взял лопатку и...» — «По­шел копать грядку», — продолжает мальчик. «Буратино вырыл ямку и...» — «Положил туда денежки». Это уже вполне развернутое определение того, что ребенок видит на картинке.

Фразовой речью на бытовом уровне он уже владеет до­статочно свободно, и составление сложносочиненных пред­ложений не представит для него особых трудностей.

Собака громко залаяла, и мальчик испугался.

Коля хорошо занимался, и бабушка его похвалила.

Коля проголодался, и мама дала ему поесть.

Машинка сломалась, и папа ее починил.

Мячик закатился под шкаф, и мы доставали его палкой.

Пошел сильный дождь, загремел гром, и сверкнула мол­ния.

«Мама вошла в комнату, запустила руку в цветок, вы­тащила Ваню, и Ваня очень обрадовался» — Ваня расска­зывает о том, как он превратился в Дюймовочку.

Мы приступаем к следующему этапу.

Довольно непростым делом является освоение ребен­ком соподчиненных предложений. Для начала, как и рань­ше, я даю ему образец (pattern), который должен быть прочно усвоен. Теперь ребенок говорит не «дай мне кни­гу», а «я хочу, чтобы ты дала мне книгу». Фраза хоть и длинная, но состоит из одно- и двусложных слов, которые он без труда повторяет за мной на каждом уроке. Она, эта фраза, как и все прочие образцы, привязана к постоянно повторяющейся ситуации. Ребенок усваивает образец, и мы начинаем двигаться дальше.

«Я хочу, чтобы ты...» — говорю я малышу, держа в од­ной руке чашку, в другой чайник и таким образом подска­зывая ему продолжение начатой мной фразы. «Налила мне чай», — соображает он.

«Я хочу, чтобы ты...», —я установила проектор, повеси­ла на стенку экран. «Показала слайды».

В комнате темно. «Я хочу, чтобы ты...» — «Зажгла свет».

Какое-то время малыш говорит только вторую полови­ну фразы, затем вместе со мной проговаривает ее целиком. И так до тех пор, пока незаметно для самого себя не станет справляться без посторонней помощи.

Ребенку следует предлагать фразы, которые он был бы в состоянии самостоятельно закончить. В затруднительных случаях вы приходите ему на помощь, говорите вместо него или вместе с ним.

Мама взяла зонтик, потому что на улице идет дождь.

Мама зажгла свет, потому что в комнате было темно.

Коля надел сапожки, потому что на улице было холодно.

Ключик выпал из кармана, потому что в кармане была дырка.

Дед Мороз принесет Коле подарок, потому что Коля хорошо занимался.

Поросята крепко заперли двери, потому что боялись волка.

Старушка хромает, потому что у нее болит нога.

Мама налила в лейку воду, чтобы полить цветы.

Ромена надела очки, чтобы лучше видеть.

Коля взял желтый карандаш, чтобы нарисовать одуван­чик.

Лиса и Кот догоняли Буратино, чтобы отнять у него деньги.

Буратино спрятался в кувшин, чтобы узнать важную тайну.

Постепенно ребенок начинает вводить придаточные предложения, самостоятельно придумывая всевозможные варианты ответов. Потренировавшись таким образом, Коля, придя на урок, неожиданно заявляет: «Ромена посте­лила в коридоре газеты, чтобы дети не пачкали пол». АВаня, которому я должна рассказать «все о шишке», дополняет сказанное мною: «Белочка бросила шишку в волка, чтобы на лбу выступила шишка».

Смысл союзных слов ребенок как будто бы понял. Но, выбирая нужный союз, довольно долго будет путаться и свободно ввести в свою речь

 

сложноподчиненные предложения сможет далеко не сразу. Готовить его к этому нужно не торопясь, постепенно. Работа должна вестись на примеpax, которые могут увлечь ребенка, подтолкнуть его соб­ственную инициативу.

«Коля! — говорю я внезапно посреди урока — так, как будто какая-то совершенно неожиданная мысль озарила меня.— А где б ты жил, если б был мышкой?»

Действительно — где? Коля хорошо знает, что он отнюдь не мышка, что за странная идея! Вопрос тем не менее привлек его своей новизной. Где б он жил? Стоит по­думать.

Я продолжаю: «Если бы ты был Буратино, ты отдал бы Лисе и Коту деньги? А куда спрятал бы? А кому бы отдал? А если бы золотую рыбку поймал, что сделал бы?» И, то вместе, то порознь продолжая начатое предложение, мы говорим с Колей, что сделали бы на месте Буратино, папы Карло, Деда Мороза, как поступили бы, если б нашли ко­шелек, и т. д.

Если бы я был великаном...

Если б на улице было холодно...

Если бы на улице шел дождь...

Если бы я хорошо себя вел...

Предложение «если бы в квартире не было потолка...» Гриша продолжает следующим образом: «Нас намочил бы дождь и соседи провалились бы к нам на диван». А предло­жение «Если мальчик промочит ноги в луже...» Коля за­канчивает : «Дверь закрою и не пущу домой!» — Коля у нас суров, пусть бедный мальчик не надеется на то, что кто-то будет возиться с его мокрыми ногами.

В своей повседневной речи 5-летний ребенок не так уж часто употребляет такого рода фразы. Но без достаточно развернутых предложений не обойтись в письменной речи, а мы уже учимся диктовать дневники и письма, сочинять рассказы и сказки.

И если речь зашла о сочинении сказок, то надо уметь беседовать с зайцами и медведями, которых герой встреча­ет в глухом лесу, на полянке, взобравшись на дерево, очу­тившись в вороньем гнезде и т. п.

Распределив между собой и ребенком роли Волка и Красной Шапочки, Деда Мороза и Снегурочки, Буратино и Мальвины, мы будем, меняясь ролями, вести диалог и задавать друг другу вопросы — иногда самые неожидан­ные.

В о л к спрашивает (на первых порах я обязательно до­бавляю это слово). Здравствуй, девочка! Откуда у тебя эта шапочка?

К р а с н а я Ш а п о ч к а отвечает. Мама связала.

В о л к. А нитки где взяла?

К р а с н а я Ш а п о ч к а. Купила.

В о л к. Где?

К р а с н а я Ш а п о ч к а. В магазине.

В о л к. Дай примерить (примеряет шапку, возвращает ee девочке). Мала. И уши не помещаются. Идешь-то ты куда?

К р а с н а я Ш а п о ч к а. К бабушке. Она болеет. Простудилась.

В о л к. Врача вызывали?

Такой диалог можно вести до бесконечности. Вспоминаем Муху-цокотуху и ее гостей, старика и золотую рыбку. На первых порах ребенок цитирует книжный текст, но затем входит во вкус, многое придумывает сам, отказываясь от привычных стандартов.

М а л е н ь к и й м а л ь ч и к. Леший, иди сюда, видишь, это зайчик, это медведь, а это мой щеночек.

Л е ш и й (с рогами на голове, хвостом из шарфа и картофельными зубами — берете пластинку, вырезанную из картофеля, острым концом ножа проделываете в нем зубчики, засовываете под верхнюю губу — очень впечатляет!). А кто твои мать, отец?

М а л е н ь к и й м а л ь ч и к. Папа у меня работает далеко, там, где надо ехать в детский сад.

Л е ш и й. А у меня бабушка ведьма. Чай из мухоморов варит.

М а л е н ь к и й м а л ь ч и к. Моя мама сказала, что ты, леший, нечистая сила.

Л е ш и й. Почему это?

М а л е н ь к и й м а л ь ч и к. Ты зло всем делаешь.

Л е ш и й. Ничего я не делаю. Живу просто в лесу, и все.

М а л е н ь к и й м а л ь ч и к. Нечистая сила...

Л е ш и и. Я уже сказал тебе!

М а л е н ь к и й м а л ь ч и к. Ладно. Вот я у тебя в гос­тях. С собой одеяло принес, занавески.

Л е ш и й. Не надо мне этого барахла. Я ветками укры­ваюсь.

М а л е н ь к и й м а л ь ч и к. А куда ты ставишь свои копыты, когда ложишься спать?

Л е ш и й. Иногда и так ложусь. Но вообще снимаю и ставлю так, куда-нибудь.

М а л е н ь к и й м а л ь ч и к. Я буду у тебя жить в бер­логе и шишками кидаться. А Феде скажу в детском саду, чтоб не дрался.

Л е ш и й. Вот я ему надаю по шее.

 

Я задаю ребенку вопросы.

Из чего может течь вода (из крана, из водосточной тру­бы, из чайника, из душа)?

О ком можно сказать «безобразная»?

О ком можно сказать «очаровательная»?

Куда можно налить воду (в чашку, чайник, вазочку, вед­ро, раковину, ванну, тазик, бочку...)?

Где растут цветы (в лесу, на поляне, на клумбе, в саду...)?

У каких плодов внутри косточки?

У каких плодов кожура? А скорлупа? А кожица?

 

Чтобы ответить на такого рода вопрос, нужно не слиш­ком задумываясь, перечислить ряд однородных предме­тов — здесь надо достаточно много знать и, кроме того, хо­рошенько соображать.

Мысленно сгруппировав целый ряд плодов, выделить из них плоды с кожурой — задача непростая. И на вопрос, где растут цветы, Гриша поначалу отвечает «за домом», «у беседки», имея ввиду дачу, на которой живет летом. «Зна­чит, они растут на даче? А конкретно у беседки — так, что ли?» И Гриша уточняет — вообще-то цветы в лесу растут, на полянке, в парке, в саду. А конкретно — на клумбе, у забора, вдоль дорожки.

Слово «конкретно» мы включили в свой обиход давно и не случайно. «Кто это?» — спрашивает Ваня, показывая мне карточку. «Животное», — отвечаю я. «А кокрекно?» — продолжает неудовлетворенный моим ответом Ваня. «Кон­кретно? Ежик». — «А это что?» — «Ягода». — «А точ­нее?» — «Вишня».

Я завязываю ребенку глаза, даю ему машинку, куколку, мячик ипрошу определить, что это, и он должен не только правильно ответить, но объяснить, как он об этом узнал. Помню, как поразил меня один 6-летний мальчик, кото­рый на вопрос, как это он догадался, что в руках у него шишка, ответил: «Ну, прежде всего, мы уже не раз видели шишку в своей жизни и знаем, что у нее есть чешуйки. Я нащупал эти чешуйки и понял, что это шишка».

Ребенок с синдромом Дауна вряд ли способен ответить подобным образом. Я беру его руку и прошу старательно ощупать предмет.

— Что ты сейчас делаешь?

— Трогаю, щупаю.

— Что ты сейчас нащупал?

— Руку.

— А сейчас?

— Ногу, голову.

— Ну и что это?

— Кукла.

Это упражнение достаточное количество раз мы проде­лываем с разными предметами, и в конце концов ребенок в состоянии дать вполне исчерпывающий ответ, как, ничего не видя, он узнал, что находится в его руке.

И тут его ожидает новая каверза. Я опять надеваю ему повязку: «Скажи мне, какого цвета колечко?»

Как правило, ребенок не в состоянии ответить, что не знает этого, потому что не видит, но поскольку вопрос закономерен, так как все на свете имеет цвет, он говорит пер­вое, что придет в голову: «голубого», «зеленого» и т. д.

Мы начинаем рассуждать: ведь он не видит, но не видит не вообще, не потому, что, не дай бог, слеп, а потому, что у него глаза завязаны, и переходим к разговору о том, что такое зрение и осязание, к которым постепенно прйбавляются представления об обонянии и вкусе. (Я и раньше поливала духами страницы книг, где были изображены букеты, клумбы, полянки с цветами.) Теперь приступаем к этой, теме основательно.

«Расскажи все, что знаешь о кошке, собаке, яблоке, яйце, цветах» — с таким предложением я постоянно обращаюсь к детям. Это еще одна речевая игра.

Подсказываю, напоминаю, систематизируем: кошка — это прежде всего домашнее животное, выглядеть она может по-разному, в зависимости от породы, но вообще-то — ушки острые, глаза зеленые или желтые, длинный хвост, имеются усы и лапки с коготками. Питается кошка мышами, любит колбасу, сметану и молоко. И дополняем: она мурлычет, хорошо видит в темноте, чистюля, постоянно моет себя языком и тарелку вылизывает после еды. Мож­но рассказывать по очереди, играть вдвоем или группой — кто больше скажет. Когда окажется, что добавить как буд­то бы уже и нечего, побеждает тот, кто выскажется после­дним.

На некоторые вопросы ответить бывает непросто. Нуж­но хорошенько подумать, порассуждать, обосновать свой ответ. И хотя выразить свою мысль детям бывает иной раз достаточно трудно, мы можем по достоинству оценить не­стандартный, порою совершенно неожиданный взгляд на вещи, проследить за ходом их мыслей.

Муравей не прав. Так все стрекозы перемрут.

Дерево это часть природы, которой мы дышим.

Плохие люди это те, которые мешают жить хоро­шим людям.

Цепи есть в темнице.

Загадка — это где спрятаны вещи, люди, события.

Это ответы на мои вопросы. А вот самостоятельные рас­суждения:

Все имеет свой предел: мы умираем, железо ржавеет.

У моей сестры тоже есть друзья, подруги, которые жи­вут рядом. Короче говоря, мир тесен.

И просто сообщения:

А мне сегодня во рту жужжали (сверлили зубы. — Р.А.).

Я в детском саду дрался, бил детей. Для того чтобы они не были плохими.

 

5-летний Миша пришел ко мне в гости, и я показываю ему картинки в книжке: свиньи опустили пятачки в коры­то, коза объедает с кустика листочки, курочки что-то ищут в траве. «Все обедают», — бодро объявляет Миша, глядя на картинку. А вот еще иллюстрация: кролик в клетке, кошка залезла в ящик, лошадь выглядывает из загона. «Все ра­зошлись по домам!» Миша нормальный мальчик, ему дос­таточно мельком взглянуть на картинку, чтобы сделать свои выводы.

В случае с ребенком, у которого синдром Дауна, все гораздо сложнее.

14-летний мальчик, о котором уже говорилось, на воп­рос, что он видит в комнате, отвечает: «Стол, стул, ручку, шнур, телефон». При этом он имеет в виду не ручку, лежа­щую на столе, а ручку двери и включает в перечисление как телефон, так и шнур от него.

Добиться того, чтобы ребенок не путал общее с част­ным, непросто. Глядя на картинку с изображением леса, зимы, улицы, он называет первые оказавшиеся в поле его зрения предметы, воспринимает их разрозненно, присое­диняет к этим отдельно взятым предметам также отдельно взятые их детали. Подробности отвлекают ребенка, мешая воспринимать картинку в целом, обобщения он сделать не в состоянии.

Как всегда, мы вынуждены двигаться обходным пу­тем. И поэтому, оставив безнадежные попытки втолко­вать ему понятие об общем и частном так, как мы объяс­нили бы это нормальному ребенку, я начинаю с того, что, обведя широким жестом изображение зимы на картинке, торжественно объявляю: «Зима! Зима пришла!» И затем самым будничным тоном: «Деревья в снегу. Домики под снегом. Из трубы дым идет. Мальчик в шубу одет». «Осень, — говорю я упавшим голосом. — Унылая, груст­ная осень». И со вздохом: «Ну давай рассмотрим все де­тально: дождь идет, желтые листья падают — ну, значит, на самом деле осень».

Всякий раз театр. Обращение к эмоциям, выразитель­ная, иной раз вообще непривычная, пафосная интонация позволяют привлечь внимание 5—6-летнего ребенка к глав­ному, наиболее существенному: «О река! Какой простор! Куда несет она свои воды?» После чего, загибая пальцы на руке, методично перечисляем подробности: лодочки, ост­ровок, на берегу рыбак с удочкой.

Достаточное количество раз проделав все это, я подво­жу ребенка к самостоятельным выводам: это ночь, а не про­сто луна в небе; это комната старичка, его жилище, где он удобно расставил мебель, работает, отдыхает, в данный мо­мент кофе пьет.

«В целом или в деталях?» — деловито осведомляется Вера, когда я спрашиваю ее, что она видит на картинке. Слово «детали» отомрет само собой. А еще через некоторое время ребенок поймет, что главное на картинке иной раз вовсе не зима и не лето. Отберет самостоятельно то, что нужно выделить впервую очередь, и обобщит тогда, когда это действительно будет нужно.

Ребенок вообще видит не так, как мы. Мы замечаем одно, он другое. На репродукции с картины, которую я по­казываю Ване, девочка пасет гусей. Картина в импрессио­нистическом духе: кажется, что яркие цветовые блики дро­жат и мерцают на траве, деревьях, одежде девочки. Фигура девочки в красном сарафане с корзиной и длинным тонким прутиком в руке занимает весь передний план. Гуси тоже вполне отчетливые: серые, крупные, того гляди, загогочут.

«Что нарисовано на картинке, Ваня?» — спрашиваю я.

«Домики», — ни секунды не задумываясь, отвечает Ваня.

Где домики? Какие домики? Я никаких домиков не вижу, и Ваня мне их показывает: за деревьями, абсолютно сливаясь с ними в некие неопределенные, расплывчатые пятна, действительно нарисованы крошечные домики — собственно, не домики даже, а их фрагменты.

Я дала репродукцию профессиональному художнику и попросила его показать, где домики. Он их вообще не заме­тил.

 

Безусловно, речь ребенка и сейчас еще аграмматична — у кого в большей, у кого в меньшей степени, в ней встречаются вызывающие нашу улыбку перлы вроде следующих: «Мы поедем с тобой на двух метрох?» (в метро с пересад­кой. — Р. А.). «Они воеваютп (воюют. — Р. А.) друг с другом», насекомое превращается в «босикомое». Услышав мой рас­сказ о пустыне, в которой растут разве что кусты саксаула с острыми колючками — его поедают верблюды, — Ваня называет пустыню «кустыней», интересуясь при этом, как это верблюды едят колючки без ущерба для своего здоровья.

И все-таки приходится удивляться, с какой быстротой ребенок, целый год до этого твердивший только слоги и дву­сложные слова, постигает законы языка, овладевает предложно-падежной системой, верным употреблением времен, как ловко он вводит в свою речь обороты вроде следующих: «к глубокому сожалению», «ясно как день» и т. д.

«Какое убожество!»— восклицает Виталик, глядя на беспорядок, среди которого сидит бедная кукла: стулья сло­маны, чемодан тоже, из щели в полу вылезает таракан, в старых рваных башмаках устроились мыши. И я уже не только не стараюсь не говорить непонятные слова — наоборот, ввожу в свою речь фразеологизмы, идиомы, широко пользуюсь сравнениями. Я пишу их на страницах книг, так же как мы делали это раньше, когда заучивали с ребен-

ком новые слова, повторяю неоднократно.

Я вовсе не стремлюсь к тому, чтобы ребенок на каждом шагу употреблял в своей речи подобные слова и выраже­ния. Когда он говорит, как маленький старичок, это всегда вызывает у окружающих чувство неловкости и желание

остановить его тургеневским «Аркадий, не говори красиво!». Но знать их он должен, иначе никогда не разберется в содержании и смысле книг, которые — будем надеяться — ему предстоит прочесть.

Дети с удовольствием слушают новые сказки: «Дюймо­вочку», «Сказку о царе Салтане», «Снежную королеву». И, читая, я уже не слишком забочусь о том, чтобы ребенок досконально в них разобрался, — кое-что понимает, кое-

чего не понимает, так же как все дети вообще. Понимает многое, почти все.

Длинную сказку по-прежнему делим на эпизоды. Это дает возможность обсудить подробнее все то, что особенно привлекает внимание ребенка.

Реакция иногда бывает своеобразной.

Рассказываю Ване сказку про Золушку. Выслушал три раза подряд,подумал и пришел к такому заключению: «Я не поеду на бал. Надену старую юбку. Буду мыть тарелки в кухне. Лягу на подстилку и не поеду на бал». Затем снова: «Янадену старую юбку...» и т. д. Я говорю: «А если волшебница придет с волшебной палочкой и прекрасными лошадьми? Что ты ей скажешь?» — «Я скажу, что я не хочу на бал». И опять: «Я надену старую юбку...»

Не знаешь, чего ждать от этого Вани. То он стремится отправиться в такую даль, как Африка, лететь на чем угодно — на воздушном шаре, на лебеде, на орле, чтобы вместе с Айболитом лечить там зверей, то выясняется, что его не при­влекает такой замечательный праздник, как бал во дворце.

Продолжаем работу с логопедическими карточками, с которыми мы уже познакомились в самом начале обучения.

Карточки можно употребить, чтобы разбить свои соб­ственные сад и огород. Это такая игра.

Мы с Ваней «соседи по даче». У меня на участке будут расти овощи и лекарственные травы, у моего соседа есть и огород, и фруктовый сад. Кроме того, он большой люби­тель цветов: выращивает на клумбах розы, лилии, гвозди­ки, а уж у забора сама собой выросла всякая другая травка и полевые цветочки.

Распределяем между собой соответствующие карточ­ки. Прежде всего нам нужно жилище. У меня дом одно­этажный, у Вани побольше. У меня есть собака, а у него кот, петух, индюки и куры.

Раскладываем наши карточки. Вот грядка с морковью, здесь лук растет, там взошел укроп. Хороший огород у со­седа, схожу-ка я да попрошу овощей для салата. А у меня есть травка, которой можно вылечить любую болезнь, при­ходи, когда понадобится.

Жизнь на даче кипит. Неважно, что грядку с морковью, так же как, впрочем, и грядку с луком или картошкой, мы изображаем при помощи всего только одной карточки. Овощей у нас сколько хочешь! Мы оживленно обменива­емся ими, угощая друг друга — Ваня меня фруктами, я его салатом. Цветы мне Ваня дарит, семена и саженцы. Ведем беседы, расширяем хозяйство. Может, стоит пчел завести? Поселить их в ульях? Посадить малину, крыжовник, смо­родину, куст шиповника под окном?

Чем дальше, тем больше, возникает идей. Ребенка совер­шенно не смущает, что он оперирует всего только карточка­ми. И как хорошо выглядит наш огород, как четко, наглядно разбит он на отдельные участки. Во всем порядок. Жалко, не помещается на столе, где мы разместили наши огороды, все, что мы хотели бы посадить и построить!

Вполне понятно, что во время этой игры можно сооб­щить ребенку массу полезных сведений обо всем, что рас­тет в садах и на огородах.

Кроме того, можно задавать по карточкам вопросы и на некоторое время самому стать педагогом. В этой роли особенно любит выступать Ваня, но и Гриша от него не отстает. Друг с другом они прекрасно ладят.

На карточке, которую Ваня держит в руке, лодка с матросами. Вопросы следуют один за другим: «Что это? А кто в лодке? А чем гребут? Куда плывут? Сколько весел? Сколько матросов? А если один матрос ушел (я вношу по­дправку — «свалился в воду»), сколько останется? Где борт? Где нос? Где корма? Какого цвета лодка, полоски на ней, вода, рубашки у матросов?» Ваня не упустит ни одной под­робности. И, наконец, совершенно неожиданно: «Какую песню поют?» — а ведь мы действительно разучивали «морскую» песенку про капитана!

Гриша обстоятельно отвечает, дожидаясь своей очереди стать педагогом. Бывают и накладки, когда ландыш он ни с того ни с сего называет зеленым горошком. Но Ваня начеку, ошибок он не допустит.

«Кто это? Где обитает? Чем питается? Хищник или нет? Как его дети называются? А один ребенок? Для чего ему пасть, когти, зубы, рога?» — это о животных. «Где растет? Съедобное или нет? Вкус какой? Какого цвета?» — о ягодах, фруктах, овощах. Ну и т. д. и т. п.

Коля, Виталик и Вася тоже втягиваются в игру. Сначала, задавая вопрос, они сами же на него и отвечают, но затем дело налаживается. И перед сном, лежа в постели, Коля неожиданно требует: «Мама, задавай мне вопросы».

Ребенок говорит уже не просто «где живет», а «где оби­тает», не «что ест», а «чем питается». Слово «дети» мы скоро заменим словом «детеныши», и я поправляю: если мы говорим о животных и людях, нужно задавать вопрос «ктоэто?», и постепенно ввожу понятия «одушевленный» и «неодушевленный предмет».

Стоит нам с ребенком увидеть в книжке какого-нибудь крокодила или слона, и мы вспоминаем, где он жи­вет: «В Африке, конечно. Еще в Индии. У слона нет ни норы, ни логова, он слишком большой». И тут же перечисляем жилища волков, медведей, птиц, лошадей, муравьев, раз уж речь зашла о животных. Чисто интуитивно достигая тонкую разницу между словами «живет» и «обитает», дети употребляют их правильно: живет в норе, оби­тает в пустыне.

Безусловно, как и во всех подобных случаях, работая таким образом с карточками, сначала ребенок усваивает определенный перечень обязательных вопросов, которые он задает всякий раз, если речь идет, скажем, о животных или овощах. Заучив их, он получает незнакомую картинку: бочка, троллейбус, экскаватор — какие вопросы можно за­дать? Однако, перед тем как дать ребенку такую карточку, вы должны подумать: достаточно ли он знает о заданном предмете, много ли сведений накопилось у него в процессе предыдущих занятий, для того чтобы, суммируя свои зна­ния, он имел возможность сформулировать нужные воп­росы. И очень интересно бывает наблюдать за тем, как ре­бенок справляется с поставленной перед ним задачей.

Вопросы задает Ваня, я отвечаю. Карточки с лебедем, бутылками, снеговиком, бочкой он видит в первый раз, и мне интересно, что он скажет.

Снеговик.Кто слепливает ? Из чего ? Как ставят шары ? А руки из чего делают? Нос — морковка. Глаза — угольки. Ведро вместо чего стоит? А веник не дали. Когда тает?

Бутылка.Это что? Какого цвета?Из чего сделана? Как вино наливают? Как пьют?

Я. Ты хочешь спросить: куда наливают? В рюмки. И пьют на дне рождения, как приличные люди. Из горлышка никто не пьет, это некрасиво.

В а н я. Да, пьют на мой день рождения и поют: «Мно­гая лета!»

Бочка.Что кладем туда? Эх ты, забыла: мед, еще огур­цы, еще капусту.

ЛебедьЭто кто? Как выглядит?Где плавает? Что онтам ест? (Отвечаю: по-моему, ряску, может быть, хлеб» я сама давала хлеб уткам.) А Ваня морскую траву ест. Для пользы. Из баночек. Я хочу полететь на лебеде. Буду дер­жать за шею, чтобы не упасть в воду. В теплые края поле­тим, кушать бананы.

Задавая мне вопросы, Ваня не прочь дать некоторый комментарий, высказать собственные соображения — и это самое ценное.

Но он никогда не забывает, кто из нас спрашивает, а кто отвечает. Я «ошибаюсь»: называю малину клубникой, ка­пусту фасолью и на вопрос, кто папа у жеребенка, отвечаю: «Кабан!» Ваня смотрит на меня с подозрением и через не­которое время заявляет: «Ты шутишь».

Он очень любит задавать мне коварные вопросы и умышленно сбивать с толку. «Что это?» — «Гриб». — «А кокретно?»— «Мухомор». У меня на глазах Ваня принимается «есть» мухомор. Если я равнодушно наблюдаю за его дей­ствиями, он возмущается и, желая усилить впечатление, хватается за живот и закатывает глаза, Если я, наоборот, в ужа­се вскрикиваю, он доволен: «Ты поняла, что я яд ем?»

Карточек у нас становится все больше и больше, мы вырезаем их откуда придется, наклеиваем на картон.

Трудно переоценить значение подобной работы с кар­точками. Ребенок не только учится отвечать на вопросы и сам задавать их. Ему постоянно сообщаются все новые и новые сведения, которые он не просто накапливает: мы сводим воедино все, что знаем, привлекаем давно известное, вспоминаем пройденное, сравниваем, обобщаем.

 

Каждый новый аспект работы объединяет и включает в себя одновременно несколько задач. Развитие речи тесно связано с расширением кругозора ребенка, повышением общей его культуры, с обучением тому, что может напол­нить его жизнь в дальнейшем. 5—6-летние дети читают книги, диктуют письма и дневники, рассматривают репро­дукции с картин, слушают музыку — с последующим об­суждением и записью своих впечатлений. Формируется личность, мировоззрение, собственный взгляд на вещи.

Однако нельзя сказать, что все они — и лучшие, и те, кто послабее, — очень хорошо, четко и внятно говорят, хотя и научились чисто выговаривать почти все звуки. Основ­ная причина этого: в речь их входят многосложные литера­турные слова, развернутые фразы (надо отметить: на бытовом уровне эти дети говорят вполне понятно). Объем на­ших занятий очень расширился, и многое из того, что тре­бует постоянной работы на протяжении не одного года, отступает на задний план. К сожалению, увлеченные новыми задачами родители забывают о всех недоделках, чего делать ни в коем случае нельзя. В

особенности если речь идет о недостаточно отчетливой артикуляции, ибо именно этот недостаток мешает читать, диктовать, рассказывать.

Окружающие ребенка взрослые люди привыкают к не­достаткам его произношения. Ребенок говорит хоть и не совсем понятно, но бойко, интересно, литературно, и это достоинство его речи выходит на первый план. Отдельные дефекты кажутся окружающим малыша взрослым людям не столь уж существенными. В основном все понятно, не будем придираться. Родители перестают поправлять ребен­ка. Вот он уже и рассказы свои диктует, и писать пора его учить, все новые и новые задачи заслоняют весьма суще­ственный недостаток.

Не следует, однако, забывать, что в большинстве случа­ев посторонним людям в глаза бросаются прежде всего не­достатки. И недостатки эти в состоянии затмить все имею­щиеся достоинства.

Есть другая категория родителей — невнятное произ­ношение их раздражает. Они поминутно прерывают детей, делая это недостаточно тактично. Между тем действовать тут надо очень осторожно. Если вы будете чересчур на­стойчиво твердить: «Я ничего не понял», ребенок просто замолчит, вы обескураживаете его. Спеша донести до вас свою мысль, он торопливо произносит длинную фразу и повторить ее понятнее, разборчивее, медленнее не сможет. Попросите его остановиться, внятно, раздельно произнес­ти одно-два слова — вы зададите ему нужный более мед­ленный темп. Пусть постоянно проговаривает по слогам трудные слова. Пусть по-прежнему заучивает стихи, посте­пенно очищая их от неразборчивых слов. Сейчас уже мож­но добиваться этого, опираясь не только на слух. Ребенок подрос, в состоянии лучше понять ваши требования, под­ражать вашему показу. Отрабатывать артикуляцию стало легче.

Всякий раз обнаруживается что-то новое! Даже научив­шись как будто бы вполне прилично произносить все зву­ки в слове, запомнив последовательность слогов, дети с синдромом Дауна очень часто не произносят окончания слов.

Среди стихотворений найдутся такие, которые как буд­то специально написаны для нашей работы над искорене­нием этого недостатка. Взять, например, стихотворение Д. Хармса «Очень-очень вкусный пирог»:

 

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе позвал.

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый пирог.

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек откусил,

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту съел.

Когда же гости подошли,

То даже крошек не нашли.

Или стихотворение В. Берестова «как хорошо уметь читать»:

 

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку просить:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Прочти, пожалуйста, страницу».

А надо просто книжку взять

И самому все прочитать.

 

Как и прежде, все звуки, которые ребенок «проглатыва­ет», обводим кружочком. Ребенок смотрит в текст, следя за карандашом, которым вы водите по строчкам. Кружочек напомнит ему, что нужно постараться, сосредоточиться и сказать правильно. К тому времени когда дело доходит до таких тонкостей, дети в моей группе уже умеют читать и хорошо видят, что у них не получается.

Кстати говоря, заучивая стихи, ребенку надо научиться читать их, интонационно выделяя восклицания, вопрос. Он не должен декламировать стихи завывая, как Буратино в кувшине, либо монотонно бубнить их безо всякого выра­жения. Читайте в лицах, изображайте Ворону и Лисицу, Кота и Повара — это поможет ребенку лучше понять со­держание.

Я специально подбираю трудные, иной раз совершенно неизвестные ребенку слова и прошу его повторить их за мной.

Я. Вера, скажи «гексахлоран»!

В е р а. Подели пополам, тогда скажу.

У Вани не получается мягкое «л». И всякий раз перед уроком мы с ним, как гамму, обязательно проговариваем «холодильник», «Сокольники», «мальчик-с-пальчик», «больно», «колокольня» и т. д.

Дети подросли, они работают над произношением, опи­раясь уже не только на слух. Они в состоянии выполнить ваши требования: «сомкни зубы», «держи язык за зубами», «не просовывай его в щель между зубами». Им можно объяснить многое из того, чего они раньше не понимали. Многие из них производят замену согласного «к» на со­гласный «т». Не следует заставлять их кашлять, кряхтеть -в этом случае нужно попросить ребенка произнести букву «к», коснувшись руками шеи под подбородком: через неко­торое время звук «к» начинает получаться, так как ребенку становится понятно, где он образуется.

Работать над чистотой произношения нужно долго, и быстрых результатов ждать не приходится.

 

Глава IX

 

ЕЩЕ НЕ ПИШЕМ, НО УЖЕ ДИКТУЕМ

 

Рассказы по картинкам. Пересказ текста. Рассказы о событиях

в жизни семьи, о том, что видел и слышал. Давай порассуждаем

 

С самых первых уроков мы привлекали ребенка к рабо­те с книгой. Глядя на картинки, он слушал наши рассказы, заканчивая начатое нами предложение известным ему сло­вом.

Жил-был дедушка, и был у него дом. У дома была труба, из трубы шел дым... и т. д.

Мы составляли цепочки из глаголов и существитель­ных, которые служили основой для перехода к фразовой речи:

Мама сидит на стуле, держит ложку и кормит Колю.

Наш маленький ученик отвечал на вопросы, когда мы показывали ему карточки, и сам задавал их. Мы играли в «последнее слово», в «расскажи все, что знаешь», выдумывали диалоги.

К 5—6 годам речевой опыт ребенка и опыт работы с кни­гой позволяют ему без особого труда вести рассказ по картинке. А вот объединить общей сюжетной линией несколь­ко картинок — задача посложнее. Однако не следует упро­щать ее и брать за основу некую примитивную схему, опи­раясь на которую ребенок должен кое-как придумать правильный, но скучный рассказ. Доверьтесь его фантазии! В любой хорошо иллюстрированной детской книге можно подобрать две-три картинки, по которым ребенок составит собственный маленький рассказ. Постоянно привлекайте его к этому занятию! Яркие, красочные картинки вызовут у ребенка активный интерес. Прелестны «Истории про де­вочку Машу и куклу Наташу» художника В. Чижикова, остроумные рисунки Н. Радлова и В. Сутеева — к ним надо придумать заглавия и собственные тексты, и вот как дети это делают:

Рассказывает Гриша.

 

ДОГАДЛИВАЯ РЫБКА

 

Рыбка увидела на крючке муху. Думает: «Фигушки вам!» Взяла раковину, муху защелкнула, сняла с крючка. Принесла деткам-рыбкам. А на крючке ничего!

 

НЕУДАЧНАЯ ПОЕЗДКА

 

Зайчик уток просит: «Перевезите на другой берег. Там, травка лучше. Вижу я отсюда». Согласились утки, устрои­ли кораблик: задние ноги зайца на одной утке, а на другой утке тоже ноги его — передние. Поплыли они.

Тихонько плы­вут себе, все хорошо. Вдруг лягушки откуда-то взялись, две их было. Утки за ними. Заяц плюх в воду! Вот тебе и кораблик.

 

КАЧЕЛИ

 

Идет ежиха, ежика ведет за руку, маленького сыночка своего. Плачет сыночек ее. Сова сидит и думает: «Вот maк ребенок, одни капризы». А мать думает: «Как же мне все устроить?» И придумала качели: палка на плече и ежик сидит. Сиди качайся, и ноги не будут болеть.

Рассказывает Ваня.

 

ВОРОНА И ЗОНТИК

 

Шла девочка и несла зонтик. Вдруг летит буря. Уронила зонтик она неосторожно. А тут ворона летит: «Такой хо­роший зонтик, отнесу воронятам». Ворона, к сожалению, схватила зонтик и полетела и устроила гнездо. Где зон­тик? Потеряла. Девочка пошла к воронам: «Мама будет ругать». «Мне все равно». — «Отдай». — «Дадим». «А куда же воронята?» - «На дереве будут сидеть».

 

ЗЕБРА В КЛЕТОЧКУ

 

Зебры ходят. Сколько их? Трое. Вдруг зебра видит дед красит забор. Она и прилипла. Нарочно прилипла. При­слонилась. «Что сделала ты? Ой какая некрасивая, нехоро­шая. Ты в клетку. А мы в полоску». «Буду так ходить».

 

ГРАБЛИ

 

Спит собака, спокойно отдыхает. Кошка бросила гор­шок из окна: Трах-тарарах — накинула на грабли! И полу­чила удар. Грабли ее ударили. А хотела на хвост бросить бедной собаке. А собака думает: «Как хорошо (грабли. — Р. А.), спасли меня!»

 

СОБАКА И ЖАРЕНАЯ КУРИЦА В ТАРЕЛКЕ НА ОКНЕ

 

Увидела собака курицу: «Ах, курочка!» Она полезла на дрова. Они развалились. «Что-то я не достала курицу!». Тут идет хозяин, хоть его и не видно: «Ах ты, какой балбес! Зачем развалил мои дрова? Я их рубил и складывал, а ты развалил». «А я хотела курицу взять».

 

 

УПРЯМЫЕ КОЗЛИКИ

 

Шли два козлика. Надо по мостику пройти. «Дай дорогу мне пройти». — «Подожди, я пройду». Бодаются, бодают­ся. Упали в воду. И никто не спас.

 

ПУТЕШЕСТВИЕ

 

Идут соседки две (возможно, имел в виду наседок. — Р. А.)- Курица, утка, все дети. «Идемте. Надо плыть на другой берег». Пошли они, вдруг вода. Как переплыть? Курица не знает. «Мы утонем». — «Ничего». Идут дальше. «Становитесь на спину к нам». — «Ну ладно, ладно». И приплыли.

 

СТРАННЫЙ ШНУРОК

 

Гуляли два цыпленка. Вдруг видят — шнурок. «Ой, это в дырке за забором шнурок какой-то!» Потащили. Изо всех сил тащат и тащат. А это хвост! Там крыса была. «Я спала, говорит крыса. — И я вас съем» — «Прости! Не ешь нас!»

 

ВОЛК И ЗАЙЧИК. СПАСЕНИЕ

 

Как-то раз забежал зайчик в лес. Вдруг видит — волк. Заяц бежит. А волк догоняет. И сделали ловушку другие зайцы, чтобы зайчика спасти, оттянули веревками плодовое дерево и отпустили веревку. Очень хорошо: теперь волк попался. И зайцы усмехаются над волком (насмехаются. — Р. А.): сиди теперь здесь, а мы побежали.

 

Если рассказы по картинкам Вани и Гриши совершенно непосредственны и они не прибегают к готовым «отлив­кам», то Саркис и Коля вынуждены вводить в свой рассказ усвоенные ими ранее цепочки, которые помогают скреп­лять между собой отдельные части их самостоятельных высказываний. Саркису мне приходится многое подсказы­вать, но заканчивает он начатое мною уже не одним-единственным словом: это может быть целая фраза или доста­точно развернутый ее фрагмент. С особым удовольствием, радуясь тому, что он может составить по картинке самостоятельный рассказ, Саркис, где только возможно, использу­ет неопределенную форму глагола. Не напрасно мы с ним мыли посуду («надо помыть тарелки»), вытирали пыль («надо вытереть пыль»), подметали полы. Все эти «надо» легко вписываются в его рассказ, обрастая всем тем, что он помимо этого уже усвоил. К этому впоследствии мы доба­вили слова «можно» и «нельзя», которые после себя также требовали неопределенной формы. И когда я попросила Саркиса ответить мне на вопрос, что он будет и хочет делать, когда поедет домой, он совершенно правильно составил предложение и, опять-таки употребив неопределенную форму глагола, ответил: «Саркис будет обедать, а потом он хочет рисовать».

Рассказывает Саркис.

 

КАК СПАСАЛИ МЫШКУ

 

Мышкаидет по дорожке. Надо бежать в лес быстро. Сова сидит на ветке, смотрит на мышку и говорит: «Где мама? Где папа? Один мышка».

Мышка упала в яму. Мышка сидит на камешке, плачет и кричит: «Никак! (не вылезет. — Р. А.) Мальчик, иди сюда! Спасите! Надо мышку спасать! Упала мышка!»

Девочка говорит: «Надо идти в лес. Пойдем. Надо мыш­ку спасать». Девочка (девочек две. — Р. А.) говорит: «Бо­юсь. Потому что темно. Звездочки. А луна нету».

«Белочка сидит на ветке, держит свечку, потому что темно. Белочка не дует (на свечку. — Р. А.). Идите сюда. Упала мышка».

Девочка держит веревку и говорит: «Мышка, садись на туфельку». И девочка тащит (веревку с привязанной к ней туфелькой. — Р. А.). Мышка сидит на туфельке. Девоч­ка хорошая. И мышка хорошая.

 

По ходу повествования я показываю пальцем то на веревочку, то на девочку, то на туфельки. Это значительно облегчает дело.

Если прдобное сочинение прочтет человек посторон­ний, он, по всей вероятности, прежде всего отметит аграмматизмы, которые, возможно, посчитает чудовищными. Но когда мы читаем его с мамой Саркиса, то испытываем и радость, и гордость. Молодец, Саркис! Мы в тебя верим.

Рассказывает Коля.

 

ПРИКЛЮЧЕНИЕ КУКЛЫ

 

Жила была девочка. Грязная. Везде грязь. Жить там было нелегко. Сидит девочка на полу, смотрит на беспоря­док и говорит: «Я грустная, потому что я расстроилась. Папы нету, мамы нету. Ромена не приходит». Ромена уди­вилась. Я ее рассмешил. Ну иди, девочка, к нам на диван. Как тебя зовут? Почему у тебя такое оторванное платье?

Принесли коробочку. Зайчик сидит на верблюде, смотрит на коробочку и говорит: «Что там внутри, в коробочке? Надо развязать и посмотреть».

Там кукла была. Говорит она другой кукле: «Уходи в лес». — «Сама уходи». Пошла девочка и потеряла тапочки. Туфельки свои. Смотрит она и не знает, где куклины туфельки. «Ой, как идет дождь, я буду промокать».

 

ПРО ТО, КАК ПЕТЯ ХОДИЛ В ЛЕС

 

Жил-был Петя. И дедушка, и собачка. Петя стоит и держит топор и дедушке говорит: «Я в лес иду, чтобы дерево срубить. Я топор взял, чтобы деревья рубить, а печку будешь ты, дедушка, топить, чтоб было тепло, а не холодно». А в лесу он все забыл и малину срывал. Клал в корзинку, чтобыдедушку угостить. Он воздержался(подобные слова встречаются у Коли довольно часто. — Р. А.) есть малину.

А Потап-медвежонок сидит и ест с аппетитом, потому что забыл корзину дома.

ДЕДУШКА И ПОРОСЕНОК

 

Жил-был дедушка. Жил прекрасно. Дедушка сидит на ска­мейке, держит палку, смотрит на дом и говорит: «Какой прекрасный дом. Из тыквы я его построил. Вот труба. Вот окошко. Темно. Погасли огни. Нужно дернуть за веревочку»(таким образом зажигается свет у Коли в квартире. — Р. А.).

Вдруг дедушка слышит: кто-то ест его дом! «Здесь бу­дет дырка!» А это поросенок! Дедушка держит метлу и кричит: «Уйди! Нельзя есть дом!» И поросенок повалился и упал. Так и надо. Хватит дом грызть.

Пошли они в дом. Поросенок ест кашу: «Какая вкусная каша! Мне дедушка дал». А в зеркале он видит свое отражение.

Ну хватит стучать. Пора спать и мыть копыта. А поросенок во дворе гуляет. И стучит в окно: «Боюсь темноты и волка!» И дедушка говорит: «Хватит, хватит стучать. Расстучался».

 

Ребенок допускает много грамматических, стилистических и логических несообразностей, но в его рассказах нет шаблона, нет примитивного «правильного» каркаса, нет строгой заданности. Можно проследить, какие ассоциации у него возникают, каков его собственный опыт, что из своего опыта привносит он в рассказ. Не говоря уж об умении про­следить за нитью, связывающей эти картинки воедино.

Достаточно долго мы занимались составлением сложно­подчиненных предложений причины, цели и следствия. Со­ставляя рассказы по картинкам, дети начинают достаточно легко и непосредственно вводить в свою речь союзные слова потому что, чтобы, поэтому. Ваня и Гриша делают это са­мостоятельно, Коле приходится подсказывать и напоминать.

Ваня пересказывает «Дюймовочку»:

«И женщина захотела, чтобы у нее была маленькая доч­ка. Старушка сказала: «Иди домой, посади зерно в горшок и сама увидишь, что у тебя получится, потому что это не то зернышко, которое куры клюют».

«Волк, уходи. Прыгай в окно, потому что тебя зару­бят», — неожиданно говорит Коля, рассматривая картин­ку в «Красной Шапочке».

Дети учатся пересказывать содержание не слишком длин­ных сказок и рассказов либо отдельные их эпизоды. Некото­рое время Ваня пересказывал сказки очень близко к тексту. Его выручала хорошая память. Но очень скоро он полностью отказался от использования «цепочек» и вообще каких бы то ни было штампов. Вот расшифровка магнитофонной записи: Ваня пересказывает рассказ В. Сутеева «Елка».

«Жили-были три мальчика.Они увидели в календаре листок (31 декабря Р. А.). Написали Деду Морозу письмо. Они написали: «Любимый дед! Дай мне елку и игрушки, пожалуй­ст». И положили в конверт. И пошли лепить Снеговика. Сле­пили Снеговика, взяли ком снега, положили на снег, потом другой, потом еще другой. А Бобик говорит: «Где рот? Глаза где?» Нарисовали брови, рот, взяли морковку, воткнули вмес­то носа. Нахлобучили ведро. И получился Снеговик. И дали письмо ему. Пошел Снеговик. Куда идти? А Бобик вылезает и говорит: «Пойдем со мной, я тебе покажу дорогу». И пошли в путь. В темноте. Вдруг заяц выскочил. Снеговик говорит: «Где Дед Мороз?» А зайчик говорит: «Некогда говорить. За мной лиса носится». И тут Снеговик рассыпался, потому что метель. Лиса взяла письмо и убежала. Вдруг прыгнул волк навстречу лисе: «Ты куда идешь, кумушка?» — «Я иду на птичник». Волк говорит: «Дай мне письмо. Отдай сейчас же». Убегает лиса, и волк за ней гонится. Бобик опять прибежал. Плачет. А зайцы вылезают и говорят: «Почему ты пла­чешь?» — «Потому что нету Снеговика». Слепили. «Спаси­бо, ребята» и пришли к медведю. Медведь спал, разбудили: «Что, ребята? Что хотите?» «Письма у нас нет. Лиса и волк украли». — «Ну-ка идемте». Вдруг волк и лиса подрались, сорока схватила письмо и улетела с письмом. Дала Снеговику письмо сорока. И пришли к Деду Морозу: «Дай мне игрушки и елку». Дал им, и сели в сани, и лося запрягли, и поехали. Приехали. Вышли ребята через порог и видят ура, Снеговик привез елку и игрушки. И все».

Он рассказывает сказку последовательно, от начала доконца, со всеми подробностями. В его рассказе нет ни одной цитаты, зато есть придуманные им самим детали. Но иной раз Ваня очень находчиво прибегает к сокращениям, если ему лень или надоело пересказывать длинную сказку.

«Жил старик. Почему-то «старче». Со своей старухой жил у моря. Рыбку он поймал, рыбку золотую. «Отпусти меня, отпусти, отпусти домой в седые волны». Старик отвечает: «Иди спокойно в море или в речку» — и отпустил. Старуха принялась ругать: «Отпустил ты рыбку зря, пор-тофиля (простофиля. — Р. А.). Корыто разбитое не видишь ты. Зачем ты пришел ко мне без рыбы?» Пошел обратно старик: «Ры-ыб-ка! Иди сюда!». Рыбка все сделала. Пришел домой уже новое корыто. Старуха опять ругает: «Горшок ты негодный! Скажи рыбке, пусть даст новое — стиральную машину!» Старик идет. Приходит. Море шумит — надоело ему все это. И старик поймал маленькую рыбку простую».

Я (поправляю). Золотую.

В а н я. Простую. И ее скушал. Поджарил и съел. Вот и все.

Я. Ну хорошо. А золотая-то куда девалась?

В а н я (подумав). В следующий раз придет.

 

Ребенок прибегает с улицы, приходит из школы и при­нимается возбужденно рассказывать — с кем общался, с кем подрался, не пришла историчка, математичка ее заме­нила, провела два урока подряд, контрольной не было, был урок природы, и они всем классом ходили в парк. Он садится обедать и тараторит, не закрывая рта. Что подела­ешь, все дети таковы.

Ребенку с синдромом Дауна это несвойственно. С гре­хом пополам, неохотно и односложно он отвечает на ваши вопросы и зачастую не может не только самостоятельно рассказать, как провел время в гостях у бабушки, но как будто даже забыл о том, что побывал у нее. Всякий раз, отправляя ученика домой, я прошу его перечислить, чем мы занимались на уроке, какие книги рассматривали и чи­тали, кто еще находился в комнате, кто и с кем пришел вслед за ним. Обо всем этом он должен рассказать домаш­ним. Сначала ребенок делает это, не вдаваясь в подробнос­ти, ему не очень интересно и не совсем понятно, почему так уж необходимо сообщать обо всем бабушке или дедушке. Ну читали, ну картинки смотрели — все как обычно.

Однако привычку эту мы закрепляем и постепенно рас­цвечиваем все эти рассказы, обращая внимание ребенка на все,что может вызвать его интерес и что хорошо запомнить и другим поведать. Вон ворона схватила баночку от пива и летает с ней взад-вперед, пока мы стоим на остановке; вон мальчик — не успели ему мороженое купить, а он уронил его на асфальт; вон дедушка старенький идет — надо по­мочь ему в автобус подняться. Если сами вы не будете глу­хи и слепы и постараетесь не просто вести ребенка за руку — на урок, с урока, в поликлинику, в магазин, — при­вычно погрузившись в свои мысли, а приучите и самих себя видеть вокруг что-то забавное, смешное, необычное — вы передадите это качество ребенку.

Посмотрите, как безучастно смотрит он на мир — разве можно это допустить?

Побывал ли ребенок на празднике, ходил ли в цирк, вернулся ли с урока — пусть расскажет о своих впечатле­ниях. И пусть поначалу это будут самые простые, дежур­ные фразы — две- три, не больше. Как всегда, подсказыва­ем, помогаем начать, ибо, как нам уже известно, ребенку с синдромом Дауна необходим трамплин, от которого он бу­дет отталкиваться. Помогите ему вспомнить, что же проис­ходило там, откуда он только что пришел. Он ничего не пытался осмыслить, посмотрел, побывал — и все. Оттого и не запомнил.

Все, что ребенок рассказывает вам, записывайте. Пустьпродиктует свои впечатления о просмотренном спектакле, о празднике в детском саду, о том, как попал под дождь, — что угодно.

Безусловно, ребенок не просто диктует, все, что ему придет в голову. Мы учим его излагать свои мысли. Вначале его сочинения — это несколько не очень связных строчек, рубленые фразы, в которых отсутствует то подлежащее, то сказуемое, то еще что-нибудь, нарушена последователь­ность действий и т. п. Вы не раз задумаетесь над тем, как расставить в них знаки препинания. Трудно передать в за­писи своеобразие синтаксических построений этих расска­зов: любая правка искажает интонацию маленького автора.

Однако не следует слишком добиваться отточенности изложения, отутюживать и приглаживать. Писать вместо ребенка вы не должны. Ни в коем случае! Из сочинений ребенка исчезнет изюминка, очарование и непосредственность детского стиля. Подделать их невозможно, зато за­глушить и нивелировать все самое интересное очень легко: будет правильно, но скучно, заурядно, короче — бездарно.

Можно сочинить несколько вариантов одного и того же рассказа или сказки. Сначала пусть продиктует так, как у него получится. Затем, по ходу действия, вы можете зада­вать ребенку вопросы, вносить небольшие уточнения, по­могая ему связно изложить свое повествование.

«Я пришел в лес, набрал грибов и пошел домой». — «Как тебе удалось так быстро их набрать? Ты же не успел в лесу и двух шагов сделать? Ты даже по сторонам не посмотрел, никакой красоты не заметил. Подробности рас- скажи!» Рука моя застывает над листом бумаги.

Да и что за рассказ без подробностей? «Давай-ка почитаю тебе «Золотой ключик» без подробностей — и посмот­рим, интересно ли будет», — и я сухим и бесцветным голо­сом излагаю некий протокол. Действительно, что-то не то. Очень развивает ребенка в этом смысле просмотр слай­дов. Можно разглядеть подробности собственными глаза­ми, а потом восстановить их в памяти — как выглядели березки на картине, во что был одет мальчик на портрете, какой на Аленушке сарафан.

Очень важно научить ребенка правильно излагать по­следовательность действий и событий в том, что он рассказывает. Помочь в этом могут следующие несколько упраж­нений.

Вытащите из коробки 9 карандашей — скажем, 3 крас­ных и 6 синих — и разложите их в определенном порядке: 1 красный, 2 синих, 1 красный, 2 синих и т. д. Последователь­ность ваших действий должна быть совершенно точно оп­ределена ребенком: «Ты поставила на стол коробку, открыла её, вытащила карандаши...» Далее он должен рассказать, что вы проделали с карандашами. Все как будто бы ясно — и тем не менее задача для ребенка оказывается очень не­простой.

Еще упражнение.

Положите на стол две бумажных бечевки, сделайте из каждой по петельке и просуньте одну петельку в другую. Если вы попросите ребенка сказать, что и в какой последо­вательности вы проделали, то убедитесь, что он затруднит­ся вам ответить. Он не сможет проследить за очередностью ваших действий и запутается, пытаясь рассказать о них. Вместо того чтобы сказать: «ты взяла со стола две веревоч­ки, потом сделала петельки и затем засунула одну петельку в другую», он скажет, что вы «завязали узелок», «скрести­ли веревочки», «держите две ниточки» и т. д. Помогите ре­бенку справиться с заданием, еще и еще раз произведите все действия, сопровождая их соответствующим коммен­тарием.

Упражнениями такого рода могут стать самые простые, привычные ритуалы: наливаете ли вы суп в тарелку, моете ли ребенка в ванной, стелите ли ему постель. Пусть ребенок расскажет, как делают бутерброд, варят картошку, жарят яичницу — что сначала, что потом. За всем этим он может пронаблюдать, находясь с вами в кухне. И когда он присту­пит к сочинению своих маленьких рассказов, вам будет зна­чительно легче поправить его, если сначала он скажет, что положил рыбу в ведро, а потом — что поймал ее.

Рассказывает Ваня.

 

КАК НАМ ПРИВЕЗЛИ НОВУЮ ПЛИТУ

 

Нам привезли новую плиту, а старую увезли. Потому что она нехорошая. Два дяди ее принесли. Один дядя про­шел в комнату, и мама дала деньги, и дядя ей тоже дал (надо полагать, сдачу.— Р.А.).Он что-то писал, чиркал ручкой. А я болтался в кухне с другим дядей. И я спросил: «Как ты живешь? Откуда принес плиту эту новую, хорошую, чтобы зажечь ее и пироги печь?»

 

КАКАЯ СЕГОДНЯ ПОГОДА

 

Сегодня погода нехорошая. Ветер дует. Солнышко не светит, не выглядывает на небе. Погода грязная. Дождь идет, и мы взяли зонтики с дедушкой и пошли. По грязи шли. Кругом на небе были тучи.

 

МОЙ ПОПУГАЙ

 

У меня есть попугай Карлуша. Он кушает зерно. Купается в тарелке. Он зеленый. Махает крыльями и летает по комнате. Голос у него такой: чик-чик-кхе-кхе-кхе. Спит на жердочке, а днем не спит. Он прыгает по столу. Я прыгнул прямо в клетку к нему. «Кушай зерно (говорит попугай. — Р.Л.)». — «Не буду. Потому что ел кашу».— «Пей».— «Нет. Буду пить компот».

 

ПРОГУЛКА

 

Мы с дедушкой ходили гулять. Мы оделись, взяли купалъные трусы и пошли далеко, на речку. Мы шли мимо ко­ровника. Прошли через овраг и пошли мимо церкви. Мы про­шли через грязь по дереву и пришли на речку. Разделись и полезли в воду. Я плюхался в воде и кидался на дедушку. Я нырял и глубоко опускал голову и глотал воду. Вылез и повалился на песок.

Солнышко грело. Оделись мы и пошли домой. Мы видели, какдядя кидал черный песок на дорожку. А дру­гой палкой мотал по нему. Машина каталась и делала асфальт. Асфальт был очень горячий, и дым выходил из асфальта. Мы посмотрели и пошли домой.

 

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

 

Вчера я ходил на день рождения на праздник. К Теме. И все съел. Я полез на стол за тортом и задул свечи, и покидал - салат нечаянно на пол. Немного салата упало. И я все там съел, Ромена, что ты сморщилась, я все съел в шутку. И гости сказали: «Нету торта. Куда он делся? Съел Ваня».

Мы играли в репку, Женя был репка. Потащили все, и я потащил, и дедушка, и все гости. Упал на землю Женя, вот такая была лиха-беда!

 

Ваня составил свой рассказ совершенно самостоятель­но, никто с ним ничего не заучивал. И если попросить Ваню рассказать о дне рождения на следующем уроке, он повто­рит свой рассказ почти дословно. Почти то же самое он скажет и во второй, и в третий раз. И вот когда выдуманная им самим схема, основной каркас откристаллизовался, я начинаю задавать ему вопросы: почему именинник не стал сам дуть на свечки, что подарил ему Ваня, какие еще были подарки.

Я поступаю так во всех подобных случаях: диктует ли ребенок письмо или дневник, рассказывает ли собствен­ную сказку — пусть сначала как следует передаст основное содержание. Иначе и мои вопросы, и его ответы — все уто­нет в бессвязном речевом потоке.

Ваня с бабушкой Тамилой и тетей Вероникой ездили во Францию и побывали в Лурде: целебный Лурдский ис­точник — место паломничества инвалидов со всего мира. Ваня вернулся под большим впечатлением от увиденного. Вот что он рассказывает о своем путешествии:

 

ПОЕЗДКА В ЛУРД

 

Все поднялись, оделись, взяли куличи и пошли на лестни­цу. Дедушка нас провожал. Ромена, улыбайся, что смот­ришь так сердито. Поехали мы. Там друзья в Лурде. При­ехали мы и полетим сейчас на самолете. Побежал самолет, мотор загудел. Выше облаков полетел. Я видел в окошко до­мики маленькие, лес маленький. Все маленькое было, само­лет летел выше облаков. Обед мне дали: омлет, булку, хлеб и сок томатный. И вылил я сок на ковер и прямо на башмак. Вытерли сок тряпкой. Поел, сказал спасибо-мерси. И поле­тел в не Лурд (в Тулузу. — Р. А.). Вероника приехала на автобусе. Мы сели на места. Я с Тамилой. Я спал. Автобус поехал в Лурд.

Пошли мы в церковь, помолились и ели куличи. Стука­лись лбом: слава Тебе, Боже. Молились мы. О спасении.

Пошли мы гулять на прогулку. Несли люди крест к воде. Было много людей. Поехали на креслах пассажиры. Я сказал: «He надо меня на кресло. Я сам пойду». И пошел. И купались. И молились. Мы купили бутылку. Тетя мыла ноги мальчику больному. А я наливал воду.

И все. Все о'кей.

 

РЫБНАЯ ЛОВЛЯ

 

Как-то раз я пошел на пруд ловить рыбу. И удочку взял и посох, чтобы опираться. Положил за пазуху хлеб и пошел. Закинул удочку в воду и взял червей и насадил на крючок сначала. Пришел кот-ворюга и открыл банку, червей хотел он взять. Я поймал большую рыбу сому и раков поймал. Я положил в ведро свою ловлю и пошел домой. Пришел, положил в кастрюлю, налил воды, и бросил раков и сому, и приго­товил мясные котлеты. Я сварил царскую уху. Я испек пирог, и торт испек, и арбуз купил. Помолились все и сели за стол. Поели, я помыл посуду. Говорили: «Молодец, ты вкусный обед сварил».

 

Если на рыбалку отправляется Гриша, то по дороге к нему непременно пристанет петух, примкнут зайцы, откуда-нибудь выскочит собака, так что на речку прибудет большая толпа.

«Шел я, а кругом росла крапива, было трудно идти. Ко мне подлетел петух. За ним гнался пес. Эта собака его по пути настигла. Я спросил петуха: «Как это ты ко мне прилетел? Может, из курятника вылетел?» - «Да, собаки прыгнули прямо в курятник, а куры перепугались и полетели к своему хозяину». Я и говорю петуху: «Ты пойдешь со мной на рыбалку? Потом я провожу тебя до деревни, в ко­торой тебя уже давно ждут куры».

Так, переговариваясь, они идут, обрастая попутчиками. О конечной цели путешествия Гриша тем не менее не забывает.

 

Начав обучение в 2,5—3 года, к 6—7 годам дети накопи­ли достаточно обширный запас сведений, многое знают. Они учатся не только говорить, мы учим их думать. Они рассуждают, размышляют, делятся впечатлениями.

Совершенствуя свою дикцию, Гриша заучивает стихи. «Муху-цокотуху» он знал от начала до конца, когда ему не было еще и 5 лет. Теперь мы будем читать и заучивать не просто стихи, а стихи, над которыми требуется подумать, поломать голову, доискиваясь до смысла.

Смысл стихов Б. Заходера никогда не лежит на поверх­ности. И кроме того, это целая энциклопедия всевозмож­ных сведений. Кто такие головастики? Что это за суринамская пипа? Почему папа-страус высиживает птенчиков, а где же мама-страусиха? Почему моржу так часто снится Африка: «доброе солнце», «жаркое лето», «земля зеленого цвета»?

«Вот представь себе, Гриша: живет морж среди льдов, кругом один снег, — говорю я. — И захотелось ему уви­деть травку, а не только лед. Все кругом белое, нет ника­кого другого цвета, и ничего не растет, и он никогда не видел никаких цветочков — ни розочку красную или жел­тую, ни ромашку, ни гвоздичку. Ландышей не нюхал ни­когда. Хорошо ему в прохладной воде, но хочется уви­деть, что еще творится на свете. Друзей завести неплохо: слонов, носорогов».

Я показываю Грише слайды — картины Рокуэлла Кен­та. Какое великолепное, торжественное зрелище — белые льдины, словно корабли, плывут одна за другой по темной воде. Называются эти льдины айсбергами. Вот бескрайняя снежная пустыня, а над ней расплывается желтое пятно. Это солнце. Все вокруг залито ровным, слегка желтоватым светом, и лед ярко блестит. Нет, в Арктике удивительно красиво, напрасно морж так расстраивается, хотя помеч­тать, конечно, тоже неплохо.

Думаем, рассуждаем, Гриша диктует свои выводы, я их записываю.

Рассуждения Гриши по поводу стихов Заходера.

 

О СТИХОТВОРЕНИИ «ЧЕРЕПАХА»

 

...Но куда спешить тому,

Кто всегда в своем дому?

 

Черепаха таскает свой дом на спине, никуда ей не надо спешить. Когда идет дождь, все бегут по домам: мышки спасаются в норке, воробьи под крышей, люди стараются укрыться в своей квартире. А черепахе торопиться не надо, она подогнула ноги, хвост и голову и влезла под панцирь свой, и оказалась дома.

 

ДОЖДИК

 

Хорошо пройтись под теплым дождичком всем людям. Держишь зонтик в руке и идешь, шлепаешь по лужам. А лучше всех знаете кому? Растениям. Они не могут жить без воды. Особенно зернышки любят песенку дождя, потому что зерно дает росток.

 

А откуда еще берется вода? Ранней весной вылезает травка, набухают почки на деревьях — но ведь дождя еще не было!

Гриша молчит.

— Куда девается снег?

— Тает.

— И что получается?

— Вода.

Куда она девается, как ты думаешь?

— В землю уходит. И растения ее пьют.

Порассуждать Гриша вообще не прочь. «Ну, чем зай­мемся? — спрашиваю я его. — Что ты предпочитаешь: чи­тать, сказки сочинять, диктовать письмо или мы с тобой просто посидим, побеседуем, порассуждаем?» — «Будем рассуждать».

Я. Что сказали бы люди, если б кошка вдруг загово­рила?

Г р и ш а. Она бы сказала — почему я все время молчала да молчала?

Я. Что сделали бы продавцы и покупатели, если бы в магазин вошел слон со слонятами?

Г р и ш а. Они бы на слонах катались, и попадали бы все, и побили бы игрушки.

Я. А что

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.