Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Самостоятельная работа. Рабочая тетрадь по курсу «Биология»



Рабочая тетрадь по курсу «Биология»

Раздел «Биоразнообразие. Планы строения»

Для студентов естественно-географического факультета

Специальность «Экология»

 

 

 

Смоленск, 2009


Федеральное агенство по образованию

Смоленский государственный университет

 

Е.В. Солдатенко, Л.В. Стыгар, В.Я. Юрчинский

 

Рабочая тетрадь по курсу «Биология»

Раздел «Биоразнообразие. Планы строения»

Для студентов естественно-географического факультета

Специальность «Экология»

 

 

Смоленск

Издательство СмолГУ


Печатается по решению редакционно-

издательского совета Смоленского

государственного университета

 

Составители: Солдатенко Е.В., доцент кафедры зоологии, к.б.н.;

Стыгар Л.В., ст. преподаватель кафедры зоологии;

Юрчинский В.Я., доцент кафедры зоологии, к.б.н.

Рецензенты: Гильденков М.Ю., доктор биологических наук, доцент кафедры экологии.

Антощенков В.Ф. - кандидат биологических наук, доцент кафедры зоологии.

 

 

Рабочая тетрадь по курсу «Биология» для студентов ЕГФ, раздел «Модуль: Биоразнообразие. Планы строения», специальность «Экология». - Смоленск: СмолГУ, 2009. - 60 с.

Пастухов В.М., Солдатенко Е.В., Стыгар Л.В., Юрчинский В.Я..

 

 

Данное пособие написано в соответствии с новой программой по биологии для университетов. В нем представлены лабораторные работы по особенностям внешнего и внутреннего строения беспозвоночных и позвоночных животных. К каждой теме дан перечень разноплановых заданий. Пособие содержит контрольные вопросы, глоссарий и таблицы для самостоятельной подготовки студентов.

Пособие предназначено для студентов специальности «Экология».

 

 

УДК

ББК

 

 

© Солдатенко Е.В.,

© Стыгар Л.В.,

© Юрчинский В.Я..

© Издательство СмолГУ, 2009


ВВЕДЕНИЕ

Рабочая тетрадь представляет собой комплект заданий для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы по одному модулю дисциплины «Биология», которые выполняются студентами первого курса естественно-географического факультета, специальность «Экология». В ней предложена основа для оформления по восьми темам, в форме значительно облегчающей и ускоряющей изучение морфологии и анатомии беспозвоночных и позвоночных животных, а также определения их систематического положения. Обозначения на рисунках выполняются непосредственно на лабораторном занятии, а запись определений и заполнение таблиц – в домашних условиях. По мере изучения материала, следует обозначать и сопоставлять различных животных, соответствующие детали их строения, особенности систем органов и давать краткие письменные ответы на поставленные проблемные вопросы.

Каждый выпускник программы должен продемонстрировать:

1. базовые знания в области биологических науки и применения их методов в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

2. способность планировать и проводить биологические эксперименты, а также анализировать и интерпретировать их данные;

3. способность работать в команде и эффективно взаимодействовать со специалистами разных направлений;

4. понимать профессиональную и этическую ответственность;

5. понимать необходимость и умение учиться в течение периода профессиональной деятельности;

6. демонстрировать знания современных биологических проблем и умение их решать;

7. умения применять приобретенные биологические навыки, современные методики и приемы в практике экологического мониторинга;

8. умения планировать природоохранные мероприятия с учетом разным типов биологических систем.

Задачи, решений которых обеспечивает достижение цели:

• формирование системы теоретических знаний в области биологии;

• ознакомление обучающихся с различными планами организации животных, их биоразнообразием, системами контроля, взаимосвязью клеток, тканей и органов в составе организма, способами функционирования, направлениями и темпами эволюции, результатами современных исследований по актуальным проблемам в области биологии;

• актуализация междисциплинарных знаний, способствующих пониманию сущности современных биологических процессов и способов их решения в современной ситуации;

• организация образовательного процесса на основе использования современных методов и форм биологических дисциплин, способствующих развитию умений решения профессиональных задач;

• стимулирование к самостоятельной деятельности по освоению содержания модуля и формированию необходимых компетенций.

Требования, предъявляемые к студенту на практических занятиях по биологии.

Каждый студент должен иметь на лабораторных занятиях: белый халат, тетрадь, простые и цветные карандаши, ручку. Прежде чем начать самостоятельную работу с объектом изучения, внимательно выслушайте объяснения и задание преподавателя. Приступая к оформлению в тетради выполненной работы, следует записать дату и зафиксировать систематическое положение объекта. Надписи к рисункам делаются ручкой.

Тема считается выполненной, если: а) она отработана в лаборатории; б) оформлена в тетради; в) проверена и зачтена преподавателем.

В случае пропуска студентом какого-либо занятия, соответствующая работа выполняется во внеурочное время. В результате выполнения всех работ студент должен знать систематическое положение объектов, их анатомические и морфологические особенности в связи с соответствующей средой обитания, наиболее обычных представителей каждого класса. Особое значение и внимание уделяется объектам, изучаемым в школе.


Дата

Занятие № 1

Тема: Простейшие.

Цель работы: изучить структурно-функциональные адаптации саркодовых, жгутиковых и инфузорий. Выявить их видовое разнообразие, рассмотреть особенности жизнедеятельности.

Тип ………………………………………………………………………………………

Класс …………………………………………………………………………………….

Отряд ………………………………………………………………………………….

Представитель ………………………………………………………………………..

Рис. 1. Схема строения Amoeba proteus (из Догеля, 1981)

На рисунке цифрами обозначьте соответствующие структуры: 1 — псевдоподия;2 — эктоплазма; 3 — эндоплазма; 4 — пищевая вакуоль; 5 — сократительная вакуоль; 6 — ядро.

 

 

Самостоятельная работа.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Какие признаки характерны для простейших?

 

2. Почему саркодовых считают примитивными одноклеточными?

 

Объясните значение следующих терминов:

Псевдоподия

 

Жизненный цикл

 

Циста

 

Фагоцитоз

Пиноцитоз -

 


Тип ………………………………………………………………………………………

Класс …………………………………………………………………………………….

Отряд ………………………………………………………………………………….

Представитель ………………………………………………………………………..

 

 

На рисунке цифрами обозначьте соответствующие структуры:

1 — жгутик, 2 — стигма, 3—5 — выделительная органелла (3 — сократительная вакуоль, 4 — собирательные, или приводящие, вакуоли, 5— резервуар), 6— раздвоенное основание жгутика, 7 — хроматофор, 8 — парамиловые зерно, 9 — ядро, 10 — пелликула, 11 — эктоплазма, 12 — эндоплазма.

 

 

Рис. 2. Эвглена зеленая (из Догеля, 1981)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.