Как же помочь студентам выработать в себе лидерские качества?
Проект семинара - практикума «Мозговой штурм»
2012.
Вопрос формирования лидерских качеств у студентов сегодня актуален и находится в поле зрения многих ученых и практиков. Сегодняшняя жизнь требует от высшей школы воспитания молодого специалиста с высоким уровнем социальной активности. Сегодняшние работодатели указывают на потребность в кадров, обладающих лидерским потенциалом, умеющих работать в команде, обладающих организационными и коммуникативными способностями. Но нужно признаться, что вуз не всегда выпускает такого специалиста, которого требует работодатель.
С каждым годом в вуз приходит все больше инфантильных молодых людей, не желающих работать в команде, брать на себя какую – либо ответственность за организацию того или иного дела.
Как же помочь студентам выработать в себе лидерские качества?
Исследования деятельности по развитию лидерских качеств показывают, что на развитие этих способностей оказывает большое влияние вовлечение студентов в общественную деятельность, в работу органов самоуправления. И чем раньше студент начнет вовлекаться в эту деятельность, тем раньше он проявит себя как лидер.
На практике замечено, что те студенты, которые еще в школе участвуют в общественной жизни, занимаются в различных кружках - быстрее адаптируются и в вузе, начинают участвовать в мероприятиях, входят в актив вуза, становятся сами организаторами студенческих дел, создают социальные проекты и воплощают их в жизнь.
Чрезвычайно важной в системе подготовки лидеров является проектная деятельность, когда студенты продумывают всю систему проектирования, ход реализации и оценку эффективности социально – значимых для вуза проектов.
Целью данного проекта является:
- привлечь студентов и будущих абитуриентов к общественной деятельности;
- установление дружеских и деловых контактов между студентами НФ НИТУ МИСиС и школьниками города;
- развитие у студентов и абитуриентов лидерских качеств;
- приобщение будущих абитуриентов к ценностям и традициям НФ НИТУ МИСиС;
- адаптация студентов 1 – 2 курсов и адаптация будущих абитуриентов в студенческой среде.
Задачи:
- поддержка творческой активности студентов и школьников;
- выявление лидеров среди студентов и абитуриентов;
- обучение созданию социальных проектов;
- выявление интересных идей с целью воплощения их в филиале.
Участники проекта:
- студенты НФ НИТУ МИСиС, школьники города.
Привлекаемые специалисты:
- городского центра инициатив;
- молодежной палаты города;
- отдела социальных и корпоративных программ ОАО «Уральская сталь»;
- дирекции по персоналу ОАО «Уральская сталь».
Этапы работы:
I. Подготовка мероприятия:
- организаторами проекта делается приглашение на семинар – практикум из расчета три человека от каждой школы;
- организаторы готовят:
А) аудиторию
Б) чайную гостиную с чаем и выпечкой
В) презентацию о НФ НИТУ МИСиС
Г) веревочный курс на сплочение
Д) выступления специалистов
II .Ход мероприятия:
- У входа в НФ МИСиС кураторы и студенты встречают гостей и провожают их в актовый зал.
- Участники семинара регистрируются.
- Им раздаются жетончики с указанием номера команды.
1. Теоретическая часть:
- В актовом зале участников семинара приветствует директор НФ НИТУ МИСиС.
- Начальник отдела воспитательной работы знакомит присутствующих с воспитательной работы в филиале.
- Представители ОАО «Уральская сталь» рассказывают о требованиях работодателя к специалистам.
- Психологи центра инициатив говорят о том, как воспитать в себе лидерские качества.
2. Практическая часть:
- Участникам предлагается разбиться на команды в соответствие с номером жетончика, полученного при входе, и придумать название команды и девиз.
- Командам предоставляется возможность самостоятельно познакомиться с филиалом.
- Им раздаются карточки с вопросами, на которые команды должны найти ответ, посещая аудитории и комнаты филиала
(например: Что находится в аудитории № 121?, Как зовут библиотекаря филиала?, Сколько столов в столовой? И т.д. ).
- Как только команды выполнят задания, им предлагается выступить, назвав свою команду, девиз и зачитав свои вопросы и ответы.
- Далее идет «Веревочный курс». Это серия тренинговых упражнений, программа самообучения группы, где ее участники находят решения, руководствуясь лишь собственным опытом. В каждой группе упражнения проводит специально подготовленный ведущий – представитель студсовета филиала. Основная цель веревочного курса – сплочение группы в процессе преодоления трудностей, создание атмосферы взаимного доверия и поддержки в коллективе.