Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Репетиция устного выступления



И некоторые общие рекомендации начинающему оратору

 

Никакого актера не выпустят на сцену (да и сам он туда не пойдет), если роль не отрепетирована. Докладчик - тот же актер. Правда, в отличие от театрального актера, он к тому же еще и автор, и режиссер тоже. Но тогда без репетиции ему, тем более, не обойтись!

Все великие ораторы прошлого репетировали свои речи. Импровизация в устном выступлении - штука хорошая, но она возможна не до, а только после репетиции. Так что и как репетировать?

Репетировать надо многое: жесты, мимику, темп, интонацию, манеру держаться, и это, кажется, еще не все. Например, в дополнение к перечисленному можно репетировать перед зеркалом костюм. Не помню, кто именно, Теофраст или Демосфен (но точно кто-то из них), уходил в пустыню, набивал в рот камешками и репетировал произношение. С целью репетиции можно устроить выступление перед привычной вам микроаудиторией, можно записаться на магнитофон, еще лучше - на телекамеру. Как видим, направлений и вариантов много, и невозможно дать советы на все случаи жизни. Поэтому в заключение ограничимся некоторыми общими рекомендациями, выбранными нами из разных источников [74], [75], [76]. Их не лишне иметь в виду, на каком бы этапе подготовки к выступлению мы ни находились.

1. Чтобы научиться живо и интересно говорить перед аудиторией, надо много читать. Причем, читать следует не только специальные, но и периодические издания. Лектор должен знать новости в день их появления на свет. Докладчику, не знающему того, что известно всем, не воздадут должного даже за знание того, чего еще никто не знает.

2. К выступлению всегда надо иметь больше материала, чем вы в состоянии использовать. Это вселяет уверенность и дает возможность приспособиться к обстановке, если лекция примет неожиданный оборот.

3. При подготовке к занятиям конспект обязателен. Его надо взять с собой, но как бы ни хорош был ваш конспект, обращаться к нему во время выступления можно только в самых крайних случаях.

4. Первая фраза никогда не должна быть банальной. Начинать надо с положения, которое, не будучи избитым, найдет живой отклик у слушателей. Они должны подумать: "Докладчик умный человек, пусть продолжает".

5. Следует излагать факты, а не доказывать их. Стиль доказательств обычно возбуждает чувство враждебности.

6. Во время выступления аудитория должна сидеть, а выступающий перед ней - стоять. Стоящий человек имеет психологическое преимущество перед сидящим.

7. Если вы ставите перед аудиторией вопросы, не разрешайте отвечать на них одним и тем же.

8. Докладчик должен извлечь максимум пользы из своего внешнего вида, а для этого он должен быть подтянутым и стоять прямо. Излагая материал, он не должен ходить, иначе аудитория сосредоточит внимание на его движениях, а не на словах.

9. Принято считать, что внешний вид женщины-лектора особо должен удовлетворять следующим требованиям: не отвлекать (где это она взяла и сколько оно стоит?); не раздражать (чего это она так вырядилась!); не действовать на инстинкты (тут у каждого свое, но у всех не то, что бы работало на сверхзадачу).

10. Прочитайте у Д.Карнеги раздел "Двенадцать способов склонять людей к своей точке зрения" [51] и используйте в своих устных выступлениях, помимо приведенных, также и его рекомендации.

 

Итак, желаем успеха!

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. - М., 1981.

2. Краткий философский словарь / Под ред. П.Юдина, М.Ро-зенталя. - М., 1954.

3. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности.- М., 1980.

4. Лопатина Н.В. Культура чтения как компонент информационной культуры личности // Проблемы формирования культуры чтения: Материалы Всероссийской научной конференции. 25-27 ноября 1994. - Тамбов, 1994.

5. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. - М., 1981.

6. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М., 1976.

7. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений.- М., 1987.

8. Каверин С.Б. Как формируется эстетическая потреб-
ность // Режиссеры самодеятельных театральных коллективов: межвузовский сборник научных трудов. - М., 1992.

9. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера.- М., 1987.

10. Платонов К.К. Проблема способностей. - М., 1972.

11. Бондаренко С.М. Почему детям трудно учиться. - М., 1975.

12. Маркова А.К. Формирование умений и навыков учебного труда в процессе обучения школьников // Психологические вопросы формирования учебной деятельности школьников. - М., 1968.

13. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М., 1979.

14. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М., 1971.

15. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности: Вопросы психологии, 1972, № 2.

16. Манукян С.П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения / Вопросы психологии, 1984, № 4.

17. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. - М., 1966.

18. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М., 1983.

19. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М., 1972.

20. Кабанова-Меллер Е.Н. Роль обобщения в переносе / Вопросы психологии, 1984, № 4.

21. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки.- М., 1976.

22. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М., 1983.

23. Щукина Г.И. Активизация мыслительной деятельности учащихся в познавательном процессе. - М., 1976.

24. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М., 1974.

25. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972.

26. Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М., 1979.

27. Лийтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М., 1971.

28. Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. - М., 1973.

29. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. - М., 1981.

30. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

31. Лисовский В.Г., Дмитриев А.В. Студент и учебный процесс // Личность студента. - М., 1974.

32. Матюшкин А.М. Психологическая структура и динамика развития познавательной активности / Вопросы психологии, 1982, № 4.

33. Немов Р.С., Гальвановскис А.Я. Уровень развития группы как фактор, влияющий на взаимосвязь ее величины и успешности / Вопросы психологии, 1982, № 2.

34. Петровский А.В., Туревский М.А. Развитие группы как социально-психологическая проблема / Вопросы психологии, 1979, № 2.

35. Селиванов В.И. Студенческие коллективы // Коллектив и личность / Под ред К.К. Платонова и др. - М., 1975.

36. Яковлев В.А. Студенческий коллектив - центр воспита-ния // Вопросы психологии воспитания: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 5. - Тамбов, 1976.

37. Штарке К. Студенческая молодежь // Исследование проблем молодежи в ГДР. - М., 1976.

38. Косырев В.Н., Сластенин В.А., Старов М.И. Динамика отношения студентов к учению в педагогическом вузе / Вопросы психологии, 1985, № 3.

39. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / Под ред. Е.В.Шороховой. - М., 1976.

40. Косырев В.Н. Психологический механизм влияния объективных факторов на отношение студентов к учебе // Формирование у студенческой молодежи позитивного отношения к учебной деятельности: Межвузовский сборник научных трудов. - Тамбов, 1983.

41. Яковлев В.А. Научные основы нравственного воспитания школьников. - Тамбов, 1975.

42. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. - М., 1979.

43. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М., 1976.

44. Ниссинен Й., Воутилайнен Э. Время руководителя: эффективность использования. - М., 1988.

45. Вормсбехер В.Ф., Кабин В.А. 100 страниц в час: теория и практика динамического чтения и рациональной работы с книгой. - Кемерово, 1980.

46. Пекелис В.Д. Твои возможности человек! - М., 1974.

47. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.А. Для тебя и о тебе. - М., 1991.

48. Бородина В.А. Десять уроков динамического чтения. - Л., 1976.

49. Емеличев В.Е. Вы можете научиться читать в три раза быстрее / ЭКО, 1973, №№ 4, 5.

50. Кузнецов О.Х., Хромов Л.П. Техника быстрого чтения. - М., 1977.

51. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей.- М., 1983.

52. Селье Г. От мечты к открытию: Как стать ученым.- М., 1987.

53. Воробьев Г.П. Кибернетика стучится в школу.- М., 1986.

54. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. Т. 1. - М., 1992.

55. Булычев И.И. Опыт изложения проблем гносеологии методом универсального логического алгоритма. - Тамбов, 1994.

56. Штернберг Л.Ф. Скоростное конспектирование: Учебно-методическое пособие. - М., 1988.

57. Аронина А.И., Штернберг Л.Ф. Формирование навыков скоростного конспектирования лекций: Методические рекомендации.- Куйбышев, 1985.

58. Айтштейн В.Г. Скоропись без секретов / Наука и жизнь, 1981, № 3.

59. Павлова В.П. Обучение конспектированию. - М., 1978.

60. Мездрогин В.Б., Степанов А.А. Использование сокращенных обозначений и математических символов для конспектирования // Методика и практика преподавания в техническом вузе. - Л., 1987.

61. Ухтомский А.А. О резонансной теории нервного проведения // Собрание сочинений. - Л., 1976.

62. Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание.- М., 1989.

63. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. - М., 1990.

64. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М., 1987.

65. Мицич П. Как проводить деловые беседы. - М., 1983.

66. Шмидт Р. Искусство общения: Практикум делового человека. - М., 1992.

67. Грехов С.В. Культура педагогического общения. - М., 1990.

68. Мелибруда Е. Я - Ты - Мы: Психологические возможности улучшения общения. - М., 1986.

69. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.- М., 1988.

70. Синг Дж. Беседы о теории относительности. - М., 1973.

71. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. - М., 1989.

72. Тарасов В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. - Л., 1989.

73. Кузьмин Е.С. Вопросы социальной психологии руководства // Психология - производству и воспитанию. - Л., 1977.

74. Коупленд Н. Психология и солдат. - М., 1960.

75. Кашапов Р.Р. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха. - Ижевск, 1996.

76. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М., 1995.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.