И некоторые общие рекомендации начинающему оратору
Никакого актера не выпустят на сцену (да и сам он туда не пойдет), если роль не отрепетирована. Докладчик - тот же актер. Правда, в отличие от театрального актера, он к тому же еще и автор, и режиссер тоже. Но тогда без репетиции ему, тем более, не обойтись!
Все великие ораторы прошлого репетировали свои речи. Импровизация в устном выступлении - штука хорошая, но она возможна не до, а только после репетиции. Так что и как репетировать?
Репетировать надо многое: жесты, мимику, темп, интонацию, манеру держаться, и это, кажется, еще не все. Например, в дополнение к перечисленному можно репетировать перед зеркалом костюм. Не помню, кто именно, Теофраст или Демосфен (но точно кто-то из них), уходил в пустыню, набивал в рот камешками и репетировал произношение. С целью репетиции можно устроить выступление перед привычной вам микроаудиторией, можно записаться на магнитофон, еще лучше - на телекамеру. Как видим, направлений и вариантов много, и невозможно дать советы на все случаи жизни. Поэтому в заключение ограничимся некоторыми общими рекомендациями, выбранными нами из разных источников [74], [75], [76]. Их не лишне иметь в виду, на каком бы этапе подготовки к выступлению мы ни находились.
1. Чтобы научиться живо и интересно говорить перед аудиторией, надо много читать. Причем, читать следует не только специальные, но и периодические издания. Лектор должен знать новости в день их появления на свет. Докладчику, не знающему того, что известно всем, не воздадут должного даже за знание того, чего еще никто не знает.
2. К выступлению всегда надо иметь больше материала, чем вы в состоянии использовать. Это вселяет уверенность и дает возможность приспособиться к обстановке, если лекция примет неожиданный оборот.
3. При подготовке к занятиям конспект обязателен. Его надо взять с собой, но как бы ни хорош был ваш конспект, обращаться к нему во время выступления можно только в самых крайних случаях.
4. Первая фраза никогда не должна быть банальной. Начинать надо с положения, которое, не будучи избитым, найдет живой отклик у слушателей. Они должны подумать: "Докладчик умный человек, пусть продолжает".
5. Следует излагать факты, а не доказывать их. Стиль доказательств обычно возбуждает чувство враждебности.
6. Во время выступления аудитория должна сидеть, а выступающий перед ней - стоять. Стоящий человек имеет психологическое преимущество перед сидящим.
7. Если вы ставите перед аудиторией вопросы, не разрешайте отвечать на них одним и тем же.
8. Докладчик должен извлечь максимум пользы из своего внешнего вида, а для этого он должен быть подтянутым и стоять прямо. Излагая материал, он не должен ходить, иначе аудитория сосредоточит внимание на его движениях, а не на словах.
9. Принято считать, что внешний вид женщины-лектора особо должен удовлетворять следующим требованиям: не отвлекать (где это она взяла и сколько оно стоит?); не раздражать (чего это она так вырядилась!); не действовать на инстинкты (тут у каждого свое, но у всех не то, что бы работало на сверхзадачу).
10. Прочитайте у Д.Карнеги раздел "Двенадцать способов склонять людей к своей точке зрения" [51] и используйте в своих устных выступлениях, помимо приведенных, также и его рекомендации.
Итак, желаем успеха!
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. - М., 1981.
2. Краткий философский словарь / Под ред. П.Юдина, М.Ро-зенталя. - М., 1954.
3. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности.- М., 1980.
4. Лопатина Н.В. Культура чтения как компонент информационной культуры личности // Проблемы формирования культуры чтения: Материалы Всероссийской научной конференции. 25-27 ноября 1994. - Тамбов, 1994.
5. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. - М., 1981.
6. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М., 1976.
7. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений.- М., 1987.
8. Каверин С.Б. Как формируется эстетическая потреб- ность // Режиссеры самодеятельных театральных коллективов: межвузовский сборник научных трудов. - М., 1992.
9. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера.- М., 1987.
10. Платонов К.К. Проблема способностей. - М., 1972.
11. Бондаренко С.М. Почему детям трудно учиться. - М., 1975.
12. Маркова А.К. Формирование умений и навыков учебного труда в процессе обучения школьников // Психологические вопросы формирования учебной деятельности школьников. - М., 1968.
13. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М., 1979.
14. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М., 1971.
15. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности: Вопросы психологии, 1972, № 2.
16. Манукян С.П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения / Вопросы психологии, 1984, № 4.
17. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. - М., 1966.
18. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М., 1983.
19. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М., 1972.
20. Кабанова-Меллер Е.Н. Роль обобщения в переносе / Вопросы психологии, 1984, № 4.
21. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки.- М., 1976.
22. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М., 1983.
23. Щукина Г.И. Активизация мыслительной деятельности учащихся в познавательном процессе. - М., 1976.
24. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М., 1974.
25. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972.
26. Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М., 1979.
27. Лийтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М., 1971.
28. Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. - М., 1973.
29. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. - М., 1981.
30. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
31. Лисовский В.Г., Дмитриев А.В. Студент и учебный процесс // Личность студента. - М., 1974.
32. Матюшкин А.М. Психологическая структура и динамика развития познавательной активности / Вопросы психологии, 1982, № 4.
33. Немов Р.С., Гальвановскис А.Я. Уровень развития группы как фактор, влияющий на взаимосвязь ее величины и успешности / Вопросы психологии, 1982, № 2.
34. Петровский А.В., Туревский М.А. Развитие группы как социально-психологическая проблема / Вопросы психологии, 1979, № 2.
35. Селиванов В.И. Студенческие коллективы // Коллектив и личность / Под ред К.К. Платонова и др. - М., 1975.
36. Яковлев В.А. Студенческий коллектив - центр воспита-ния // Вопросы психологии воспитания: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 5. - Тамбов, 1976.
37. Штарке К. Студенческая молодежь // Исследование проблем молодежи в ГДР. - М., 1976.
38. Косырев В.Н., Сластенин В.А., Старов М.И. Динамика отношения студентов к учению в педагогическом вузе / Вопросы психологии, 1985, № 3.
39. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / Под ред. Е.В.Шороховой. - М., 1976.
40. Косырев В.Н. Психологический механизм влияния объективных факторов на отношение студентов к учебе // Формирование у студенческой молодежи позитивного отношения к учебной деятельности: Межвузовский сборник научных трудов. - Тамбов, 1983.
41. Яковлев В.А. Научные основы нравственного воспитания школьников. - Тамбов, 1975.
42. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. - М., 1979.
43. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М., 1976.
44. Ниссинен Й., Воутилайнен Э. Время руководителя: эффективность использования. - М., 1988.
45. Вормсбехер В.Ф., Кабин В.А. 100 страниц в час: теория и практика динамического чтения и рациональной работы с книгой. - Кемерово, 1980.
46. Пекелис В.Д. Твои возможности человек! - М., 1974.
47. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.А. Для тебя и о тебе. - М., 1991.
48. Бородина В.А. Десять уроков динамического чтения. - Л., 1976.
49. Емеличев В.Е. Вы можете научиться читать в три раза быстрее / ЭКО, 1973, №№ 4, 5.
50. Кузнецов О.Х., Хромов Л.П. Техника быстрого чтения. - М., 1977.
51. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей.- М., 1983.
52. Селье Г. От мечты к открытию: Как стать ученым.- М., 1987.
53. Воробьев Г.П. Кибернетика стучится в школу.- М., 1986.
54. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. Т. 1. - М., 1992.
55. Булычев И.И. Опыт изложения проблем гносеологии методом универсального логического алгоритма. - Тамбов, 1994.
56. Штернберг Л.Ф. Скоростное конспектирование: Учебно-методическое пособие. - М., 1988.
58. Айтштейн В.Г. Скоропись без секретов / Наука и жизнь, 1981, № 3.
59. Павлова В.П. Обучение конспектированию. - М., 1978.
60. Мездрогин В.Б., Степанов А.А. Использование сокращенных обозначений и математических символов для конспектирования // Методика и практика преподавания в техническом вузе. - Л., 1987.
61. Ухтомский А.А. О резонансной теории нервного проведения // Собрание сочинений. - Л., 1976.
62. Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание.- М., 1989.
63. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. - М., 1990.
64. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М., 1987.
65. Мицич П. Как проводить деловые беседы. - М., 1983.
66. Шмидт Р. Искусство общения: Практикум делового человека. - М., 1992.
67. Грехов С.В. Культура педагогического общения. - М., 1990.
68. Мелибруда Е. Я - Ты - Мы: Психологические возможности улучшения общения. - М., 1986.
69. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.- М., 1988.
70. Синг Дж. Беседы о теории относительности. - М., 1973.
71. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. - М., 1989.
72. Тарасов В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. - Л., 1989.
73. Кузьмин Е.С. Вопросы социальной психологии руководства // Психология - производству и воспитанию. - Л., 1977.
74. Коупленд Н. Психология и солдат. - М., 1960.
75. Кашапов Р.Р. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха. - Ижевск, 1996.
76. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М., 1995.