Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

РАЗДЕЛ V. РОССИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ



В заключительном разделе обратимся к российскому опыту в области изучения и оценки масштабов нелегальной населения. В России, где на протяжении последних 20 лет после распада СССР развитие миграции идет крайне противоречиво, на фоне замещения естественной убыли населения миграционным приростом, большое число работ посвящено различным аспектам миграции. Это исследования, касающиеся внутренних перемещений, и всевозможных типов иммиграции и эмиграции, а также связанные с ними труды, направленные на изучение проблем занятости переселенцев, причин и продолжительности смены места жительства, вопросов необходимости регулирования трудовых миграционных потоков и т.д. Относительно небольшая доля исследований посвящена непосредственно изучению нелегальных мигрантов, в частности их численному подсчёту. В настоящем разделе работы представлены некоторые полученные оценки масштабов нелегальной миграции в России, а также рассмотрены основные трудности, связанные с их получением.

Прежде всего, стоит отметить, что российским исследованиям нелегальной миграции присущи две главные черты. Во-первых, эти работы, в основном, изучают качественную, а не количественную сторону изучаемого предмета. Как пишут в своей статье Л.С. Перепелкин и В.Г. Стельмах: «независимо от уточнения количественных параметров нерезидентов, интенсивные миграции постсоветского времени, "забросившие" к нам не только значительное количество жителей государств СНГ, но и немало выходцев из дальнего зарубежья, превратили Россию в страну, с текучими по составу, но в своей совокупности устойчивыми группами иммигрантского населения. Именно данное обстоятельство требует особого тщательного подхода к качественным характеристикам этого феномена»70.

Тематика подобных работ различна. В первую очередь, они посвящены изучению основных причин и факторов нелегальной миграции, а также их изменений с течением времени. Так, если в первые годы после распада СССР мигранты прибывали в страну из-за желания жить в России, то теперь определяющей причиной является экономическая, то есть невозможность жить в родной стране по причине нищеты или безработицы71. Иначе говоря, основным объектом изучения становятся именно трудовые нелегальные мигранты. В этой связи проводятся исследования их территориального распределения, сфер занятости, конкурентоспособности, мотивации, взаимоотношений с коренным населением и т.д.72 Отсюда также вытекают новые темы для изучения: например, этнический, социально-демографический и квалификационный состав мигрантов, а также социальные и экономические последствия от нелегальной миграции73. Это касается, в частности, влияния мигрантов на уровень заработной платы на рынке труда, а также вовлеченности иностранцев в теневые экономические отношения74. Подобные исследования могут оказаться полезными для определения основных очагов концентрации мигрантов и присущим их характеристикам для выбора метода дальнейшего количественного подсчёта.

Второй чертой, присущей большинству российских исследований нелегальной миграции, является деструктивный подход к оценке нелегальной миграции. Иначе говоря, авторы работ ставят целью обосновать несостоятельность уже существующих оценок, приводя убедительную доказательную базу, однако сами предлагают весьма приблизительный подсчёт нелегальных мигрантов или же вовсе не дают собственной оценки. Так, на основе официальных данных о пересечении границ и данных социологических исследований, В. Гельбрас доказал неадекватность подсчётов некоторых экспертов, оценивших количество китайских иммигрантов в России по состоянию на 2001 год в несколько миллионов, и привел свою оценку, составившую 200-450 тысяч человек75. В то же время, эта цифра не учитывала незаконные пересечения гражданами Китая российской границы, а также проникновение на территорию РФ через территорию Казахстана, граница с которым у обоих государств была открыта.

Тем не менее, некоторые оценки в отношении численности нелегальных мигрантов в России всё же есть. Так, В. Мукомель на основе экстраполяции официальных данных, предоставленных различными государственными органами, результатов социологических обследований, оценок специалистов миграционной службы и некоторых своих подсчётов, полученных при определенных предпосылках, оценил итоговое количество незаконных мигрантов в России в пределах 3,2-3,9 млн. человек по состоянию на 2005 год. Исследование помогло также выявить, что приблизительно треть общей численности незаконных мигрантов концентрируется в Москве, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, четверть - в экономически развитых субъектах Федерации (21), около 40% в 43 регионах с уровнем экономического развития и доходов не выше среднего, 2% - в оставшихся 21 субъекте76.

Однако, по признанию самого автора работы, основной недостаток подобного метода состоит в том, что оценки по регионам получены по-разному и, возможно, что в ряде случаев, под определение нелегального мигранта попадали не только иностранцы, но и российские граждане без регистрации. В то же время подобный подсчёт не учитывает состава мигрантов в России, которых можно разделить на группы по срокам пребывания и занятости. Поэтому учёный предлагает другой метод оценки численности нелегальных мигрантов - на основе параллельных исследований в России и в странах выхода мигрантов: анализ данных переписей населения, выборочных обследований домохозяйств, балансов трудовых ресурсов и т.д. Важным является тот момент, что «страны-доноры» в своих исследованиях и оценках не разграничивают незаконных и законных мигрантов. Таким образом, на основе подсчёта мигрантов по продолжительности пребывания, и получения средневзвешенной на основе времени осуществления трудовой деятельности, В. Мукомель получил несколько оценок численности нелегальной миграции, колеблющихся в пределах от 2 до 4,6 миллионов человек в зависимости от сезона.

В исследовании Б.А.Хейфеца в качестве источников информации были взяты официальные данные министерств труда и социальной защиты, миграционных служб, министерств иностранных дел, посольств, общественных организаций государств-членов СНГ. В случае отсутствия необходимой информации использовались материалы социологических обследований по вопросам нелегальной миграции, данные СМИ и сведения о доходах нелегальных мигрантов в России и размерах пересылаемых ими денежных средств. Для корректировки выявленных в ходе исследования противоречий в официальных данных были использованы оценки экспертов. По расчётам учёного, число нелегальных мигрантов из стран СНГ в России в первой половине 2000-х составляло не менее 5,5 миллионов человек, причём в летний период наблюдалось увеличение этой величины на 1-1,5 миллиона человек77.

Другими оценками масштабов нелегальной миграции может послужить исследование трудовой миграции Е.В. Тюрюкановой, согласно которой «как минимум три четверти мигрантской занятости находится в «серой» зоне». Со ссылкой на Росстат, она приводит 10 миллионов человек (15% занятых) в неформальном секторе экономики России в 2001 году, который оценивается в 22,4% ВВП78.

По данным другого исследования, в ходе которого было опрошено более 3000 нелегальных мигрантов по всей территории России, доля незаконных мигрантов среди всех иностранцев варьируется от 0,5 до 3% населения в регионах и более 10% в Москве по состоянию на 2003 году. Авторы работы прогнозируют увеличение количества нелегалов по причине уменьшения легального пространства для внешних миграций, связанного с изменениями в российском законодательстве79.

Тем не менее, наиболее распространенными, в особенности в прессе, являются экспертные оценки, несмотря на отсутствие подтверждающей их информации. В то же время данные оценки являются слабо показательными и варьируются от 1,5 до 15 млн. человек, что может иметь массу объясняющих причин, начиная от путаницы в терминологии, заканчивая ограниченным опытом или политической ангажированностью привлекаемых к исследованию специалистов80.

В России также оценивали численность нелегальных мигрантов по косвенным показателям. Оценку нелегальных мигрантов по денежным переводам за рубеж проводил Н.О. Гусман81, президент-председатель правления «Русславбанка». Под его руководством была создана система денежных переводов CONTACT, позволяющая делать переводы в рублях и в иностранной валюте по всему миру без открытия счета. Имея доступ к первичным данным, Гусман смог оценить объемы нелегальной миграции, а также проанализировать основные направления, откуда приезжают в Россию мигранты. По данным на 2007 год из Москвы, например, по объемам переводов лидируют мигранты из Таджикистана, затем Узбекистана и Грузии. По оценкам Гусмана и его коллег только из стран СНГ на территорию России за 2008 год прибыло от примерно от 12,6 до 15,9 миллионов человек. При этом ФМС поставила на учет 9,2 миллионов, а легализовались, т.е. получили разрешение на работу, 2,7 миллионов человек82. Однако, по данным Е.В. Тюрюкановой, денежные переводы осуществляют лишь 42-53% мигрантов83.

Можно ли считать полученные оценки нелегальной миграции в России удовлетворительными? По всей видимости, этот вопрос остаётся открытым. Все виды существующих оценок, в том числе и субъективные экспертные мнения, так или иначе, основываются на официальных статистических данных. Однако как пишет О.С. Чудиновских: «Россия не имеет ни одной нормально работающей национальной системы учета мигрантов, которая давала бы правильное и полное представление о величине потоков и их структурных характеристиках (…) другие источники данных, как правило, не отвечают критерию полноты и точности, и не приспособлены для сбора традиционной статистики миграции»84. Более того, между данными разных ведомств наблюдаются существенные расхождения, мигранты отклоняются от регистрации, а информация из открытой государственной статистики подменяется данными закрытых ведомственных источников.

Заключение

В данной статье были рассмотрены основные методы оценки масштабов нелегальной миграции населения, применявшиеся для подсчёта численности незаконных иностранцев в России и в мире. В ходе исследования были проанализированы все источники данных, использовавшихся в данных методиках, способы их сбора и обработки, интерпретации и корректировки, а также главные достоинства и недостатки существующих техник. Все методы оценки были условно разделены нами на статистические, использующие в качестве источника информации официальные ведомственные данные, опросные, позволяющие подсчитать нелегальных мигрантов с помощью опросов населения или экспертов, мультипликативные, предполагающие пропорциональную зависимость между искомой популяцией и некоторым известным параметром, и косвенные, объединяющие остальные уникальные методики оценки размеров нелегальной миграции.

Основной вывод проделанной работы заключается в том, что ни один из рассматриваемых метод не может дать универсальную, всеобъемлющую и точную оценку количества нелегальной миграции. Это связано, прежде всего, с самим предметом исследования. Во-первых, любую «скрытую» популяцию по определению невозможно точно измерить. В частности, если речь идет о мигрантах, то это связано с тем, что они не регистрируются в официальных базах данных, избегают участия в опросах населения, активно вовлечены в неформальный сектор экономики. Таким образом, зачастую оказывается невозможным определить их местонахождение или же проверить достоверность их ответов при применении объектно-опросных методов исследования, что выливается в существенную итоговую недооценку. Тем не менее, незаконные иммигранты - не единственные жители страны, стремящиеся остаться незамеченными. К этой группе могут также относиться наркозависимые и ВИЧ-инфицированные граждане, численность которых доподлинно неизвестна. Однако предпринимаются различные попытки к их оценке с помощью мультипликативных или косвенных методов, которые берут на заметку и исследователи миграции. В то же время, применение подобных техник наталкиваются на вторую сложность, связанную со спецификой предмета исследования, а именно с тем, что мы имеем дело с оценкой миграции. Миграция, в отличие от рождаемости или смертности, представляет собой не событие, а процесс, и этот факт порождает дополнительные трудности при подсчёте мигрантов. Миграцию можно изучать как показатель потока и запаса, в статике и динамике, однако и то, и другое требует весомых предпосылок и тщательных расчетов для текущего учета и экстраполяции его результатов на некоторый период. К тому же, миграция варьируется по периодичности и срокам переездов мигрантов на безвозвратную, временную, сезонную и маятниковую, что создает дополнительные трудности для оценки. Наконец, важным моментом является также и многогранность самого понятия «нелегальный мигрант» - статуса, который можно получить, нарушив законные условия въезда в страну, пребывания на ее территории или участия в трудовом процессе.

Третьим ограничением, возникающим при попытке оценить размах нелегальной миграции, являются сложности, возникающие при получении необходимой для подсчёта мигрантов информации. Так, требуемые базы данных могут находиться в закрытом доступе, не соответствовать предпосылкам и методологии исследования или же попросту не собираться в государстве. Подобные трудности могут сделать невозможным применение статистических методов оценки и поставить под сомнение результаты, основанные на принципе мультипликатора.

Тем не менее, эти ограничения не останавливают исследователей нелегальных мигрантов, желающих получить их количественную оценку. Так, с 1 сентября 2007 года по 31 августа 2009 года для изучения подобного явления в Европе был организован междисциплинарный проект CLANDESTINO - Нелегальная миграция: сосчитать неисчисляемое, факты и тенденции в Европе.85

Широкий обхват большинства европейских стран и применявшихся в них методов стал возможен благодаря участию экспертов из крупных научных центров, специализирующихся на изучении миграции, среди которых:

  • Профессор Кристина Игличка и Екатерина Гмаж - Центр Международных Отношений (CIR) в Варшаве, http://www.csm.org.pl/
  • Доктор Дита Фогель - Гамбургский Институт Международной Экономики (HWWI), http://www.hwwi.org/
  • Доктор Франк Дювель - Центр Изучения Миграционной Политика и Общества (COMPAS) в Оксфорде, http://www.compas.ox.ac.uk/
  • Альберт Кралер и доктор Майкл Яндл - Международный Центр Развития Миграционной Политики (ICMPD) в Вене, http://www.icmpd.org/
  • Джеффри Пассел, ведущий эксперт в области демографии частного аналитического агентства из США, - Pew Hispanic Center (http://pewhispanic.org/).

В заключение отметим, что в России еще не проводились серьезные исследования, направленные на количественную оценку масштабов нелегальной миграции, которая является одним из наиболее значимых демографических, экономических и социальных явлений последних 20 лет. В то же время, стоит принять во внимание тот факт, что простой подсчёт незаконных иностранцев в стране не поставит точку в изучении данного вопроса. Требуется масштабное исследование влияния, которое оказывает нелегальная миграция на рынок труда, настроения в обществе, демографическую ситуацию в стране и регионах, развитие неформального сектора экономики - для того, чтобы в конечном итоге, оценить количественно воздействие нелегальной миграции на различные сферы жизни общества и необходимость проведения определенной государственной политики. Поэтому подсчёт численности нелегальных мигрантов представляет собой лишь отправную точку для изучения данного явления. Тем не менее, без достоверной предварительной количественной оценки по различным параметрам, дальнейшие практические исследования в данной области, претендующие на объективность, попросту невозможны.

1Вакуленко Е.С., преподаватель кафедры математической экономики и эконометрики НИУ ВШЭ, м.н.с. Лаборатории макроструктурного моделирования экономики России НИУ ВШЭ.
2 Цимайло В.В., студент 3 курса факультета экономики НИУ ВШЭ.
3 РИА Новости от 11.02.2009. http://www.rian.ru/society/20090211/161740355.html
4 Материалы Рабочей группы по медицинским и социальным проблемам трудящихся мигрантов за 2010 г. // Демоскоп Weekly, 2011. №463-464.
5 Информационное агенство REGNUM от 29.05.2008. http://www.regnum.ru/news/1007408.html
6 В англоязычной литературе выражение «irregular migration» предпочитается менее корректному термину «illegal migration», поскольку, по заявлениям защитников прав человека, «No human being is illegal» (Jandl, Vogel and Iglicka 2008).
7 Jandl, M., Vogel, D. and Iglicka, K. (2008), Report on methodological issues for CLANDESTINO, edited by Albert Kraler and Dita Vogel, November 2008.
8 Jandl, M., Vogel, D. and Iglicka, K. (2008), Report on methodological issues for CLANDESTINO, edited by Albert Kraler and Dita Vogel, November 2008.
9 Vollmer, B. (2008), Undocumented Migration. Counting the Uncountable. Data and Trends across Europe. Countre report for CLANDESTINO, UK.
10 Cyrus, N. (2008), German Country Report for CLANDESTINO, final version, August 2008.
11 Delaunay, D. and Tapinos, G. (1998), "La mesure de la migration clandestine en Europe." Volume 1: rapport de synthese, Eurostat Working Papers, Series "Population et conditions sociales", 3/1998/E/No7, Luxemburg: Eurostat.
12 Pinkerton, C.G., McLaughlan and Salt, J. (2004), Sizing the illegally resident population in the UK, Home Office Online Report 58/04.
13 Сайт всероссийской переписи населения 2010 г. Статья: Перепись станет обязательной. 11.12.2009. http://www.perepis-2010.ru/smi/detail.php?ID=267&sphrase_id=71641
14 Aparicio Gomes, R., Ruiz de Huidobro De Carlos, J.M. (2008), Modes of Migration Regulation and Control in Spain, in: Doomernik, J. and Jandl, M., (eds.), (2008), Modes of Migration Regulation, in: IMISCOE Research Series, forthcoming.
15 González Enriquez, C. (2008), Spanish Country Report for CLANDESTINO, final version, September 2008.
16 Böcker, A. and Groenendijk, K. (1996) Vuile handen of verbrande vingers? Een antwoord op
Burgers, Migratenstudies 10 (1), pp 27-31.
17 Jandl, M. (2004), "The Estimation of Illegal Migration in Europe." Studi Emigrazione/ Migration Studies 41(153): 141-155.
18 US Census Bureau (2001), ESCAP II: Demographic Analysis Results. Washington DC: US Census Bureau.
19 Mulder, T., Guzmán, B. and Brittingham, A. (2001), Evaluating Components of International Migration: Foreign Born Emigrants. (Population Division Working Paper #62) (December 2001) US Census Bureau.
20 Woodbridge, J. (2005), Sizing the unauthorised (illegal) migrant population in the United Kingdom in 2001, London: Home Office.
21 Delaunay, D. and Tapinos, G. (1998), "La mesure de la migration clandestine en Europe." Volume 2: rapport de synthese, Eurostat Working Papers, Series "Population et conditions sociales", 3/1998/E/No7, Luxemburg: Eurostat.
22 Pinkerton, C.G., McLaughlan and Salt, J. (2004), Sizing the illegally resident population in the UK, Home Office Online Report 58/04.
23 Delaunay, D. and Tapinos, G. (1998), "La mesure de la migration clandestine en Europe." Volume 2: rapport de synthese, Eurostat Working Papers, Series "Population et conditions sociales", 3/1998/E/No7, Luxemburg: Eurostat.
24 Bean F.D., King A.G., Passel J.S. (1983), «The number of illegal migrants of Mexican origin: sex ratio-based estimates for 1980», Demography, February 20(l).
25 Current Population Survey (CPS). http://www.census.gov/cps/
26 Camarota S.A. (2007), “Immigrants in the United States, 2007: A Profile of America’s Foreign-Born Population.” Washington, DC: Center for Immigration Studies Backgrounder.
27 Larson, E. 2007. “Estimating Irregular Migration in a Survey: The Two Card Follow-up Method.” Sixth Coordination Meeting on International Migration. New York, NY: Population Division, Department of Economic and Social Affairs, United Nations. UN/POP/MIG-6CM/2007/01.
28 Подробнее о различных техниках случайного ответа, их достоинствах и недостатках см. Мягков А .Ю. (2002). Статистические стратегии сенситивных измерений // Социологические исследования. 2002. № 1.
29 Lensvelt-Mulders, G. J. L. M., & Boeije, H. R. (2007). Evaluating compliance with a computer assisted randomized response technique: A qualitative study into the origins of lying and cheating. Computers in Human Behavior, 23, 591-608.
30 Heer D.M., Passel J.S. (1987), Comparison of Two Methods for Estimating the Number of Undocumented Mexican Adults in Los Angeles County. International Migration Review, Vol. 21, No. 4, Special Issue: Measuring International Migration: Theory and Practice (Winter, 1987), pp. 1446-1473.
31 Pinkerton, C.G., McLaughlan and Salt, J. (2004), Sizing the illegally resident population in the UK, Home Office Online Report 58/04.
32 Sikkel, D., Heijden, P.G.M. van der, Gils, G. Van (2006), Estimation methods for sizing hidden populations, specifically the illegal migrant population, summary. WODC, The Hague, Sixtat, Universiteit Utrecht, Boom Juridische uitgevers.
33 Zhang, L. (2008), Report on: Developing Methods for Determining the Number of Unauthorized Foreigners in Norway, Statistics Norway, Document 2008/11, Oslo, June 2008.
34 Heckathorn, D. (1997), Respondent-Driven Sampling: A New Approach to the Study of Hidden Populations, in: Social Research, vol. 44, No.2, May 1997, pp. 174-199.
35 Cornelius W.A. (1982), Interviewing Undocumented Immigrants: Methodological Reflections Based on Fieldwork in Mexico and the U.S. International Migration Review, Vol. 16, No. 2, Special Issue: Theory and Methods in Migration and Ethnic Research (1982), pp. 378-411.
36 Massey D. (1987), The Ethnosurvey in Theory and Practice. International Migration Review, Vol. 21, No. 4, Special Issue: Measuring International Migration: Theory and Practice (Winter, 1987), pp. 1498-1522.
37 Jandl, M., Vogel, D. and Iglicka, K. (2008), Report on methodological issues for CLANDESTINO, edited by Albert Kraler and Dita Vogel, November 2008.
38 Van der Leun, J. and Ilies, M. (2008), Dutch Country Report for CLANDESTINO, final version, August 2008.
39 Cyrus, N. (2008), German Country Report for CLANDESTINO, final version, August 2008.
40 Jandl, M. (2004), "The Estimation of Illegal Migration in Europe." Studi Emigrazione/ Migration Studies 41(153): 141-155.
41 Delaunay, D. and Tapinos, G. (1998), "La mesure de la migration clandestine en Europe." Volume 2: rapport de synthese, Eurostat Working Papers, Series "Population et conditions sociales", 3/1998/E/No7, Luxemburg: Eurostat.
42 Drbohlav, D., Lachmanova, L. (2007), Irregular Economic Activities of Migrants in the Czech Republic (a Delphi Study about Adaptations in a Globalising Economy). Project (Ref. No. 1j 057/05-DP1) of the Ministry of Labor and Social Affairs of the Czech Republic.
43 Jandl, M., Hollomey Ch., Stepien A., (2007), Migration and Irregular Work in Austria. Results of a Delphi-Study. International Migration Papers 90. ILO,ICMPD.
44 Pinkerton, C.G., McLaughlan and Salt, J. (2004), Sizing the illegally resident population in the UK, Home Office Online Report 58/04.
45 Pinkerton, C.G., McLaughlan and Salt, J. (2004), Sizing the illegally resident population in the UK, Home Office Online Report 58/04.
46 Pinkerton, C.G., McLaughlan and Salt, J. (2004), Sizing the illegally resident population in the UK, Home Office Online Report 58/04.
47 Van Meeteren, M., van San, M. and Engbersen G. (2007), Irreguliere immigranten in Belgie. Inbedding, uitsluiting en criminaliteit, Erasmus Universiteit Rotterdam, July 2007.
48 Delaunay, D. and Tapinos, G. (1998), "La mesure de la migration clandestine en Europe." Volume 2: rapport de synthese, Eurostat Working Papers, Series "Population et conditions sociales", 3/1998/E/No7, Luxemburg: Eurostat.
49 Massey, D. and Singer, A. (1995), “New Estimates of undocumented Mexican Migration and the Probability of Apprehension”. Demography 32(2), pp. 203-213.
50 Widgren, J. (2002), Communication to J. Kempton: Question re Illegal Migrants, 18.9.2002.
51 Jandl, M., (2003), “Estimates on the Numbers of Illegal and Smuggled Immigrants in Europe”, Presentation given at the Workshop on Human Smuggling at the 8th International Metropolis Conference, 17. September 2003.
52 Sikkel, D., Heijden, P.G.M. van der, Gils, G. Van. (2006), Estimation methods for sizing hidden populations, specifically the illegal migrant population, summary. WODC, The Hague, Sixtat, Universiteit Utrecht, Boom Juridische uitgevers.
53 Delaunay, D. and Tapinos, G. (1998), "La mesure de la migration clandestine en Europe." Volume 2: rapport de synthese, Eurostat Working Papers, Series "Population et conditions sociales", 3/1998/E/No7, Luxemburg: Eurostat.
54 Hess S. (2006). The Demand for Seasonal Farm Labor from Central- and Eastern European Countries in the German Agriculture. Agricultural Engineering International: The CIGR Ejournal. Manuscript MES 05 003 VIII: 1-10.
55 Iglicka, K. and Gmaj, K. (2008), Polish Country Report for CLANDESTINO, final version, August 2008.
56 Schneider, F. and Enste, D., (1999), Shadow Economies around the World: Size, Causes, and Consequences, IMF Working Paper WP/00/26, 57p.
57 Schneider F., Buehn A., Montenegro C. (2010): New Estimates for the Shadow Economies All over the World // International Economic Journal. Vol. 24. № 4. UN (2008): World Population Prospects.
58 Schneider, F., (2006), Nur noch leicht sinkende Schattenwirtschaft in Deutschland im Gegensatz zu anderen OECD-Ländern im Jahr 2006: Fluch oder Segen?, Universität Linz, Linz 2006.
59 Biffl, G. (ed.), (2001): Arbeitsmarktrelevante Effekte der Ausländerintegration in Österreich (Labour market relevant effects of the integration of foreigners in Austria), WIFO (Austrian Institute of Economic Research), Wien 2001.
60 Букирь М.Я., Копытин В.Ю., Пухов А.В., Айриян С.Ю., Аксенов А.П., Андреев А.Ф., Белов А.С., Катина Н.П., Крючкова Н.В., Мартынов В.Г., Махаева Е.А., Мозговой Р.В., Панферова М.Ю., Ситнов И.А., Чапанов М.И., Чугунов Л.М., (2009), Денежные переводы и прием платежей. Глава из книги «Денежные переводы и прием платежей. Бизнес-энциклопедия».http://www.marketing.spb.ru/mr/it/transfer.htm?printversion
61 Fasani, F., Dustmann, C. and Speciale, B. (2008), Remittance behaviour of undocumented migrants. 2ndInternational Conference on Migration and Development. World Bank -10-11 September 2009 –Washington.
62 Jandl, M., Vogel, D. and Iglicka, K. (2008), Report on methodological issues for CLANDESTINO, edited by Albert Kraler and Dita Vogel, November 2008.
63 Eliza Krigman, (2008), Number of illegal immigrants in U.S. may be closer to 20 million. OHMYGOV. http://ohmygov.com/blogs/general_news/archive/2008/04/10/number-of-illigral-immigrants-in-u-s-may-be-closer-to-20-million.aspx
64 Page J. and Plaza S. (2005), Migration Remittances and Development: A Review of Global Evidence. The World Bank. Journal of African economies, volume 00, AERC supplement 2, pp. 245–336.
65 The hawala alternative remittance system and its role in money laundering. Interpol General Secretariat, Lyon, January 2000.
http://www.interpol.int/Public/FinancialCrime/MoneyLaundering/hawala/#8
66 Page J. and Plaza S. (2005), Migration Remittances and Development: A Review of Global Evidence. The World Bank. Journal of African economies, volume 00, AERC supplement 2, pp. 245–336.
67 Schuler Ch. and Wahba J. (2009), Illegal Migration, Wages, and Remittances: Semi-Parametric Estimation of Illegality Effects. IZA Discussion Paper No. 4527. P.O. Box 7240 53072 Bonn Germany.
68 Amuedo-Dorantes C. and Bansak C. (2006), Money Transfers among Banked and Unbanked Mexican Immigrants. Southern Economic Journal, Vol. 73, No. 2 (Oct., 2006), pp. 374-401.
69 Angelucci M. (2005), U.S. border enforcement and the net flow of Mexican illegal migration. Department of Economics McClelland Hall 401AA PO Box 210108 Tucson, AZ 85721-0108. IZA Discussion Paper 1642.
70 Перепелкин Л.С., Стельмах В.Г. (2007). Нелегитимная иммиграция и неофициальная занятость в Российской Федерации: зло, благо или неизбежность? // Демоскоп Weekly, 2007. №281-282.
71 Масштабы нелегальной иммиграции, 25.11.2010. Центр Проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования.
http://www.rusrand.ru/ac/cifra_356.html
72 Мукомель В. (2005). Сколько в России незаконных мигрантов? // Демоскоп Weekly, 2005.
73 Хейфец Б.А. (2006). Нелегальная миграция - масштабы и перспективы // Альманах «Восток», 2006. № 5(41).
74 Тюрюканова Е.В. (2008). Россия будет все сильнее зависеть от труда мигрантов. // Демоскоп Weekly, 2008. №315-316.
75 Гельбрас В.Г. (2001). Китайцы в России: сколько их? // Демоскоп Weekly, 2001. №45-46.
76 Мукомель В. (2005). Нельзя регулировать то, о чем ничего не знаешь. // Демоскоп Weekly, 2005. №207-208.
77 Хейфец Б.А. (2006). Нелегальная миграция - масштабы и перспективы // Альманах «Восток», 2006. № 5(41).
78 Тюрюканова Е.В. (2004). Трудовая миграция в России. // Отечественные записки, 2004. № 4(18).
79 Незаконная миграция в России (2003). Демоскоп Weekly, 2003. №111-112.
80 Мукомель В. (2005). Сколько в России незаконных мигрантов? // Демоскоп Weekly, 2005.
81 Гусман Н.О. (2007). Миграция через призму денежных переводов // Российская миграция. №4, 2007. С. 18-19.
82 Денежные переводы мигрантов – вклад в экономику. Радиостанция «Эхо Москвы» от 15.06.2009.
http://www.russlavbank.com/prcenter/massmediadetail/246.html
83 Тюрюканова Е.В. (2004). Трудовая миграция в России. // Отечественные записки, 2004. № 4(18)
84 Чудиновских О.С. (2005). Учет миграции в России: причины и последствия кризиса // Демоскоп Weekly, 2005. №185-186
85 Проект «CLANDESTINO». http://clandestino.eliamep.gr/

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.