Задание 1.Учитывая определения, данные модальным словам, назовите конкретное значение каждого из них.
1. Он и в самом деле был в этом уверен.
2. Наверное, она заплакала, очень тихо.
3. Ей хотелось, видно, сказать что-то важное, но она промолчала.
4. Она, была, конечно, спортсменкой высокого класса.
5. Вероятно, это известие взволновало всю аудиторию.
6. Действительно, город был замечательный.
7. Кажется, в такой обстановке все были неспокойны.
8. Аудитория, по-видимому, была только что отремонтирована.
9. Извиниться, может быть, было и необходимо.
10. Разумеется, аудитория была с этим тезисом лектора согласна.
Задание 2.Разграничьте в предложениях модальные слова и омонимичные им формы слов других частей речи.
1. У них вполне может быть своя жизнь.
2. Может быть, не надо ставить двойку? – неуверенно произнес студент.
3. Спецоперация закончилась. И, кажется, благополучно.
4. Мне кажется это чувство знакомым из детства.
5. А счастье было так возможно.
6. Эти люди были знакомы, возможно, еще по первой чеченской войне.
7. Красоту эту было видно и по церквам.
8. Она, видно, почувствовала его сопротивление.
9. Около университета никого не было. Значит, студенты пошли в аудиторию.
10. Любить – значит делать добро.
Задание 3.Найдите в предложении модальные слова и разберите их по схеме, расставьте знаки препинания.
Пожалуй прорыв к собственному стилю Набоков совершил кажется тогда, когда начал писать самостоятельную прозу как раскрепощенную поэзию. (А. Долинин)
Стилистические задания
Задание 1.Определите, как меняется модальность высказывания, при изменении места модальных слов в предложении.
1. Казалось, он уснул. Он, казалось, уснул. Он уснул, казалось. 2. Известно, он хороший человек. Он, известно, хороший человек. Он хороший человек, известно. 3. Между прочим, в наше время практически не встречается идеальная любовь. В наше время, между прочим, практически не встречается идеальная любовь. В наше время практически не встречается идеальная любовь, между прочим.
Задание 2.Найдите в тексте модальные слова, поставьте нужные знаки.
Вздохну напоследок. Когда-то литература вероятно формировала – или хотя бы пыталась формировать – общество. Быть может создавая его идеализированный образ мы по всей видимости привыкли считать, что являемся народом Толстого и Достоевского на деле создавших конечно свою страну, свой мир. Однако и этот самообман был по Пушкину «нас возвышающим». («Новая газета» 2008. №8).
ОБОБЩАЮЩИЙ ТЕСТ ПО ТЕМЕ
«Модальные слова в современном русском языке»
1. Почему модальные слова занимают особое место в системе частей речи современного русского языка
4. С какими частями речи соотносительны модальные слова. Подтвердите примерами
5. Какие синтаксические функции выполняют вводные слова. Приведите примеры
6. Разберите модальные слова
по схеме
К Новому году, конечно, планируется
показ кинолент, призванных вселять
в людей бодрость.
Тема 5
Междометия и звукоподражательные слова
Как служебные части речи
I. Значение междометий
II. Разряды междометий
1. Лексико-грамматические разряды междометий
2. Разряды междометий по происхождению
III. Синтаксические функции междометий.
IV. Междометия и звукоподражательные слова
V. Схема разбора междометий и звукоподражательных слов
VI. Правописание междометий и звукоподражаний (самостоятельно)
I. Значение междометий
Междометия- относительно непродуктивная часть речи, не относящаяся ни к служебным, ни к знаменательным словам, выражающая (но не называющая) эмоции, волеизъявления. (Например, О! как выражение восторга, ах! как выражение чувства страха и др.).
Междометия не изменяются, не связаны синтаксически с другими словами. В речи междометия отделяются от других элементов текста паузами, при написании - обычно запятой или восклицательным знаком (Ах, поля мои, борозды милые...) (С. Е.)