Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Переходность и непереходность глаголов



Переходные глаголы - это глаголы, которые обозначают действие, направленное на какой-нибудь предмет (объект), причем этот предмет должен выражаться существительным в винительном падеже без предлога (писать книгу), или существительным в родительном падеже, но при гла­голе с отрицанием (не писать книги).

Непереходные глаголы - это глаголы, не обладающие свойством переходности, то есть не управляющие винительным и родительным па­дежом (доверять другу, верить в друга).

Дополнительным показателем непереходности может служить постфикс -ся, который свойственен некоторым переходным глаголам (трудиться над диссертацией). Один и тот же глагол в разных значениях может быть то переходным, то непереходным. (Ср.: Он пишет рассказы, переводит статьи с французского; Он ... славно пишет, переводит).

Залог глагола

Значительная часть глаголов русского языка способна выступать в противопоставленных конструкциях типа Рабочие строят дома - Дома строятся рабочими. Секретарь подписывает протокол - Протокол подпи­сывается секретарем.В первой конструкции, которую называют действи­тельным оборотом (или активом), субъект (производитель действия) вы­ражен подлежащим, а объект (лицо, предмет), на который направлено действие - прямым дополнением. Во второй конструкции - страдатель­ном обороте (или пассиве) - субъект выражен дополнением, а объект - под­лежащим. По значению эти конструкции очень близки, но полного тожде­ства между ними все нет. Обе фразы каждой пары описывают одну си­туацию, но под разными углами зрения: в действительном обороте речи глагол обозначает активное действие субъекта, а в страдательном - со­стояние объекта, возникающее в результате этого действия.

Залог свойственен не всем глаголам, а только тем, которые обозна­чают ситуацию, включающее действие, субъект и прямой объект. Иначе говоря, залог свойственен только личным переходным глаголам. Безлич­ные и непереходные глаголы стоят вне залога: (Его знобит - безличный глагол; Малыш спит - непереходный глагол).

В существующих учебных пособиях получили отражение две тео­рии залога - и двухзалоговая и трехзалоговая.

По двухзалоговой системе любой глагол имеет залог действитель­ный или страдательный. Страдательный залог имеют все возвратные гла­голы, образованные от переходных и имеющие при себе творительный субъекта. Все остальные глаголы квалифицируются как глаголы действи­тельного залога.

По трехзалоговой системе еще выделяется возвратно-средний залог, обозначающий активное действие, которое производится субъектом и на­правлено на тот же субъект: Дети одеваются; Гости укладываются в дорогу.

Для возвратно-среднего залога указываются частные значения воз­вратности: собственно-возвратное (одевается), взаимно-возвратное (пере­писываются), общевозвратное (огорчается), активно-безобъектное (бода­ется), пассивно-качественное (окисляется), косвенно-возвратное (уклады­вается в дорогу).

Классы глаголов

Класс – это группа глаголов с одинаковым соотношением основы инфинитива и основы настоящего (будущего) времени. Выделяются продуктивные и непродуктивные классы глаголов.

Если глагол имеет такое соотношение двух основ, по образцу которого создаются новые глаголы, то он относится к одному из продуктивных классов. К непродуктивным классамотносятся глаголы, соотношение основ которых не служит образцом для создания новых глаголов.

Большинство глаголов входят в следующие пять продуктивных классов.

Первый класс составляют глаголы с основой инфинитива на -а (ть) и основой настоящего (будущего) времени на –аj (реша–ть – решаj-ут).

Второй класссоставляют глаголы с основой инфинитива на – е(ть) и основой настоящего (будущего) времи на еj (боле – ть – болеj - ут).

Третий класссоставляют глаголы с основой инфинитива на – ова (ть), - ева (ть) и основой настоящего (будущего) времени на уj (беседова – ть – беседуj - ут) .

Четвертый класс составляют глаголы с основой инфинитива на – ну (ть) и осноой настоящего (будущего) времени на –н- (дрогну – ть –дрогн - ут).

Пятый класс составляют глаголы с основой инфинитива на –и-(ть) и основой настоящего (будущего) времени на мягкий согласный или шипящий (люби-ть - люб'-ат).

Первые четыре класса глаголов составляют глаголы первого спряжения, а пятый – глаголы второго спряжения.

К непродуктивным классам относятся глаголы, сохранившие, как правило, архаические особенности в образовании основ. Непродуктивные классы объединяют не более 400 глаголов.

Спряжение глаголов

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением(вузком смысле этого слова). Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. В русском языке два основных типа спряжения:

· с окончаниями -у, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (ют);

· с окончаниями -у, - ишь, -ит, -им, -ите, -ат (ят).

· Глаголы бежать, хотеть, чтить (и их приставочные образования) яв­ляются разноспрягаемыми, так как используют окончания обоих спряже­ний.

· Глаголы дать, есть (и их приставочные образования) называют гла­голами особого спряжения: дать - дам, даешь, даст, дадим, дадите, дадут; есть - ем, ешь, ест, едим, едите, едят.

· У глагола быть остались две личные формы настоящего времени: 3 л. ед.ч. - есть и 3 л. мн. ч. - суть. (Фонетика есть наука о звуках речи).

Таблица спряжения глаголов

I спряжение 1 л.ед.ч. кладу мн.ч. кладем 2 л.ед.ч. кладешь мн.ч. кладете 3 л.ед.ч. кладетмн.ч. кладут II спряжение 1 л.ед.ч. горюмн.ч. горим 2 л.ед.ч. горишь мн.ч. горите 3 л.ед.ч. горим мн.ч. горят
Разноспрягаемые глаголы 1 л.ед.ч. хочу бегу чту 2 л.ед.ч. хочешьбежишьчтишь 3 л.ед.ч. хочетбежитчтит 1 л.мн.ч. хотим бежимчтим 2 л.мн.ч. хотите бежитчтите 3 л.мн.ч. хотятбегутчтут
Спряжение глаголов есть, дать. 1 л.ед.ч. ем дам мн.ч. едим дадим 2 л.ед.ч ешь дашь мн.ч. едите дадите 3 л.ед.ч. ест даст мн.ч. едят дадут

 

· Иногда тип спряжения глагола зависит от правописания его безударных личных окончаний. Например, глагол обессилеть относится к первому спряжению, а обессилить – ко второму. Приведем спряжение этих глаголов.

Спряжение глаголов обессилеть обессилить 1 л.ед.ч. обессилею обессилю 2 л.ед.ч. обессилеешь обессилишь 3 л.ед.ч. обессилеет обессилит 1 л.мн.ч. обессилеем обессилим 2 л.мн.ч. обессилеете обессилите 3 л.мн.ч. обессилеют обессилят

Наклонение глагола

Наклонение - это устанавливаемое говорящим отношение действия к действительности.

Русский глагол имеет три наклонения:

· изъявительное (пишу),

· пове­лительное (пиши),

· сослагательное (писал бы).

Изъявительное наклонение указывает на реальность действия. Спе­цифика изъявительного наклонения - обязательная связь со временами (я читаю, я читала, я прочитаю, я буду читать).

Изъявительное наклонение не имеет специальных показателей. Оно выражается с помощью показателей времени и лица (я спешу, ты спе­шишь, он спешит — мы спешим, вы спешите, они спешат; я (ты, он) спе­шил — мы (вы, они) спешили; я буду спешить, ты будешь спешить — он (она) будет спешить; мы будем спешить, вы будете спешить, они будут спешить).

Сослагательное наклонение указывает на ирреальность действия, его возможность, предположительность. Сослагательное наклонение образуется от глаголов прошедшего времени с частицей бы (сходил бы, смог бы, говорил бы).

Глаголы в сослагательном наклонении не изменяются по лицам (я (ты, он) сходил бы - мы (вы, они) сходили бы), по временам, но изменя­ются по родам и числам (сходил бы, сходила бы, сходило бы, сходили бы).

Повелительное наклонение указывает на ирреальность (нереаль­ность) действия, его требуемость, побуждение к действию (Принеси кни­ги! Сядьте, пожалуйста).

Повелительное наклонение глаголо в единственном числе образуется от основы настоящего (бу­дущего) времени следующими способами:

· присоединением к основе суффикса (несу - неси, беру - бери, прошу - проси);

· при помощи нулевого суффикса, если основа оканчивается на парно-твердую согласную, шипящую (тронут - тронь, бросят - брось, режут - режь);

· при помощи суффикса , если основа оканчивается на -й (играют - играй, поют - пой, жуют - жуй);

· глаголы бить, вить, лить, пить, шить образуют с помощью суффикса и чередования гласных (бить - бей, вить - вей, встают - вставай, лить - лей, создают - создавай, пить - пей);

· глагол есть имеет основу настоящего времени ед, повелительное на­клонение – ешь;

· глагол ехать имеет повелительное наклонение поезжай;

Повелительне наклонение глаголов во множественном числе образуется:

· прибавлением окончания -те (берите, троньте, играйте, создавайте, ешьте, поезжайте);

· сочетанием частиц пусть, пускай, да с глаголами 3 л. ед./мн. ч. настоя­щего или будущего простого времени (пусть поют, пускай играют; да здравствует мир!);

· сочетанием частиц давай (дай), давайте (дайте) с глаголами 1 л. буду­щего времени (давайте я схожу);

· повелительное наклонение может выражаться глаголами 1-го л. мн.ч. типа идем, начнем, поедем, полетим (они совпадают с глаголами 1 л. мн. ч. настоящего или будущего времени). Глагол повелительного наклонения обозначает побуждение к действию, которое должен совершить собесед­ник и сам говорящий (в связи с чем эта форма носит название формы со­вместного действия);

· к глаголам повелительного наклонения может присоединяться частица -ка, смягчающая повеление (Займись-ка ты делом!). Частица смотри, на­против, усиливает приказание (Смотри, не купайся!).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.