Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МОДУЛЬ I. ИМЕННЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ



Г. Ф. Рахимкулова

 

МОРФОЛОГИЯ

СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

КРЕДИТНО-МОДУЛЬНЫЙ КУРС

 

Введение: цели и задачи изучения курса

«Морфология современного русского языка»

на факультетах (отделениях) журналистики университетов

Данное учебное пособие разработано в соответствии с действующим законодательством РФ в области образования, нормативными документами Министерства образования и науки РФ для студентов по направлению «Журналистика» и смежных специализаций – «Реклама», «Телевидение», «Паблик рилейшнз».

Базовый учебный план курса, рассчитанный на 68 учебных часов (III семестр (зачет) и IV семестр (экзамен), построен на основе кредитно-модульной рейтинговой технологии, отличительными особенностями которой являются:

- возможность индивидуального подхода каждого студента при освоении учебного плана по курсу морфологии русского языка;

- создание комплексной системы заданий, которая должна способствовать полноценному усвоению каждой темы курса;

- модульное построение учебной программы курса, по которому определяется рейтинг студенческой аудитории;

- оценка трудозатрат студентов при освоении любой темы курса в системе зачетных единиц;

- возможность работы по асинхронной схеме при изучении курса, так как он учитывает а) базовый учебный план; б) индивидуальный учебный план; в) специфику специализации студента-журналиста;

- проведение разнообразных контрольных занятий (входная диагностика, рубежная и итоговая аттестация, творческие задания, лингвистические игры) и другие эффективные формы обучения студентов нового поколения;

- наличие информационно-библиографических ресурсов.

Цель учебного пособия состоит в том, чтобы:

- научить студентов принимать те или иные решения с учётом новых идей, новых способов доказательств и экспериментальных данных;

- разрешать творческие ситуации, учитывая специальные умения и навыки;

- разрешать проблемные ситуации междисциплинарного характера с учетом обширной базы гуманитарного знания;

- делать аргументированный, осознанный выбор из большого количества подходов и точек зрения на ту или иную проблему;

- успешно применять теоретические, творческие, стилистические, орфографические навыки в условиях современной медиапрактики.

Учебное пособие состоит из четырех модулей.

I модуль – введение в курс и именные части речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение).

II модуль – глагол и глагольные формы (личные формы глаголов, инфинитив, причастие, деепричастие).

III модуль – наречие и слова категории состояния.

IV модуль – служебные части речи (предлог, союз, частица, модальные слова, междометия, звукоподражательные слова).

Каждый из пяти модулей содержит 2 части:

I часть

- план лекций;

- теоретическое изложение лекций;

- вопросы для самопроверки;

- основная и дополнительная литература с указанием страниц.

II часть

- собственно морфологические задания;

- стилистические задания и задания творческого характера;

- орфографический тренинг;

- тесты рубежного и обобщающего контроля.

Кроме того, в конце учебного пособия дается:

1) вопросы к экзамену;

2) заключение.

3) глоссарий;

4) список сокращений;

5) литература (основная, дополнительная, монографии, словари, справочники, энциклопедии);

МОДУЛЬ I. ИМЕННЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Комплексная цель модуля I:

· дать теоретическое представление о морфологии современного русского языка, который изучается на семантико-структурной основе;

· представить сосуществование различных точек зрения на именные части речи в современной морфологии, так как это способствует критическому восприятию и оценке взглядов на те или иные спорные вопросы, а также усиливает необходимые для творческой работы элементы лингвистического мышления;

· научить практическим стилистическим навыкам использования именных частей речи в своей творческой практике;

· научить ориентироваться в справочных изданиях по грамматике, чтобы оперативно решать возникающие в практической работе журналиста сложные проблемы морфологического характера;

· помочь освоить принципы правописания именных частей речи и пользоваться ими, не допуская ошибок, что особенно важно сегодня, когда в обществе резко возросла роль масс-медиа.

 

Тема 1

Основные понятия курса «Современный русский литературный язык»

I. Термин «современный русский литературный языка».

II. Языкознание и его основные разделы.

I. Термин «современный русский литературный язык»обозначает

следующее:

· русский – это восточнославянская группа индоевропейского языка, к которой также относятся украинский и белорусский языки; болгарский, словенский, сербо-хорватский – южнославянская группа; польский, чешский, словацкий – западнославянская группа.

· современный – это язык рубежа ХХ и XIX вв.; в широком смысле – это язык от А.С. Пушкина до наших дней (1 этап - до XIX века, 2 этап – А. С. Пушкин – начало ХХI века).

· литературный – это исторически сложившаяся высшая (образцовая, обработанная) форма национального языка: язык книг, газет, радио и ТВ.

· язык (lingua – лат.) – система фонетических, лексических и грамматических средств, являющихся орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.