на факультетах (отделениях) журналистики университетов
Данное учебное пособие разработано в соответствии с действующим законодательством РФ в области образования, нормативными документами Министерства образования и науки РФ для студентов по направлению «Журналистика» и смежных специализаций – «Реклама», «Телевидение», «Паблик рилейшнз».
Базовый учебный план курса, рассчитанный на 68 учебных часов (III семестр (зачет) и IV семестр (экзамен), построен на основе кредитно-модульной рейтинговой технологии, отличительными особенностями которой являются:
- возможность индивидуального подхода каждого студента при освоении учебного плана по курсу морфологии русского языка;
- создание комплексной системы заданий, которая должна способствовать полноценному усвоению каждой темы курса;
- модульное построение учебной программы курса, по которому определяется рейтинг студенческой аудитории;
- оценка трудозатрат студентов при освоении любой темы курса в системе зачетных единиц;
- возможность работы по асинхронной схеме при изучении курса, так как он учитывает а) базовый учебный план; б) индивидуальный учебный план; в) специфику специализации студента-журналиста;
- проведение разнообразных контрольных занятий (входная диагностика, рубежная и итоговая аттестация, творческие задания, лингвистические игры) и другие эффективные формы обучения студентов нового поколения;
- наличие информационно-библиографических ресурсов.
Цель учебного пособия состоит в том, чтобы:
- научить студентов принимать те или иные решения с учётом новых идей, новых способов доказательств и экспериментальных данных;
- разрешать творческие ситуации, учитывая специальные умения и навыки;
- разрешать проблемные ситуации междисциплинарного характера с учетом обширной базы гуманитарного знания;
- делать аргументированный, осознанный выбор из большого количества подходов и точек зрения на ту или иную проблему;
- успешно применять теоретические, творческие, стилистические, орфографические навыки в условиях современной медиапрактики.
Учебное пособие состоит из четырех модулей.
I модуль – введение в курс и именные части речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение).
II модуль – глагол и глагольные формы (личные формы глаголов, инфинитив, причастие, деепричастие).
III модуль – наречие и слова категории состояния.
IV модуль – служебные части речи (предлог, союз, частица, модальные слова, междометия, звукоподражательные слова).
Каждый из пяти модулей содержит 2 части:
I часть
- план лекций;
- теоретическое изложение лекций;
- вопросы для самопроверки;
- основная и дополнительная литература с указанием страниц.
II часть
- собственно морфологические задания;
- стилистические задания и задания творческого характера;
- орфографический тренинг;
- тесты рубежного и обобщающего контроля.
Кроме того, в конце учебного пособия дается:
1) вопросы к экзамену;
2) заключение.
3) глоссарий;
4) список сокращений;
5) литература (основная, дополнительная, монографии, словари, справочники, энциклопедии);
МОДУЛЬ I. ИМЕННЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Комплексная цель модуля I:
· дать теоретическое представление о морфологии современного русского языка, который изучается на семантико-структурной основе;
· представить сосуществование различных точек зрения на именные части речи в современной морфологии, так как это способствует критическому восприятию и оценке взглядов на те или иные спорные вопросы, а также усиливает необходимые для творческой работы элементы лингвистического мышления;
· научить практическим стилистическим навыкам использования именных частей речи в своей творческой практике;
· научить ориентироваться в справочных изданиях по грамматике, чтобы оперативно решать возникающие в практической работе журналиста сложные проблемы морфологического характера;
· помочь освоить принципы правописания именных частей речи и пользоваться ими, не допуская ошибок, что особенно важно сегодня, когда в обществе резко возросла роль масс-медиа.
Тема 1
Основные понятия курса «Современный русский литературный язык»
I. Термин «современный русский литературный языка».
II. Языкознание и его основные разделы.
I. Термин «современный русский литературный язык»обозначает
следующее:
· русский – это восточнославянская группа индоевропейского языка, к которой также относятся украинский и белорусский языки; болгарский, словенский, сербо-хорватский – южнославянская группа; польский, чешский, словацкий – западнославянская группа.
· современный – это язык рубежа ХХ и XIX вв.; в широком смысле – это язык от А.С. Пушкина до наших дней (1 этап - до XIX века, 2 этап – А. С. Пушкин – начало ХХI века).
· литературный – это исторически сложившаяся высшая (образцовая, обработанная) форма национального языка: язык книг, газет, радио и ТВ.
· язык (lingua – лат.) – система фонетических, лексических и грамматических средств, являющихся орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей.