Два вида разбора: морфемный и словообразовательный
Января 2012
В билете 3 вопроса, 2 теоретических, 1 практический – с него и начинаем.
Как же он «любит» Задорнова…
Уметь думать и анализировать!!! Без принципа аналогии, только логика !!!
«Я могу кидать вам такие примеры 16 часов, пока вы не уснете, НО ВЫ НЕ УСНЕТЕ!!!»
Учебники:
Шанский, Тихонов. Современный русский язык в 3т. Вторая часть. Учебник маленький и удобный.
Белошапкова. Ученик современного русского языка.
1980 Шведова. Русская грамматика. В 200* сделали репринт.
Шанский. Лингвистические детективы.
Максим Кронгаус. Русский язык на грани нервного срыва
Морфемика (состав слова)
«Морф» - минимальная значимая часть, которая выделяется в составе словоформ, линейная единица, как «морозить» - «мороз», замораживать – «мораж». Это одна морфема, разные морфы. «Морфема» - нелинейная. Корневые и аффиксальные морфы.
Разбор слова это матрешка, и разбирать нужно с мелких морфов, до тех пор, пока не останется неделимой части – корня.
Флексия (окончание, не словообразовательный морф) – часть слова, указывающая на словоизменение. Если слово несклоняемо, то флексии нет!!! Напр. «кино». В заимств. словах типа «кино», «пальто» при словообразовании «о» может усекаться («пальтишко»).
А в словах типа «окно» могут быть разночтения по поводу корня: «ок» (очи) или «окн», потому как с очами окна уже не связывают. Задача учителя – следить, чтобы таких слов не попадалось в домашнем задании. Еще одно разночтение: «несТИ» - либо формообразующий суффикс, либо флексия. Некоторые вообще рисуют «ТИ в домике».
В основу не входят формообразующие суффексы («несла» - основа «нес», так как суффикс не создает нового слова, а только изменяет данное). УМН+ЕЕ – «ее» - формообразующий суффикс (сравнительной степени).
Есть нулевой суффикс. Например, «нес» - показатель прошедшего времени спрятан в форме женского рода, так что здесь нулевой суффикс и нулевое же окончание («НЕС+Л+А»)
«Лечь» = «ле(ГТ)ь», в домике «(т)ь».
«Коровник_» - спор за суффикс, минимальная _значимая_ часть здесь «ник», ее не разбить на _значимые_ части. Слова «коровный» в русском языке нет. «Лесник_» - ? «лес»+(«лесной массив») + «н» + «ик», НО можно «охраняющий лес», и тогда «лес» + «ник». «Ученик_» - «уч» + «еник». «Ткач» - «тот, кто ткет» - «тк» + «а» + «ч». Но «врач» - «тот, кто врет»? Раньше «врать» = «ворожить», то есть лечить. «Бодр» «ствова» «ть». «Ствова» можно разбить, но потеряется значение, тогда это делать не надо. «Бди» «тельн» «ый», потому что сейчас «бдитель» не существует. В общем-то, у последних двух примеров корень «БД»….
Отвлечемся от свободных корней.
«Обувь» - «все, что можно обуть». Но потом нужно «разуть». «Об» «у» «вь». Корни бывают связанными. Называются они РАДИКСОЛЬНЫМИ.
Еще один термин: УНИФИКС – уникальный аффикс. «Стекл» «_ярус_» - «ярус» только в этом слове.
ИНТЕРФИКС – соединительные гласные. Это НЕ значимая часть слова, прокладка. И их не два.
«Носилки». «Носилк_». Ок. «Носи» + «лк». Педлагается выделять суффикс «к», а «л» считать интерфиксом. «Кури» «льщик»? «кури» «ль» (интерфикс) «щик». «Американский» - «Америк» «ан»(опять клей) «ск» «ий». «Тут входит Земская и говорит: «Успокойтесь! Не надо инфарктов! «ск» так «ск»! Будет клей…»
Приготовились. Университет московский? Но курский? Там наложение, и двойной суффикс «ск», потому что там вообще-то живут куряне.
Итак, проблема в том, что есть история языка, и есть современность. Где между ними грань? Дело субъективное, поэтому очень много разночтений.
Русская грамматика исходит из живых мотивационных связей.
На поиграть (домашка)
Стеночка
Вазочка
Булочка
Ласточка
Переразложение
Усложнение. Sone_deck -> зонтик, конец показался суффиксом, русские придумали слово «зонт».
УпрОщенье
Префиксоид и суффиксоид. Это части слов, похожие на суффикс или приставку, изначально часто корни. «Полушубок» сегодня не воспринимается как «половина шубы». «Полумесяц». «Передвижение личного состава на получетвереньках». Суффиксоиды же в «пчеловод», «зверовод» - не все признают в «вод» корень от «разводить». То же с «ведами», «языковедами», «Лермонтов…едами».
Два вида разбора: морфемный и словообразовательный.
Если нужно разобрать по составу (морфемный)
Пароходный
Пароходн
Пароход
Пар ход
- Два корня, соединительная гласная, суффикс, постфикс.
Словообразование. «Пароходный» - выделяем окончание, подчеркиваем основу. «Пароходный» = «пароход» + «н». Суффиксальный способ. ВСЁ!!! Как образовалось слово «пароход» никто не спрашивал!
Подстава: закон аналогии, «столовая комната» - «столовая»… «чебуречная»
Морфолого-синтаксические (переход из одной части в другую) (столовая)
Лексико-синтаксический (сращение) (сумасшедший, глубокоуважаемый, долгоиграющий, быстрорастворимый) – было словосочетание.
Лексико-семантический ЕМУ НЕ НРАВИТСЯ, это развитие значения (дворники)
МОРФОЛОГИЯ
Наука о частях речи и формах слов. Прежде всего изучаем части речи. Часть речи – это разряд слов, общность категориального значения, набор грамматических категорий, общность словоизменения, типовые синтаксические позиции. Сколько частей речи спорят (причастия и деепричастия). Есть знаменательные части речи и служебные.
Знаменательные части речи:
ИМЯ существительное,
ИМЯ прилагательное,
ИМЯ числительное,
местоиИМЕния.
Глагол (вопрос о причастии и деепричастии),
наречие,
категория состояния (не все признают, но надо).
Служебные:
Предлоги
Союзы
Частицы
Отдельно:
· Междометие (вроде ничего и не называет, но может создавать предложение)
· Этикетные слова (спасибо, пока, прощай, здравствуй, привет). Разберите по составу предложение «Прощай, любимый город!» - «Любимый город» это обращение. Остается этикетное слово. На работе хоть в 6 утра приветствие только «добрый день», потому что «доброе утро» слишком интимно.
Первые четыре части речи – имена. У них одинаковый набор грамматических категорий. Понятие предмет, признак и количество – не из житейской логики, но понятия грамматические – род, число, падеж.
Что такое предмет? Все то, что имеет род, и изменяется по числам и падежам. Любовь – тоже предмет, хотя ее нельзя потрогать. Притом род – не словоизменительная категория. Но сложные взаимоотношения между лексикой и грамматикой. Появляется понятие лексико-грамматические разряды. Это разряд слов, лексическое значение которых определяет их грамматические особенности. Например, имена собственные и нарицательные, конкретные и неконкретные (собирательные, абстрактные, вещественные), одушевленные и неодушевленные.
Настоящее имя собственное – наименование единичное. Если сказать «пять Наташ», уйдет настоящая функция. Посему по числам не изменяется.
Конкретность – конкретные можно считать. Чернильницы считаются, а вот чернила – нет.
Признак же (прилагательное) – это изменяемость по родам, числам и падежам в зависимости от главного слова. СОГЛАСОВАНИЕ – главный признак прилагательного.
Числительное – очень хитрая вещь. «Тройка лошадей» - у него число перешло в лексическое значение, и как только начинаем считать тройки лошадей, тройки становятся существительными.