Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психогеометрический тест С.Делингер

(по Реуцкому М.В.)

Психогеометрия как система сложилась в США. Автор этой системы Сьюзен Деллингер – специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров.

По мнению А.А. Алексеева и Л.А. Громовой (Психогеометрия для менеджеров. Л.: Знание. 1992), психогеометрия – уникальная практическая система анализа личности.

Точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85%.

Испытуемому предлагается бланк с изображением пяти основных геометрических фигур.

Инструкция: выберите фигурку, о которой можете сказать: «Это – я!». Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете затруднение, выберите ту, которая первой привлекла вас. Запишите ее название под номером 1.

 

Теперь, в порядке вашего предпочтения, пронумеруйте оставшиеся четыре фигуры.

Номер 1 – это ваша основная фигура или субъективная форма. Она дает возможность определить доминирующие черты характера и особенности поведения.

 

КВАДРАТ – ведущей функцией жизнедеятельности данной формы является л о г и к а, что и определяет его склонность к планированию, поиску и установлению причинно-следственных связей (прим. авт). Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, – вот основные качества истинных Квадратов. Выносливость, терпение и методичность делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Все сведения, которыми они располагают, систематизированы и разложены по полочкам. Если вы выбрали для себя квадрат – фигуру линейную, то, вероятнее всего, вы относитесь к «левополушарным» мыслителям, т. е. к тем, кто перерабатывает данные последовательно... Они скорее «вычисляют результат», чем догадываются о нем. Они чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям, любят порядок. Их идеал – распланированная, предсказуемая жизнь. Они постоянно «упорядочивают», организуют людей и вещи вокруг себя, порой провоцирую конфликты излишне жёсткими мерами дисциплины или слишком строгой регламентацией (прим. авт).

 

Квадраты могут стать хорошими специалистами – техниками, отличными администраторами, но редко бывают хорошими менеджерами. Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в уточняющей информации для принятия решений лишает Квадрата оперативности. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость, консерватизм в оценках мешают Квадратам устанавливать контакты. Квадраты неэффективно действуют в аморфной ситуации [1; 79-80].

 

ТРЕУГОЛЬНИК (ведущая функция – и н т у и ц и я (прим. авт.) символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Характерная особенность истинного Треугольника – способность концентрироваться на главной цели. Они – энергичны и сильны. Треугольники сосредоточиваются на сути проблемы. Их прагматическая ориентация направляет мыслительный анализ и ограничивает его поиском эффективного в данных условиях решения.

 

Треугольник – очень уверенный человек. Потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и за других, делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Треугольники с трудом признают свои ошибки! Они видят то, что хотят видеть, не любят менять свои решения, часто бывают категоричны. К счастью (для них и окружающих), Треугольники быстро и успешно учатся (впитывают полезную информацию, как губка), правда, только тому, что соответствует их прагматической ориентации, способствует достижению главного.

 

Треугольники честолюбивы. Из них получаются отличные менеджеры. Но! Интуиция треугольника иногда играет злую шутку с его подчинёнными – поставив цель перед своим отделом и интуитивно видя решение задачи, шеф-Треугольник ровным счётом ничего не сообщает коллегам, предполагая, что всё будет развиваться согласно его представлениям, а потом очень «удивляется», почему нет результата или всё пошло как-то не так (прим. авт).

 

Главное отрицательное качество Треугольников – сильный эгоцентризм, направленность на себя. На пути к вершинам власти они не проявляют особой щепетильности, иногда для достижения результата они используют все возможные средства – буквально «идут по трупам», пренебрегая интересами других людей и наживая врагов (прим. авт). Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя... Может быть, без них жизнь потеряла бы свою остроту [1; 80-81].

 

ПРЯМОУГОЛЬНИК – фигура, символизирующая состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут «носить» остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды (например, Квадрат, осознавший бесполезность и несостоятельность своих логических заключений или подросток в период самоидентификации (прим. авт.). Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и занятые поисками лучшего положения.

 

Основное психическое состояние Прямоугольников – замешательство, запутанность в проблемах. Наиболее характерные черты – непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Они часто имеют низкую самооценку. Стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стили жизни. Непредсказуемые изменения в поведении Прямоугольника обычно смущают и настораживают другие адаптивные и уже состоявшиеся личностные формы, в особенности Треугольника и Зигзага, которые сознательно могут уклоняться от контактов с «человеком без стержня» (прим. авт).

 

Прямоугольникам же общение с другими людьми необходимо. Это еще одна сложность переходного периода. У Прямоугольника есть и позитивные, привлекательные качества: любознательность, пытливость, интерес к происходящему и... смелость! Они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Обратной стороной этого является чрезмерная доверчивость, внушаемость [1; 81-82]. Прямоугольниками легко манипулировать, потому что их л о г и к а является подчинённой: на вопрос почему он поступает именно так, звучит ответ с первыми словами «да потому что…». Прямоугольники тяготеют к авторитетным, сильным личностям, что порой и обуславливает зависимость от их мнения, подражание, эпигонство (прим. авт).

 

КРУГ – символика отношений или э т и к и. (прим. авт.). Тот, кто уверенно выбирает эту форму, искренне заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга – люди. Он стабилизирует группу. Круги – лучшие слушатели. Они обладают высокой сензитивностью и эмпатичностью. Круги великолепно «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика.

 

Круги «болеют» за свой коллектив и популярны среди коллег по работе, что и обеспечивает начало их подъёма по служебной лестнице как активистов, «своих парней», чаще всего – через общественные организации (прим. авт.). Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители. Во-первых, Круги направлены скорее на людей, чем на дело. Пытаясь сохранить мир, они избегают занимать «твердую» позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжкого, чем вступать в межличностный конфликт, вызванный сверхценными идеями отношений своих вчерашних коллег, а сегодня – подчиненных («Стал начальником, думаешь о себе много… Рано нос задрал! Откуда сам вышел забыл!») (прим. авт.). Во-вторых, Круги вообще не отличаются решительностью, часто не могут подать себя должным образом. Однако их не слишком беспокоит, в чьих руках находится власть. В одном Круги проявляют завидную твердость – если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.

 

Круг – нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с кругом, скорее относятся к «правополушарным» мыслителям. «Правополушарное» мышление – более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, чем анализирующее. Поэтому переработка информации у Кругов осуществляется не последовательно, а скорее мозаично, прорывами. Это не означает, что Круги не в ладах с логикой. Просто главная черта их мышления – ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения. Круг – прирожденный психолог, но слабый организатор [1; 82-83].

 

ЗИГЗАГ – символика чувств и эмоций - самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая.

Эта фигура символизирует креативность, творчество. Если вы твердо выбрали зигзаг в качестве основной формы, то вы, скорее всего, истинный «правополушарный» мыслитель, инакомыслящий.

«Правополушарное» мышление не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство.

 

Доминирующим стилем мышления Зигзага чаще всего является синтетический стиль. Зигзаги не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, «снимается». Причем, используя природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, «открывая глаза» другим. Зигзаги просто не могут трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. В работе им требуется независимость от других и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Тогда Зигзаг «оживает» и начинает выполнять свое основное назначение – генерировать новые идеи и методы работы. Зигзаги – идеалисты, отсюда берут начало такие их черты как непрактичность, наивность. Они несдержанны, очень экспрессивны, что, наряду с их эксцентричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же они не сильны в проработке конкретных деталей и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее) [1; 83-84]. Только для Зигзага, пожалуй, нехарактерна модуляция какой-либо из фигур.

 

Номера 2, 3, 4 – это своеобразные модуляторы, которые окрашивают ведущую мелодию вашего поведения. Наибольшее влияние на основную форму личности оказывает, несомненно, фигура, находящаяся на позиции 2. (прим. авт.)

 

1. Варианты фигуры-модулятора для Квадрата и интерпретация результата:

1.1 Испытуемый в силу объективных причин переживает осознание того, что логические действия для разрешения ситуации в сложившихся условиях неэффективны, а причинно-следственные связи отсутствуют и вынужден прислушиваться к своей номинально выраженной, но присутствующей интуиции.

1.2 Данный тип личности (руководитель) возможно, излишне структурировал и чересчур жестко организовал деятельность своих подчиненных, отсюда конфликт в коллективе и необходимость «включить» функцию этики, чтобы разобраться в межличностных отношениях и том, что в его поведении фрустрирует окружающих.

1.3 В приведённой ситуации мы видим постепенный «отход» осознавшего свою несостоятельность Квадрата в подчинённое положение.

 

1.4 Крайне редко встречающаяся личностная форма (7 случаев на 865 рисунков). При более детальном рассмотрении (индивидуальном собеседовании) обнаруживается «задавленное» творчество (без серьёзного отношения, либо творческие склонности, проигнорированные или негативно оценённые родителями). Наиболее интересен факт, что трое испытуемых с подобным рисунком оказались переученными в детстве левшами.

 

2. Варианты фигуры-модулятора для Треугольника и интерпретация результата:

2.1 В приведённом выше случае мы имеем дело с попыткой Треугольника истолковать (объяснить) окружающим свои предчувствие или интуитивное видение ситуации, логически построив доводы и рассуждения. В этой ситуации он либо ощущает сильное напряжение, либо просто находит себе «переводчика» (заместителя) – Квадрата.

 

2.2. Вышеуказанное отношение свидетельствует о том, что характерная для Треугольника тенденция «цель оправдывает средства» привела к осложнению отношений с окружающими, и теперь ему необходимо, соединив усилия интуиции и этики, предугадать, где он пошёл «по трупам», какое поведение приемлемо или неприемлемо отношениях с коллегами или окружающими.

 

2.3.Очень любопытное сочетание, говорящие о возможности «заданной креативности» испытуемого. Интуиция в сочетании с чувственностью даёт потрясающий результат, когда необходимо нестандартно решать чётко сформулированную задачу.

 

 

2.4 Как правило, такая диспозиция крайне редко встречается (5 случаев), так как Треугольник – чрезвычайно адаптивная и самодостаточная форма личности, которая может попросту не признавать индивидов с зависимым мышлением.

 

3. Варианты фигуры-модулятора для Круга и интерпретация результата:

 

3.1 Отношение на рисунке говорит о том, что индивид изучает отношения в коллективе интуитивным путём, например, вступивший в полномочия начальник вызывает к себе в кабинет по очереди своих подопечных и после 15-минутной беседы формирует «первое впечатление», которое некоторое время будет подсказывать ему, как вести себя с этим человеком.

 

3.2 Наиболее травматичная для Круга ситуация, когда возникает необходимость расставлять приоритеты путём выбора и обоснования, буквально «отрывая от себя» отношения. Рассуджения руководителя, например, могут звучать так: «С этими надо работать в любом случае, этих мы будем терпеть, а эти, если их что-то не устраивает – пусть пишут заявление!».

 

3.3 Достаточно распространённое сочетание, так как отношения, особенно чувственные, могут порождать творческие импульсы или поддерживать креативную деятельность индивида.

 

3.4 Сочетание иллюстрирует вынужденные, продиктованные крайней необходимостью отношения. Можно выразить эти отношения такой фразой: «Один целует, а другой подставляет щёку».

 

 

4. Варианты модуляции для Прямоугольника и интерпретация результата:

 

 

Наиболее распространены приведённые выше сочетания, которые отображают либо тенденцию развивающейся личности перед переходом в более стабильную форму, либо крайнюю степень деформации стабильных форм Квадрата или Круга

Менее представлены сочетания 4.3 и 4.4, так как яркие и самобытные личностные формы Треугольника и Зигзага проявляются ещё в раннем возрасте, а в рассматриваемых рисунках мы наблюдаем уподобление или наследование поведения успешных личностей. Для сочетания 4.4 были предложены названия «эпигон» и «Сальери».

5. Варианты позиционирования для Зигзага:

На большинстве рисунков с Зигзагом на первом месте доминирующая личностная форма визуально отстоит от основных фигур, подчёркивая формальность их расположения согласно инструкции экспериментатора.

Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности.

Основные оппозиции.

Как следует из вышеизложенного, линейные формы традицинно выступают в оппозиции к Зигзагу. Квадрат (6.1) не может подчинить его своим правилам, а Треугольник (6.2) – заставить творить для воплощения конкретной цели.

Круг и Прямоугольник менее полярны в таких отношениях, но первый не в состоянии «понять», как Зигзаг может обесценивать с таким трудом налаженные отношения, а второй не всегда в состоянии воспринять без ощущения опасности его экстравагантные особенности поведения.

 

Зигзаг пребывает в относительном мире с интуитивным Треугольником и ровным в отношениях Кругом, зато категорически не приемлет директивного Квадрата и бесхребетного, зависимого Прямоугольника (рис. 6.3, 6.4).

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.