1. Использование проективных методов в изучении школьной дезадаптации у первоклассников с нарушениями интеллектуального развития и ее коррекции
2. Разработка программы констатирующего и формирующего эксперимента в изучении школьной готовности у старших дошкольников с нарушенным зрением.
3. Разработка программы констатирующего и формирующего эксперимента в изучении школьной готовности у старших дошкольников с нарушенным слухом.
4. Разработка программы констатирующего и формирующего эксперимента в изучении школьной готовности у старших дошкольников с нарушением эмоционально-волевой сферы.
5. Использование биографического метода в изучении семьи как малой социальной группы и психотерапевтическая коррекция межличностных отношений (тип нарушения ребенка определяется студентом самостоятельно)
6. Использование классификации методов психологического исследования А. В. Петровского в качестве методологического обоснования формирующего эксперимента по десенсибилизации в последствии посттравматического синдрома у детей 6-7 лет с задержкой психического развития методами арттерапии
V. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Студент, изучивший дисциплину, должензнать:
1. Содержание основных понятий по данной программе.
2. Методологию и методику психологического исследования.
3. Достоинства и недостатки основных методов психологического исследования (наблюдение, эксперимент)
4. Достоинства и недостатки второстепенных методов психологического исследования (проективный тест, беседа, интервью, анкета)
5. Ошибки-ловушки экспериментального общения, снижающие частоту получаемых данных
6. Природу артефакторов и их признаки: «эффект плацебо», «эффект Хоторна», «эффект фасада», «эффект аудитории»
Студент, изучивший дисциплину, долженуметь:
1. Разработать программу психологического исследования (констатирующий этап).
2. Аргументировано обосновать методологию и методы психологического исследования на примере своей курсовой работы
3. Апробировать программу в условиях воспитательно-образовательного учреждения.
4. Оформлять полученные данные в виде курсовой работы, доклада, статьи для педагогической и родительской аудитории
5. Оформлять полученные данные в виде курсовой работы, доклада, статьи для весенней научной студенческой конференции.
VI. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1. Рекомендуемая литература
Основная
1. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента [Текст] : уче. Пособие: пер. с англ / Науч. ред. Рус. текста Ю. Б. Гиппенрейтер / Р. Готтсданкер. – М. : Академия, 2007. –368 с. (3)
2. Давыдов, В. В. Лекции по общей психологии [Текст]: учеб. пособие / В. В. Давыдов. – М. : Академия, 2007. – 176 с. (5)
3. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст]: учеб. пособие / В. В. Давыдов. – М. : Наука, 2004. – 288 с. (6)
4. Дорфман, Л. Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии [Текст]: учеб. пособие: Рекомендовано УМО / Л. Я. Дорфман. –М. : Смысл, 2007. – 288 с. (2)
5. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. «Психология» / В. Н. Дружинин. – 2-е изд., доп. - СПб. : Питер, 2006. – 320 с. (15)
6. Крамер, Д. Математическая обработка данных в социальных науках: современные методы [Текст]: учеб. пособие // Пер. с англ.: рекомендовано УМО / Науч. ред. рус. текста О. В. Митина / Д. Крамер. – М. : Академия, 2007. – 288 с. (4)
7. Мельникова, О. Т. Фокус – группы в маркетинговом исследовании: методология и техники качественных исследований в социальной психологии [Текст]: учеб. пособие: Рекомендовано УМО / О. Т. Мельникова. – М. : Академия, 2006. – 272 с. (5)
8. Современная практическая психология [Текст] : учеб. пособие / М. К. Тутушкина, Е. А. Соловьева и др. ; под. ред. М. К. Тутушкиной. М. : Академия, 2007. – 432 с. (7)
9. Солсо, Р. Л. Экспериментальная психология: практический курс [Текст] / Р. Л. Солсо, Х. Х. Джонсон, М. И. Бил. – 7 – е междун. Изд. – СПб : Прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. – 528 с. (11)
10. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности [Текст]: учеб. пособие / В. А. Ядов в сотрудничестве с В. В. Семеновой. – М. : Ин-т социологии РАН: Добросвет, 2003. – 596 с. (10)
Дополнительная
1. Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст] / А. Анастази, С. Урбинс; Пер. с англ. И общ. науч. ред. А. А. Алексеева. – 7-е изд. – СПб. : Питер, 2005. – 688 с. (1)
2. Богданова, Т. Г.Диагностика познавательной сферы ребенка [Текст] / Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова. – М. : Роспедагенство, 1994. - 68 с. (1)
3. Бурлачук, Л.Ф. Словарь - справочник по психологической диагностике [Текст] / А. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Питер, 2005. – 528 с. (10)
4. Введение в психодиагностику [Текст]: учебное пособие для студентов средних пед. учеб. заведений / под ред. К. М. Гуревича [и др.]. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 1999. – 192 с. (4)
5. Дружинин, В. Н. Структура и логика психологического исследования [Текст] / В.Н, Дружинин. – М. : Инс-т психологии РАН, 1993. 120 с. (1)
6. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. «Психология» / В. Н. Дружинин. – 2-е изд., доп. - СПб. : Питер, 2006. – 320 с. (15 экз)
7. Корнилова, Т.В. Введение в психологический эксперимент [Текст]: учеб. для студентов вузов по спец. «Психология» / Т. В. Корнилова. - М. : Изд-во МГУ, 2001. – 256 с. (3)
8. Маршалкин, А. П. «Основы нейропсихологии» [Текст] : учебно-методическое пособие / А. П. Маршалкин. – Екатеринбург, 2005. – с. 54 – 77 (10)
9. Общая психология [Текст]: курс лекций для первой ступени кр. обр-я / сост. Е. И. Рогов. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 448 с. (1)
10. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика [Текст] / Урал. гос. пед. ун-т, Сост. С. М. Зиньковская. – Екатеринбург: Б. И. , 2001. – 93 с. (1)
11. Психологический словарь [Текст] / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Педагогика – Пресс, 1999. – 440 с. (3)
12. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст]: учеб. пособие: в 2 кн. – М. :ВЛАДОС – Пресс, 2002. – Кн. 1: 384 с. (5)
13. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Сидоренко Е. В. – СПб. : Речь, 2004. – 350 с. (7)
14. Социальная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. А. В. Петровского. – М. : Просвещение, 1987. – гл. 2
Журнальные статьи
1. Бережнова, Е. В. Аргументация в пригданом педагогическом исследовании / Е. В. Бережнова // Педагогика. – 2001. - №9. – с. 33-39
2. Бережнова, Е. В. Фундаментальное и прткладное в педагогических исследованиях / Е. В. Бережнова // Педагогика. – 2001. - №4. – с. 3-7
3. Бордовская, Н. В. Системная методология современных педагогических исследований / Н. В. Бордовская // Педагогика. – 2005. - №5. – с. 21-29
4. Валеев, Г. Х. Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода. – Педагогика. – 2005. - №5. – 39-44
5. Валеев, Г. Х. Объект, предмет и тема научного исследования / Г. Х. Валеев // Педагогика. - 2002. - №2. – с. 27-31
6. Валеев, Г. Х. Постановка проблемы педагогического исследования / Г. Х. Валеев // Педагогика. - 2001. - №4. – с. 19-23
7. Валеев, Г. Х. Формулировка новизны исследования / Г. Х. Валеев // Педагогика. – 2003. - №7. – с. 25-29
8. Загвязинский, В. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования / В. Загвязинский // Alma mater. – 2004. - №9. – с. 21
9. Зинченко, В. П. принципы психологической педагогики / В. П. Зинченко // Педагогика. - 2001. - №6. – с. 9-17
10. Казаков, Ю. О формулировках научной новизны и выводов диссертационных работах / Ю. Казаков // Alma mater. – 2003. – №2. –с. 32
11. Краевский, В. В. Научное исследование а педагогике и современность / В. В. Краевский // Педагогика. – 2005. - №2. – с. 13-20
12. Матушанский, Г. У. Педагогическое тестирование в России / Г. У. Матушанский // Педагогика. – 2002. - №2. – с. 15-21
13. Саранцев, Г. И. Цель, объект и предмет педагогического исследования / Г. И. Саранцев // Педагогика. – 2002. - №7. – с. 13-18
14. Филонов, Г. Н. О достоверности педагогических исследований / Г. Н. Филонов // Педагогика. – 2004. – №4. – с. 30-35