Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 1. Основные методы в психологии и их классификация



Понятие “метод” в психологии. Общие требования, предъявляемые к методам психологического познания человека: объективность, деятельностный подход в изучении психики, практическая направленность и другие. Классификации методов: организационные методы /сравнительный, лонгитюдный, комплексный, близнецовый/; основные /наблюдение, эксперимент/, вспомогательные методы /беседа, анкетирование, тестовый метод, социометрия, изучение продуктов деятельности, биографический /анамнестический/ метод; методы обработки данных /количественный, качественный, количественно-качественный/; методы коррекции /аутотренинг, групповой тренинг, способы психотерапевтического воздействия, обучение и другие/.

Наблюдение. Виды наблюдений. Основные требования к проведению научных наблюдений. Достоинства и недостатки наблюдения как метода.

Эксперимент. Преимущества и недостатки эксперимента в сравнении с наблюдением. Основные требования к проведению эксперимента. Виды экспериментов /естественный, лабораторный; констатирующий, обучающий, контрольный/.

Социометрия. Специфика и содержание метода.

Биографический /анамнестический/ метод. Специфика метода и его содержание. Значение данного метода в условиях психодиагностической и психокоррекционной работы в рамках специальной психологии.

Метод изучения продуктов деятельности. Специфика метода, содержание метода. Варианты ограниченного применения метода при различных нарушениях развития.

Беседа /устный опрос/. Виды бесед: первичная, повторная, итоговая; свободная, стандартизированная. Требования к проведению беседы. Информативность метода /фактическая, психологическая/. Области ограниченного применения беседы как метода в рамках специальной психологии.

Анкетирование /письменный опрос/. Виды анкетирования: первичное, повторное, итоговое; свободное, стандартизированное. Требования к проведению анкетирования. Информативность метода /фактическая, психологическая/ в сравнении с беседой. Области ограниченного применения. Преимущества и недостатки анкетирования по сравнению с методом беседы.

Тестовый метод. История возникновения метода. Психометрия. IQ Виды тестов: тест-опросник, тест-задание, проективный тест. Специфика и содержание метода.

Тема 2. Метод наблюдения

Определение метода наблюдения. Виды наблюдения: несистематическое и систематическое, «сплошное» и выборочное, включенное и не включенное. Этапы наблюдения, разновидности предмета наблюдения, типичные ошибки наблюдения, этические проблемы, возникающие из-за специфических способов регистрации результатов наблюдения.

Тема 3. Виды психологического эксперимента (естественный, лабораторный)

Исследовательский и поисковый эксперимент. Идеальный (Р. Кэмпбелл) и реальный эксперимент. Раскрытие понятий «критический эксперимент», «полевое исследование» («естественный эксперимент»), «лабораторный эксперимент». Споры о том, какой вид эксперимента наиболее эффективен в психологии: «естественный» или «лабораторный».

Тема 4. Требования к организации и проведению эксперимента

Этапы проведения эксперимента: формирование проблемы и выдвижение гипотезы; конструирование методики эксперимента и подбор аппаратуры; определение и конструирование выборки; создание плана для контроля переменных; проведение эксперимента; обработка и интерпретация результатов; подготовка научного отчета (статья, дипломная работа, диссертация и др.). Сильные и слабые стороны эксперимента.

Ошибки – ловушки экспериментального общения исследователя и испытуемого. Артефакторы психологического эксперимента, снижающие его чистоту. Поведенческие проявления у испытуемых как причина артефакторов: «эффект плацебо»; «эффект Хотторна»; «эффект аудитории» (Т. Зайонц); «эффект фасада» (М.Т. Орне).

Тема 5. Тесты

Характеристика теста как метода психологической диагностики. Стандартизация, надежность, валидность теста. Разновидность и специфика тестов. Классификация тестов, обусловленная диагностируемой сферой: интеллектуальные тесты; тесты достижений и специальных способностей; личностные тесты; тесты интересов, установок, ценностей; тесты по диагностике межличностных отношений; тесты креативности.

Технология построения тестов. Проективные тесты. Из истории проективного метода. Типы проективных техник, их специфика.

Нормативные предписания разработчикам и пользователям психодиагностических методик.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.