III. Накопление многочисленных фактов, полученных в
Различных условиях исследования.
IV. Анализ связей, зависимостей. Фиксирование качественных изменений.
V. Установление связей между внешними и внутренними
Условиями и конечными результатами, т. е. количественными
Изменениями, происходящими в эксперименте.
VI. Повторная проверка вскрытых взаимосвязей путем со
Здания наиболее эффектных условий для обнаружения коли
Чественно-качественных экспериментов.
Прогностические методы в научных исследованиях.
Кандидатская диссертация
Прогностические методы как способы достижения определенных результатов в познании и практике представляют собой систему регулярных принципов, правил, требований, направляющих познавательную деятельность субъекта по пути к овладению объективной истиной. Как и любой другой метод, прогностический метод эвристичен. Новые задачи, связанные с предвидением, прогнозированием развития объектов и явлений, требуют применения адекватных научных методов в проведении соответствующих прогностических исследований.
По степени формализации все методы научного прогнозирования делятся на интуитивные и формализованные, а по способу их применения — на сингулярные (одиночные, простые) и комплексные.
Интуитивные методы прогнозирования связаны с привлечением соответствующего математического аппарата. Это корреляционный и регрессивный анализы, метод группового учета аргументов, факторный анализ, вариационное исчисление, спектральный анализ, математические методы, используемые в теории распознавания образов, теории игр и др.
Сложность реальных объектов прогнозирования, их зависимость от социально-экономических, научно-технических факторов практически исключает возможность использования сингулярных прогностических методов. В частности, в педагогической прогностике внимание обычно уделяется комплексным методам прогнозирования.
Рассмотрим некоторые из них.
Методы экспертных оценок. К ним относятся методы получения прогностической информации на основе выявления и специализированной обработки мнений специалистов, входящих в репрезентативную группу экспертов. Методы экспертных оценок могут быть реализованы в различных формах: устный и письменный опрос (анкетирование, интервьюирование и др.), сбор письменных заключений специалистов о документах, в которых отражены прогностические сведения, совещания и т. д. Опросы экспертов бывают индивидуальными и групповыми, очными и заочными, по общим и частным вопросам. Чем более динамичной и многофакторной является задача прогнозирования, тем большее значение имеют методы, касающиеся коллективного мнения экспертов, методы комиссии, коллективной генерации идей 'мозговой атаки', Дельфи и др.
Методы экстраполяции. Под ними понимают способы распространения каких-либо закономерностей или тенденций, наблюдавшихся в определенном временном интервале (базовом) на другой временной интервал (прогнозный). Экстраполяция обычно проводится на основе статистически установленных изменений количественных характеристик прогнозируемого объекта, подчиняющихся той или иной функциональной зависимости и описываемых соответствующими кривыми графически.
В педагогике метод экстраполяции может использоваться при составлении учебных планов, программ, профессиограмм, квалификационных характеристик, при планировании учебного процесса, анализе и диагностике учебной успеваемости и т. д.
Методы моделирования. Способ исследования, при котором изучаются не сами объекты познания, а их модели и результаты исследования переносятся с модели на объект, называется методом моделирования. Важная методологическая задача науки заключается в том, чтобы определить, при каких условиях та или иная модель приобретает прогностическую функцию, какие имеются ограничения и допущения для интерпретации вывода о свойствах и отношениях между элементами модели в качестве предсказания еще не описанных свойств и отношений между элементами объекта. Для построения моделей требуется глубокое и всестороннее проникновение в сущность прогнозируемых явлений, а также необходимы математические знания.
Метод моделирования, будучи процедурой, осуществляемой на основе абстрактно-логического мышления, предполагает (совместно с другими процедурами исследования) возможность построения в теоретическом плане умозрительных моделей, которые выражали бы определенную логическую завершенность границ исследуемых сторон предмета. Здесь умозрительная модель выступает как эталон, связанный с модельными представлениями о предмете исследования и выраженный в форме рабочей гипотезы.