Значительный объем информации можно получить с помощью метода наблюдений. Под наблюдением подразумевается внешнее изучение (со стороны) объектов, на основе чего проводится анализ объекта и процессов. По своей природе наблюдения - это регистрация произошедших событий или фактов. При этом наблюдатель не оказывает влияния на текущие процессы.
Иногда с помощью наблюдения удается получить более достоверные данные, чем при опросах. Наблюдения применяется для получения первичной информации:
о конкурентах (изучить опыт организации работы конкурентов, провести анализ поставок и сравнить их цены);
партнерах и поставщиках (изучение с помощью наблюдения работы персонала во время посещения - как относятся к клиентам, как представляют товар, какие рекламные материалы имеют, как быстро обслуживают);
выставках (наблюдение за участниками выставки, изучение маршрутов движения посетителей, у каких стендов посетителей больше, чем в наибольшей степени они интересуются, какие вопросы задают);
организации работ на производстве (наблюдение за работой на оборудовании, какие проблемы возникают при работе на оборудовании).
В период с 1993 по 1998г. огромное количество людей совершало покупки на рынках: продуктовых, пищевых, строительных и пр. Получить же информацию о том, сколько продукции продается, какой, а самое главное, кто покупает, почему и зачем, не представлялось возможным. Прямое обращение к персоналу, торгующему на рынке, не позволяло что-либо узнать, потому что это были исполнители, лишние хлопоты им ни к чему, а если хозяин узнавал, что они занимаются посторонними делами, их могли выгнать с работы. Если обращались к хозяину торговой точки или к одному из руководителей, отказ был еще более категоричным. Такое поведение было обусловлено подозрением на «происки конкурентов», нежеланием показывать истинные результаты работы, опасением потерять постоянных клиентов из-за того, что их могут переманить. В этих условиях только стороннее наблюдение за процессом покупки, оценкой количества купленного товара, иногда отслеживание госномеров автомобилей по их причастности к региону позволяло хоть как-то получать оценку работы рынков. .
Наблюдение - это классический инструмент социологии и статистики. В прошлые годы процесс наблюдений за различными социальными и экономическими процессами в стране был широко распространен. Масса информации собиралась и накапливалась в раз личных ведомствах.
Различаются следующие виды наблюдений:
1. по охвату - сплошное и выборочное.
Можно дать задание менеджерам торговых компаний вести наблюдение во всех торговых залах, а можно выбрать из них только несколько и затем выводы распространить на остальные.
2. по времени проведения наблюдений - единовременное, непрерывное и систематическое.
Систематическое наблюдение за состоянием объектов и процессов называется мониторингом. Систематичность наблюдений состоит не только в непрерывности, но также в отслеживании определенных параметров и в ограниченных географических рамках.
3. по способам организации- специальное и документальное (отчетность);
4. скрытое или открытое. При скрытом наблюдении наблюдатель находится вне изучаемого объекта и не вмешивается в естественный ход процессов исследования. Наблюдателю в торговом зале, исследующему потоки посетителей, их реакции на выкладку товара, не рекомендуется вступать в контакты с покупателями.
В одном из магазинов плохо продавался крем от морщин для женщин. Поставщик этих кремов задался вопросом: «Почему именно в этом магазине продажи самые низкие?» Было организовано наблюдение, которое в течение двух часов сразу дало исчерпывающий ответ. Крем предназначен пожилым женщинам, а располагался он в магазине на самой нижней полке, где его либо не видели, либо не могли нагнуться. Аналогичные случаи весьма часты. В другом универсаме плохо продавались йогурты из-за того, что их на полке выкладывали набок, в то время как верхняя крышка с названием была не видна.
Проводя открытое наблюдение, исполнитель преднамеренно участвует в самом процессе, и объекты наблюдений знают о его присутствии. В торговом зале такой наблюдатель активно участвует в процессе совершения покупок, он дает консультации и обсуждает с покупателем достоинства и недостатки предлагаемого товара;
5. лабораторное или полевое. Лабораторное наблюдение проводится в искусственно созданных, «лабораторных» условиях. Такие наблюдения тесно смыкаются с экспериментальными методами изучения. Полевые наблюдения проводятся в контексте реальной повседневной жизни, когда поведение объектов исследований естественно. Часто такую работу выполняют с помощью теле- и видеокамер одновременно выполняющих охранные функции.
6. прямое и не прямое. При прямом наблюдении исследуется поведение объекта в конкретной ситуации, например, реакция пассажиров самолета на предложенный обед или прохладительные напитки в процессе полета. В случае не прямого наблюдения исследуется не само поведение, а его результат, например, изучив, оставшиеся на борту после рейса газеты, можно определить, какие из СМИ вызывают у пассажиров наибольший или наименьший интерес.
7. стандартизированное и не стандартизированное. Проведение стандартизированного наблюдения означает использование стандартных инструментов и процедур, не стандартизированное выполняется по произвольным параметрам и формам.
Весьма эффективным способом получения информации о конкурентах является проведение наблюдений «со стороны» за тем, как у них организована работа, как работает персонал, как выполняются операции погрузки-разгрузки, отпуск товара и т.д. Директор небольшой оптовой фирмы три дня наблюдал за работой аналогичной фирмы. Делясь своими впечатлениями от увиденного, он сказал, что можно перенять для своей фирмы и что необходимо изменить в организации своей работы. В частности, во время дождя хронометраж показал снижение темпов загрузки автомашин покупателей, поскольку над дверью склада отсутствовал навес, и рабочие вынуждены были ходить медленнее и осторожнее.
Как любая другая информация, наблюдения не гарантируют от возникновения ошибок. Когда на интерпретацию наблюдаемого события накладывается человеческий фактор, тогда возникает возможность вольной трактовки того или иного факта. Каждый человек обладает своим представлением о наблюдаемом явлении. Понятия «работа организована хорошо» или «работа организована плохо» могут характеризовать один и тот же процесс на предприятии, но разными людьми. Поэтому необходимо при проведении наблюдений стараться формализовать все исследование по определенным критериям, ввести понятные единицы измерений (времени, количества изготовленных изделий, объема разгруженной продукции, прибыли).