Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема лекции: Исследования с помощью наблюдений



 

Значительный объем информации можно получить с помощью ме­тода наблюдений. Под наблюдением подразумевается внешнее изуче­ние (со стороны) объектов, на основе чего проводится анализ объекта и процессов. По своей природе наблюдения - это регистрация произо­шедших событий или фактов. При этом наблюдатель не ока­зывает влияния на текущие процессы.

Иногда с помощью наблюдения удается получить более достовер­ные данные, чем при опросах. Наблюдения применяется для получе­ния первичной информации:

  1. о конкурентах (изучить опыт организации работы конкурентов, провести анализ поставок и сравнить их цены);
  2. партнерах и поставщиках (изучение с помощью наблюдения ра­боты персонала во время посещения - как относятся к клиентам, как представляют товар, какие рекламные материалы имеют, как быстро обслуживают);
  3. выставках (наблюдение за участниками выставки, изучение маршрутов движения посетителей, у каких стендов посетителей больше, чем в наибольшей степени они интересуются, какие вопросы задают);
  4. организации работ на производстве (наблюдение за работой на
    оборудовании, какие проблемы возникают при работе на оборудовании).

В период с 1993 по 1998г. огромное количество людей совершало покупки на рынках: продуктовых, пищевых, строительных и пр. Получить же информацию о том, сколько продукции продается, какой, а самое главное, кто покупает, почему и зачем, не представлялось возможным. Прямое обращение к персоналу, торгующему на рынке, не позволяло что-либо узнать, потому что это были исполнители, лишние хлопоты им ни к чему, а если хозяин узнавал, что они занимаются посторонними делами, их могли выгнать с работы. Если обращались к хозяину торговой точки или к одному из руководителей, отказ был еще более категоричным. Такое поведение было обусловлено подозрением на «происки конкурентов», нежеланием показывать истинные результаты работы, опасением потерять по­стоянных клиентов из-за того, что их могут переманить. В этих условиях только стороннее наблюдение за процессом покупки, оценкой количества купленного товара, иногда отслеживание госномеров автомобилей по их причастности к региону позволяло хоть как-то получать оценку работы рынков. .

Наблюдение - это классический инструмент социологии и статистики. В прошлые годы процесс наблюдений за различными социальными и экономическими процессами в стране был широко распространен. Масса информации собиралась и накапливалась в раз­
личных ведомствах.

Различаются следующие виды наблюдений:

1. по охвату - сплошное и выборочное.

Можно дать задание менеджерам торговых компаний вести наблю­дение во всех торговых залах, а можно выбрать из них только несколь­ко и затем выводы распространить на остальные.

2. по времени проведения наблюдений - единовременное, непре­рывное и систематическое.

Систематическое наблюдение за состоянием объектов и процессов называется мониторингом. Систематичность наблюдений состоит не только в непрерывности, но также в отслеживании определенных па­раметров и в ограниченных географических рамках.

3. по способам организации- специальное и документальное (от­четность);

4. скрытое или открытое. При скрытом наблюдении наблюдатель находится вне изучаемого объекта и не вмешивается в естественный ход процессов исследова­ния. Наблюдателю в торговом зале, исследующему потоки посетите­лей, их реакции на выкладку товара, не рекомендуется вступать в кон­такты с покупателями.

В одном из магазинов плохо продавался крем от морщин для
женщин. Поставщик этих кремов задался вопросом: «Почему именно в этом магазине продажи самые низкие?» Было организовано наблюдение, которое в течение двух часов сразу дало исчерпывающий ответ. Крем предназначен пожилым женщинам, а располагался он в магазине на самой нижней полке, где его либо не видели, либо не могли нагнуться. Аналогичные случаи весьма часты. В другом универсаме плохо продавались йогурты из-за того, что их на полке вы­кладывали набок, в то время как верхняя крышка с названием была не видна.

Проводя открытое наблюдение, исполнитель преднамеренно уча­ствует в самом процессе, и объекты наблюдений знают о его присутст­вии. В торговом зале такой наблюдатель активно участвует в процессе совершения покупок, он дает консультации и обсуждает с покупателем достоинства и недостатки предлагаемого товара;

5. лабораторное или полевое. Лабораторное наблюдение проводится в искусственно созданных, «лабораторных» условиях. Такие наблюдения тесно смыкаются с экспериментальными методами изучения. Полевые наблюдения прово­дятся в контексте реальной повседневной жизни, когда поведение объ­ектов исследований естественно. Часто такую работу выполняют с по­мощью теле- и видеокамер одновременно выполняющих охранные функции.

6. прямое и не прямое. При прямом наблюдении исследуется поведение объекта в конкретной ситуации, например, реакция пассажиров самолета на предложенный обед или прохладительные напитки в процессе полета. В случае не прямого наблюдения исследуется не само поведение, а его результат, например, изучив, оставшиеся на борту после рейса газеты, можно определить, какие из СМИ вызывают у пассажиров наибольший или наименьший интерес.

7. стандартизированное и не стандартизированное. Проведение стандартизированного наблюдения означает исполь­зование стандартных инструментов и процедур, не стандартизирован­ное выполняется по произвольным параметрам и формам.

Весьма эффективным способом получения информации о кон­курентах является проведение наблюдений «со стороны» за тем, как у них организована работа, как работает персонал, как выполняются операции погрузки-разгрузки, отпуск товара и т.д. Директор не­большой оптовой фирмы три дня наблюдал за работой аналогичной фирмы. Делясь своими впечатлениями от увиденного, он сказал, что можно перенять для своей фирмы и что необходимо изменить в организации своей работы. В частности, во время дождя хрономет­раж показал снижение темпов загрузки автомашин покупателей, поскольку над дверью склада отсутствовал навес, и рабочие вынуж­дены были ходить медленнее и осторожнее.

Как любая другая информация, наблюдения не гарантируют от возникновения ошибок. Когда на интерпретацию наблюдаемого со­бытия накладывается человеческий фактор, тогда возникает возмож­ность вольной трактовки того или иного факта. Каждый человек обла­дает своим представлением о наблюдаемом явлении. Понятия «работа организована хорошо» или «работа организована плохо» могут харак­теризовать один и тот же процесс на предприятии, но разными людь­ми. Поэтому необходимо при проведении наблюдений стараться фор­мализовать все исследование по определенным критериям, ввести по­нятные единицы измерений (времени, количества изготовленных изделий, объема разгруженной продукции, прибыли).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.