Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Спрос на факторы производства



 

Отличительной чертой рынков факторов производства является то, что в роли покупателей здесь выступают фирмы, а продавцами являются домашние хозяйства. Фирма представляет спрос на факторы производства лишь постольку, поскольку потребитель нуждается в товарах, произведенных с помощью этих факторов. Таким образом, спрос на факторы производства является производным спросом. Он производен от спроса на продукты, производимые с помощью этих факторов.

Производный характер спроса на факторы со стороны фирмы определяют его зависимость от производительности факторов и от уровня цен на продукцию, производимую с помощью этих факторов.

Предельная производительность фактора выражается в физических единицах измеряется величиной предельного продукта (МР). Предельная производительность фактора в денежном выражении или доход от предельного продукта это произведение физического предельного продукта переменного фактора и предельного дохода, полученного от продажи одной дополнительной единицы продукции. Доход от предельного продукта:

 

MRPL=MPL*MR

 

В условиях совершенной конкуренции на рынках готовой продукции MR=PA

В этом случае доход от предельного продукта (MRP) равен его стоимости (VMP).

Стоимость предельного продукта труда:

 

VMP L =MPL* PA,

 

где PA- цена единицы выпускаемой продукции,

MP L – физический предельный продукт труда.

 

Конкурентная фирма не оказывает никакого влияния ни на цену готовой продукции ни на цену факторов производства. Так, она может нанять любое количество работников по одной и той же ставке заработной платы (W).

Ставка заработной платы измеряет затраты конкурентной фирмы на найм дополнительного работника, а стоимость предельного продукта труда – дополнительный доход от найма этого дополнительного работника. Отсюда правило определение спроса на труд для конкурентной фирмы:

 

VMP L = W

 

Конкурентной фирме следует нанимать дополнительных работников до тех пор, пока стоимость предельного продукта труда не упадет (в силу действия закона убывающей отдачи) до уровня ставки заработной платы.

Рис.26 Спрос на труд со стороны конкурентной фирмы.

 

Монопсония – это единственная на рынке фирма, которая является покупателем фактора производства или его услуг, предлагаемых на этом рынке, причем возможности альтернативного сбыта мало либо нет совсем.

Монопсония может существовать в небольших городах, в которых единственная фирма нанимает всех трудоспособных жителей (моногород).

Поскольку фирма – монопсонист уже использует все трудовые ресурсы моногорода она может привлекать дополнительных работников только из других регионов, для чего ей придется повышать заработную плату. Это повышение коснется не только дополнительных работников, но и всех ранее нанятых. В результате предельные затраты на найм дополнительного работника будут выше чем ставка его заработной платы (MFC L >W).

 

MFCL =∆ТFCL/ ∆ L

 

где TFCL – общие издержки на рабочую силу. TFC=W*L.

 

 

Правило определения спроса на труд со стороны монопсонии:

VMP L =MFC L.

 

Фирма – монопсонист будет нанимать дополнительных работников, пока стоимость предельного продукта труда не упадет до уровня предельных издержек на труд.

Рис.27 Спрос на труд со стороны монопсонии

 

Фирма – монопсонист наймет работников в количестве Lм по ставке заработной платы Wм. В отсутствии монопсонии может быть нанято Lе работников по ставке Wе. Монопсония реализует свою власть над рынком труда не доплачивая работникам до величины стоимости предельного продукта труда (Wм< VMPL). Она получает сверхприбыль за счет эксплуатации наемного труда:

 

П=(VMPL – W)*Lм

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.