Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Спрос: понятие, величина, факторы



Федеральное агентство связи

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский Государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича

А.В. Мешков

А.А. Симонина

Микроэкономика

Учебное пособие

По направлениям 080200 «Менеджмент»,

Бизнес-информатика

Санкт-Петербург

Тема 1. Микроэкономика : предмет, объект и метод.

Микроэкономика- составляющая часть экономикс (экономической теории).

Экономикс – общественная наука, изучающая такие способы применения ограниченных экономических ресурсов которые обеспечивают наиболее полное удовлетворения безграничных потребностей общества.

непосредственным предметом микроэкономики является поведение отдельных экономических субъектов (фирм, домашних хозяйств, общественных организаций, государства)

Главная задача экономических субъектов – осуществить экономический выбор, обусловленный ограниченностью ресурсов. В любом обществе ограниченность ресурсов требует делать выбор с целью решения следующих вопросов:

- что производить и в каком объеме?

- каким образом производить избранные виды продукции?

- кто получает то, что произведено?

- какой объем ресурсов использовать для текущего потребления и какой для будущего?

Современная микроэкономика изучает, как решаются вышеназванные четыре основных вопроса. Она даёт представление о движении цен на конкретные виды товаров и услуг, рассматривает проблемы затрат, результатов, полезности, стоимости и цены в том виде, в каком они формируются в процессе производства, в актах обмена на рынке.

Объект микроэкономики –экономическое поведение людей, которое закрепляется в соответствующих институтах. В качестве ключевых институтов выступают рынок, собственность и государство.

Метод микроэкономики. В зависимости от подхода к исследованию поведения отдельных экономических субъектов микроэкономическая теория подразделяется на позитивную и нормативную.

Позитивная микроэкономика изучает факты и зависимости между этими фактами и отвечает на вопрос : что есть или может быть?

Нормативная микроэкономика предлагает рецепты действий, определяет какие условия экономики желательны или нежелательны и отвечает на вопрос : что должно быть?

Основные методы изучения реальной действительности позитивной микроэкономической теории следующие:

- предельный анализ. Этот метод призван исследовать то, каким образом каждая дополнительная операция, совершаемая за период (например, продажа дополнительной единицы продукции в день) влияет на цель, к которой стремиться, согласно поведенческой предпосылке, человек.

- функциональный анализ, предполагающий такую последовательность исследования : в начале выявляется типичное качество явления, затем устанавливают факторы, влияющие на это качество. И наконец, определяется способ взаимосвязи факторов с ранее установленным качеством – функция.

- равновесный подход означает, что микроэкономика изучает состояния относительной стабильности экономической системы, т.е. когда отсутствуют внутренние тенденции к изменению такого состояния.

 

Нормативный подход широко используют в моделировании экономических процессов и явлений т.е. исследование объектов познания осуществляется не непосредственно, а косвенно, путем моделей.

Экономическая модель состоит из предпосылок, которые служат для установления связей между экономическими переменными. Модели используют для получения выводов из теории (при помощи логики, графических построений и математики), что позволяет выявить последствия предпосылок для явления, которое теория стремиться объяснить.

 

Тема 2 . Основы анализа спроса и предложения.

 

Спрос: понятие, величина, факторы

Рынок – совокупность экономических отношений продавцов и покупателей по поводу купли-продажи товаров. Основными элементами рынка выступают спрос, предложение, цена. Цена – норма обмена товаров на деньги. Она определяется соотношением спроса и предложения.

Спрос – желание и готовность субъектов приобрести товар.

Объем спроса – количество какого-либо товара, которое желает купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. Эти условия называют факторами спроса. Выделяют следующие факторы, влияющие на объем спроса : цена данного товара, цены других товаров, доходы покупателей, их вкусы и предпочтения, накопленное имущество и другое.

Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса :

 

QDA = f (PA, PB, … PZ, I, X, T, W, IE…)

 

где QDA – объем спроса на товар А в единицу времени

PA- цена товара

PA,… PZ- цены других товаров

I- доход покупателей

X- размер рынка , общее количество покупателей

T- вкусы и предпочтения покупателей

W – накопленное имущество

IE – инфляционные ожидания

… другие возможные факторы

 

Прежде всего объем спроса на товар определяется его ценой. При прочих равных условиях спрос на товар тем больше, чем ниже цена на него (и наоборот). Эта зависимость называется законом спроса. Если прочие факторы спроса принять за неизменные величины, то указанная зависимость приобретает вид функции спроса от цены:

 

QDA=f(PA)

 

Функция спроса от цены может быть представлена одним из трех способов:

- табличный, например:

 

PA (в руб.) QDA (тыс. штук в месяц)

 

- графическим:

Рис.1 Кривая спроса

- аналитическим:

 

QDA=a-b*PA (например QDA=10-2PA)

 

Кривая спроса имеет отрицательный наклон (вправо-вниз). Она отражает обратную зависимость между ценой и объемом спроса.

Необходимо различать изменение спроса (характера спроса) и изменение объема спроса. Изменение объема спроса – движение по линии спроса под воздействием изменения цены данного товара.

Изменение спроса (характера спроса)- сдвиг кривой спроса при изменении других факторов спроса, помимо цены.

Рис.2 Сдвиг кривой спроса (увеличение спроса)

 

К неценовым факторам, сдвигающим кривую спроса относятся:

- Изменение цен на товары- заменители. С ростом цены на товар-заменитель спрос на данный товар растет.

- Изменение цен на дополнительные товары. Снижение цен на дополняющий товар приводит к росту спроса на данный товар.

- Изменение доходов потребителей. Спрос на большинство товаров растет при повышении дохода. Такие товары называются нормальными. На некоторые товары, называемые низкокачественными (неполноценными) с ростом дохода спрос падает.

- Изменение во вкусах, предпочтениях людей.

Из закона спроса имеются исключения:

Парадокс Гиффена. Роберт Гиффен в конце XIX в обнаружил, что в период голода в Ирландии объем спроса на картофель значительно вырос, хотя цена его существенно повысилась. Причина состояла в том, что картофель был основным продуктом питания бедняков, и повышение цены на него вынудило их отказаться от других более качественных (и более дорогих) продуктов.

Эффект Веблена описывает спрос на престижные товары, свидетельствующие о высоком социальном статусе покупателя. Повышение цен на такие товары увеличивает их привлекательность и может привести к росту на них.

Цена спроса– это максимальная цена которую покупатели согласны заплатить при покупке данного количества товара.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.