По специальностям:060101 лечебное дело; 060103 педиатрия
Разработчик: к.м.н., доц. Саломеина Н.В.
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры _______________________,
протокол № _____.
Актуальность темы:Кровь и лимфа, являющиеся тканями мезенхимного происхождения, образуют внутреннюю среду организма (вместе с рыхлой соединительной тканью). Знания морфофункциональной характеристики крови, количества и процентного состава ее форменных элементов необходимы врачу любого профиля, т.к. кровь является одной из тканей, дающих быструю реакцию при различных физиологических и патологических состояниях. Таким образом, в медицинской практике анализ крови играет большую роль.
Исходный уровень знаний:Материал разделов «Цитология» (ультраструктура и функциональное значение органелл клетки), «Эмбриология» (зародышевые листки, образование мезенхимы). При подготовке к занятию используется материал лекции и учебной литературы по теме «Кровь и лимфа».
Цель занятия - после изучения темы студент будет
Знать:
· основные гистологические термины и понятия по теме «Мезенхима. Кровь»
· развитие и функции крови
· классификацию, строение и функции всех форменных элементов крови, их количество
· принцип классификации лейкоцитов, их функциональное значение, лейкоцитарную формулу
· возрастные изменения крови
· состав и функции лимфы
· принцип подсчета лейкоцитарной формулы
Владеть:
· техникой микроскопирования
Уметь:
· дифференцировать мазок периферической крови человека и лягушки
· распознавать с помощью светового микроскопа различные виды форменных элементов крови
· идентифицировать электроннограммы различных видов лейкоцитов
· интерпретировать изменения в лейкоцитарной формуле
· графически изображать различные виды форменных элементов крови
Иметь представление:
· о фундаментальном значении знаний по данной теме для дальнейшего изучения клинических дисциплин
· о тесной взаимосвязи между системой крови, лимфатической и иммунной системами.
Задачи:
· на основе знания материала учебника и лекции по теме «Мезенхима. Кровь и лимфа» решить тестовые задания и ситуационные задачи, прилагающиеся к теме
· на малом и большом увеличении микроскопа изучить микропрепараты, зарисовать все форменные элементы крови в протокол лабораторного занятия
· занести в таблицу показатели лейкоцитарной формулы в норме
· студентам педиатрического факультета зарисовать график двойного физиологического перекреста лейкоцитов у детей и записать особенности крови у детей
· в конце лабораторного занятия подписать протокол с зарисованным микропрепаратом, таблицей, графиком и ответить на вопросы преподавателя.
Контрольные вопросы:
1. Морфофункциональная характеристика мезенхимы, ее онтогенетические источники.
2. Кровь. Характеристика ее как ткани, источники развития, функции.
3. Плазма крови: химический состав, функциональное значение.
4. Эритроциты: строение, количество, функциональное значение. Пойкилоцитоз, анизоцитоз. Виды гемоглобина. Анемия. Ретикулоциты.
5. Лейкоциты: общая характеристика, классификация, количество в крови.
7. Агранулоциты (моноциты и лимфоциты): строение, функции. Понятие о системе мононуклеарных фагоцитов.
8. Лейкоцитарная формула, ее значение, анализ; понятие о сдвиге лейкоцитарной формулы “влево” и “вправо”.
9. Тромбоциты: морфофункциональная характеристика, содержание в периферической крови.
10. Гемограмма. Возрастные особенности крови.
11. Лимфа: состав, функции.
Учебные материалы:
1. Препараты
а) учебные:
1. Мезенхима зародыша курицы. Окр. Г+Э., ув. м. и б.
2. Мазок крови лягушки. Окр. азур II +Э., ув. б.
3. Мазок крови человека. Окр. по Романовскому-Гимза, ув. м. и б.
б) демонстрационные:
1. Мазок крови человека. Окр. по Романовскому-Гимза, ув. иммерсия.
2. Таблицы:
· мезенхима
· мазок крови человека
· электроннограммы форменных элементов крови человека (сегментоядерный нейтрофил, базофил, эозинофил, лимфоцит, моноцит, тромбоцит), плазматической клетки
· лейкоцитарная формула взрослого человека
· физиологический перекрест лейкоцитов у детей.
3. Атласы по гистологии, эмбриологии и цитологии под ред. Алмазова, Сутулова (1978), Кузнецова, Мушкамбарова, Горячкиной (2002; 2007), Юшканцевой, Быкова (2007; 2009).
В начале лабораторного занятия студенты выполняют входной тестовый контроль по данной теме.
Описание работы студентов с учебными препаратами:
1. Мезенхима зародыша курицы. Окр. Г+Э. Увеличение малое и большое. Используя атлас по гистологии изучить препарат. Найти на малом увеличении зародышевые листки, осевой комплекс эмбриональных зачатков (хорду, нервную трубку, первичную кишку) и клетки мезенхимы, расположенные между ними. На большом увеличении рассмотреть отростчатые клетки мезенхимы.
2. Мазок крови лягушки. Окр. азур II–эозином. Увеличение большое. На большом увеличении видны крупные эритроциты с палочковидными ядрами. Тромбоциты у земноводных также являются истинными клетками и содержат ядро.
3. Мазок крови человека. Окр. по Романовскому-Гимза. Увеличение малое и большое. На малом увеличении определить на фоне безъядерных оксифильно окрашенных эритроцитов ядерные формы клеток - лейкоциты. На большом увеличении используя атлас по гистологии выявить морфологические особенности форменных элементов крови человека:
- эритроциты – самые многочисленные безъядерные форменные элементы крови с оксифильной цитоплазмой. Благодаря их форме (двояковогнутого диска) цитоплазма в центре имеет более светлую окраску;
- лейкоциты:
• гранулярные, имеющие специфическую зернистость в цитоплазме и сегментированное ядро: а) сегментоядерные нейтрофилы – являются самыми многочисленными среди лейкоцитов, ядро содержит 3-5 сегментов, цитоплазма окрашена слабооксифильно, в ней видна мелкая зернистость розово-фиолетового цвета (окрашивается кислыми и основными красителями); б) эозинофилы – крупнее нейтрофилов, ядро содержит 2 реже 3 сегмента соединенные тонкой перемычкой, в оксифильной цитоплазме видны крупные оксифильные гранулы; в) базофилы – встречаются очень редко, имеют слабо дольчатое ядро и разных размеров (преимущественно крупные) базофильно окрашенные гранулы в цитоплазме;
• агранулярные (их цитоплазма лишена специфической зернистости): а) лимфоциты – содержат округлое (иногда с небольшой инвагинацией) ядро с резко конденсированным хроматином и узкий ободок базофильной цитоплазмы; б) моноциты – самые крупные в мазке крови, содержат бобовидное ядро и слабобазофильную цитоплазму;
- тромбоциты (кровяные пластинки) – самые мелкие форменные элементы крови, часто расположены небольшими группами, имеют светлую периферическую часть (гиаломер) и более темную зернистую часть (грануломер), ядра отсутствуют.
Зарисовать:
1.Мезенхиму зародыша курицы.
2. Мазок крови человека.
3. Лейкоцитарную формулу взрослого человека в норме.
Студентам педиатрического факультета также зарисовать:
4. График двойного физиологического перекреста лейкоцитов у детей.
5. Особенности крови у детей.
Принцип подсчета лейкоцитарной формулы. Последовательно на большом увеличении, передвигая препарат сверху вниз и слева направо, подсчитывается в каждом поле зрения количество лейкоцитов. Каждый вид лейкоцитов отмечают в соответствующей графе таблицы палочкой. Общее количество подсчитанных лейкоцитов должно быть либо 100, либо 200. Оно принимается за 100%, а затем подсчитывается процентное содержание различных видов лейкоцитов.