Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Цель занятия - после изучения темы студент будет



Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный медицинский университет

Министерство здравоохранения и социального развития»

(ГОУ ВПО НГМУ Минздравсоцразвития России)

Факультет педиатрический

Кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой_____________________

«_____»____________________201_ г.

Методические указания для студентов к лабораторному занятию

По теме: «Мезенхима. Кровь»

Дисциплина:ЕН.Ф.08 гистологии, эмбриологии, цитологии

По специальностям:060101 лечебное дело; 060103 педиатрия

 

Разработчик: к.м.н., доц. Саломеина Н.В.

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры _______________________,

протокол № _____.

Актуальность темы:Кровь и лимфа, являющиеся тканями мезенхимного происхождения, образуют внутреннюю среду организма (вместе с рыхлой соединительной тканью). Знания морфофункциональной характеристики крови, количества и процентного состава ее форменных элементов необходимы врачу любого профиля, т.к. кровь является одной из тканей, дающих быструю реакцию при различных физиологических и патологических состояниях. Таким образом, в медицинской практике анализ крови играет большую роль.

 

Исходный уровень знаний:Материал разделов «Цитология» (ультраструктура и функциональное значение органелл клетки), «Эмбриология» (зародышевые листки, образование мезенхимы). При подготовке к занятию используется материал лекции и учебной литературы по теме «Кровь и лимфа».

 

Цель занятия - после изучения темы студент будет

Знать:

· основные гистологические термины и понятия по теме «Мезенхима. Кровь»

· развитие и функции крови

· классификацию, строение и функции всех форменных элементов крови, их количество

· принцип классификации лейкоцитов, их функциональное значение, лейкоцитарную формулу

· возрастные изменения крови

· состав и функции лимфы

· принцип подсчета лейкоцитарной формулы

Владеть:

· техникой микроскопирования

Уметь:

· дифференцировать мазок периферической крови человека и лягушки

· распознавать с помощью светового микроскопа различные виды форменных элементов крови

· идентифицировать электроннограммы различных видов лейкоцитов

· интерпретировать изменения в лейкоцитарной формуле

· графически изображать различные виды форменных элементов крови

Иметь представление:

· о фундаментальном значении знаний по данной теме для дальнейшего изучения клинических дисциплин

· о тесной взаимосвязи между системой крови, лимфатической и иммунной системами.

Задачи:

· на основе знания материала учебника и лекции по теме «Мезенхима. Кровь и лимфа» решить тестовые задания и ситуационные задачи, прилагающиеся к теме

· на малом и большом увеличении микроскопа изучить микропрепараты, зарисовать все форменные элементы крови в протокол лабораторного занятия

· занести в таблицу показатели лейкоцитарной формулы в норме

· студентам педиатрического факультета зарисовать график двойного физиологического перекреста лейкоцитов у детей и записать особенности крови у детей

· в конце лабораторного занятия подписать протокол с зарисованным микропрепаратом, таблицей, графиком и ответить на вопросы преподавателя.

Контрольные вопросы:

1. Морфофункциональная характеристика мезенхимы, ее онтогенетические источники.

2. Кровь. Характеристика ее как ткани, источники развития, функции.

3. Плазма крови: химический состав, функциональное значение.

4. Эритроциты: строение, количество, функциональное значение. Пойкилоцитоз, анизоцитоз. Виды гемоглобина. Анемия. Ретикулоциты.

5. Лейкоциты: общая характеристика, классификация, количество в крови.

6. Гранулоциты (нейтрофилы, эозинофилы, базофилы): строение, функции.

7. Агранулоциты (моноциты и лимфоциты): строение, функции. Понятие о системе мононуклеарных фагоцитов.

8. Лейкоцитарная формула, ее значение, анализ; понятие о сдвиге лейкоцитарной формулы “влево” и “вправо”.

9. Тромбоциты: морфофункциональная характеристика, содержание в периферической крови.

10. Гемограмма. Возрастные особенности крови.

11. Лимфа: состав, функции.

 

Учебные материалы:

1. Препараты

а) учебные:

1. Мезенхима зародыша курицы. Окр. Г+Э., ув. м. и б.

2. Мазок крови лягушки. Окр. азур II +Э., ув. б.

3. Мазок крови человека. Окр. по Романовскому-Гимза, ув. м. и б.

 

б) демонстрационные:

1. Мазок крови человека. Окр. по Романовскому-Гимза, ув. иммерсия.

 

2. Таблицы:

· мезенхима

· мазок крови человека

· электроннограммы форменных элементов крови человека (сегментоядерный нейтрофил, базофил, эозинофил, лимфоцит, моноцит, тромбоцит), плазматической клетки

· лейкоцитарная формула взрослого человека

· физиологический перекрест лейкоцитов у детей.

 

3. Атласы по гистологии, эмбриологии и цитологии под ред. Алмазова, Сутулова (1978), Кузнецова, Мушкамбарова, Горячкиной (2002; 2007), Юшканцевой, Быкова (2007; 2009).

4. Элктроннограммы сегментоядерного нейтрофила, базофила, эозинофила, лимфоцита, моноцита, тромбоцита, плазматической клетки.

 

В начале лабораторного занятия студенты выполняют входной тестовый контроль по данной теме.

Описание работы студентов с учебными препаратами:

1. Мезенхима зародыша курицы. Окр. Г+Э. Увеличение малое и большое. Используя атлас по гистологии изучить препарат. Найти на малом увеличении зародышевые листки, осевой комплекс эмбриональных зачатков (хорду, нервную трубку, первичную кишку) и клетки мезенхимы, расположенные между ними. На большом увеличении рассмотреть отростчатые клетки мезенхимы.

2. Мазок крови лягушки. Окр. азур II–эозином. Увеличение большое. На большом увеличении видны крупные эритроциты с палочковидными ядрами. Тромбоциты у земноводных также являются истинными клетками и содержат ядро.

3. Мазок крови человека. Окр. по Романовскому-Гимза. Увеличение малое и большое. На малом увеличении определить на фоне безъядерных оксифильно окрашенных эритроцитов ядерные формы клеток - лейкоциты. На большом увеличении используя атлас по гистологии выявить морфологические особенности форменных элементов крови человека:

- эритроциты – самые многочисленные безъядерные форменные элементы крови с оксифильной цитоплазмой. Благодаря их форме (двояковогнутого диска) цитоплазма в центре имеет более светлую окраску;

- лейкоциты:

гранулярные, имеющие специфическую зернистость в цитоплазме и сегментированное ядро: а) сегментоядерные нейтрофилы – являются самыми многочисленными среди лейкоцитов, ядро содержит 3-5 сегментов, цитоплазма окрашена слабооксифильно, в ней видна мелкая зернистость розово-фиолетового цвета (окрашивается кислыми и основными красителями); б) эозинофилы – крупнее нейтрофилов, ядро содержит 2 реже 3 сегмента соединенные тонкой перемычкой, в оксифильной цитоплазме видны крупные оксифильные гранулы; в) базофилы – встречаются очень редко, имеют слабо дольчатое ядро и разных размеров (преимущественно крупные) базофильно окрашенные гранулы в цитоплазме;

агранулярные (их цитоплазма лишена специфической зернистости): а) лимфоциты – содержат округлое (иногда с небольшой инвагинацией) ядро с резко конденсированным хроматином и узкий ободок базофильной цитоплазмы; б) моноциты – самые крупные в мазке крови, содержат бобовидное ядро и слабобазофильную цитоплазму;

- тромбоциты (кровяные пластинки) – самые мелкие форменные элементы крови, часто расположены небольшими группами, имеют светлую периферическую часть (гиаломер) и более темную зернистую часть (грануломер), ядра отсутствуют.

Зарисовать:

1.Мезенхиму зародыша курицы.

2. Мазок крови человека.

3. Лейкоцитарную формулу взрослого человека в норме.

 

Студентам педиатрического факультета также зарисовать:

4. График двойного физиологического перекреста лейкоцитов у детей.

5. Особенности крови у детей.

 

Принцип подсчета лейкоцитарной формулы. Последовательно на большом увеличении, передвигая препарат сверху вниз и слева направо, подсчитывается в каждом поле зрения количество лейкоцитов. Каждый вид лейкоцитов отмечают в соответствующей графе таблицы палочкой. Общее количество подсчитанных лейкоцитов должно быть либо 100, либо 200. Оно принимается за 100%, а затем подсчитывается процентное содержание различных видов лейкоцитов.

 

Пример подсчета лейкоцитарной формулы

 

Лейкоциты (100%)
  Гранулоциты     Агранулоциты
Нейтрофилы Эозино- филы Базофилы Лимфоциты Моноциты
Юные Пал.ядерные Сегм.ядерные        
 
1% 3% 61% 4% 0% 25% 6%

 

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.