1. Достаточно ли ясно поставлена исследовательская проблема? Достаточно ли мы знаем о задачах исследования, чтобы оценить весь проект? Насколько тесно исследование связано с какой-либо политической проблемой или темой? Достоен ли выбранный объект изучения?
2. Являются ли элементы анализа четко выделенными и верно выбранными при реализации всего проекта?
3. Являются ли понятия, используемые в исследовании, ясно и четко разработанными? Имеют ли эти понятия четкое эмпирическое выражение?
4. Достаточно ли ясно, какие объяснения проверяются? Если используется теория, то верна ли она логически? Проясняет ли она, как связаны различные понятия и какие причинные процессы работают?
5. Согласуется ли теория доказательства с существующей по предмету литературой? Насколько широк обзор литературы? Достаточно ли ясно показано соотношение данной работы с предыдущими исследованиями и более общими темами в области политологии?
6. Являются ли гипотезы, нуждающиеся в проверке, четко выделенными и верно сформулированными? Следуют ли они из тех доказательств или теории, которые нужно проверить? Можно ли вообще их эмпирически проверить?
7. Если проверяется более одной гипотезы, выделены ли связи между ними? Действительно ли эти гипотезы относятся к рассматриваемой теории и выявлена ли со всей очевидностью их роль в тестировании?
8. Являются ли исследуемые переменные четко выделенными, а их статус (независимая, зависимая, промежуточная, предварительная) – определенным в гипотезе?
9. Включены ли в исследование переменные, которые могут изменить предполагаемые связи? (Например, можем ли мы ожидать наличие взаимосвязей как для мужчин, так и для женщин или как для индустриальных, так и неиндустриальных стран?)
10. Достаточно ли ясно изложена операционализация понятий и достаточно ли детально описаны процедуры измерения для того, чтобы другие исследователи могли повторить их? [c.510]
11. Насколько измерения валидны и надежны? Применяются ли тесты на надежность и достаточность? Замечены ли возможные невалидность и ненадежность данных и приняты ли меры к их устранению?
12. Является ли достаточно четким план исследования и годен ли он для необходимой проверки гипотез? Сформулированы ли альтернативные гипотезы и предусматривает ли план исследования изучение этих гипотез как альтернативного объяснения? Содержит ли план глубокое логическое обоснование выводов о причинах?
13. Четко ли выделена совокупность, интересующая исследователя? Является ли используемая выборка репрезантативной по отношению к совокупности? Если нет, то осознает ли исследователь те ограничения, которые это накладывает на результаты? Хорошели описаны процедуры выборки?
14. Соответствуют ли типу исследования, этапам анализа и виду искомой информации выбранные способы сбора данных (опрос, контент-анализ и т.д.)?
15. Полностью ли описан процесс сбора данных? Достаточно ли четко обозначены другие, кроме первичных источников, данные, чтобы последующие исследователи могли обратиться к ним?
16. Полно ли описаны и проверены системы кодировки, которые могут повлиять на измерения, такие, как группы с падающим доходом среди более широких категорий или восприятие отдельных видов ответов как доказательных или недоказательных?
17. Полно ли описаны индексы и шкалы? Сохраняют ли эти суммарные измерения смысл понятий? Не являются ли они одномерными (отражающими только одну лежащую в основе идею или мысль)?
18. Был ли заранее проверен инструментарий?
19. Были ли предприняты усилия к проверке результатов? (Например, достаточно ли настойчиво опрашивались респонденты? Предпринимались ли поиски альтернативных источников или сводных данных)?
20. При изложении данных достаточно ли верно иллюстрируют таблицы и схемы то, что они должны иллюстрировать? Достаточно ли полно они описаны в тексте и выделен ли их основной смысл? Не искажают ли они каким-либо образом результаты?
21. Снабжены ли таблицы и схемы достаточно ясными пояснениями, позволяющими легко разобраться в них?
22. Верны ли интерпретации таблиц и рисунков или они искажают данные?
23. Верно ли использованы описательные статистики (такие, как среднее геометрическое и стандартное отклонение) для интерпретации данных и дополнений к таблицам и рисункам? [c.511]
24. При изучении взаимосвязей между переменными предоставляют ли исследователи сведения о силе, форме и значимости связей?
25. Изучают ли исследователи возможные воздействия предшествующей, промежуточной и скрытой переменных? Пытаются ли они проконтролировать эти воздействия при анализе данных?
26. Соответствуют ли использованные статистические методики уровню измерения переменных и целям, для достижения которых они применяются?
27. Соответствуют ли данные тем мерам, которые были предприняты для обеспечения верного применения статистических методик (случайная выборка, нормальное распределение и т.д.)? Определили ли исследователи степень, до которой данные удовлетворяют этим допущениям?
28. Являются ли измерения статистической значимости верными и правильно ли они интерпретированы?
29. Исследовались ли с помощью статистики альтернативные гипотезы? Верно ли изложены и интерпретированы результаты этого?
30. Верно ли соотнесены все фрагменты анализа данных с общими выводами исследования? Соответствуют л и интерпретации самим данным и проверяемым теории и доказательствам?
31. Содержит ли ваше исследование: а) точное изложение целей? б) обзор литературы, достаточный, чтобы продемонстрировать свой определенный вклад? в) соответственно описание плана, использованных данных и методов? г) точно и ясно сформулированные выводы? д) четко сформулированные результаты?
32. Действительно ли подкреплены сделанные выводы представленными данными и использованным планом исследования? Верны ли заявления авторов о вкладе исследования в разработку темы или же авторы сделали слишком далеко идущие выводы из своей работы?
33. Принимал ли автор во внимание этические проблемы, вставшие в ходе исследования? [c.512]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вооружившись сведениями, почерпнутыми из этой книги, вы можете успешно осуществить очень широкий круг эмпирических исследований. Однако вы должны понимать, что этот учебник лишь слегка затронул необъятную тему эмпирических политологических исследований. Десятки других книг, перечисленных в наших [c.512]списках дополнительной литературы, должны показать вам, что об этом еще очень многое можно сказать. Есть вещи, о которых из этой книги узнать нельзя.
В процессе исследования вы можете столкнуться со многими важными вопросами, на которые вам будет трудно ответить. Даже если вы постараетесь тщательно и точно следовать всем советам и правилам, может обнаружиться, что вы не в состоянии (1) выполнить какой-либо исследовательский проект или (2) получить такие результаты, которые более опытные исследователи признают недействительными, поскольку вы сделали ошибки, о которых вас не предупредили. Если вы последуете всему, что говорилось в первых вводных главах, вы, вероятно, сделаете минимум ошибок в формулировании гипотез, выборе инструментария, поисках литературы, разработке программы исследования. Главы о выборках и организации данных, может быть, содержат меньше конкретных рекомендаций, так как эти процессы более формальны и меньше зависят от конкретной ситуации каждого отдельного исследовательского проекта. Нам также не удалось представить вам полное описание всех способов сбора и анализа данных из-за их чрезвычайного разнообразия и сложных технических аспектов, так что мы советуем вам более обстоятельно изучить эти вопросы, прежде чем заявлять о своей компетенции в эмпирическом анализе. Списки дополнительной литературы в каждой главе являются хорошей отправной точкой для приобретения необходимой информации.
Мы предоставили вам солидную базу; теперь вы можете состояться как политолог. Надеемся, что вы, как и мы в свое время, найдете это занятие захватывающим и достойным и в конце концов согласитесь: игра стоит свеч! [c.513]
Примечание
1Понять этические вопросы, иногда встающие перед исследователями, вам поможет кн.: Beanchamp T.L. et al., eds. Ethical Issues in Social Science Research. – Baltimore: Johns Hopkinks University Press.
Таблица А.1
ТАБЛИЦА СЛУЧАЙНЫХ ЧИСЕЛ
10097 37542 08422 99019 12807
32533 04805 68953 02529 99970
76520 64894 19645 09376 80157
13586 74296 09303 70715 36147
34673 24805 23209 38311 64032
54876 24037 02560 31165 36653
80959 20636 15953 88676 98951
09117 10402 34764 74397 16877
39292 00822 35080 04436 12171
74945 91665 33606 27659 76833
66065 31060 85269 63573 73796
74717 10805 77602 32135 45753
34072 45571 02051 05325 03529
76850 82406 65692 47048 64778
36697 35303 68665 90553 35808
36170 42614 74818 57548 34282
65813 86799 73053 28468 60935
39885 07439 85247 28709 20344
11199 23403 18623 83491 35273
29170 09732 88579 25624 88435
98520 11805 83452 88685 99594
17767 05431 99634 40200 67348
14905 39808 06288 86507 87517
68607 27732 98083 58401 64969
22109 50725 13746 36766 91826
40558 68248 70078 67951 08928
60970 29405 18475 90364 93785
93433 24201 40610 76493 61368
50500 52775 68711 29609 23478
73998 67851 77817 11062 34113
[c.514]
65481 80124 74350 69916 09893
17674 35635 99817 26803 20505
17468 17727 77402 66252 14225
50950 08015 77214 29148 68514
58047 45318 43236 36936 46427
76974 22374 00210 87203 56788
73039 21115 45521 76621 96297
57186 78253 64237 13990 78822
40218 14385 96286 94400 54382
16544 53763 02655 56418 14598
91499 80336 44104 12550 63606
14523 94598 81949 73742 49329
68479 26940 85157 11100 16505
27686 36858 47954 02040 34484
46162 70297 32979 12860 40219
83554 34135 26575 74697 52563
94750 53140 57600 96644 43651
89923 33340 40881 89439 77082
37089 42050 22222 28707 07207
20048 82341 06413 25815 31790
61196 15474 94557 42481 23523
90446 45266 28573 16213 78317
26457 95270 67897 97344 73208
47774 79953 54387 08721 89837
51924 59367 54622 16868 68935
33729 83848 44431 48767 91416
65394 82396 91190 03071 26252
59593 10118 42592 12059 29663
42582 33211 92927 25701 05522
60527 59466 45973 46670 82562
04493 00549 35963 59808 46058
52494 97654 15307 08391 85236
75246 64051 26898 45427 01390
33824 88159 09354 26842 92286
45862 96119 33351 83609 77281
51025 63896 35462 49700 44077
61962 54692 77974 13021 93910
79335 82391 50024 24892 83647
65337 23287 90103 78565 70617
12472 29529 39333 20106 42941
[c.515]
32179 69234 19565 45155 94664
00597 61406 41430 14938 31994
87379 20117 01758 19476 36168
25241 45204 75379 07246 10851
05567 15956 40419 43667 34888
07007 60000 21585 94543 81553
86743 18743 66674 59047 01540
17157 92423 36806 90033 35456
85394 97118 84962 20826 05014
11838 96338 85207 69541 51176
98086 33185 80951 79752 18633
24826 16232 00406 49140 32537
45240 41941 96382 71961 98145
28404 50949 70774 28296 06571
44999 89435 20151 69861 31010
08896 48581 23387 02591 24674
39094 88695 25016 74852 05455
73407 41994 25298 20539 61427
35441 37548 94624 00387 77938
31880 73043 61171 59579 91936
74029 54178 11664 48324 69074
43902 45611 49883 77928 94138
77557 80993 52079 31249 87637
32270 37143 84827 64710 91976
97790 05335 59381 02295 35584
17119 12969 71539 36870 04401
52527 56127 09973 32307 10518
58021 19255 33440 57546 21615
80814 36040 88461 15020 01848
51748 90324 23356 09994 76938
Таблица А.2
Размер выборки для определения уровней точности (в процентах с доверительным интервалом в 95%, р=0,5)
Размер совокупности
Размер выборки для следующих уровней точности
± 1%
± 2%
± 3%
± 4%
± 5%
± 10%
+
+
+
1 000
+
+
+
1 500
+
+
2 000
+
+
2 500
+
1 250
3 000
+
1 364
3 500
+
1 458
4 000
+
1 538
4 500
+
1 607
5 000
+
1 667
6 000
+
1 765
7 000
+
1 842
8 000
+
1 905
9 000
+
1 957
10 000
5 000
2 000
1 000
15 000
6 000
2 143
1 034
20 000
6 667
2 222
1 053
25 000
7 143
2 273
1 064
50 000
8 333
2 381
1 087
100 000
9 091
2 439
1 099
→ ∞
10 000
2 500
1 111
* Доля в выборке единиц, обладающих измеренными характеристиками; для других значений р необходимый размер выборки будет меньше.
+ В этих случаях более 50% объема выборки дадут большую точность, чем требуемая. Поскольку нормальное распределение – это лишь грубое приближение к гипергеометрическому распределению, где п составляет более 50% oт N, формула, используемая при этих подсчетах, не применяется.
Размер выборки для определения уровней точности (в процентах с доверительным интервалом в 99,7 %, р=0,5)*
Размер совокупности
Размер выборки для следующих уровней точности
± 1%
± 2%
± 3%
± 4%
± 5%
+
+
+
+
+
1 000
+
+
+
+
1 500
+
+
+
2 000
+
+
+
2 500
+
+
+
3 000
+
+
3 500
+
+
4 000
+
+
4 500
+
+
5 000
+
+
6 000
+
7 000
+
8 000
+
9 000
+
10 000
+
15 000
+
20 000
+
25 000
50 000
100 000
→ ∞
* Доля в выборке единиц, обладающих измеренными характеристиками; для других значений р необходимый размер выборки будет меньше.
+ В этих случаях более 50% объема выборки дадут большую точность, чем требуемая. Поскольку нормальное распределение – это лишь грубое приближение к гипергеометрическому распределению, где п составляет более 50% oт N, формула, используемая при этих подсчетах, не применяется.
Примечание. Для нечетных значений п между 30 и 70 можно взять среднее геометрическое табличных значений для df – 1 и df + l. Для больших значений п можно использовать выражение как нормальное отклонение с единичным колебанием, принимая во внимание, что вероятность χ2 соответствует вероятности одного из концов нормальной кривой.
Источник:Fisher R.A., Yates F. Statistical Tables for Biological, Agricultural and Medical Research, 6th ed., published by Longman Group, Ltd., London (previously published by Oliver and Boyd, Edinburgh), Table IV.