Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Отличия от других животных



Речь

Человек – один из немногих представителей животного мира, обладающих способностью к речи. Многие птицы, например, попугай, обладают способностью к звукоподражанию, но для способности к речи необходима вторая сигнальная система, которая, по всей видимости, свойственна только человеку. В ряде экспериментов обезьян и дельфинов пытались обучить пониманию простых фраз или их генерации с использованием языка жестов, но такие попытки чаще всего заканчивались безрезультатно. Исключением стали известные эксперименты с шимпанзе Уошо и гориллой Коко, продемонстрировавшие возможность изучения и использования человеческого языка высшими приматами.

Мозг

Человек обладает самым развитым мозгом среди животных. Отношение массы мозга к массе тела больше, чем у любого другого животного (за исключением коаты - паукообразной обезьяны), а абсолютная масса мозга больше лишь у слонов и китообразных.

У человека хорошо развиты области мозга, отвечающие за равновесие и координацию движений, что позволяет ходить на двух ногах. Обонятельные области, напротив, развиты слабо, что соответствует чрезвычайно слабому обонянию. С другой стороны, человек, как и все приматы, обладает стереоскопическим зрением.

Продолжительность жизни человека зависит от ряда факторов и в развитых странах составляет в среднем 79 лет. По данным Министерства здравоохранения РФ, на март 2008 г. средняя продолжительность жизни в России составляла 61 год для мужчин и 73 года для женщин.

Максимальная официально зарегистрированная продолжительность жизни составляет 122 года 164 дня.

Человек является сложноорганизованным социальным существом. Его поведение зависит как от биологических факторов (физиологические потребности, инстинкты), так и от множества небиологических — культура общества (традиции, культурные ценности), законы государства, личные моральные убеждения, мировоззрение и религиозные взгляды, но степень влияния этих факторов различна для отдельных индивидов и отдельных популяций. Поведение человека изучает психология.

Отличительной особенностью человеческого общества является уровень развития образования, достаточный для сохранения накопленного опыта путём последовательной передачи информации от поколения к поколению. Известно, что некоторые животные также могут обмениваться умениями, но цепи передачи нового опыта слишком коротки и опыт зачастую оказывается утерян ещё в рамках того поколения, в котором он был обретен. Например, имеются данные, что имевшие взамодействие с капканами волки при повторном столкновении с ними учат спутников распознавать и избегать ловушки, однако ни разу не наблюдалась передача подобного опыта волчатам.

Предполагается, что эффективное образование и накопление знаний стало возможным благодаря развитию двух отделов нервной системы: зоны Брока, давшей возможность быстро и сравнительно точно описывать семантику опыта упорядоченными наборами слов, и зоны Вернике, позволяющей столь же быстро понимать передаваемую речью семантику, — результатом чего явилось ускорение речевого обмена информацией и упрощение усвоения новых понятий. Это, в свою очередь, позволило легко формализовывать опыт в достаточно полное и легко интерпретируемое описание, избегая более ресурсоемких методов обучения. Стоит отметить, что родственные предкам человека и сравнимые с ними по развитию неандертальцы также обладали речью, но заметно более медленной и, предположительно, менее гибкой.

В контексте эволюции человека среди других животных выделяет качественно новый характер взаимодействия с окружающей средой — помимо пассивного приспособления к изменяющимся внешним факторам человек активно влияет на них, повышая комфортность среды в соответствии со своими потребностями.

Человеку присуща способность действовать независимо от инстинктов, заранее предвидеть результаты своих действий и составлять планы, моделировать собственную деятельность и анализировать себя «со стороны». Некоторые приматы также обладают способностью предвидеть последствия своих поступков, однако она развита слабее, чем у человека.

Для человека характерно активное формирование сложных приобретенных потребностей, практически не наблюдавшихся у других животных. Способность к формированию приобретенных потребностей позволяет повышать стабильность общества путём прививания всем индивидам некой «общепринятой» морали.

В определённых условиях человеческий разум может пересилить инстинкты, даже инстинкт самосохранения. Примером этому являются самоубийства. Другим примером являются люди давшие обет безбрачия, например, монахи. Они способны долгое время сдерживать инстинкт размножения.

В процессе своей эволюции приматы претерпели много изменений, обуслов­ленных в наибольшей степени специфиче­ским образом жизни на деревьях. Иссле­дование этих черт особенно интересно, так как они наследуются и развиваются человеком. У приматов еще до разделе­ния на обезьян и гоминид вырисовы­ваются некоторые эволюционные тен­денции, которые имеют особое значение в происхождении человека. В книге «Био­логия человека» оксфордский профессор Дж. Гаррисон указал несколько ос­новных тенденций, которые в различной степени проявляются у отдельных групп приматов и связаны с наследованием приспособительных признаков, харак­терных для древесного образа жизни: 1. Приспособление конечностей к захвату. Животные, которые проводят большую часть времени сидя на деревь­ях, должны иметь приспособления для захвата и удержания веток. Ряд жи­вотных используют для этого острые когти. Но приматы избрали другой путь - их руки и ноги приобретают способность хорошо захватывать предметы. Это обеспечивается путем усиления неза­висимого движения пальцев, особенно первого пальца руки и большого пальца ноги. У человека большой палец ноги почти прямой и не может противопоста­вляться другим. Необходимость в этом отпала при переходе к прямохождению.

Благодаря такой эволюции конечно­стей у всех приматов в сравнении с други­ми плацентарными млекопитающими способность к захвату резко увеличена. Происходит и другое параллельное изме­нение-замена острых когтей плоскими ногтями и повышение чувствительности пальцев. Это постепенное изменение можно проследить у ряда древних при­матов отряда Prosimi (полуобезьян).

У разных приматов развиваются и различные способы передвижения: 1) хо­ждение на четырех ногах, характерное для низших обезьян; 2) медленное лаза­ние по деревьям (у лори); 3) захватывание веток рукой и раскачивание гиб­боны передвигаются в основном этим способом, который характерен также для орангутана и в меньшей степени для шимпанзе; 4) передвижение прыжками с дерева на дерево путем захвата веток характерно для большинства полуобезь­ян; 5) выпрямленная двуногая походка человека. Ряд других приматов, а также столь далекое от человека животное, как медведь, способны ходить на двух ногах. Но у человека этот способ передвижения проявляется особенно ярко. Такое пере­движение требует точно согласованной работы мышц и позвоночного столба, таза, бедер, стоп. В своих «Размышле­ниях о здоровье» советский ученый Н. Амосов отмечает, что прямая походка у человека является несущественным при­знаком. «Человек ходит,-пишет профес­сор Амосов,-на двух ногах потому, что так издавна «принято в обществе». Нет, я не собираюсь это утверждать, но кажется подозрительным, что две девочки, вы­росшие в обществе животных, ходили на четвереньках». Может быть, профессор Амосов прав, и для здоровья современ­ного человека прямая походка не имеет «принципиального значения». Во всяком случае, двуногое хождение не есть при­знак исключительно человека. Вместе с тем прямохождение представляет собой эволюционный скачок: оно освобождает передние конечности, которые преобра­зуются в ловкие руки.

2. Развитие передних конечностей как органа исследования и употребления предметов. Сложности образа жизни на деревьях сохранили и усилили ключицы у приматов. В этой обстановке готовность к быстрому реагированию стала усло­вием выживания. Постепенно передние конечности начинают выполнять и дру­гие функции: исследование неизвестных предметов, собирание плодов и перенос пищи ко рту. В связи с этим у приматов постепенно укорачиваются челюсти, ко­торые у других млекопитающих удли­нены. Очевидно, что образование челове­ческой руки с ее необычайной ловкостью и тонким осязанием связано с приспосо­блением к жизни на деревьях, характер­ной для древних приматов. Одной из главных особенностей человеской руки является независимое движение пальцев и возможность располагать большой па­лец напротив других, особенно напротив указательного. Это обеспечивает сильное и точное захватывание-основу трудовой и художественной деятельности челове­ка. Корни этой особенности кроются в эволюции приматов.

3. Развитие пищеварительной си­стемы. Почти все приматы всеядны или растительноядны. Некоторые (например, полуобезьяна Daubentonia) составляют исключение и питаются насекомыми. Считается, что слепая кишка сохрани­лась с того времени, когда наши предки были чистыми вегетарианцами.

Переход приматов, особенно высших их представителей, к мясной пище сыг­рал фундаментальную роль в их эволю­ции. Энгельс отмечал, что «... человек не мог бы стать человеком без мясной пи­щи, и если в то или иное время употре­бление мясной пищи у всех известных на­родов влекло за собой даже людоед­ство... то сегодня это нас не касается». Как выдающийся диалектик Энгельс ин­туитивно понял значение мясной пищи. Она доставляет организму необходимые аминокислоты (например, лизин), коли­чество которых в растениях ничтожно. Для обеспечения необходимого миниму­ма аминокислот животное было бы вы­нуждено непрерывно поедать различную растительную пищу. Такая жизнь не спо­собствует совершенствованию организ­ма и развитию разума. В качестве приме­ра можно привести растительноядных горилл и всеядных, преимущественно плотоядных, шимпанзе. Австралопитеки были еще более умелыми и хищными су­ществами по сравнению с шимпанзе. Среди них впервые возникает канниба­лизм. При исследовании черепов этих древних предков человека (3 млн. лет на­зад) отмечались явные следы ударов, при этом чаще удары приходились на левую часть черепа, т. е. австралопитеки имели, как и современный человек, более силь­ную правую руку.

Изменение способа питания приводит к изменению зубной системы.

4. Развитие ровных зубов, располагающихся подковообразно на обеих че­люстях. У низших и человекоподобных обезьян Старого Света, как и у человека, имеется 32 зуба; у обезьян Центральной и Южной Америки зубная формула отли­чается.

5. Редукция органа обоняния. По сравнению с другими наземными млеко­питающими у приматов наблюдается по­степенное укорочение морды и редукция органов обоняния. Самым ярким свиде­тельством этого является исчезновение ринария - богатой железами складки на верхней губе, которая соединяет ноздри и имеет связь с деснами. Ринарий остался только у лемуров.

6. Совершенствование зрения. В про­цессе эволюции приматов зрительные органы стали доминирующими в приеме информации о внешнем мире. Увеличи­ваются размеры глаз, которые переме­щаются с боковой в переднюю часть че­репа; происходит сложная дифференциа­ция зрительной сетчатки. Возникает объемное и цветное зрение.

Развитие мозга. От древнейших приматов до сегодняшней эпохи расцве­та человека прослеживается постоянная тенденция к увеличению размера голов­ного мозга. Если у примитивных прима­тов он совсем мал (у человекообразных обезьян его объем составляет 400 - 500 см \ у гориллы - 460 см \ у шимпанзе-400 см3), то у человека объем мозга колеблется от 900 до 2000 см3, в среднем-1500 см3. Несмо­тря на различные размеры в эволюцион­ном отношении, мозг каждого нормаль­ного человека имеет одинаковые потен­циальные анатомо-физиологические свойства. Увеличение размеров мозга связано с усложнением коры - увеличе­нием извилин. Усложнение коры голов­ного мозга риматов приводит к ее до­минирующей роли над деятельностью низших мозговых центров. Загадкой
остается появление асимметрии, функ­ционального различия двух полушарий мозга человека. Очевидно, что появление асимметрии полушарий открыло воз­можность повышения эффективности ра­боты мозга без увеличения его веса. Разумеется, из-за этого многие функции остаются сдублированными, но это мо­жет быть дополнительным доказатель­ством того, что и человек еще не достиг своего совершенства.

8. Изменение черепа. Привычка при­ матов занимать сидячее положение и особенно прямохождение привели к из­менению в строении положения черепа.Его основание постепенно располагается под прямым углом к позвоночнику. Для удержания черепа в этом положении тре­буется меньше мышечных усилий. Заты­лочные кости смещаются назад и вниз; стенки самого черепа становятся тоньше, что способствует увеличению мозга; ли­цевая часть смещается относительно мозговой, и в результате этого резко уменьшается длина всего черепа. Эта тенденция прогрессирует у высших ан­тропоидов.

7. Сокращение количества одновременно рождаемых детенышей. У прима­тов устанавливается способность ро­ждать двух-трех детенышей, а у неко­торых - одного. Этот факт, явно свя­занный с образом жизни, имеет замеча­тельные эволюционные последствия. Ес­ли в утробе матери развиваются несколь­
ко зародышей, то среди них возникают конкурентные взаимоотношения, в ре­зультате чего быстрее развиваются те, которые имеют преимущества. Их разви­тию благоприятствует отбор. Если самка носит меньше зародышей (1-3), давле­ние отбора уменьшается. Уменьшение потомства увеличивает время его разви­тия. Для приматов характерно увеличе­ние времени полового созревания и вре­мени, в течение которого необходим материнский уход. Эти факторы являют­ся предпосылкой податливости поведе­ния, основой обучения. Тенденция к уве­личению периода созревания достигает высшего развития у человека, как след­ствие его социальной организации. Со­циальная организация усиливает аль­труистические черты человека. Таким образом, в борьбе за существование по­беждали не только самые ловкие и со­образительные, в том числе и каннибалы, но и те, кто сохраняет будущее потом­ство (беременных и детей), стариков, имеющих богатый жизненный опыт.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.