1. Д.Кларк, Л. Рассел Молекулярная биология: простой и занимательный подход. / Пер с англ. изд. 2-е. - М.: ЗАО "Компания КОНД" 2004. 472 с.
2. Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Л. Молекулярная биология. М.: 2003 554 с.
Вопросы для подготовки к контрольной работе №1
Вариант 1
1. Какие виды пассивного транспорта веществ в клетку и из клетки Вы знаете?
2. Примеры структурной, защитной и сигнальной функции углеводов.
3. Какие этапы окисления глюкозы Вы знаете и каков их энергетический выход?
4. Перечислите двумембранные органоиды и назовите их главные функции.
5. Точковая мутация вставка и её последствия для кодируемого белка
6. Основные условия для репликации ДНК?
7. Расставить продукты по их энергетической ценности от боле сытных к менее сытным: хлеб, бутылка кукурузного масла, пачка сахара – рафинада
8. Биологический смысл мейоза.
9. Назвать производные мезодермы.
10. Указать правильную последовательность из 7 периодов жизни человека.
Вариант 2.
1. Перечислить функции белков (9).
2. Почему при употреблении избыточного количества углеводов (мучное и сладкое) происходит ожирение?
3. Назвать пуриновые и пиримидиновые азотистые основания РНК.
4. Две главные опасности анаэробного окисления глюкозы и место его протекания в клетке.
5. Описать отличия 8 видов нуклеотидов.
6. Общий план строения всех биологических мембран.
7. Почему клетки печени и кожи человека с одинаковыми молекулами ДНК не похожи друг на друга?
8. Стадии митоза, при которых происходят процессы спирализация и деспирализация хромосом.
9. Назвать производные эктодермы.
10. Факторы, снижающие дозировку лекарств у грудных детей.
Вариант 3.
1. Отличия ДНК от РНК по составу нуклеотидов.
2. Функции углеводов.
3. Пример отрицательной обратной связи при регуляции гомеостаза в организме человека.
4. Что такое свободные радикалы и каково их влияние на биологические мембраны?
5. Чем аденин ДНК отличается от аденина РНК?
6. С чем был связан дерепрессор при транскрипции в опытах Жакоба-Моно и что его разрушало?
7. Возможные последствия для здоровья замещения 1 нуклеотида в ДНК?
8. Биологический смысл митоза.
9. Назвать производные энтодермы.
10. Факторы, снижающие дозировку лекарств у стариков.
Вариант 4.
1. Примеры значения для организма человека Na, K, и Ca.
2. Функции липидов.
3. Назвать 5 видов азотистых оснований и 2 вида пентоз в составе нуклеотидов.
4. Сколько всего триплетов в генетическом коде, сколько триплетов кодируют аминокислоты в биосинтезе белка, сколько стоп-кодонов и сколько инициирующих кодонов?
5. Назвать органоиды, содержащие собственную ДНК.
6. Возможные последствия выпадения 1 нуклеотида из ДНК для структуры кодируемого белка.
7. Пять главных условий для транскрипции.
8. Назвать три источника комбинативной изменчивости.
9. Что не проникает через здоровый плацентарный барьер?
10. Факторы, снижающие дозировку лекарств у стариков.
Вариант 5
1. Примеры значения для организма человека Fe, F и I.
2. Почему точечная мутация "выпадение" опаснее "инверсии"?
3. Привести по 2 примера в каждой из трех главных групп углеводов.
4. Как с помощью ДНК кодируются небелковые компоненты клетки (липиды, углеводы)?
5. Что лимитирует (ограничивает) функции митохондрий (3 фактора)?
6. Пример осмоса в организме человека
7. Почему у людей не отрастают ампутированные конечности, несмотря на наличие строительного материала, энергии и информации?
8. Указать правильную последовательность событий клеточного цикла при митотическом кариокинезе.
9. Продолжительность эмбрионального, фетального и внутриутробного периода жизни.
10. Назвать три группы гипотез старения.
Вариант 6.
1. Примеры жирных кислот.
2. Принцип комплементарного спаривания азотистых оснований нуклеиновых кислот.
3. Энергетическая сущность фотосинтеза.
4. Какие органоиды клетки не имеют мембран?
5. Дать определение нуклеиновых кислоты.
6. Что «переводят» при трансляции?
7. Почему выпадение трех последовательных нуклеотидов лучше выпадения 1 нуклеотида?
8. Указать правильную последовательность событий клеточного цикла при мейотическом кариокинезе.
9. Указать последовательность этапов онтогенеза от оплодотворения (зиготы) до родов.
10. Классификация видов регенерации.
Вариант 7.
1. Назвать основные этапы биосинтеза белка (4).
2. Принцип комплементарности при репликации ДНК.
3. Указать главные преимущества аэробного окисления перед анаэробным.
4. Зачем в сердечных клетках - миокардиоцитах так много митохондрий (34%)?
5. Примеры немембранных органоидов клетки.
6. Почему вставка трех последовательных нуклеотидов лучше вставки 1 нуклеотида?
7. Какие гипотезы биогенеза не отвечают на вопрос о происхождении жизни во вселенной?
8. Назвать три последовательных периода интерфазы клеточного цикла.
9. Назвать симптомы, свидетельствующие о перенесенном тератогенном воздействии на ребенка.
10. Что такое «Иммунная яма»?
Вариант 8.
1. В чем сущность процессинга.
2. В чем сущность фолдинга.
3. Где конкретно идет анаэробное окисление глюкозы в клетке?
4. Чем отличаются активный и пассивный транспорт по отношению к градиенту концентрации?