Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методы опроса, интервью, анкетирование



К числу наиболее распространенных средств познания явле­ний психологии относятся всевозможные опросы. Цель опроса состоит в получении информации об объективных и субъектив­ных фактах со слов опрашивающих.

Все разнообразие методов опроса, применяемых в психоло­гических исследованиях, можно свести к двум основным типам: 1) опрос «лицом к лицу» –интервью, проводимое исследователем по определенному плану; 2) заочный опрос –анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения. Устный опрос является методом, традиционным для психологических исследований, и издавна используется психологами различных научных школ и направлений.

Однако опросам как методам сбора первичной информации свойственна известная ограниченность. Их данные во многомоснованы на самонаблюдении опрашиваемых и нередко свидетельствуют, даже при условии полной искренности со стороны опрашиваемых, не столько об их подлинных мнениях и настроениях, сколько о том, какими они их изображают.

В то же время существует множество сторон, изучение которых невозможно без использования опросов. Область применения опросов в психологических исследованиях довольно обширна:

· на ранних стадиях исследования, в процессе работы по Е разведывательному плану, используется только интервьюирование. С помощью данных интервью устанавливаются переменные, относящиеся к изучаемой проблеме, и выдвигаются рабочие гипотезы;

· опрос выступает как основное средство сбора первичной информации для получения данных, позволяющих измерить вза­имосвязь изучаемых переменных;

· опрос служит для уточнения, расширения и контроля данных, полученных как другими методами, так и путем той или иной формы опроса.

Выделяют два вида интервью: так называ­емые стандартизированные и нестандартизированные. В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Исследователю не разрешается переформулировать какие-либо вопросы или вводить новые, а так­же изменять их порядок. Методика нестандартизированного ин­тервью, наоборот, характеризуется полной гибкостью и варьи­руется в широких пределах. Исследователь, который руковод­ствуется лить общим планом интервью, имеет право сам, в соответствии с конкретной ситуацией формулировать вопросы и изменять порядок пунктов плана.

Преимущество нестандартизированного интер­вью – получение более глубокой информации, гибкость опро­са; недостаток – сравнительная узость охвата опрашиваемых. Обычно рекомендуется сочетание анкетирования и интервью, так как эта методика наряду-с охватом большого числа опрашиваемых в сравнительно короткий срок позволяет полу­чить материал для глубокого анализа.

Анкетирование (заочный опрос) тоже имеет свою специфи­ку. Считается, что к заочному опросу целесообразнее прибегать в случаях, когда необходимо либо выяснить отношение людей, которым дискуссионным или интимным вопросам, либо опро­сить большое число людей в сравнительной небольшой срок. Основное преимущество анкетирования состоит в возможно­сти массового охвата большого количества лиц. Анкета гаран­тирует анонимность в большей степени, чем интервью, и пото­му опрашиваемые могут давать более искренние ответы. Одна­ко анкетирование нельзя проводить, не имея определенных ра­бочих гипотез.

Изучение продуктов деятельности

Этим методом широко пользуются в исторической психоло­гии для изучения психологии человека в давнопрошедшие ис­торические времена, недоступные для непосредственного на­блюдения или экспериментирования, чтобы понять закономер­ности психологического развития человека, опираясь на зако­номерности его общественно-исторического развития.

Метод широко и очень плодотворно используется в детской психологии – изучаются продукты детского творчества для пси­хологического изучения ребенка.

Беседа

Метод беседы является вспомогательным средством для до­полнительного освещения изучаемой проблемы. Беседа всегда должна быть планово организована в соответствии с задачами исследования. Вопросы, задаваемые в беседе, могут представ­лять собой как бы задания, направленные на выявление каче­ственного своеобразия изучаемых процессов. Но при этом такие задания должны быть максимально естественны и нестандарт­ны. Будучи плановой, беседа не должна носить шаблонно-стан­дартного характера, она всегда должна быть максимально идеа­лизированной и сочетаться с другими объективными методами.

Биографический метод

Разновидностью метода изучения продуктов деятельности яв­ляется биографический метод. Материалом здесь служат письма, дневники (в том числе типа «дневников матери»), биографии, продукты детского творчества, почерки и т.д. Во многих случа­ях с целью психологического исследования используется не один, а несколько методов, каждый из которых дополняет другие, рас­крывая новые стороны психической деятельности.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.