Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психодиагностические методы



Цель современной психологической диагностики в ее наи­более распространенных формах заключается в том, чтобы фик­сировать и описывать в упорядоченном виде психологические различия как между людьми, так и между группами людей, объ­единенных по каким-нибудь (не всегда относящимся к психо­логии) признакам.

В число диагностируемых признаков в зависимости от задач исследования могут входить психологические различия по воз­расту, полу, образованию и культуре в самом широком понимании этих терминов, по психическим состояниям, психофизио­логическим особенностям и т.п.

Психологические тесты

Английское слово тестозначает «проба» или «испытание». Термин был введен в практику психологических исследова­ний в конце прошлого столетия американским ученым Дж. Кэттелом. Широкое распространение и практическое зна­чение тесты приобрели с тех пор, как А. Бине совместно с Т. Симоном разработал свою систему для определения умст­венного развития или одаренности детей.

Тест –это краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как правило, сложных технических приспособ­лений, поддающееся стандартизации и математической об­работке данных.

Тесты можно классифицировать по форме:индивидуальными и групповыми, устными и письменными; бланковыми, предметными, аппаратурными и компьютерными; вербальными и невербальными (практическими).

Индивидуальные тесты – это такой вид методик, когда взаимо­действие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Индивидуальное тестирование имеет свои преимущества: психолог имеет возможность наблюдать за испытуемым (за его мимикой, непроизвольными реакциями), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания, что позволяет оценить отношение к обследованию, отмечать функциональное состояние испытуемого и др. Кроме того, в зависимости от уровня подготовленности испытуемого можно по ходу эксперимента заменить один тест другим. Но индивидуальные тесты требуют, как правило, много времени на проведение эксперимента.

Групповые тесты – это такой тип методик, который позволяет одновременно проводить испытания с очень большой группой людей (до нескольких сот человек). При групповом тестировании особенно строго соблюдается единообразие условий проведения эксперимента.

Недостатки: мало возможностей для контакта, лица, не знакомые с процедурой тестирования могут показать низкие результаты по сравнению с индивид, тестированием.

Устными чаще всего бывают индивидуальные тесты, письменными – групповые.

Устные ответы в одних случаях могут формулироваться испытуемым самостоятельно (открытые ответы), в других он должен из нескольких предложенных ответов выбрать и назвать тот, который считает правильным (закрытые ответы).

Письменные ответы также могут носить открытый или закрытый характер.

Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты различаются по материалу, который используется при тестировании.

Бланковые тесты представлены в виде отдельных бланков или тетрадей, в которых содержится инструкция по применению, примеры решения заданий, сами задания и графы для ответов.

В предметных тестах материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций: кубики Косса, тест сложения фигур из набора Векслера. Чаще проводятся индивидуально.

Аппаратурные тесты – это тип методик, требующий применения специальных технических средств или специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных: реактометры, рефлексометры, устройства для изучения особенностей восприятия, памяти, мышления и т.д. Проводятся индивидуально.

Компьютерные тесты.Это автоматизированный вид тестирования в форме диалога испытуемого и ЭВМ.

В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей.

Невербальные тесты – такой тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т. п.). От испытуемых требуется понимание вербальных инструкций, само же выполнение заданий опирается на перцептивные и моторные функции (прогрессивные матрицы Равена). Невербальные тесты уменьшают влияние языковых различий на результат испытания. Они облегчают процедуру тестирования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования.

По содержаниютесты обычно делятся на: тесты интеллекта, способностей, личности, достижений.

Тесты интеллекта предназначены для исследования и измерения возрастного интеллектуального развития человека. Под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение опознавательным процессам и функциям (к мышлению, памяти, вниманию, восприятию). Каждое задание таких тестов имеет правильное решение, и, следовательно, об успешности их выполнения судят по числу правильных или неправильных ответов.

Тесты способностей предназначены для оценки возможностей индивида в овладении ЗУН в различных областях – математике, технике, литературе и т.д. Ответы испытуемых здесь также оцениваются как правильные или неправильные.

Тесты личности направлены на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности – мотивации, интересов, эмоций, отношений, а также особенностей поведения индивида в определенных ситуациях. Тесты личности диагностируют неинтеллектуальные психические проявления испытуемых. Напр., шкала соц.-психологичской адаптации Роджерса. Тесты достижений предназначены для оценки степени продвинутости ЗУН после прохождения человеком соответствующего обучения, общей и профессиональной подготовки.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.