Знать, как следует обращаться и относиться к своему руководителю, не менее важно, чем то, какие нравственные требования следует предъявлять к своим подчиненным. Без этого трудно найти «общий язык» и с начальником, и с подчиненными.
Вот несколько необходимых этических норм и принципов, которые можно использовать в общении с руководителем:
· Старайтесь помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной атмосферы, упрочению справедливых отношений.
· Помните, что Ваш руководитель нуждается в этом в первую очередь.
· Не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им.
· Высказывайте Ваши предложения или замечания тактично и вежливо.
· Если в коллективе надвигается или уже случилось какое-либо радостное или, напротив, неприятное событие, то об этом следует сообщить руководителю.
· Будьте преданны и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свой характер и принципы.
· Не стоит обращаться за помощью, советом, предложением и т.д. «через голову», сразу к руководителю Вашего руководителя, за исключением экстренных случаев. В противном случае Ваше поведение может быть расценено как неуважение или пренебрежение к мнению начальника или как сомнение в его компетентности. В любом случае Ваш непосредственный руководитель в этом случае теряет авторитет и достоинство.
· Если Вас наделили ответственностью, деликатно поднимите вопрос и о Ваших правах. Помните, что ответственность не может быть реализована без соответствующей степени свободы действий.
Этика делового общения «по горизонтали»
Применительно к коллегам-управляющим следует иметь в виду, что найти верный тон и приемлемые нормы делового общения с равными по статусу сотрудниками из других подразделений — дело весьма непростое. Особенно если речь идет об общении и отношениях внутри одного предприятия. В этом случае они нередко являются соперниками в борьбе за успех и продвижение по службе. В то же самое время это люди, которые вместе с Вами принадлежат к команде общего управляющего. В рассматриваемом случае участники делового общения должны чувствовать себя равными по отношению друг к другу.
Вот несколько принципов этики делового общения между коллегами:
· Не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого.
· Попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы. Если круг Ваших обязанностей пересекается с Вашими коллегами, это весьма опасная ситуация. Если управляющий не разграничивает Ваши обязанности и ответственность от других, попытайтесь сделать это сами.
· Не преувеличивайте свою значимость и деловые возможности. Если они не оправдаются, Вам будет неудобно, даже если на это были объективные причины.
· Рассматривайте Вашего коллегу как личность, которую нужно уважать саму по себе, а не как средство для достижения Ваших собственных целей.
Основные принципы этики деловых отношений
Принципы (нормы) этики деловых отношений— обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений.
Общепринятыми этическими принципами считаются следующие:
· Делать все вовремя.
«Точность – вежливость королей». — Людовик IV.
· Не говорить лишнего.
«Всё тайное становится явным».
· Постоянно проявлять любезность, доброжелательность и приветливость.
«Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость». — Сервантес.
· Учитывать потребности окружающих.
Придерживайтесь принципа разумного эгоизма: выполняя свои рабочие функции, не мешай другим выполнять свои.
· Уметь правильно одеваться.
«Хорошо одетый человек – тот, кто считается с собой и другими». — П.Карден.
· Говорить и писать хорошим языком.
Персидский писатель и мыслитель Саади сказал: «Умён ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал».