Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

III. Возможные причины обеспечивающие данное распределение заболеваемости



Внутригодовые подъемы заболеваемости отражают изменение (повышение активности и(или) набора факторов риска, которые можно объединить в три группы.

1. факторы, определяющие различные формы «перемешивания» людей

К ним относятся:

а) горизонтальной перемешивание:

  • формирование новых коллективов, например: групп детского сада, первых классов школы, воинских коллективов (пополнение), массовая «закладка» больных в стационары с летним перерывом и т.д.
  • миграционные процессы, особенно активные в годы социальных катаклизмов

б) вертикальное перемешивание

  • естественная убыль населения и рождение новых

Эта группа факторов связана с социальными условиями, в которых развивается заболеваемость, наиболее отчетливо проявляется при аэрозольных антропонозах.

2. факторы, снижающие иммунитет и резистентность

3. факторы, определяющие активизацию механизма передачи возбудителя, наиболее значимы при кишечных антропонозах

  1. природные (климато-географические, природно-климатические факторы), могут действовать

- прямо (переохлаждение, «простудные» заболевания, открытие купального сезона, появление свежих овощей и фруктов, сроки выплода мух и т.д.)

- опосредовано, через социальные факторы (при плохих погодных условиях организованные дети большую часть времени проводят в закрытых помещениях, отсюда скученность, что «облегчает» и ускоряет передачу возбудителя и т.д.)

В конечном итоге все эти факторы влияют на уровень популяционного иммунитета увеличивая прослойку восприимчивых, чем она больше и чем больше численность коллектива, тем выше показатели заболеваемости.

 

 


Описание проявлений заболеваемости в группах населения выделенных по индивидуальным признакам

I. Многолетняя и внутригодовая динамика заболеваемости в группах населения

Описание проявлений динамики годовых и месячных показателей заболеваемости каждой группы аналогичны описанию заболеваемости всего населения (см. соответствующий информационный материал).

В многолетней и годовой динамике дополнительно описывается синхронность (асинхронность) колебаний показателей заболеваемости в разных группах и в совокупном населении и этапность вовлечения различных групп население в сезонный подъем.

II.Распределение групп по степени риска заболеть

Следует выявить различающиеся “альтернативные” по заболеваемости группы населения путем сопоставления проявлений заболеваемости в разных группах. При условии сопоставимого качества выявления, диагностики и учета больных в разных группах, распределить группы по степени риска заболеть изучаемой болезнью. Группа, имеющая самые высокие показатели, рассматривается как группа наибольшего риска, а группа с самыми низкими показателями считается группой наименьшего риска возникновения данной болезни на данной территории в данное время. Степень риска заболеть оценивается по табличным и графическим данным в динамике или по среднемноголетним величинам заболеваемости. Если отсутствуют результаты статистической оценки достоверности различий групповых показателей, выводы должны считаться ориентировочными.

II.1. Оценка степени риска заболеть в динамике

Проводиться по арифметическим и (или) полулогарифмическим графикам многолетней динамики заболеваемости.

 

Примеры

В данном примере для выявления степени риска заболеть дизентерией представленных групп населенияв г.Н может быть использован любой из рисунков, т.к.различия в частоте заболеваний хорошо демонстрирует как арифметический так и полулогарифмическийграфик.

 

 

Рис.А

Рис.Б.

Рис.9. Заболеваемость дизентерией различных групп населения г. Н.

в 1989 – 1999 г.г. (I0/0000,).Рис.9А – арифметический график, рис.9Б – полулогарифмический график

Пример описания:

Изучение данных позволяет сделать следующие ориентировочные выводы. В течение всех лет наблюдения самые низкие показатели заболеваемости отмечены в группе взрослых. Частота заболеваний школьников была в течение всего периода выше частоты заболеваний взрослых, но ниже трех других групп, поэтому, школьники по риску заболеть находятся на 4 месте.

В отношении трех других групп детей не представляется возможным высказать общую (за весь период) оценку распределения групповых показателей заболеваемости, так как ”структура риска” изменялась в течение всего периода. Так, вплоть до 1994 года по риску заболеть дизентерией лидировали «организованные» дети 1-2 лет, на втором месте находились «организованные» дети 3-6 лет, а на третьем - «неорганизованные» дети до 6 лет. В последующие годы, произошло перераспределение занимаемых мест, причиной этого явления явилась разная скорость тенденции снижения заболеваемости в указанных группах населения (табл. 7, что также хорошо видно на рис. 24, по разному наклону мысленно проведенных линий тенденции). В итоге, к 1999 году группой наибольшего риска стали «неорганизованные» дети до 6 лет (т.е. группа, в которой тенденция заболеваемости практически отсутствовала), а «организованные» дети 1-2 и 3-6 лет стали занимать второе и третье место соответственно.

 

II.2. Оценка степени риска заболеть по среднемноголетним и прогностическим групповым показателям заболеваемости

Такой способ сравнительной оценки групповой заболеваемости следует использовать только в случаях, когда тенденции отсутствуют или, когда тенденции однонаправлены и совпадают. В других случаях, особенно при оценке групп риска на перспективу и планировании мероприятий использование среднемноголетних показателей заболеваемости чаще всего приводит к ошибочным описательным выводам и, как следствие этого, к ошибочным заключениям об активности (наборе) факторов риска и даже к принятию ошибочных управленческих решений. Чтобы избежать подобных ошибок следует дополнительно описывать тенденцию или использовать прогностические показатели, так как они определяются тенденциями заболеваемости каждой группы населения.

 

 

Пример

условные годы

1 6 11

Iср.мн. Iпрог.

Рис.10 Примеры формирования среднемноголетнего показателя заболеваемости

А,Б,В возрастные группы населения.

 

При равной величине среднемноголетнего показателя заболеваемости можно сделать вывод об одинаковом риске заболеть в трех представленных группах, а значит и одинаковой активности (наборе) факторов риска. Что в свою очередь может служить основанием считать, что и мероприятия в этих группах проводятся одинаково активно. Однако данный вывод некорректен, т.к. среднемноголетний показатель сформирован при разнонаправленных тенденциях и в худшем положении оказывается группа Б. Риск заболеть в этой группе будет расти, а значит и активизировать проведение мероприятий в первую очередь надо именно в этой группе.

При сравнении прогностических групповых показателей, как правило, достаточно использовать средние значения прогностических групповых показателей. Расчет среднего прогностического группового показателя проводят точно так же, как и аналогичного показателя всего населения: продление линии тенденции до пересечения с меткой следующего года.

Разница в риске заболеть по среднеарифметическим и прогностическим показателям при наличии тенденций наиболее наглядно представлена на рисунке 11.

Рис. 11. Среднеарифметические и прогностические показатели заболеваемости дизентерией различных контингентов населения г. Н (I0/0000)

 

II.3. Оценка степени риска заболеть с помощью присвоения группам определенных рангов

Чтобы провести ранжирование необходимо:

1. Расставить ранги: 1, 2, 3, 4, 5 и т.д. по количеству групп, присваивая 1 наибольшему показателю

2. Если показатели достоверно отличаются друг от друга, то присвоенные ранги остаются. Если есть показатели, которые достоверно друг от друга не отличаются, то тогда:

· ранговые величины этих показателей складываются и делятся на число показателей составивших эту сумму, т.е. находится средняя величина

· полученный ранг присваивается всем показателям взятым в расчет

· последующим показателям будут присваиваться ранги соответствующие следующему за последним взятым в расчет. Например показатели получили ранги 1,2, 3, 4 и 5, достоверно между собой не отличаются показатели с рангами 1, 2. 3. Рассчитываем среднее значение ранга (1+2+3): 3= 2. Меняем ранги 1, 2, 3 на ранг 2 для всех трех показателей. Следующие показатели сохраняют свои ранги 4 и 5.

· рассчитанные ранги вносим в таблицу

Достоверность различий показателей более наглядно отображается на графике

Табл. 8. Прогностические (на 2000 г.) величины заболеваемости дизентерией различных контингентов населения г. Н и результаты их сравнения

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.