Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классификация детских игр



Детские игры отличаются по содержанию, характеру, организации, воспитательной и развивающей ценности. На протяжении становления дошкольной педагогики неоднократно предпринимались попытки объединить игры в группы, разряды, классы; выделить в существующем многообразии определенные категории. На разных этапах в качестве системообразующих основ рассматривались: педагогическое и развивающее значение (Фребель, Гроос); происхождение игр и их воспитательная ценность (Кейра); генезис игр (Ж. Пиаже); доля участия взрослого и формы активности ребенка (П.Ф. Лесгафт, Н.К. Крупская, Д.В. Менджерицкая); инициатива, исходящая от субъектов игры (С.Л. Новоселова). В каждой теории игры предлагалась своя классификация, основанная на исходных положениях данной теории.

В отечественной педагогике принята классификация, согласно которой все игры делятся на две группы: творческие и игры с готовым содержанием и правилами.

В творческих играх инициатива и активность принадлежит самим детям: они выбирают тему игры, планируют сюжет, распределяют роли, самостоятельно ведут поиск средств для воплощения замысла. Творческий характер игры заключается в том, что ребенок не копирует жизнь, а комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства (Д.В. Менджерицкая). Взрослые принимают косвенное участие в подготовке и проведении таких игр: создают условия, обогащают впечатления детей об окружающей жизни, стимулируют активность. Группа творческих игр неоднородна. Среди них выделяют: сюжетно-ролевые, театрализованные и строительно-конструктивные игры.

Игры с готовым содержанием и правилами разрабатываются взрослыми и поэтому уже имеют фиксированную программу действий для достижения определенного результата. По характеру поставленной задачи они делятся на две группы - подвижные и дидактические.

Основу данной классификации заложил П.Ф. Лесгафт. Все игры были сведены им в две большие группы: имитационные и игры с правилами. По мнению автора, в имитационных играх ребенок повторяет то, что видит в окружающей его действительности. Он разнообразит содержание игр в зависимости от своей впечатлительности, степени развития физических сил, умения ими пользоваться. Имитационные игры всегда предшествуют играм с правилами. П.Ф. Лесгафт показал отличие имитационных игр и игр с правилами. Со временем данная классификация уточнялась, совершенствовалась.

С.Л. Новоселовой была предложена новая классификация детских игр. В ее основу положен принцип «инициативы», исходящей от субъектов игры. В соответствии с этим выделяется три класса игр.

Первый - игры, возникающие по инициативе самих детей. К ним относятся самодеятельные игры - экспериментирования (с природными объектами и явлениями, игрушками и предметами) и самодеятельные сюжетные игры (отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные). Этот класс игр считается наиболее продуктивным для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, возникновения новых мотивов и видов деятельности.

Второй класс игр отличается тем, что инициатива в них принадлежит взрослому, а не ребенку. Это обучающие игры (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные) и досуговые (интеллектуальные, игры-забавы, развлечения, празднично-карнавальные, театрально-постановочные). Эти игры формируют культуру игры, служат естественной формой передачи детям знаний, способствуют усвоению социальных норм и правил.

Третий класс игр определяется исторической инициативой этноса, в глубинах которого они возникают. Это традиционные или народные игры: обрядовые, тренинговые и досуговые. Они способствуют формированию у детей универсальных родовых способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и др.) Игры этого класса являются важнейшим источником усвоения общечеловеческих ценностей.

В современной зарубежной педагогике так же нет единой классификации детских игр. В качестве примера приведем классификацию, авторами которой являются Риммер ван дер Коей, Генриетта Постумус Мейес. Все игры в ней объединены в четыре группы:

Предметно-манипулятивные (функциональные) игры, в которых ребенок изучает и исследует игровую ситуацию и игрушки. Особенностью данного вида игр является повторение движений и действий.

Имитационные или сюжетно-ролевые игры, в ходе которых ребенок имитирует действия или ситуации, воссоздавая их в доступной для него форме. Их характерные особенности заключаются в воспроизведении функций взрослого и отношений между ними, а также отражении различных событий и явлений.

Строительно-конструктивные игры. В них проявляется стремление ребенка соединить элементы, лишенные внутреннего содержания, в нечто обладающее конкретным смыслом.

И наконец, режиссерские (комбинационные) игры, в которых ребенок группирует образные игрушки в соответствии со своими представлениями об окружающем мире. Отличительной чертой игр данного типа является отбор, комбинирование и группировка готовых игрушек.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.