Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Элементарное мышление человекообразных и низших обезьян



Рассмотренные выше вопросы касались уровня элементарной рас­судочной деятельности у животных разного уровня организации моз­га — рыб, рептилий, птиц и млекопитающих. Наибольшего развития элементарное мышление достигает у приматов. Исследования психи­ческих функций этих животных многочисленны и разносторонни. В то же время и среди представителей этого отряда выделяются человеко­образные обезьяны, весь спектр когнитивных способностей которых значительно выше, чем у всех остальных представителей животного мира, в том числе и других приматов.

В какой же степени уровень развития мышления человекообраз­ных обезьян приближается к человеческому? Этот вопрос всегда был предметом ожесточенных дискуссий. Необходимость подчеркивать на­личие качественных различий между психикой человека и его бли­жайших родственников, человекообразных обезьян, составляла один из краеугольных камней и зоопсихологии, и биологии в целом. Такие же соображения заставляли многих авторов отрицать глубокие разли­чия между антропоидами и остальными приматами.

Рассмотренные нами исследования последней трети XX века вне­сли коррективы в эти представления. Они свидетельствуют о глубоких различиях когнитивных способностей высших и низших приматов, ко­торые прослеживаются на всех изученных в настоящее время уровнях:

* все виды антропоидов достоверно отличаются от остальных ви­дов приматов по скорости формирования установки на обуче­ние (см. рис. 8.1);

* ни у одного вида низших узконосых обезьян не отмеченоспон­танного использования орудий при содержании в лабораторных

полусвободных условиях (Фирсов, 1973; 1993), тогда как ант­ропоиды (и в природе, и в лаборатории) прибегают к ним постоянно и в самых разнообразных формах (КелерВ., 1925;

Ладыгина-Коте, 1959; Гудолл, 1992 и др.);

• Для человекообразных обезьян характерноцеленаправленное применение орудий в соответствии с «мысленным планом» и предвидение результата своих действий, тогда как у низших обезьян преобладаетслучайное манипулирование ими (Ладыги­на-Коте, 1959; Фирсов, 1973; Visalberghi et al., 1995);

• шимпанзе превосходят низших узконосых обезьян по способ­ности кформированию довербальных понятий (Фирсов, 1972;

1987; 1993; Малюкова и др., 1990; 1992), а также к усвоению и использованию символов (Savage -Rumbaugh, et al., 1993).

•» шимпанзе способны к самоузнаванию, к оценке и пониманию знаний и намерений других особей (и человека) и могут ис­пользовать эти свойства в своих социальных контактах, в том числе для воздействия на других членов сообщества («социаль­ное манипулирование» и «обман»). У низших обезьян все пере­численные элементы практически отсутствуют (Povinelli et al., 1991; 1992;1993; 1994; Tomasello, Call, 1998; см. гл. 7).

Таким образом, согласно современным данным, можно с уверен­ностью утверждать, что по всем наиболее сложным проявлениям выс­ших когнитивных способностей антропоиды принципиально превос­ходят других приматов.

Столь же заметные изменения произошли в представлениях о том, в какой степени психика антропоидов приближается к человеческой. Способность шимпанзе к образованию довербальных понятий (гл. 5), а также к использованию символов (гл. 6) позволяет им усваивать простейшие языки для общения с человеком. Присущие знаковым системам, которые они усваивают, свойства перемещаемости и про­дуктивности (см. гл. 6) свидетельствуют о том, что в основе употребле­ния символов лежат не образные, а отвлеченные представления. Шим­панзе и другие антропоиды овладевают словарем в несколько сотен «слов», из которых они строят грамматически правильные предложе­ния, а при соответствующем режиме воспитания, введенном не позд­нее 10-месячного возраста, могут научиться с первого же раза пони­мать адресованные им самые разнообразные устные фразы и выпол­нять заключенные в них указания экспериментатора.

Они делают это не за счет «зазубривания» определенных ко­манд, а подобно детям: усваивают значения слов независимо от контекста и связывают их не с конкретным предметом или дей­ствием, а с отвлеченным представлением о любых вариантах дан­ного стимула или действия.

 

Все это свидетельствует о том, что даже высшая форма психики человека — речь, основанная на абстрактно-логическом мышлении имеет биологические предпосылки, и ее зачатки в определенной сте­пени представлены у современных антропоидов.

Принципиальное значение имеет также тот факт, что и способ­ность узнавать себя в зеркале, и «осмысленное» применение орудий и умение предвидеть действия партнера формируются у шимпанзе в возрасте 4—4,5 лет. Именно в этот период достигает своего максималь­ного развития и овладение языками-посредниками.

Элементарное мышление антропоидов (как и более прими­тивных животных) — это системная функция мозга, которая оп­ределяется уровнем его организации и проявляется в разных функ­циональных сферах и при выполнении различных операций.

Самостоятельный интерес представляет характеристика высших когнитивных функций других высокоорганизованных позвоночных, прежде всего дельфинов. Их поведение и психика сделались объектом внимания психологов и физиологов гораздо позднее, чем большин­ства лабораторных животных, да и работа с ними требует особых ма­териальных и технических затрат. Тем не менее полученные к настоя­щему времени данные уверенно позволяют оценить рассудочную дея­тельность этих животных как одну из самых высоких по степени развития. То же самое (хотя и в меньшей степени), можно сказать и о птицах — врановых и попугаях. Исследований на них пока очень мало, но можно уверенно утверждать, что по уровню развития рассудочной деятельности эти птицы существенно превосходит хищных млекопи­тающих и достигают уровня низших узконосых обезьян. Опыты И. Пеп-перберг по обучению попугая общению с человеком, а также исполь­зование воронами цифр для маркировки множеств в работе Зориной и Смирновой (2000) позволяют с известной осторожностью предпо­ложить, что по способности к простейшей символизации эти птицы приближаются к антропоидам.

РЕЗЮМЕ

Рассмотренные вопросы, касающиеся универсальности спо­собности животных к элементарной рассудочной деятельно­сти, особенностей морфофизиологических механизмов это­го явления, роли экологической специализации в проявлении способностей к элементарному мышлению, в конечном ито­ге приводят к заключению, что «...рассудочная деятельность животных на всех ступенях филогенеза детерминирована уровнем развития мозга, который в свою очередь опре­деляется генотипом животного... В процессе естественно-

го отбора наиболее адекватных форм поведения в многооб­разно меняющихся условиях среды происходит и отбор тех морфофизиологических особенностей мозга, которые обес­печивают выполнение наиболее адаптивных поведенческих актов».

Это фундаментальное заключение, которое следует из ог­ромного числа накопленных наукой фактов, сделал Л. В. Кру-шинский (1986).

1. Каковы наиболее универсальные проявления элементарной рас­судочной деятельности, доступные даже относительно прими­тивно организованным животным?

2. Как исследуется соотношение между способностью к экстрапо­ляции и обучением?

3. От каких особенностей структурно-функциональной организа­ции мозга зависит уровень рассудочной деятельности вида?

4. Каковы самые сложные формы элементарной рассудочной дея­тельности и как они представлены у наиболее высокоорганизо­ванных животных — человекообразных обезьян?

5. Какой степени сходства с мышлением человека может достигать мышление человекообразных обезьян?

 

9 ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ РАССУДОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДРУГИХ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЖИВОТНЫХ

Индивидуальные вариации в проявлении когнитивных способностей жи­вотных имеют в качестве одной из причин генетические различия. Описание экспериментов, выявивших различия в способности к экст­раполяции у диких и доместицированных форм двух видов животных — лисиц и крыс. Изложение методологии генетики поведения, а также результатов основных модельных экспериментов в генетических ис­следованиях способности к обучению.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.