Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Влияние эволюционного учения Ч. Дарвина на исследование поведения. Книга Дж. Роменса. «Канон Ллойда-Моргана»



Решающее значение для возникновения и развития сравнитель­ных и экспериментальных исследований поведения и психики живот­ных имели трудыЧ. Дарвина (1809—1882). Его учение о происхожде­нии видов путем естественного отбора позволяло анализировать эво­люционные аспекты поведения. Оно не только обогатило эмпирические знания, но и углубило теоретические представления ученых, а также определило использование сравнительного метода в этой области.

В работах «О выражении ощущений у животных и человека» (1872;

см.: 1953), а также «Инстинкт» и «Биографический очерк одного ребенка» (1877) Дарвин впервые использовал объективный метод изу­чения психики, хотя и реализованный в форме наблюдения, а не экс­перимента.

На большом фактическом материале Дарвин тщательно проана­лизировал репертуар выразительных движений у человека и живот­ных, главным образом приматов. Обобщая результаты этого сравне­ния, Дарвин пришел к выводу, что проявления ощущений у живот­ных и человека имеют много черт сходства: «Некоторые формы выражения эмоций человека, такие как вздыбливание волос под вли­янием крайнего испуга или оскаливание зубов во время приступа ярости, едва ли можно понять, если не предположить, что некогда человек существовал в более примитивном и звероподобном состоя­нии. Общность некоторых способов выражения эмоций у различных, но близких видов, как, например, движение одних и тех же мышц во время смеха у человека и различных обезьян, представляется более осмысленным, если предположить, что они происходят от одного предка» (Дарвин, 1953). На этом основании он пришел к выводу об общности происхождения обезьян и человека, т.е. их родстве и пре­емственности.

я Дарвин впервые применил принцип объективного анализа к

» таким психическим явлениям (выражение эмоций), которые до того момента считались наиболее субъективными.

Собранные Дарвиным многочисленные сведения о поведении жи­вотных в естественных условиях и в неволе позволили ему четко вы-лелить три основные категории поведения — инстинкт, способность к обучению и «способность к рассуждению». Он определял инстинкты как акты, которые выполняются одинаково многими особями одно­го вида, без понимания цели, с которой эти действия производятся. Вместе с тем Дарвин полагал, что зачатки разума («способность к рассуждению» — reasoning) так же присущи многим животным, как инстинкты и способность к формированию ассоциаций (т.е. к обуче­нию). Разницу между психикой человека и высших животных, как бы она ни была велика, он определял как разницу «в степени, а не в качестве» (1896).

Представление Ч. Дарвина о том, что психическая деятельность человека — лишь один из результатов единого процесса эволюцион­ного развития, стимулировало применение сравнительного метода в психологии, в частности сбор данных о чертах сходства психики жи­вотных и человека.

Таким образом, вклад Ч. Дарвина в проблему мышления живот­ных состоит в следующем:

• впервые было введено представление о трех составляющих по­ведения и психики животных (инстинкт, обучение, рассудоч­ная деятельность);

* учение Ч. Дарвина способствовало применению сравнительно­го и эволюционного подхода в психологии.

Одним из первых к проблеме сходства психики животных и чело­века обратился друг и единомышленник ДарвинаДжон Ромене (1848— 1894). Наибольшую известность получила его книга «Ум животных» (1888), где он выступил как натуралист, стремившийся доказать един­ство и непрерывность развития психики на всех уровнях эволюционно­го процесса. Материалом для этого послужили многочисленные на­блюдения сложных проявлений поведения у животных разного фило­генетического уровня (как позвоночных, так и беспозвоночных). Среди множества приведенных примеров поведения позвоночных Ромене Еьщелял «разумные». По его мнению, отличительной особенностью ^Разумных» действий было их влияние на приспособление животного к новым условиям существования.

Гипотеза о наличии у животных элементов разума всегда существовала в массовом сознании в эмпирическом, бытовом понимании этого термина. Собранный Дж. Роменсом обширный материал, на первый взгляд, вполне отвечал этому представлению, но был весьма неоднороден: наряду с вполне

достоверными наблюдениями было приведено и много непроверенных. Ана­лиз его «коллекции» с современных позиций показывает, что часть их сле­дует рассматривать как иллюстрации проявления инстинкта, а многие дру­гие правильнее было бы относить к «охотничьим рассказам» и «анекдотам». В книге упоминалось, что крысы «сообразили» воровать яйца особым спо­собом: одна крыса обнимает яйцо лапами и переворачивается на спину, а другие тащат ее за хвост. Однако за более чем 100 лет интенсивного изуче­ния поведения крыс в лаборатории никому не удалось наблюдать ничего похожего.

В6 Работа Дж. Роменса при всей своей неоднозначности пред­ставляла собой первую попытку обобщить факты разумного пове-д дения животных и прочно привлекла внимание к этой проблеме.

Большую роль в выработке критериев, необходимых для надежно­го разделения разных форм поведения, сыграли работы (преимуще­ственно теоретические) английского психологаКонвея Ллойда Мор­гана (1852—1936). Он одним из первых обратился к проблеме соотно­шения инстинктов и обучения в поведении животных. Рассматривая возможность изменения инстинктов под влиянием индивидуального опыта в книге «Привычка и инстинкт» (1899) и тщательно отграни­чивая все унаследованное, инстинктивное от индивидуально приоб­ретенного, К. Л. Морган в то же время обращал внимание на постоян­ное переплетение этих компонентов в поведении животного.

Ученый обратил внимание, что наследуются не только инстинк­ты, но и способность к усвоению определенных видов индивидуаль­ного опыта, т.е. указал на существование биологической предрасполо­женности к определенным видам обучения (см.: Зорина и др., 1999). Ему принадлежит также инициатива экспериментального исследования процесса обучения у животных, успешно реализованная в дальней­шем Э. Торндайком. Считается, что именно после посещения лекций Ллойда Моргана в Гарвардском университете в 1896 году его ученик Торндайк начал свои эксперименты (см. 2.4.1).

Морган выступал против антропоморфизма в трактовке феноме­нов поведения животных. Он автор «правила экономии», известного как «канон Ллойда Моргана».

Согласно «правилу экономии» «то или иное действие ни в коем случае нельзя интерпретировать как результат проявления ка­кой-либо высшей психической функции, если его можно объяс­нить на основе наличия у животного способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале».

Это положение особенно важно при анализе и трактовке сложных форм поведения животных, при решении вопроса о том, можно ли их считать проявлениями разума.

В работах К. Л. Моргана были сформулированы следующие поло-рния важные для развития науки о поведении, в частности о зачат­ках мышления:

• взаимодействие инстинкта и приобретенных поведенческих реакций;

• существует биологическая предрасположенность к некоторым формам обучения;

• при изучении мышления животных необходимо следовать «пра­вилу экономии».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.